Городские легенды: леди Годива из Ковентри. Обнаженная всадница Ковентри собор

Миф о национальной британской героине леди Годиве, согласившейся верхом проехать обнаженной через город Ковентри, чтобы спасти его жителей от непосильных налогов? Ежегодно 10 июля в Ковентри проходит фестиваль в память об этом знаменательном событии. А произошло ли оно в действительности? Или это все-таки не более чем легенда?

Считается, что события, описанные в легенде, произошли в 1043 году. Тогда Ковентри еще был маленьким захолустным городком. Правил им лорд Леофрик, человек, имевший множество военных и политических заслуг, обладавший значительным состоянием… Он мечтал сделать из Ковентри процветающий город. Вместе со своей супругой, которая носила имя Годива и славилась крайней набожностью, лорд учредил в городе аббатство, щедро вкладывался и в остальные "объекты инфраструктуры"… И в самом деле, вскоре Ковентри преобразился, став четвертым по значению городом средневековой Англии.

Однако Леофрик не только оказывал городу "спонсорскую помощь". Он постоянно увеличивал налоги, доводя население до крайней степени нищеты… В отчаянии жители решили обратиться за помощью к леди Годиве. Добрая женщина пообещала передать мужу просьбу о снижении налогового бремени.

Разумеется, лорд Леофрик отказал жене, причем в довольно грубой форме. Однако она вновь и вновь повторяла ему просьбу жителей, и как-то раз, изрядно охмелев на пиру, супруг заявил, что готов вообще отменить налоги для горожан, но с одним условием - если леди Годива проедет средь бела дня верхом на лошади через весь город полностью обнаженной… Вспомните, что дело было в пуританской Англии, и речь шла о добропорядочной и богобоязненной женщине.

Тем не менее, жена согласилась на это условие. Тут же, при свидетелях, он потребовала от мужа клятву, что договор будет исполнен.

Свою часть соглашения Годива выполнила на следующий день. Прекрасная обнаженная всадница, чье тело было прикрыто лишь распущенными волосами, прогарцевала на лошади через весь город из конца в конец. Впрочем, жители Ковентри, среди которых уже разнесся слух о "договоре", старались в это время не выходить на улицу, а также плотно притворили ставни окон, чтобы не видеть наготу женщины . Лишь некто по имени Том решил тайком поглядеть на красавицу, но при взгляде на нее мгновенно ослеп. Так его наказало небо…

Как гласит предание, лорд Леофрик, пораженный поступком жены, выполнил ее требование и действительно отменил непомерные для населения налоги.

Впервые эта история была упомянута в летописи за 1188 год монахом монастыря святого Албана Роджером Вендровером. Однако впоследствии ее достоверность не раз подвергалась сомнению. И на то имелись достаточно веские причины. Прежде всего, лорд Леофрик и леди Годива являлись реальными историческими лицами, жизнь которых достаточно подробно описана в английских летописных источниках. Если верить этим источникам, то лорд Леофрик действительно выстроил Бенедиктинский монастырь, которому были переданы во владение обширные земли и деревни. Что же касается его супруги, то леди Годива преподнесла в дар монастырю большое количество золота, серебра и драгоценностей, что сделало его самым богатым в Англии. Неудивительно, что после кончины правитель и его щедрая жена были с почестями погребены на территории обители… Между тем, ни в одном официальном источнике не приводится скандальная история о заключенном супругами пари и проезде обнаженной леди Годивы по городу… Откуда же взялась эта странная легенда?

Английская легенда о прекрасной леди, которая преодолела свою стыдливость ради благополучия простых горожан, известна всему миру. Исследователи разделились на скептиков, считающих, что история леди Годивы миф, и тех, кто стойко верит в ее правдивость. Но, возможно, оба лагеря отчасти правы. Как бы там ни было, в Англии до сих пор превозносят подвиг обнаженной всадницы…

Легенда о благородной спасительнице

Согласно легенде, добросердечная леди Годива не могла равнодушно смотреть на страдания жителей средневекового английского городка Ковентри, которым ее муж, граф Леофрик, в очередной раз поднял налоги. Она неоднократно обращалась к супругу с мольбой сжалиться и отменить поборы.

Долгое время граф был непреклонен. Наконец, устав от просьб, он в сердцах заявил, что готов пойти на уступки, если она обнаженной проедет верхом на лошади по улицам города, за который так страстно просит.

Граф считал, что поставленное условие слишком унизительно и невыполнимо. Однако леди Годива, поймав мужа на слове, решилась на безумный шаг. Она выехала на площадь Ковентри, прикрыв наготу только своими роскошными волосами. Горожане в назначенный час остались дома и закрыли ставни на окнах. Легенда упоминает портного Тома, который в щелочку двери посмотрел на всадницу.

Картина Джона Кольера Леди Годива (1898)

Небесная кара была мгновенной он ослеп.
Графу ничего не оставалось, как выполнить свое обещание. Леди Годива для жителей Ковентри стала героиней и спасительницей от непосильного налогового бремени.

Реальная женщина и исторические несоответствия

Леди Годива, супруга Леофрика, графа Мерсии действительно жила в XI веке. Ее муж был одним из самых влиятельных людей Англии, приближенным англосаксонского короля Эдуарда Исповедника. Уполномоченный монархом, он собирал налоги с подданных.

Остались свидетельства о жестокости графа к неплательщикам, вплоть до смертной казни.
Кроме Ковентри, к которому нас отсылает легенда, богатому аристократическому семейству принадлежали земли в Уорикшире, Глостершире и Ноттингемшире. Известно, что супруги активно занимались постройкой и ремонтом храмов и часовен в своих владениях.

В Ковентри они возвели приорат, огромный бенедиктинский монастырь, который занял половину средневекового города, и отдали ему во владение 24 деревни. Монастырские летописи описывают леди Годиву как набожную прихожанку и щедрую покровительницу.

Складывается впечатление, что современники ничего не слышали об отважном поступке леди Годивы. Англо-саксонская хроника, составленная до 1066 года, обходит экстравагантный выезд супруги графа молчанием. Нет о нем ни слова в Книге Страшного суда Вильгельма Завоевателя, подробном источнике сведений об Англии XI века.

Первое упоминание об обнаженной всаднице появляется в записях Роджера Вендровера монаха монастыря Святого Албана только 1236 году, или почти спустя 200 лет после смерти леди Годивы. Он даже указал точную дату события 10 июля 1040 года.


На картине художника Эдмунда Лейтона изображен момент, когда леди принимает свое благородное решение. 1892 г.

В конце XIII века король Эдуард I, будучи любознательным человеком, захотел узнать правду об истории леди Годивы и поручил изучить документы ушедшей эпохи. Действительно, в 1057 году некоторые налоги в Ковентри были отменены, что было беспрецедентным случаем для тех времен. Однако разница в 17 лет между выездом отважной всадницы и реальной датой отмены налогообложения заставила пытливого короля усомниться в правдивости истории.

Легенда о леди Годиве наполнена противоречиями. Дама послушна мужу, но смело добивается отмены налогов. Она ездит обнаженная по улицам города, но в сознании горожан остается скромной и высоконравственной. Она представительница правящего класса и, тем не менее, сочувствует тяжелому положению простых людей.

Профессор английской литературы Даниэль Донахью утверждает, что миф развивался на протяжении столетий и был основан на жизни реальной женщины, которая, возможно, и помогла простому народу. Однако лег этот миф на благодатную почву древних фольклорных сказаний и языческих обрядов. Легенда о леди Годиве пришлась по душе жителям Ковентри, потому что они с незапамятных времен поклонялись обнаженной языческой богине на коне.


Памятник Годиве в центре города Ковентри.

Древняя богиня

До норманнского вторжения к северу от современного Ковентри проживало племя англов мерсийцев, а на юге племя саксов хвикке. Именно с последним связывают появление слова викка языческая колдунья. Кстати, в официальном титуле графа

Леофрика он упоминался и как повелитель хвикков.
Верховную богиню плодородия хвикков звали Кода, или Года. Это древнее имя встречается во многих географических названиях в районе к юго-западу от Ковентри. При раскопках в деревушке Вегинтон на южной окраине Ковентри археологами был обнаружен храм богини Годы. На севере есть поселение Кода. Было высказано предположение, что целый регион, Котсуолд, носит имя этой богини.

Ковентри, изолированно стоявший среди лесов, вдалеке от крупных городов и главных дорог, был идеальным местом для сохранения языческой культуры в течение нескольких веков после принятия страной христианства. В настоящее время общепризнанно, что топоним Ковентри происходит от названия священного дерева Кофа, которому местные поклонялись и возле которого проводились языческие ритуалы.

Ежегодно, в середине лета, в честь богини Годы устраивались мистерии с шествием, на которых обнаженная жрица, олицетворявшая богиню, объезжала город верхом на коне и направлялась к священному дереву, где ей воздавались почести и приносились в жертву молодые мужчины и лошади.

Христианизация языческого праздника

Англосаксонский языческий культ просуществовал очень долго. Даже после строительства монастыря Святого Осбурга в X веке и бенедиктинского аббатства в 1043 году продолжались ежегодные языческие процессии и жертвенные обряды. Не сумев запретить языческий праздник, монахи очень мудро подменили языческую богиню реальной благочестивой женщиной с созвучным именем, и тут очень кстати пришлась история с налогами. Фактически монахи изменили смысл праздника вместо языческого культа началось поклонение верующей христианке, почти святой женщине.

Перелом в сознании жителей Ковентри произошел примерно в XII веке. Языческая Года забылась, почиталась леди Годива, шествия продолжались, но они уже не имели никакого отношения к язычеству.

Интересна фигура подглядывающего Тома в этой талантливой подмене. В язычестве Том ассоциировался с тем юношей, которого приносили богине в жертву. Монахи же сумели сделать из любопытного портного одиозную фигуру наказанного грешника.
Несомненно, церковные власти избрали самый верный путь борьбы с язычеством, которое было слишком сильно, чтобы быть ликвидированным в одночасье. Им удалось трансформировать поклонение языческой богине в почитание доброй христианки, опуская при этом все нежелательные детали из прошлого.

Фестивали и праздничные шествия в Ковентри продолжаются до сих пор. Они посвящены леди Годиве, а ее имя стало брендом и частью истории города. Придумана эта история или реальна современных жителей Ковентри не волнует. Каждый год, как и их предки много веков назад, они с удовольствием выходят на главную площадь города, чтобы воздать почести своей защитнице и покровительнице обнаженной женщине на коне.

Деталь про Подглядывающего Тома, по некоторым данным, появилась в 1586 году, когда совет города Ковентри заказал Адаму ван Ноорту изобразить на картине легенду о леди Годиве. После того, как заказ был выполнен, картина была выставлена на главной площади Ковентри. И население ошибочно приняло изображённого на картине Леофрика, выглядывающего в окно, за ослушавшегося горожанина.

Жюль Жозеф Лефевр.(1836-1911) Леди Годива.

Э.Лендсиер. Молитва леди Годивы. 1865 г.

Скорее всего, эта легенда мало связана с реальными событиями. Жизнь Леофрика и Годивы подробно описаны в сохранившихся в Англии летописях. Известно, что Леофрик в 1043 году построил бенедиктинский монастырь, который в одночасье превратил Ковентри из маленького поселения в четвёртый по величине средневековый английский город.

Леофрик наделил монастырь землёй и отдал во владение обители двадцать четыре деревни, а леди Годива подарила такое количество золота, серебра и драгоценных камней, что ни один монастырь Англии не мог сравниться с ним по богатству. Годива же была очень набожной и после смерти мужа, находясь на смертном одре, передала все его владения церкви. Граф Леофрик и леди Годива были похоронены в этом монастыре.
Однако о событиях, описываемых в легенде, хроники умалчивают.


Образ леди Годивы достаточно популярен в искусстве. Ей посвящены поэмы и романы. Образ воссоздан, на гобелене, на полотнах живописцев.

Эдвард Генри Корбулд (1815 - 1904) Леди Годива.

Конная статуя Леди Годива, Джон Томас Мейдстон музей, Кент, Англия.19 век.

Леди Годиву упоминает Иосиф Бродский в Литовском ноктюрне (В полночь всякая речь / обретает ухватки слепца; так что даже „отчизна“ на ощупь — как Леди Годива)

Леди Годиву упоминает Борис Гребенщиков в песне Сталь (Ну а ежели кто не еще а уже / И душа как та леди верхом в неглиже

Фредди Меркьюри упоминает Леди Годиву в песне Don’t Stop Me Now: I’m a racing car passing by like Lady Godiva .

Своим названием знаменитый бельгийский шоколад обязан красивой легенде о леди Годиве, которую в Бельгии до сих пор рассказывают детям на Рождество
Шоколад "Godiva" официальный поставщик бельгийского королевского двора,его подают на официальных церемониях Каннского кинофестиваля.

Археологами найдены витражи с изображением леди Годивы, которые сейчас находятся в сохранившейся церкви первого монастыря, основанного Леофриком и Годивой.

Интересна статья?

Английская легенда о прекрасной леди, которая преодолела свою стыдливость ради благополучия простых горожан, известна всему миру. Исследователи разделились на скептиков, считающих, что история леди Годивы – миф, и тех, кто стойко верит в ее правдивость. Но, возможно, оба лагеря отчасти правы. Как бы там ни было, в Англии до сих пор превозносят подвиг обнаженной всадницы…

Легенда о благородной спасительнице

Согласно легенде, добросердечная леди Годива не могла равнодушно смотреть на страдания жителей средневекового английского городка Ковентри, которым ее муж, граф Леофрик, в очередной раз поднял налоги. Она неоднократно обращалась к супругу с мольбой сжалиться и отменить поборы.

Долгое время граф был непреклонен. Наконец, устав от просьб, он в сердцах заявил, что готов пойти на уступки, если она обнаженной проедет верхом на лошади по улицам города, за который так страстно просит.

Граф считал, что поставленное условие слишком унизительно и невыполнимо. Однако леди Годива, поймав мужа на слове, решилась на безумный шаг. Она выехала на площадь Ковентри, прикрыв наготу только своими роскошными волосами. Горожане в назначенный час остались дома и закрыли ставни на окнах. Легенда упоминает портного Тома, который в щелочку двери посмотрел на всадницу.


Картина Джона Кольера «Леди Годива» (1898)

Небесная кара была мгновенной – он ослеп.
Графу ничего не оставалось, как выполнить свое обещание. Леди Годива для жителей Ковентри стала героиней и спасительницей от непосильного налогового бремени.

Реальная женщина и исторические несоответствия

Леди Годива, супруга Леофрика, графа Мерсии действительно жила в XI веке. Ее муж был одним из самых влиятельных людей Англии, приближенным англосаксонского короля Эдуарда Исповедника. Уполномоченный монархом, он собирал налоги с подданных.

Остались свидетельства о жестокости графа к неплательщикам, вплоть до смертной казни.
Кроме Ковентри, к которому нас отсылает легенда, богатому аристократическому семейству принадлежали земли в Уорикшире, Глостершире и Ноттингемшире. Известно, что супруги активно занимались постройкой и ремонтом храмов и часовен в своих владениях.

В Ковентри они возвели приорат, огромный бенедиктинский монастырь, который занял половину средневекового города, и отдали ему во владение 24 деревни. Монастырские летописи описывают леди Годиву как набожную прихожанку и щедрую покровительницу.

Складывается впечатление, что современники ничего не слышали об отважном поступке леди Годивы. Англо-саксонская хроника, составленная до 1066 года, обходит экстравагантный выезд супруги графа молчанием. Нет о нем ни слова в «Книге Страшного суда» Вильгельма Завоевателя, подробном источнике сведений об Англии XI века.

Первое упоминание об обнаженной всаднице появляется в записях Роджера Вендровера – монаха монастыря Святого Албана – только 1236 году, или почти спустя 200 лет после смерти леди Годивы. Он даже указал точную дату события – 10 июля 1040 года.


На картине художника Эдмунда Лейтона изображен момент, когда леди принимает свое благородное решение. 1892 г.

В конце XIII века король Эдуард I, будучи любознательным человеком, захотел узнать правду об истории леди Годивы и поручил изучить документы ушедшей эпохи. Действительно, в 1057 году некоторые налоги в Ковентри были отменены, что было беспрецедентным случаем для тех времен. Однако разница в 17 лет между выездом отважной всадницы и реальной датой отмены налогообложения заставила пытливого короля усомниться в правдивости истории.
Легенда о леди Годиве наполнена противоречиями. Дама послушна мужу, но смело добивается отмены налогов. Она ездит обнаженная по улицам города, но в сознании горожан остается скромной и высоконравственной. Она представительница правящего класса и, тем не менее, сочувствует тяжелому положению простых людей.

Профессор английской литературы Даниэль Донахью утверждает, что миф развивался на протяжении столетий и был основан на жизни реальной женщины, которая, возможно, и помогла простому народу. Однако лег этот миф на благодатную почву древних фольклорных сказаний и языческих обрядов. Легенда о леди Годиве пришлась по душе жителям Ковентри, потому что они с незапамятных времен поклонялись обнаженной языческой богине на коне.


Памятник Годиве в центре города Ковентри.

Древняя богиня

До норманнского вторжения к северу от современного Ковентри проживало племя англов – мерсийцев, а на юге племя саксов – хвикке. Именно с последним связывают появление слова «викка» – языческая колдунья. Кстати, в официальном титуле графа
Леофрика он упоминался и как «повелитель хвикков».

Верховную богиню плодородия хвикков звали Кода, или Года. Это древнее имя встречается во многих географических названиях в районе к юго-западу от Ковентри. При раскопках в деревушке Вегинтон на южной окраине Ковентри археологами был обнаружен храм богини Годы. На севере есть поселение Кода. Было высказано предположение, что целый регион, Котсуолд, носит имя этой богини.

Ковентри, изолированно стоявший среди лесов, вдалеке от крупных городов и главных дорог, был идеальным местом для сохранения языческой культуры в течение нескольких веков после принятия страной христианства. В настоящее время общепризнанно, что топоним «Ковентри» происходит от названия священного дерева Кофа, которому местные поклонялись и возле которого проводились языческие ритуалы.

Ежегодно, в середине лета, в честь богини Годы устраивались мистерии с шествием, на которых обнаженная жрица, олицетворявшая богиню, объезжала город верхом на коне и направлялась к священному дереву, где ей воздавались почести и приносились в жертву молодые мужчины и лошади.

Христианизация языческого праздника

Англосаксонский языческий культ просуществовал очень долго. Даже после строительства монастыря Святого Осбурга в X веке и бенедиктинского аббатства в 1043 году продолжались ежегодные языческие процессии и жертвенные обряды.

Не сумев запретить языческий праздник, монахи очень мудро подменили языческую богиню реальной благочестивой женщиной с созвучным именем, и тут очень кстати пришлась история с налогами. Фактически монахи изменили смысл праздника – вместо языческого культа началось поклонение верующей христианке, почти святой женщине.

Перелом в сознании жителей Ковентри произошел примерно в XII веке. Языческая Года забылась, почиталась леди Годива, шествия продолжались, но они уже не имели никакого отношения к язычеству.

Интересна фигура подглядывающего Тома в этой талантливой подмене. В язычестве Том ассоциировался с тем юношей, которого приносили богине в жертву. Монахи же сумели сделать из любопытного портного одиозную фигуру наказанного грешника.

Несомненно, церковные власти избрали самый верный путь борьбы с язычеством, которое было слишком сильно, чтобы быть ликвидированным в одночасье. Им удалось трансформировать поклонение языческой богине в почитание доброй христианки, опуская при этом все нежелательные детали из прошлого.

Фестивали и праздничные шествия в Ковентри продолжаются до сих пор. Они посвящены леди Годиве, а ее имя стало брендом и частью истории города. Придумана эта история или реальна – современных жителей Ковентри не волнует. Каждый год, как и их предки много веков назад, они с удовольствием выходят на главную площадь города, чтобы воздать почести своей защитнице и покровительнице – обнаженной женщине на коне.

Деталь про «Подглядывающего Тома», по некоторым данным, появилась в 1586 году, когда совет города Ковентри заказал Адаму ван Ноорту изобразить на картине легенду о леди Годиве. После того, как заказ был выполнен, картина была выставлена на главной площади Ковентри. И население ошибочно приняло изображённого на картине Леофрика, выглядывающего в окно, за ослушавшегося горожанина.


Жюль Жозеф Лефевр.(1836-1911) Леди Годива.


Э.Лендсиер. Молитва леди Годивы. 1865 г.

Скорее всего, эта легенда мало связана с реальными событиями. Жизнь Леофрика и Годивы подробно описаны в сохранившихся в Англии летописях. Известно, что Леофрик в 1043 году построил бенедиктинский монастырь, который в одночасье превратил Ковентри из маленького поселения в четвёртый по величине средневековый английский город.

Леофрик наделил монастырь землёй и отдал во владение обители двадцать четыре деревни, а леди Годива подарила такое количество золота, серебра и драгоценных камней, что ни один монастырь Англии не мог сравниться с ним по богатству. Годива же была очень набожной и после смерти мужа, находясь на смертном одре, передала все его владения церкви. Граф Леофрик и леди Годива были похоронены в этом монастыре.

Однако о событиях, описываемых в легенде, хроники умалчивают.

Образ леди Годивы достаточно популярен в искусстве. Ей посвящены поэмы и романы. Образ воссоздан, на гобелене, на полотнах живописцев.


Эдвард Генри Корбулд (1815 - 1904) Леди Годива.



Конная статуя Леди Годива, Джон Томас Мейдстон музей, Кент, Англия.19 век.


Marshall Claxton 1850 г.Леди Годива.


Alfred Woolmer 1856 г.Леди Годива.



Сальвадор Дали.Леди Годива.


Достопримечательности Ковентри

1. Старый собор Ковентри (Old Coventry Cathedral)

Построенный в 1373 году и первоначально являвшийся одной из крупнейших приходских церквей в Англии, Собор Святого Михаила , широко известный как старый собор Ковентри, является резиденцией епископа Ковентри в Уэст - Мидлендс. На месте собора было три церкви, первая, это монастырское здание Святой Марии от которой осталось всего несколько руин. Второе, сам собор Ковентри, готическая церковь XIV века, возведенная в статус собора только в 1918 году, от не остались только стены и башня, она была разрушена во время Второй мировой войны. Она и является главной туристической достопримечательностью Ковентри. И новый Михайловский собор, построенный после разрушения старого собора Ковентри

Официальный сайт: coventrycathedral.org.uk

2. Новый собор Ковентри (St. Michael"s Cathedral)

Высокое крытое крыльцо связывает старые руины собора Ковентри с современным собором Святого Михаила, спроектированным архитектором Базилем Спенсом и открывшимся в 1962 году. Стены 200-метрового нефа построены зигзагообразно, смещенные бетонные панели чередуются так, что свет из окон льется прямо на алтарь. Самая поразительная особенность, однако, - огромный стеклянный экран в западной части здания, с в ыгравированными фигурами ангелов, святых и патриархов, он создает поразительную визуальную связь как со старыми развалинами собора, так и с оживленными улицами города. Современный дизайн собора вызвал много дискуссий, но быстро стал чрезвычайно популярным символом примирения в послевоенной Британии. Интерьер отличается огромным гобеленом (когда - то считается самым большим в мире).

Официальный сайт: coventrycathedral.org.uk


3. Музей транспорта Ковентри (Coventry Transport Museum)

Музей транспорта Ковентри представляет собой увлекательный рассказ об истории автомобильного транспорта в Великобритании. Будьте готовы провести в нем минимум 3 часа, поскольку это один из самых больших музеев транспорта в мире. Основные моменты включают впечатляющую коллекцию из более чем 120 мотоциклов и 250 легковых автомобилей и грузовиков, многие из которых связаны с богатым прошлым Ковентри как бывшим центром британской автомобильной промышленности. Достопримечательностью музея являются королевские лимузины 1940-х, 1950-х и 1960-х годов .

Официальный сайт: transport-museum.com


4. Грейфрайарс (Grayfriars)

Самым интересным из сохранившихся фахверковых зданий Ковентри является больница Форда в Грейфрайарс-лейн, богадельня для бедных семейных пар, основанная в 1509 году. Рядом с монастырем , разрушенным в 1539 году, стоит посетить его сохранившийся шпиль, который теперь включен в церковь Христа. С тех пор общежитие и монастырь Уайтфриар были полностью восстановлены и теперь располагают интересным музеем, занимающимся местной историей. Стоит также посетить во время экскурсии Бабликскую старую школу 1560 года и больницу Бонда, полукруглую богадельню для пожилых людей, основанной в 1506 году.


5. Бродгейт (Broadgate)

Бродгейт - главная площадь города, вокруг которой расположены основные достопримечательности Ковентри и откуда начинаются большинство обзорных экскурсий по туристическим маршрутам. В центре площади возвышается памятник леди Годиве, самого известного жителя города. А Бродгейт-Хаус имеет уникальные часы, на которых появляется леди Годива на лошади, один раз в час.


6. Церковь Святой Троицы

Церковь Святой Троицы является приходской церквью в англиканской церкви, расположенной в центре Ковентри. Она находится в северо-восточном углу площади Бродгейт и имеет один из трех знаменитых шпилей Ковентри, шпиль был возведен в 1166 году и его высота превышает более 100 метров. Достопримечательностью церкви являются красивые окна, каменная кафедра 1470 года и интересные гобелены, сплетенные для коронации Елизаветы II. Также стоит упомянуть средневековую картину примерно 1430 года под названием «Дум» (также известная как «Страшный суд») изображающая Христа, судящего души, для отправки в рай или ад.


«Ковентри, Герника, Орадур
- это ветер памяти подул...
Кто забыл про эти города,
пусть не удивляется, когда
небо полыхнет над головой,
вскрикнет и обуглится земля...
Мертвым позавидует живой...
«Да за что?! Да я-то тут при чем?!»
Потерявший память - обречен».
(Р.Рождественский)

Ковентри расположен примерно в 100 милях к северу-западу от Лондона. Расстояние от Волгограда до Ковентри составляет приблизительно 2009 миль.В Ковентри живет около 303 000 человек. Город расположен в центре Англии, в регионе Вест-Мидландз (West-Midlands).
Ковентри - город-история. Леди Годива, роялисты времен Генриха Восьмого, тюремное заключение Мэри, королевы шотландской и еще многие другие события прославили его далеко за пределами Англии.
Город искусных часовщиков получил в 19 веке известность на мировых рынках, как производитель швейных машин, потом велосипедов. В 1896 году компания
Даймлер выпустила тут первый английский автомобиль, а еще через несколько лет здесь же, в Ковентри, было положено начало производству прославленных английских мотоциклов.
Разрушенный бомбардировкой во второй мировой войне, Ковентри возродился, словно Феникс, из пепла. Он смог сохранить дух старины и приобрести современный индустриальный вид благодаря самоотверженному труду своих горожан.

Ковентри - очень древний город.
Здание школы
(Old Grammar School, Hales/Bishop str.) С 1557 по 1885 год здесь размещалась средняя классическая школа. Здание было построено около 1100 г. как церковь для больницы св.Иоанна. Здание изначально было намного больше, чем сейчас: в 1830 году часть старой школы снесли, чтобы открыть проход по Хейлс-стрит.


Церковь св. Иоанна
, Флит-стрит (St. John"s Church, Fleet Street)
В прежние времена известна больше под именем церковь Баблейк (Bablake). Основана в 1344 году Королевой Изабеллой, освящена в 1350 и значительно перестроена в последующие годы. В 16 веке, в правление Генриха VIII, во времена гонений на монастыри, церковь утратила свое значение в жизни города. Позже онаиспользовалась как тюрьма для захваченных в плен солдат-роялистов в 1648 году во время английской революции. В результате появилось выражение «послали в Ковентри» (sent to Coventry), означавшее «сослали в места не столь отдаленные». вернуться наверх >>



Школа Баблейк и Больница Бонд на Хилл стрит
(Bablake School and Bond"s Hospital, Hill Street)
Первое здание, построенное в городе в стиле «Тюдор» - старинная школа Баблейк для мальчиков, основанная в 1560 году. Здание больницы Бонд построено раньше, в 1506 году. Между двумя зданиями сконструировали арочный проход, пройдя через который, попадаешь в живописный дворик, чей вид практически не изменился за последние 300 лет.


Больница Форда
на Грейфрайар Лейн (Ford"s Hospital, Greyfriar"s Lane) или «богадельня» был построен для призрения бездомных стариков в 1509 году Вильямом Фордом. Здесь можно было приютить до 15 человек.
14 Октября 1940 года в здание попала бомба, убившая сторожа, медсестру и шестерых жителей. Само здание было сильно разрушено, однако его еще можно было восстановить, что и случилось в 1952 году. Были использованы кирпичи, оставшиеся от руин больницы.

Ворота на Кук-стрит .(Cook street gate) Если посмотреть вверх, проходя сквозь эти древние ворота, можно увидеть замечательный деревянный барельеф, изображающий – слона с замком на спине. вернуться наверх >>

Церковь св.Троицы. (St.Trinity Church) Одно из немногих зданий, уцелевших от разрушения во время бомбардировки второй мировой. Это нельзя назвать «чудесным избавлением», поскольку викарий (Кэнон Грэм Клитерой) и команда пожарных отважно тушили попадавшие на крышу зажигалки и осколки во время бомбежки. Построенная между 1200 и 1400 годами из красного известняка, церковь Троицы сильно напоминала своей архитектурой находящийся неподалеку собор св. Михаила. Однако в ходе нескольких капитальных реконструкций изначальная кладка была заменена на более светлый кирпич.
Шпиль церкви, высота которого более 72 метров, был построен позже, в 1667, вместо старого, который двумя годами раньше упал во время грозы, убив мальчика. Современное здание стоит на месте гораздо более старинной часовни, построенной монахами обители Св. Марии, впервые упоминаемой в 1113 г.


Ратуша св. Марии
. (st. Mary"s Guildhouse) Мария, королева шотландская, была заключена в стенах ратуши в течении трех месяцев в 1569 году по приказу королевы Елизаветы. Письмо, написанное королевской рукой гражданам Ковентри существует до сих пор, а его копия хранится в Ратуше.

вернуться наверх >>

Upon the streets of Coventry,
exposed to some, unveiled for all,
I walk with joy to make my stand
to open up, to stand up tall
I leave behind more modest grace
of fam"ly, friend, of past unspent
and take up now the martyr"s pole
ashamed to hide, all curtains rent
And now for what? This strident creed,
For whom send forth, for whom bespoke?
For God or man? For love or self?
For prophet"s rags or sinner"s cloak?
I know just this, that in the end
despite the cry, despite the woe
To One I bow, revealing all
the scripts from which all actions flow
So ware! you scoundrels and you dogs
that claim my Master to present
I dress for Him, and Him alone
To Him alone my knees are bent!
(Jim Owens)
История Ковентри связана с двумя легендарными личностями Эрлом Леофриком (Earl Leofric) и Леди Годивой (Lady Godiva) .
Настоящим именем Леди Годивы было Godgifu , означавшее «Подарок Господа». Старое произношение изменилось и за много веков превратилось в нынешнее имя . Жена Леофрика никогда не носила официального титула «Леди», титул был приписан ей потомками гораздо позже, а при жизни к ней обращались "графиня Годива" (countess).
Еще до замужества, Годгифу занимала высокое положение в обществе и владела обширными землями, включая Ковентри. Ее брак с Леофриком стал выгодным союзом, создав одну из богатейших семей Англии. Супруги основали множество церквей и монастырей. Монастырь в Ковентри был одним из самых роскошных в округе.
Леофрик слыл одним из наиболее влиятельных вельмож в стране, вассалом самого короля. Король Кнут назначил его Эрлом через год после прихода на трон в 1016 г. и почти за 40 лет Леофрик увеличил свое влияние и богатство. Умер он в 1057, а Годива 10 лет спустя, к тому времени став самой влиятельной землевладелицей Англии.
Королевская хартия Эдуарда Исповедника, ныне признанная поддельной, утверждает, что в 1043 году Леофрик и Годива основали Бенедиктинский монастырь для 24 монахов. Позднее он стал собором св. Марии. Хотя хартия и признана поддельной, нет оснований не доверять ее содержанию: существовало достаточно причин, по которым кто-либо (например, настоятель монастыря) пожелал бы подделать или подправить такой документ. Возможно, для того, чтобы заявить права на землю или имущество, которое не принадлежало автору подделки. Иногда документы просто изготовлялись вторично взамен утерянных, чтобы возобновить права владения.
Есть свидетельства тому, что собор Св.Марии уже существовал к 1022 году, когда церковная жизнь Ковентри была представлена орденом августинцев, и, в таком случае, Леофрик и Годива внесли свой вклад, «пожертвовав свой капитал» в пользу церкви, а не «основали» ее.
Многочисленные богатства текли рекой в монастыри. Существует запись со слов Вильяма Малмсбери: «Столько золота и серебра было послано им, что стены не могли вместить всего богатства».
Леди Годиву помнят сейчас преимущественно за ее удивительную прогулку обнаженной верхом на лошади . Эта чудесная история в ходу уже несколько веков и ничуть не потеряла своего очарования за это время.
Согласно самой известной версии, Леди Годива, " красавица-жена местного лорда, Леофрика, Графа Мерсиа, была поражена окружающей бедностью, и молила своего мужа отменить беспощадные налоги, которые он взыскивал со людей своего графства" . Желая угодить филантропическим настроения жены, Леофрик заявил, что сделает как она просит на том условии, что она проскачет голой на коне через весь город, не подозревая, что женщина ее ранга может согласиться на такое предложение. Леди Годива, однако, схитрила - она приказала жителям города запереться дома, закрыв все ставни в назначенный день. Только один местный паренек, "Подглядывающий Том " (Peeping Tom) посмел ослушаться, и ослеп прежде, чем увидел Леди Годиву с длинными волосами, закрывающими ее тело: полуприкрыв глаза, она верхом на коне ехала через город. После этого тяжелого испытания Годива вернулась к мужу, который сдержал слово и понизил налоги.
История впервые появилась в 1188 году, в то время как герои ее повествования жили на полтора столетия раньше.
В ероятно, она возникла из языческого ритуала плодородия, и была позже популяризована в сочинениях норманнского хроникера 13 века Роджера Виндовера.
"Подглядывающий Том" - более позднее приукрашение истории , поводом к которому послужила странная череда событий.
В 1586 году совет города Ковентри сделал заказ Адаму ван Ноорту (1562-1641) изобразить легенду Леди Годивы. Он так и сделал, но поместил на картине в оконном проеме Леофрика, глядящего на проезжающую мимо Леди Годиву. По неизвестным причинам отцы города выставили картину на главной площади Ковентри, и население ошибочно подумало, что Леофрик был тем самым ослушавшимся горожанином - так возникло дополнение к этому сюжету.


П о многим причинам кажется, что большая часть все-таки скорее просто легенда, и все было совсем не так. Ковентри в те времена был еще совсем небольшим поселением, и такая поездка «через весь город» едва ли заняла бы много времени. К тому же, как упоминалось ранее, Годива владела обширными землями, и Ковентри в том числе, поэтому у нее едва ли были причины просить у своего мужа чего-либо по поводу налогов в собственном же городе! Тем не менее эта история и ее героиня стали частью легенды, которая будет напоминать о Ковентри до тех пор, пока город существует.
Еще в XVIII веке в городе устраивались карнавальные шествия, кульминацией которых было появление "леди Годивы" в том виде, как сообщалось в легенде.
Традиция жива до сих пор. Каждый год в июле в Военном мемориальном парке Ковентри проходит большой фестиваль, посвященной главному символу города Ковентри - леди Годиве. В этом году в парке были открыты три музыкальные площадки, а главное событие произошло в субботу, когда по улицам Ковентри прошла костюмированная процессия во главе с почти обнаженной леди Годивой на белой лошади.
Начиная с 1998 года, трехдневные празднества в Ковентри привлекают около 60 тысяч человек ежегодно.
В память об этой прекрасной истории в центре Ковентри установлена скульптура леди Годивы на коне.

Похожие публикации