Жанр послание в литературе примеры. Значение слова «послание

Иногда - что более свойственно посланию - понижается до простого и дружественного тона, сообразно с лицом, к которому оно обращено.

Особенно свойственными стилю послания старая поэтика считала изящество, остроумие , лёгкость стиха. Наиболее употребительные размеры - гекзаметр и александрийский стих , но допускаются и другие. Пушкин часто пользовался в посланиях оригинальным трёхстопным ямбом .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 2

    2-8. Послание Иакова 1 глава 13-18 стихи. Ю. К. Сипко

    Стихи из Библии (Первое послание к Тимофею 4:16) @biblevideosverse

Субтитры

Примеры посланий

Классическая литература

Классические литературы не знали посланий до Горация , создавшего этот литературный жанр и давшего его образцы, которые долго считались неподражаемыми; некоторые из них имеют характер обыкновенных частных писем, другие трактуют о разных общих вопросах; самые известные из них - 3 послания, посвящённые литературе, особенно послания к Пизонам: «De arte poetica».

Французская литература

Истинное отечество посланий - Франция , где издавна столь популярен изысканный эпистолярный стиль и поверхностная блестящая болтовня (causerie) о чём угодно, легко укладывающаяся в рамки посланий. Клеман Маро , давший первые образцы посланий во французской литературе, создал их под влиянием своих античных предшественников. Известны его послания из тюрьмы Шатле к его другу Лиону Жаме и два послания к королю - первое «pour sa délivrance» и второе «pour avoir été desrobbé»; эти шутливые письма могут считаться образцом тонкого такта , умеющего соблюдать границу между фамильярностью и почтением.

В XIX веке во Франции послания писали Делавинь , Ламартин , Гюго ; есть отдельные сборники посланий Вьенне - «Epîtres et satires» (1845) и Отрана - «Epîtres rustiques».

Английская литература

Послание - довольно распространенная литературная форма и в Англии . Классическими считаются четыре послания Поупа , составляющие его «Опыт о человеке», а равно «Элоиза к Абеляру » (1716).

Немецкая литература

В немецкой изящной литературе послание приняло лирическую окраску. Послания писали Виланд («Zwölf moralische Briefe», 1752), Гекинг («An meinen Bedienten»), Глейм , Якоби (Johann Georg Jacobi), Шмидт, Юнг , Николаи, И. В. Михаэлис; особенно известны послания Шиллера «Au Goethe, als er den Mahomet des Voltaire auf die Bühne brachte», Гёте - «Zwei Episteln über das Lesen schlechter Bücher», и Рюккерта . Из последующих поэтов послания писал Рудольф Готшалль .

Итальянская литература

В Италии известны послания Киабреры («Lettere famigliare»), который ввёл эту форму в итальянскую поэзию, и Фругони (Carlo Innocenzo Frugoni ), (XVIII век).

Русская литература

В русской литературе XVIII в., покорной французским образцам, форма посланий (также под названиями «письмо, эпистола, стихи») была очень распространена; едва ли за это время найдется хоть один выдающийся поэт, не писавший послания. Наиболее известны послания Кантемира («Письма» к Трубецкому, Потёмкину, «К стихам моим»), Тредьяковского («Эпистола от российския поэзии к Аполлину»), В. Петрова , Княжнина («Послание прелестницам», «Послание трём грациям», «К российским питомцам свободных художеств» и др.), Козодавлева , Кострова («Эпистола на всерадостный день восшествия на престол Екатерины», «К председателю муз» и др.), Сумарокова (пять «эпистол» - «О русском языке», «О стихотворстве» и др.), который оставил их очень много; между ними есть и настоящие послания в старом стиле, и вдохновенные, и безыскусственные шутливые записочки в стихах; адресованы они к А. И. Тургеневу (Филалету), Блудову, Батюшкову, И. И. Дмитриеву , императрице Марии Феодоровне, Воейкову, кн. Вяземскому, Л. Пушкину, императору Александру I, Плещееву, Боку, Нарышкину, Дмитриеву. Писали послания также Карамзин («К Плещееву», «К женщинам», «К бедному поэту»), Гнедич («Перуанец к испанцу») и др.

Послания Пушкина - превосходные образцы этой литературной формы; они глубоко искренни, свободны и просты, как обыкновенное письмо, изящны и остроумны, далеки от условного стиля классических посланий; послание к Дельвигу («Череп») вкраплено в простое письмо и перемежается с прозой; другие послания также были первоначально предназначены не для печати, но лишь для адресата. В лирике Пушкина послания занимают видное место, особенно послание к Батюшкову, «Городок», Галичу, Пущину, Дельвигу, Горчакову, В. Пушкину, Кошанскому («Моему Аристарху»), Жуковскому, Чаадаеву, Языкову, Родзянко; особый характер имеют послания «В Сибирь» и «Овидию».

См. также

ПОСЛАНИЕ

ПОСЛАНИЕ

ПОСЛА́НИЕ , послания, ср. (книжн.).

1. Письменное обращение к кому-нибудь, письмо. «Послание, полное яду.» А.К.Толстой . «Я получил твое посланье.» Лермонтов . Любовное послание.

2. Литературное произведение в форме авторского обращения к кому-нибудь (лит.). Послание, написанное ямбом. "Послание в Сибирь" (стихотворение Пушкина декабристам). "Послание Меценату" (горация).

|| Нравоучительное произведение в форме письма, обращения к кому-нибудь (ист. , церк.). Соборное послание. Послания апостолов.


Толковый словарь Ушакова . Д.Н. Ушаков. 1935-1940 .


Синонимы :

Смотреть что такое "ПОСЛАНИЕ" в других словарях:

    1. Стихотворное письмо или обращение философско теоретического, дидактическо публицистического, любовного или дружеского характера популярный литературный жанр в античной и европейской литературе приблизительно до 30 х гг. XIX в. Зачинателем его… … Литературная энциклопедия

    ПОСЛАНИЕ, поэтическое или публицистическое произведение в форме письма к реальному или фиктивному лицу. Стихотворное послание, как жанр существовало от античности (Наука поэзии Горация) до середины 19 в. (Послание Цензору А.С. Пушкина); позднее … Современная энциклопедия

    См … Словарь синонимов

    Послание - ПОСЛАНИЕ, поэтическое или публицистическое произведение в форме письма к реальному или фиктивному лицу. Стихотворное послание, как жанр существовало от античности (“Наука поэзии” Горация) до середины 19 в. (“Послание Цензору” А.С. Пушкина);… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    В церковной литературе письменное обращение авторитетного богослова к определённой группе людей или ко всему человечеству, разъясняющее определённые религиозные вопросы. В христианстве послания апостолов составляют значительную часть Нового … Википедия

    Поэтическое или публицистическое произведение в форме письма к реальному или фиктивному лицу. Стихотворные послания как жанр существовали от античности (Гораций, Наука поэзии) до сер. 19 в. (А. С. Пушкин); позднее единичные стихотворения (В. В.… … Большой Энциклопедический словарь

    ПОСЛАНИЕ, я, ср. 1. Письменное обращение государственного деятеля (или общественной организации) к другому государственному деятелю (или к общественной организации) по какому н. важному государственному, политическому вопросу. П. президента… … Толковый словарь Ожегова

    - (epitre, Epistel) литературная форма, почти вышедшая изупотребления: письмо в стихах. Еще в 1 й половине XIX в. П. было жанромочень распространенным. Содержание его весьма разнообразно отфилософских размышлений до сатирических картин и… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    Послание - ПОСЛАНИЕ. письмо в стихах. Еще Гораций дал образцы таких посланий, имеющих у него то совсем частный характер, то затрагивающих темы общего значения. Особенно знаменито его письмо De arte poëtica (об искусстве поэзии). Овидий писал послания к… … Словарь литературных терминов

    Послание - ■ Благороднее, чем письмо … Лексикон прописных истин

Книги

  • Послание , Хант А.. Каждому человеку Бог дает шанс получить прощение, но не все готовы принять его. Как используют свой шанс герои "Послания", вы узнаете, прочитав глубокую, полную драматизма историю, которую…

Литература богата обилием поэтических жанров, использование которых помогало поэту в различных целях. Очень интересно послание в литературе. Это совершенно уникальный жанр, представляющий собой обращение, часто - к конкретному лицу. Познакомимся с его чертами и особенностями.

Определение

Послание в литературе - это особый поэтический жанр, построенный в форме письма или обращения к какому-либо человеку или группе лиц. Нередко оно помогало поэту выразить мысли или передать свое отношение как к адресату, так и к историческим явлениям.

История жанра

Начало свое жанр послания ведет из времен античности, встречаются подобные тексты у Горация. Именно в них древнеримский автор излагал свое мнение о поэзии. Наиболее известно произведение «Послание к Пизонам», также называемое «Искусство поэзии», в нем описываются трудности, которые ждут каждого, решившего связать свою жизнь с литературным трудом, даются советы начинающим авторам. Эта книга не претендовала на звание строго научной и самим автором оценивалась невысоко, но ее роль в развитии литературы оказалась огромной: Горацию удалось изобразить в ней внутренний мир поэта.

Второй расцвет жанра послания в литературе - это времена Пушкина. Великий поэт нередко обращался к таким текстам, чтобы выразить свои мысли и взгляды. Используя достижения сентименталистов XVIII века, таких, как Жуковский и Батюшков, великий поэт внес в послание новаторские черты. Известны такие его произведения:

  • «Послание к цензору»;
  • «Кюхельбекеру»;
  • «К Наталье»;
  • «Другу стихотворцу»;
  • «Товарищам».

В лирике Пушкина можно найти черты, свидетельствующие о том, что поэт продолжил использовать в своих посланиях жанровые особенности, присущие Жуковскому, Батюшкову, Карамзину.

В XIX столетии интерес к жанру ослабевает, и он утрачивает свои уникальные черты, ничем более не отличаясь от любого другого лирического стихотворения. К посланиям обращались Фет и Тютчев, но они уже достаточно вольно использовали их поэтику и характерных черт в их поэтических текстах обнаружить трудно.

Специфика жанра

Послание в литературе, примеры которого будут приведены ниже, отличается несколькими особенностями, позволяющими выделить его из числа прочих жанров. Это следующие черты:

  • Содержат обращение к конкретному адресату, причем как к человеку, так и к неодушевленному предмету (например, «К моей чернильнице», «К морю» Пушкина);
  • Глубоко искрение и проникновенные, нередко в них выражаются мысли, мучавшие поэта.
  • Ранние тексты, созданные Карамзиным, Державиным отличаются высокопарной устаревшей лексикой и зачастую сложны для понимания современным человеком. От этой особенности жанра успешно отошел Пушкин, его послания удивительно лиричны и при этом просты и доступны.

Такова жанровая специфика послания. Примеры произведений в литературе приведены чуть ниже.

Авторы, использовавшие жанр

Приведем ряд примеров использования этого литературного лирического обращения выдающимися русскими поэтами. Много текстов такого рода в лирике Жуковского, адресатами нередко становились не только коллеги по поэтическому цеху, но и стоящие у власти люди. Так, после рождения наследника, будущего Александра Второго, поэт обратился с торжественным посланием к его матери. Отказ от оды в пользу более личностного жанра свидетельствовал о том, что для Жуковского рождение ребенка, пусть даже и наследника царского престола, - дело прежде всего семейное, а не государственное. Наиболее известны следующие произведения:

  • «Императору Александру»;
  • «К Воейкову»;
  • «К Батюшкову».

Очень лиричны послания Батюшкова, в которых тема гражданской свободы поэта переплетена с дружеской. Примеры из лирики таковы:

  • «Послание к моим стихам»;
  • «Дашкову»;
  • «Гнедичу».

Особенно ярко жанр расцвел в лирике Пушкина.

Послания Пушкина

Что такое послание в литературе и определение жанра мы уже рассмотрели выше. Теперь приведем примеры текстов из лирики А.С.Пушкина, который увлекался подобными стихами в период обучения в лицее. Поэт имел много друзей, некоторые из них и сами были талантливыми стихотворцами, другие - в будущем стали борцами за свободу народа и вышли на Сенатскую площадь. Память каждого из них Пушкин навеки сохранил в своих юношеских дружеских посланиях. Примерами подобных текстов являются несколько посланий к Чаадаеву, послания к Жуковскому, Пущину, Дельвигу, Языкову. Пишет свои лирические обращения Пушкин не только современникам, но и творцам минувших эпох, так, многим известно послание «Овидию». Есть в его творчестве и благодарственные послания «учителям» - Жуковскому и Батюшкову.

Постепенно поэт отходит от обращений к конкретным людям, тексты становятся выражением его политических взглядов, не утрачивая при этом жанровой специфики.

Послания в литературе - это древний жанр, прошедший непростой путь. Будучи широко популярным во времена античности, классицизма и поэзии XVIII столетия, он постепенно утрачивает свое значение и современными авторами используется крайне редко.

Жанр послание в лирике русских поэтов. Авторы проекта: Шадрина Дарья и Качурова Яна, учащиеся 6 «Д» класса. Учитель: Ворошнина Елена Анатольевна. Январь 2016

Введение.

На уроках литературы мы изучали жанр послание.

Нас заинтересовала эта тема, и мы решили узнать о ней побольше.

Введение.

*Узнать, что такое послание в художественной литературе.

*Выяснить, кто из русских поэтов использовал данный жанр в своих произведениях.

*Проанализировать, используется ли жанр послание в современной литературе.

Цели и задачи.

Жанр послание

*ПОСЛАНИЕ(от греч. Epistole)-литературный жанр в поэзии и публицистике;

стихотворное произведение, написанное в форме письма или обращения к какому-нибудь лицу(лицам).

*ПОСЛАНИЕ- это текст в форме письма или поэмы, направленный на восхваление или разъяснение чего-либо.

Из истории жанра

Возникло в античной поэзии, у Горация . Квинт Гораций Флакк- древнеримский поэт «Золотого века» римской литературы.

Еще Гораций дал образцы таких посланий, имеющих у него то совсем частный характер, то затрагивающих темы общего значения. Особенно знаменито его письмо об искусстве поэзии.

«Послание» Гораций Флакк

«Сам не творя, покажу я, в чем дар, в чем долг стихотворца, Что ему средства дает, образует его и питает, Что хорошо, что нет, где верный путь, где неверный»

2) В новые времена послания были особенно распространены во Франции. Первым, кто привлек здесь внимание к этому виду стихотворений, был Маро.

Известны его шутливые и галантные послания из тюрьмы к своему другу и к королю.

3)В эпоху романтизма послание из письма конкретному лицу превращается в письмо обобщённому адресату (напр., «Послание цензору» А. С. Пушкина ).

После пушкинской эпохи послания перестают быть излюбленной формой поэзии, а теперь, если изредка встречаются, то как подражания стилю той эпохи.

В дальнейшем развитии послания теряют по существу всякое отличие от обыкновенных лирических стихотворений.

«Рассказ о себе»

На весну моей юности безумной

Я был похож на ласточку,

Перелетавшую с места на место:

Юность бесстрашно и беззаботно толкала меня туда Куда меня влекло мое сердце.

«В альбом к Пущину»

Взглянув когда-нибудь на тайный сей листок, Исписанный когда-то мною, На время улети в лицейский уголок Всесильной, сладостной мечтою. Ты вспомни быстрые минуты первых дней, Неволю мирную, шесть лет соединенья…

Послание в пушкинскую эпоху:

А) Послания А.С. Пушкина

Б) Послания В.А. Жуковского

В) Послания К.Н. Батюшкова.

А.С.Пушкин

Самый любимый жанр раннего лицейского периода А.С. Пушкина - дружеское послание. Послание у Пушкина не только свободный жанр, но и наиболее лирический: оно полно искренних признаний –признаний души. Одним из образцов таких признаний можно считать послание «К Чаадаеву». Поэт посвятил Чаадаеву три послания, четверостишие «К портрету Чаадаеву» и более десятка писем.

Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837) - русский поэт, драматург и прозаик.

Отрывок из послания «К Чаадаеву»:

Любви, надежды, тихой славы

Недолго нежил нас обман,

Исчезли юные забавы,

Как сон, как утренний туман;

Но в нас горит еще желанье,

Под гнетом власти роковой

Нетерпеливою душой

Отчизны внемлем призыванье.

Мы ждем с томленьем упованья

Минуты вольности святой…

В.А.Жуковский

ПОСЛАНИЕ К ПЛЕЩЕЕВУ

В день светлого воскресенья

Ты прав, любезный мой поэт!

Твое послание на русском Геликоне,

При русском мерзлом Аполлоне,

Лишь именем моим бессмертие найдет!

Но, ах! Того себе я в славу не вменяю!

А почему ж? Читай. И прозу и стихи

Я буду за грехи

Марать, марать, марать и много намараю,

Шесть томов, например (а им, изволишь знать

Готовы и титул и даже оглавленье)

Потом устану я марать…

Василий Андреевич Жуковский (1783-1852) - русский поэт, один из основоположников романтизма в русской поэзии, переводчик, критик.

К.Н.Батюшков.

О ты, который средь обедов,

Среди веселий и забав

Сберег для дружбы короткий нрав,

Для дел - характер честный дедов!

О ты, который при дворе,

В чаду успехов или счастья,

Найти умел в одном добре

Души прямое сладострастье!...

Константин Николаевич Батюшков (1787-1855) - русский поэт.

Послание «К Тургеневу».

Жанр послание в литературе ХХ века

В современной литературе существуют 6 признаков послания.

Во-первых, возникают послания, где содержанием письма становится разговор о самом письме. Так, например, стихотворение Павла Васильева «Чтоб долго почтальоны не искали…»

Во-вторых, послания к адресату обобщенному (в ХХ веке их количество резко возрастает; это связано с тем, что советская поэзия стремится к большей просвещенности).

В-четвертых, варьируется отправитель. Специфика отправителя обнажается в ролевой лирике, где автор послания скрывается под маской героя. В 40-е годы частотными становятся ролевые послания, как, напр., «Письмо по радио» М.В. Исаковского

В-третьих, наряду с дружескими появляется немалое количество сатирических посланий. Скажем, такая разновидность, как открытое сатирическое письмо (К. Симонова «Открытое письмо» 1943 г.):

В-пятых, варьируется контакт. «Тело письма» в ХХ веке все более осознается как условность. Возникает множество посланий «на смерть», но, в отличие от стихотворений, посвященных памяти адресата, содержат диалог с умершим как с живым. Примером такого послания может служить стихотворение А. Ахматовой «Памяти В.С. Срезневской», заглавие которого не позволяет провести различие между посланием и стихотворением по случаю смерти, но уже первая строка демонстрирует продолжение диалога с адресатом как с живым человеком.

В-шестых, варьируется контекст. В ХХ веке появляются послания, в которых текст, лишенный внешних признаков жанра, воспринимается именно как послание из-за знания читателями затекстовой ситуации. Иногда адресат стихотворения «прочитывается» через знание определенных культурных фактов, указание на которые дается в тексте или в заголовочном комплексе. Так, например, стихотворение Д. Бедного «Любимому» на первый взгляд лишено конкретного указания адресата, его имени нет ни в заглавии, ни в тексте.

Жанр послание в литературе 21века.

В «дружбе» литературы и жанра «послание» в 21 веке практически ничего не изменилось.

Люди также пишут дружеские и лирические послания, но жанр стал использоваться реже.

Примеры современных посланий:

П.Березкин

Hallo,родная моя hallo

Я знаю много значений слов. Не знаю, где ты и с кем. «Hallo,родная моя,hallo», - осталось на языке. Смотри: чтобы это письмо дошло, я марки наклеил две. Hallo,родная моя,hallo. Привет, meine Liebe, привет. Я оказался в том месте, где слова мои - белый шум. Я вижу лица других людей, но писем им не пишу. Я вместо карточки голубой сжимаю жетон в горсти. Мне жаль, что я не уехал с тобой. Прости, родная, прости. С тех пор человеческое тепло - заряженный пистолет. Hallo,родная моя,hallo. Привет, meine Liebe, привет. Летаю Берлин-Петербург-Берлин, не схватишься за крыло. Я здесь, родная моя, один. Hallo,родная,hallo. Здесь оказалось не так светло, во все пределы мело, и, чтобы увидеть свет - «Hallo,родная моя,hallo. Привет, meine Liebe, привет».

А.Невзлюбцкий

Нинка,Нинка

Нинка,Нинка,

Ты замуж собралась, а мне так дико,

Ну чем тебя привлек твой генерал,

Ведь он же старый, чем тебя он взял.

А ты надела на пальцы побрякушки,

И ты смеешься, завидуют подружки,

И в белой шубке ходишь по двору,

Ну как снегурка, возьму да украду.

И мне так душно, жить твоим обманом,

Ты раньше была глупой, а сейчас подавно,

Ну кто тебя тебя услышит там вдали,

Со старым мужем, без денег на мели.

Анкетирование среди учеников школы №79

  • 90% учащихся нашей школы выбрали ответ а)
  • 88% учащихся знают поэтов, писавших в этом жанре
  • 50% учащихся не считают послание актуальным в наше время
  • 46% учащихся считают жанр актуальным.

Таким образом, послания ХХ века демонстрируют вариацию признаков классической модели жанра. Видимо, с этим связана вариативность заглавий: «Послание друзьям», «Письмо любимой Молчанова, брошенной им», «Ответ поэту», «Разговор с матерью». Послание, сохраняя жанровую доминанту и варьируя признаки, выявляет изменение статуса коммуникации в культуре ХХ века: катастрофическая нехватка общения обуславливает диалог в его маргинальных вариантах – с умершими, условными или фиктивными адресатами.

2) Жанр послание в нашей современной литературе не угас, но его стали использовать гораздо реже.

Спасибо за внимание!!!

Кратко:

Послание - литературное или литературно-публицистическое произведение, написанное в форме обращения к какому-либо лицу или лицам. Например, «В Сибирь...» А. Пушкина.

Как правило, они содержат просьбу, требование, пожелание, увещевание, укор и т.п., в зависимости от отношения автора к адресату, и выражают любовь, дружбу, уважение, неприязнь, осуждение и проч.

Послание может быть и публицистического характера, к примеру, опубликованное письмо В. Белинского к Н. Гоголю, где затрагивались вопросы творчества.

Источник: Справочник школьника: 5—11 классы. — М.: АСТ-ПРЕСС, 2000

Подробнее:

Родословную поэтического послания принято вести от «Послания к Пизонам» Горация, которое еще в древности именовали «наукой поэзии». В форме посланий, адресаты которых не названы, написаны «Скорбные элегии» Овидия. Одновременно поэтом-изгнанником создавались и послания обращённые к конкретным лицам, имевшие более интимный характер. Впоследствии они были собраны в книгу «Письма с Понта».

И в древности, и в эпохи Возрождения и барокко тематическое разнообразие посланий было почти безграничным. В произведениях Дж. Донна встречаем великолепные реалистические зарисовки («Кристоферу Бруку»), философские этюды («Сэру Генри Гудьеру»). Однако во многих из них собственно эпистолярное начало проступает слабо, лишь обрамляя текст характерными обращениями.

В западноевропейской литературе жанр послания достигает расцвета в эпоху классицизма. Наиболее известны послания Буало, Вольтера, А. Попа. Едва ли не все русские классицисты (А. Сумароков. «Две эпистолы (в первой предлагается о русском языке, а во второй - о стихотворстве) »; А. Кантемир. «К стихам своим» и т. д.) отдали дань этому популярнейшему в то время жанру. В сборниках стихотворений начала XX в. часто встречается раздел «Послания». Есть он у Батюшкова в «Опытах в стихах и прозе», в сборнике стихотворений В. Л. Пушкина (1822). Шестнадцать посланий включил в специальный раздел сборника «Стихотворения» (1826) А. С. Пушкин. Инерция была столь сильна, что такой раздел есть и в первом выпуске «Вечерних огней», хотя многие стихотворения А. А. Фета очень далеки от традиционных посланий.

Конечно, «письма в стихах» писали во все времена. Но самые благоприятные для них — эпохи «дружества» поэтов, ведь чаще всего письмами обмениваются друзья. Великое множество стихотворных писем написано арзамасцами, вдохновленными поэтическим братством. Но однажды дух братства был осквернён. За «дорожные» стихи В. Л. Пушкин был сурово наказан: из Старосты его переименовали в Вотрушку и приговорили к покаянию хорошими стихами. Своё возмущение В. Пушкин выразил, разумеется, в послании. Чем же более всего он был обижен? «Я слух ваш оскорбил, вы оскорбили друга», «В дурных стихах большой не вижу я вины; / Приятели беречь приятеля должны». Арзамасцы были побеждены: Василию Львовичу возвратили имя Старосты.

Дух лицейского братства воплотился в многочисленных посланиях «19 октября», которые писали все лицейские поэты — Пушкин, Дельвиг, Илличевский, Кюхельбекер.

Русским поэтическим посланиям XVIII в. свойственна развёрнутая, детальная характеристика адресата. Ей посвящена большая часть «Послания к Аркадию Ивановичу Толбугину» И. Дмитриева.

Но даже если адресат не назван, «следы» его присутствия обнаруживаются в тексте непременно. «Анакреон под дуломаном. / Поэт, рубака, весельчак...» — адресат послания П. Вяземского легко узнавался современниками по первым строкам.

Иногда послания, отделенные друг от друга годами, слагались в своеобразный эпистолярный цикл, ибо одно поэтическое письмо подхватывало мотивы другого. В послании «Чаадаеву. С морского берега Тавриды» (1824) Пушкин продолжает разговор шестилетней давности («К Чаадаеву», 1818).

Излюбленный мотив произведений — приглашение на обед. Вспомним захватывающие державинские натюрморты в послании «Евгению. Жизнь Званская». Начинались такие поэтические письма обычно с обращения, завершались — приглашением.

В лучших традициях жанра 16-летний Пушкин обращался к «мудрецу ленивому», «верному другу бокала / И жирных утренних пиров» с призывом-упреком:

Давно в моём уединенье,
В кругу бутылок и друзей.
Не зрели кружки мы твоей...

При всей лицейской вольности в таком послании к профессору Галичу было очень много «от литературы». В пушкинскую эпоху послания были, по словам Б. Эйхенбаума, одной из форм «олитературивания быта».

Поэтическое послание не случайно излюбленный жанр поэтов пушкинского круга, ревностно защищавших свою независимость. Многие стихотворные письма создавались как бы в расчёте на то, что, кроме адресата, их никто не прочтет. Вероятно, только в этом жанре можно было обратиться к другу так, как это сделал П. Вяземский: «Икалось ли тебе, Давыдов, когда шампанское я пил...» («Эперне (Денису Васильевичу Давыдову)») Однако были и послания, изначально предназначавшиеся для печати. Но и они, как правило, приближались к пределу официально допустимой вольности. Характерно, что в николаевскую эпоху было опубликовано посланий много меньше, чем в александровскую.

Эти произведения оказывали влияние и на другие жанры. В пушкинской лирике часто обращение «мой друг«. Черты посланий обретали многие стихотворения признанного мастера этого жанра Н. Языкова, написавшего даже поэтическое послание в историческом роде — «Баян к русскому воину при Дмитрии Донском, прежде знаменитого сражения при Непрядве».

Иногда письма в стихах вызывали ответные. Вспомним: «Во глубине сибирских руд... » (часто именуемое «Посланием в Сибирь») и ответ А. Одоевского «Струн вещих пламенные звуки... ». В «Вестнике Европы» (1810. № 3) вместе с посланием Н. Гнедича «К Батюшкову» напечатан и «Ответ Г <недичу>». Некоторые стихотворения этого жанра просто необходимо читать в контексте обоюдной поэтической переписки. На присланные Катениным балладу «Старая быль» и послание А. Пушкин, полагая, что под льстивым греком автор подразумевает его, автора «Стансов» и «Друзьям», ответил посланием, в котором отверг подносимый ему кубок («Ответ Катенину»)

Особое место занимают поэтические послания публицистического характера, которые, несмотря на указанный конкретный адресат, предназначались «всем«. Таким произведениям не свойственна характерная для жанра повествовательная интонация. Примеры — «К Чаадаеву» Пушкина, «К ненашим» Языкова.

Иногда форма посланий использовалась в произведениях другого жанра. В «Валерике» Лермонтова текст как бы обрамлен эпистолярными началом и концом. К середине XIX в. поэтическое послание было отодвинуто на периферию поэтических жанров. Одна из причин — профессионализация писателей и коммерциализация литературы. Письма начинают писать только деловые...

Время было безжалостно не только к обычным, но и к поэтическим письмам. Лишь некоторые, довольно редкие стихотворения сохранили в XX в. связь с некогда популярным жанром. Это — «Послание пролетарским поэтам», «Письмо Татьяне Яковлевой» В. Маяковского, «Письмо писателя Владимира Владимировича Маяковского писателю Алексею Максимовичу Горькому», «Письмо матери», «Поэтам Грузии» С. Есенина. Изредка обращались к письмам в стихах П. Антокольский («Ольге Берггольц»), К. Симонов («Открытое письмо»). Ныне посланий в поэтических сборниках, пожалуй, не найти, разве что «открытку» у Вознесенского («Величальная открытка В. Бокову»).

Похожие публикации