Каким был ленин по характеру. Владимир ильич ленин как историческая личность

«Выбить из русского Обломова, немцы - вот кем должны стать русские», «либеральная трусость», «литература Достоевского - дрянь», «главный писатель - Чернышевский». Какие культурные, нравственные, литературные привычки сформировали характер Ленина.

Владимир Ленин остаётся главной фигурой ХХ века, определившей это время. Он - единственный из российских политиков, смогший вырваться из круга русских идей, «переросших Россию». До сих пор нет точного ответа, за счёт чего в России мог «вырасти» человек такого масштаба - обычно людей, подобных Ленину, наша Среда обезоруживает на раннем старте. Александр Майсурян в книге «Другой Ленин» пытается проследить культурные, нравственные, литературные привычки, сформировавшие характер вождя.

«Я до позднего возраста играл в солдатики». Одной из любимых игр юного Владимира были солдатики. Он сам вырезал их из плотной бумаги и раскрашивал цветными карандашами. Затем «воюющие стороны» ставили их на полу в ряд по 10-15 пеших и конных фигурок и поочередно сбивали их маленьким резиновым мячиком. Генералы имели более широкие подставки, чем простые солдаты, и сбить их с ног было труднее.

По воспоминаниям родных, Владимир обычно брал под командование войско американцев-северян. Он зачитывался в то время романом Гарриет Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома».

В 1895 году, знакомясь за границей с вождём русских марксистов Георгием Плехановым, Владимир Ильич между прочим рассказывал ему: «Я сравнительно до позднего возраста играл в солдатики. Мои партнёры в игре всегда хотели быть непременно русскими и представлять только русское войско, а у меня никогда подобного желания не было. Во всех играх я находил более приятным изображать из себя командира английского войска и с ожесточением, без жалости бил «русских» - своих противников».

Плеханов признался, что в детстве тоже любил игру в солдатики, но всегда сражался за русское войско и воображал себя при этом «русским Наполеоном».

Увлечение иностранными языками Владимир Ильич сохранил на всю жизнь . Один раз он прочитал интересовавшую его книгу по-голландски, хотя не знал на этом языке ни слова: каждое слово терпеливо переводил со словарем. «Он свободно читал и говорил по-немецки, французски, английски, читал по-итальянски, - рассказывал Лев Троцкий. - В последние годы своей жизни, заваленный работой, он на заседаниях Политбюро потихоньку штудировал чешскую грамматику. Мы его на этом иногда «ловили», и он не без смущения смеялся и оправдывался».

Нелюбовь к либерализму. Разумеется, казнь брата произвела на Владимира сильнейшее впечатление. По словам сестры Анны, он сорвал со стены и начал топтать карту России.

Резко оттолкнули Ульянова и либералы. «Владимир Ильич рассказал мне однажды, - писала Крупская, - как отнеслось «общество» к аресту его старшего брата. Все знакомые отшатнулись от семьи Ульяновых, перестал бывать даже старичок-учитель, приходивший раньше постоянно играть по вечерам в шахматы».

«Ни одна либеральная каналья симбирская, - говорил Владимир, - не отважилась высказать моей матери словечко сочувствия после казни брата. Чтобы не встречаться с нею, эти канальи перебегали на другую сторону улицы».

«Эта всеобщая трусость, - продолжала Крупская, - произвела, по словам Владимира Ильича, на него тогда очень сильное впечатление. Это юношеское переживание, несомненно, наложило печать на отношение Владимира Ильича к «обществу», к либералам. Он рано узнал цену всякой либеральной болтовни».

Главный учитель - Чернышевский . «До знакомства с сочинениями Маркса, Энгельса, Плеханова главное, подавляющее влияние имел на меня только Чернышевский, и началось оно с «Что делать?».

Надежда Крупская вспоминала о муже: «Он любил роман Чернышевского «Что делать?», несмотря на мало художественную, наивную форму его. Я была удивлена, как внимательно читал он этот роман и какие тончайшие штрихи, которые есть в этом романе, он отметил. Впрочем, он любил весь облик Чернышевского, и в его сибирском альбоме были две карточки этого писателя, одна, надписанная рукой Ильича, - год рождения и смерти».

Любопытно, что в один из самых трудных моментов революции, в 1919 году, Ленин сравнил судьбу всей страны с судьбой Чернышевского. «Возьмём хотя бы Чернышевского, оценим его деятельность. Как её может оценить человек, совершенно невежественный и тёмный? Он, вероятно, скажет: «Ну что же, разбил человек себе жизнь, попал в Сибирь, ничего не добился. Вот вам образец». Но лишения, которым подверг себя Чернышевский, не были напрасны; по той же причине не напрасны и лишения России.

Среди молодых революционеров в начале XX века к роману Чернышевского было принято относиться снисходительно - за «мало художественную форму», наивность изложения. Николай Вольский (Н. Валентинов, в те годы большевик) в 1904 году как-то в присутствии Ленина завел разговор об этом произведении.

Диву даешься, - заметил он, - как люди могли увлекаться и восхищаться подобной вещью? Трудно представить себе что-либо более бездарное, примитивное и в то же время претенциозное. Большинство страниц этого прославленного романа написаны таким языком, что их читать невозможно.

«Ленин, - вспоминал Вольский, - до сего момента рассеянно смотрел куда-то в сторону, не принимая никакого участия в разговоре. Услышав, что я говорю, он взметнулся с такой стремительностью, что под ним стул заскрипел. Лицо его окаменело, скулы покраснели - у него это всегда бывало, когда он злился».

Отдаёте ли вы себе отчёт, что говорите? - начал он с негодованием. - Как в голову может прийти чудовищная, нелепая мысль называть примитивным, бездарным произведение Чернышевского, самого большого и талантливого представителя социализма до Маркса? Сам Маркс называл его великим русским писателем!»

Шахматы . «Ярче всего натура Ильича, как прирождённого спортсмена, сказывалась в шахматной игре», - писал П.Лепешинский. Он оставил и более подробное описание одной из партий Владимира Ильича - но не движения фигур по доске, а поведения игроков. «Помню, - вспоминал он (ещё при жизни Ленина), - как мы втроём, т. е. я, Старков и Кржижановский, стали играть с Ильичем по совещанию. И, о счастье, о восторг, Ильич «сдрейфил»! Ильич терпит поражение. Он уже потерял одну фигуру, и дела его очень неважны. Победа обеспечена за нами.

Рожи у представителей шахматной «Антанты» - весёлые, плутовские. Враг сидит в застывшей позе над доской, как каменное изваяние, олицетворяющее сверхчеловеческое напряжение мысли. На его огромном лбу, с характерными «сократовскими» выпуклостями, выступили капельки пота, голова низко наклонена к шахматной доске, глаза неподвижно устремлены на тот уголок, где сосредоточен был стратегический главный пункт битвы.

По-видимому, если бы кто-нибудь крикнул тогда: «пожар, горит, спасайтесь», он бы и бровью не шевельнул. Цель его жизни в данную минуту заключалась в том, чтобы не поддаться, чтобы устоять, чтобы не признать себя побеждённым. Лучше умереть от кровоизлияния в мозг, а всё-таки не капитулировать, а всё-таки выйти с честью из затруднительного положения.

Легкомысленная «Антанта» ничего этого не замечает.

Первым забил тревогу её лидер.

Ба-ба! да это что-то нами непредвиденное, - голосом, полным тревоги, реагирует он на сделанный Ильичем великолепный маневр.

Но, увы, разжевать нужно было раньше, а теперь уже поздно. С этого момента их лица всё более и более вытягиваются, а у Ильича глазки загораются лукавым огоньком. Союзники начинают переругиваться между собою, попрекая друг друга в ротозействе, а их победитель весело-превесело улыбается и вытирает платком пот со лба».

«Выбить из русского Обломова» . Ещё один «любимый» литературный образ Ленина - помещик Илья Ильич Обломов из одноименного романа Гончарова.

По Ленину, Обломов - это почти что воплощение России, русского человека. «Был такой тип русской жизни - Обломов, - говорил он в одной из речей в 1922 году. - Он всё лежал на кровати и составлял штаны. С тех пор прошло много времени. Россия проделала три революции, а всё же Обломовы остались, так как Обломов был не только помещик, а и крестьянин, и не только крестьянин, а и интеллигент, и не только интеллигент, а и рабочий и коммунист. Старый Обломов остался, и надо его долго мыть, чистить, трепать и драть, чтобы какой-нибудь толк вышел». И после всех революций Россия, по Ленину, осталась «обломовской республикой».

В сочинениях Ленина пестрят упоминания «русской обломовщины», «наших проклятых обломовских нравов», «проклятой привычки российских Обломовых усыплять всех, всё и вся».

«Вот черта русского характера: когда ни одно дело до конца не доведено, он всё же, не будучи подтягиваем из всех сил, сейчас же распускается. Надо бороться беспощаднейшим образом с этой чертой. Я не знаю, сколько русскому человеку нужно сделать глупостей, чтобы отучиться от них». «Русский человек - плохой работник по сравнению с передовыми нациями». «По части организаторских способностей российский человек, пожалуй, самый плохой человек». «Мы дьявольски неповоротливы, мешковаты, сколько ещё у нас обломовщины, за которую нас ещё неминуемо будут бить». »

Вячеслав Молотов вспоминал: «Ленин говорил: «Русские ленивы. Поболтать, покалякать - это мы мастера! А вот организовать». «По-моему, - писал Ленин в 1922 году, - надо не только проповедовать: «учись у немцев, паршивая российская коммунистическая обломовщина!», но и брать в учителя немцев. Иначе - одни слова». Молотов продолжал: «Активность, организованность у Ленина - чертовская!»

Одной из характерных черт Владимира Ильича, - писала Мария Ульянова, - была большая аккуратность и пунктуальность. Вероятно, эти качества передались Владимиру Ильичу по наследству от матери. А мать наша по материнской линии была немка, и указанные черты характера были ей свойственны в большой степени».

Лидерство . Меньшевик Александр Потресов рассказывал: «Никто, как он, не умел так заражать своими планами, так импонировать своей волей, так покорять своей личности, как этот на первый взгляд такой невзрачный и грубоватый человек, по-видимому, не имеющий никаких данных, чтобы быть обаятельным. Ни Плеханов, ни Мартов, ни кто-либо другой не обладали секретом излучавшегося Лениным прямо-таки гипнотического воздействия на людей, я бы сказал, господства над ними. Плеханова - почитали, Мартова - любили. Но только за Лениным беспрекословно шли, как за единственным, бесспорным вождём. Ибо только Ленин представлял собою, в особенности в России, редкостное явление человека железной воли, неукротимой энергии, сливающего фанатичную веру в движение, в дело, с не меньшей верой в себя».

«Долой Достоевского» . С отношением к Нечаеву тесно переплеталось и отношение Ленина к «омерзительному, но гениальному» Достоевскому. Ленин не стал читать «Бесов». (Этот роман, как известно, писатель создал по материалам процесса «Народной расправы», а сам Нечаев послужил прототипом героя романа Петра Верховенского.)

Владимир Ильич признавался: «Явно реакционная гадость, подобная «Панургову стаду» Крестовского, терять на неё время у меня абсолютно никакой охоты нет. Перелистал книгу и швырнул в сторону. Такая литература мне не нужна - что она мне может дать? На эту дрянь у меня нет свободного времени».

Немногим лучше относился он и к другим произведениям писателя. О «Братьях Карамазовых» вместе с «Бесами» высказывался так: «Содержание сих обоих пахучих произведений мне известно, для меня этого предостаточно. «Братьев Карамазовых» начал было читать и бросил: от сцен в монастыре стошнило».

Роман «Преступление и наказание» Владимир Ильич, впрочем, прочитал. Один из товарищей в пылу спора как-то заметил ему:

Так легко можно дойти до «всё позволено» Раскольникова.

Какого Раскольникова?

Достоевского, из «Преступления и наказания».

- «Всё позволено»! - с нескрываемым презрением подхватил Ленин. - Вот мы и приехали к сантиментам и словечкам хлюпкого интеллигента, желающего топить революционные вопросы в морализирующей блевотине. Да о каком Раскольникове вы говорите? О том, который прихлопнул старую стерву ростовщицу, или о том, который потом на базаре в покаянном кликушестве лбом всё хлопался о землю? Вам может быть, это нравится?»

«Ничто так не претило Ленину, - замечал Л.Троцкий, - как малейший намёк на сентиментальность и психологическое рассусоливание». «Очень строго относился к себе. Но копанье и мучительнейший самоанализ в душе ненавидел», - подтверждала это отношение Н.Крупская.

Чересчур пристальное внимание к тёмным сторонам человеческой души Ленина отталкивало, в одном из писем он называл это «архискверным подражанием архискверному Достоевскому». И добавлял, поясняя свою мысль: «Мне пришлось однажды провести ночь с больным (белой горячкой) товарищем - и однажды «уговаривать» товарища, покушавшегося на самоубийство (после покушения) и впоследствии, через несколько лет, кончившего-таки самоубийством. Но в обоих случаях это были маленькие кусочки жизни обоих товарищей. А выискивать в жизни подобные «кусочки», чтобы соединить их все вместе - значит, малевать ужасы, пужать и своё воображение, и читателя».

Свобода от морализма . Н.Вольский отмечал, что Владимир Ильич «с полнейшим равнодушием относился к указанию, что то или иное лицо грешит по части личной добродетели, нарушая ту или иную заповедь праотца Моисея. Ленин в таких случаях - я это слышал от него - говорил: «Это меня не касается, это Privatsache» или «на это я смотрю сквозь пальцы».

В 1904 году один из большевиков попал в неприятную историю: просадил партийные деньги в публичном доме (как тогда выражались, «лупанарии»). Ленин по этому поводу заявил, что, не будучи попом, проповедями с амвона не занимается, и поэтому на происшествие смотрит сквозь пальцы.

«Если Икс пошел в лупанарий, - заметил он, - значит, нужда была, и нужно полностью потерять чувство комичности, чтобы по поводу этой физиологии держать поповские проповеди».

Владимир Ильич одобрил поступок большевика Виктора Таратуты, который женился на богатой невесте. Благодаря этому партия вполне законно получила крупную сумму.

Но каков Виктор? - возмущался этой женитьбой один из знакомых Ленина. - Ведь это подло по отношению к девушке?

Тем-то он и хорош, - улыбаясь, возразил Владимир Ильич, - что ни перед чем не остановится. Вот вы скажите прямо, могли бы вы за деньги пойти на содержание к богатой купчихе? Нет? И я не пошел бы, не мог бы себя пересилить. А Виктор пошёл. Это человек незаменимый!

«Партия, - заметил Ленин, - не пансион благородных девиц. Иной мерзавец может быть для нас именно тем полезен, что он мерзавец».

(Разумеется, это не полный перечень фактов и явлений, сформироваших Ленина. В одной из ближайших публикаций мы продолжим эту тему).

Ещё в Блоге Толкователя о Ленине:

Владимир Ленин был увлечённым спортсменом. Он регулярно делал гимнастику, занимался боксом, коньками и греблей. Ленин считал, что у настоящего революционера «должны быть мышцы, а не тряпка». Его соратник Николай Валентинов позднее описал это увлечение Ленина спортом.

Ленин использовал в практике от 130 до 150 псевдонимов. Но, как известно, остановился он на «Ленине». Историки до сих пор гадают, чем был обусловлен такой выбор. Одна из версий - Ильич так назвался в честь немецкого монастыря Ленин, известного верующим европейцам своим «Ленинским пророчеством».


Еще при жизни Ленина его имя было окружено ореолом легенды, этой наивной и бессознательной дани благодарности масс великим людям. За последние шесть лет во всем мире не было человека, более любимого и более ненавидимого, чем он. И, пожалуй, еще сильнее, чем та бесконечная любовь, которой его окружали крестьяне и рабочие, были ненависть к нему капиталистов и реакционеров всего мира. Но даже враги - за исключением заведомо недобросовестных клеветников - всегда были вынуждены признавать, что если, как политик, Ленин был их противником, то, как человек, он отличался безупречной чистотой своих намерений и своей жизни.

Те, кто имел счастье знать его вблизи, могли убедиться в том, на какое чувство привязанности был способен этот человек, столь суровый по своей внешности, с какой любовью он относился к своей семье и, в особенности, какую нежную привязанность он питал всегда к детям. И ныне, когда о нем говорит весь мир, когда пролетарии всего мира с волнением, благодарностью и восхищением обращают к нему свои взоры, когда даже в самых отдаленных уголках земли говорят об этом герое и враги упорно повторяют сказку о его «кровожадности», многие подростки рабочих кварталов Берна и Цюриха вспоминают об этом суровом монгольском лице, об этом бедно одетом человеке, у которого едва хватало денег, чтобы покупать хлеб себе и своей жене, но всегда были деньги, чтобы снабжать шоколадом своих многочисленных маленьких друзей с улицы Шпигельглассе. «Герр доктор», как его называли в 1917 г. дети постарше, внезапно превратился в русского «кайзера».

Зимой 1916-1917 г. завсегдатаи цюрихской «кантональной библиотеки», или «библиотеки социальной литературы», постоянно видели зарывшегося в книги человека с рыжеватыми волосами, тупым носом, маленькими глазками и большой, почти лысой головой. Каждое утро он приходил сюда и садился на свое место, не смотря ни на кого, не вступая ни с кем в разговоры. В полдень он уходил на улицу, где его ожидала скромно одетая, как и он, женщина, а после обеда он снова был на своем посту, среди книг, склонив голову над своими записками.

Он читал, главным образом, книги по социализму, так что я вскоре догадался, что это был один из «наших». Поэтому я спросил однажды одного русского товарища, кто такой этот ученый монгол.

Как? - ответил тот. - Вы его не знаете? Весь Цюрих его знает! Это - Ленин.

На самом деле его знал далеко не весь Цюрих. Его знали лишь немногие русские революционеры, скрывавшиеся в Цюрихе и в остальной Швейцарии с первых дней войны. Впрочем, Ленин вел чрезвычайно замкнутый образ жизни. Днем он работал в библиотеке, обедал в маленьком скромном ресторане, вечером и ночью занимался дома. Этот революционер был не только великим человеком дела, но и великим человеком науки. Он знал, что нельзя быть хорошим руководителем рабочего класса, если не знать всей истории этого класса и истории капитализма. И среди современных марксистов немногие, очень немногие знали так же хорошо, как Ленин, эти две истории.

В Швейцарию, где он уже был раньше, Ленин приехал неожиданно в начале войны, когда он был вынужден уехать из Австрии. Он провел несколько месяцев в Цюрихе со своей женой, которая была, в то же время, его преданным товарищем и в политической борьбе, между своими любимыми книжками, в кругу немногих самих близких товарищей-интернационалистов, которые, как и он, ставили своей задачей подготовить революцию в России. Они образовали нечто вроде кружка, присвоив себе название «пораженцев», и всяческую неудачу царистской России на поле битвы они приветствовали, как шаг по направлению к революции.

Год спустя после возникновения войны, т.е. осенью 1915 г., Ленин со своей женой и тещей покинул Цюрих и переехал в Берн. В швейцарской столице он вел такой же крайне бедный образ жизни, поселившись в маленьком пансионе. Они брали на троих две порции обеда по 90 сантимов каждая; вечером - чай с хлебом. Ни Ленин, ни его жена, ни теща никогда не показывались ни в кафе, ни в увеселительных местах. Днем Ленин работал в библиотеках; ночью лампа горела на его письменном столе почти до самой зари. Со своим литературным талантом он мог бы без всякого труда обеспечить себе все жизненные удобства и комфорт, но, вместо этого, он писал статьи для социалистических газет и журналов, которые платили ему ровно столько, сколько ему хватало, чтобы не умереть с голода.

В один прекрасный день его гонорар оказался недостаточным даже для оплаты скромных обедов, которыми он до тех пор пользовался. Тогда он переменил «ресторан». Он начал ходить вместе с женой в «русскую студенческую столовую», где обед стоил всего 60 сантимов. Однако, посетители этой столовой были обязаны по очереди прибирать помещение, подметать комнаты, мыть посуду и пр. И вот наступил день, когда пришла очередь Ленина. Его сотрапезники, молодые, исполненные энтузиазма юноши, преклонявшиеся перед этим революционером, который имел в прошлом многие годы борьбы и страданий, вынесенных за пролетариат, хотели освободить его от этой работы. Однако, Ленин не согласился, чтобы для него делали какие-либо исключения, и безропотно выполнял функции судомойки в этой веселой революционной компании. Из Берна он вернулся в Цюрих, где впоследствии развернул широкую и энергичную революционную деятельность. Однако, его частная жизнь не изменилась ни на иоту.

В Цюрихе Ленин и его жена - его теща умерла за несколько месяцев до этого в Берне - поселились в бедной комнатке на улице Шпигельглассе, № 14, во втором этаже. Чтобы пройти к Ленину, нужно было подняться по маленькой темной лестнице, ступеньки которой скрипели под ногами. Он прожил здесь весь 1916 и первые месяцы 1917 г. Его квартирохозяином был сапожник Каммерер, который ныне - как это легко понять - более, чем когда бы то ни было, гордится своим великим жильцом. И из его уст можно услышать интересные подробности о полной лишений жизни человека, который впоследствии стал диктатором величайшего государства мира.

«Товарищ Ленин,- рассказывал Каммерер,- отличался необычайно простотой. Как он, так и его жена не придавали никакого значения хорошей одежде и хорошей пище. Они платили мне 28 франков в месяц. Зимой я должен был делать им пару тяжелых крестьянских башмаков с большими гвоздями. - «Тов. Ленин,- говорил я ему,- с этими башмаками вас примут за крестьянского старосту». Он смеялся, но продолжал носить эти башмаки в течение всей зимы. Когда заболела жена Ленина, они отправились вдвоем во французскую Швейцарию. Я сдал их комнату другим. По возвращении Ленина, я выселил новых жильцов. Мы всегда были добрыми друзьями. В настоящее время он живет в Кремле. Воображаю, какие там у него комнаты!»

Путешествие в Кремль! Кто может забыть волнение, энтузиазм и надежды апрельских дней 1917 г.? Я вспоминаю вечер, предшествовавший отправке запломбированного поезда из Цюриха в Россию. В зале «Eintracht» (Согласие), в котором и раньше неоднократно уже раздавались голоса крупнейших европейских социалистов, бежавших в Швейцарию, цюрихские товарищи устроили прощальную вечеринку русским товарищам, получившим, наконец, возможность вернуться на свою родину и приступить к революционной работе среди своего народа. Затем, в другом большом зале, где обычно устраивались благотворительные праздники в пользу наиболее бедных товарищей, было устроено вторично собрание для того, чтобы отпраздновать зарю новой жизни. Тут были все: молодежь, старики, студенты, студентки, рабочие и вообще люди, которые провели годы и десяти- {с. 247} летия в Сибири, в Петропавловской или Шлиссельбургской крепостях. Старые революционеры как бы помолодели, и более чем 60-летний Кон отплясывал, как юноша, танцы своей страны.

На следующий день на платформе Цюрихского вокзала громко раздавались звуки Интернационала, исполняемого на немецком, французском, итальянском и русском языках. Изгнанники царизма возвращались в свою страну: Мартов, Бобров, Кон, Лапинский, Рязанов, Бронский, Балабанова, волосы которой итальянские товарищи украсили красными цветами, и много-много других. Наконец, запломбированный поезд тронулся. Тронулся троянский конь, который германский империализм помог внести во вражескую крепость, не замечая того, что в этом коне были скрыты его собственные враги.

Ленин уехал несколькими днями ранее. Перед отъездом из Швейцарии он участвовал в конференции швейцарских и русских социалистов, от имени которой обратился к швейцарскому рабочему классу с приветствием, являющимся одним из самых прекрасных и самых революционных произведений его пера. 3-го апреля он прибыл в Петроград, где его встретила огромная восторженная толпа...

«Avanti» 27-28/I 1924.

Перепечатано из Лисовский П.А. Иностранная печать о Ленине. Л., 1924. с. 130-134; статья не подписана.

http://ru-history.livejournal.com/4345683.html

«Ленин был первым представителем нового вида профессиональных организаторов тоталитарной политики. Вероятно, ни в ранней молодости, ни позже ему не приходило в голову, что существовали и другие виды человеческой деятельности, которыми стоило бы заниматься. Как анахорет он повернулся спиной к обыкновенному миру.

Ленин с презрением отверг предложение своей матери заняться земледелием.

Несколько недель он работал адвокатом и возненавидел эту работу. После этого он никогда не имел другого вида работы или занятия, так как его журналистика была просто функцией его политической жизни.

Но его политика была политикой жреческой, а не народной. Ленин окружил себя официальными публикациями, историческими и экономическими трудами. Он не сделал никакой попытки непосредственно поинтересоваться взглядами и условиями жизни масс. Идея об изучении мнения избирателей была для него анафемой - «ненаучной». Он никогда не посещал фабрик и не приближался к сельскому хозяйству. У него не было никакого интереса к тому, какими путями создается богатство. Его никогда не видели в рабочих кварталах городов, в которых он жил. Вся его жизнь протекла среди членов его собственного подкласса - буржуазной интеллигенции, в которой он видел уникальное привилегированное духовенство, одарённое особыми знаниями и избранное самой историей для решающей роли. Социализм, писал он, цитируя Карла Каутского , - продукт «глубокого научного познания... Носителем [этой] науки является не пролетариат, а буржуазная интеллигенция: современный социализм рождается в умах отдельных членов этого класса».

Отдельных членов - или одного отдельного члена? На практике оказалось последнее. За двадцать лет до своей революции Ленин создал собственную фракцию среди социал-демократов - фракцию большевиков, отделил её от меньшевиков (или меньшинства) и стал после этого её абсолютным господином. Этот процесс, воля к власти в действии, был хорошо документирован его критически настроенными товарищами.

Плеханов , действительный создатель русского марксизма, через чью организацию «Искра» Ленин впервые стал известным, обвинял его в «поддержке сектантского духа исключительности». Он «смешивал диктатуру пролетариата с диктатурой над пролетариатом» и пытался создать «бонапартизм, если и не абсолютную монархию, в старом дореволюционном стиле». Вера Засулич говорила, что вскоре после того, как Ленин пришёл в «Искру», газета превратилась из дружного семейства в личную диктатуру. Ленинское представление о партии, писала она, это представление Луи XIV о государстве - moi.

В том же 1904 г. Троцкий назвал Ленина Робеспьером и террористическим диктатором, который пытается превратить партийное руководство в комитет общественной безопасности. Методы Ленина, писал он в своей статье «Наши политические задачи», являются «мрачной картиной трагической непримиримости якобинцев... партия подменяется партийной организацией, организация - Центральным комитетом и, наконец, Центральный комитет - диктатором».

Шесть лет спустя, в 1910 г., мадам Кржижановская писала: «Это человек, вставший против всей партии. Он разрушает партию». В 1914 г. Чарльз Раппапорт, восхваляя Ленина как «несравненного организатора», добавлял: «Но он считает социалистом только себя… Война объявляется каждому, кто отличается от него. Вместо того, чтобы бороться со своими оппонентами в социал-демократической партии социалистическими методами, т.е. аргументами, Ленин использует только хирургические методы такие, как «пускание крови». Никакая партия не может существовать при режиме этого социал-демократического царя, который считает себя сверхмарксистом, но в действительности является только авантюристом высокого ранга».

Приговор был следующим: «Победа Ленина была бы самой большой опасностью для русской революции... Он удушит её». Два года спустя, накануне революции, Вячеслав Менжинский описывал его как «политического иезуита,... незаконнорождённого дитя русского абсолютизма,...естественного наследника русского трона».

Внушительное единодушие этого критического анализа Ленина за двадцатилетний период, данного людьми, близко разделявшими его цели, свидетельствует об одной устрашающей последовательности характера Ленина. Он отметал в сторону атаки, которые, как видно, никогда и не заставляли его остановиться или задуматься хотя бы на секунду. В его броне не было ни одной трещины. Авторитарный? Разумеется. «Классами руководит партия, а партией руководит личности, которые называются лидерами... Это - азбучная истина. Воля класса иногда исполняется диктатором».

Значение имело только то, чтобы миропомазанный индивид, человек, избранный историей обладать необходимыми познаниями, в назначенное время смог понять и, таким образом, быть в состоянии растолковать священные тексты. Ленин всегда настаивал, что марксизм идентичен объективной истине. «В философии марксизма, - писал он, - вылитой из одного куска стали, нельзя вынуть ни одной основной посылки, ни одной существенной части, не отходя от объективной истины». Он сказал Валентинову: «Ортодоксальный марксизм не нуждается ни в какой ревизии ни в области философии, ни в теории политэкономии, ни в теории исторического развития».

Уверовав в это, а также в то, что сам он был назначенным свыше толкователем, так же, как Кальвин толковал Святое писание в своих Институтах (Трактаты Кальвина , где обосновывались гонения на инакомыслящих - Прим. И.Л. Викентьева). Ленин обязан был смотреть на ересь даже с большим ожесточением, чем на неверных. Отсюда и удивительная злоба в ругани, которой он постоянно осыпал своих оппонентов в партии, приписывая им самые низменные мотивы и пытаясь уничтожить их морально, даже если речь шла о незначительных моментах его доктрины. Вид языка, использовавшегося Лениным, с его метафорами, вышедшими из джунглей и сельского двора, и его грубый отказ сделать хотя бы малейшее усилие к человеческому взаимопониманию, напоминал odium theologicum (теологическая ненависть), отравлявшую христианские диспуты о Троице в шестом и седьмом веках, или об эвхаристии в шестнадцатом веке.

И, разумеется, после того как словесная ненависть была подогрета до предельной точки, в конце концов обязательно должна была пролиться кровь. Как печально отмечал Эразм о лютеранах и папистах: «Долгая война в словах и писаниях закончится ударами», - так и происходило на протяжении целого века. Ленин ничуть не страшился подобной перспективы. Как воинственные теологи, занимаясь достаточно тривиальными на непосвящённый взгляд вопросами, ощущали, что, в сущности, решают, будут ли бессчётные миллионы душ гореть в аду целую вечность, так и Ленин знал, что приближался роковой перелом в цивилизации, в котором будущая судьба человечества будет решена историей, а сам он будет её пророком. Bo-имя этого стоит пролить немного крови, а, может, и побольше.

И всё же любопытно, что при всей своей видимой ортодоксальности Ленин был очень далёк от ортодоксального марксиста. В существенных элементах он даже вообще не был марксистом. Он часто использовал методологию Маркса и применял диалектику, чтобы оправдать свои выводы, к которым приходил интуитивно . Но он полностью пренебрегал самим ядром марксистской идеологии - исторической детерминированностью революции. В глубине своей души Ленин был не детерминистом, а волюнтаристом: решающую роль играет человеческая воля, а, конкретно, - его».

Пол Джонсон, Современность: Мир с Двадцатых по Девяностые годы, Часть I, М., «Анубис», с. 66-68.

Я выбрала Владимира Ильича Ульянова (Ленина) как тему для работы, потому что считаю его одним из самых выдающихся людей 20 века, хотя и неоднозначной личностью в истории. Его успехи в политике, приход к власти в 1917 году, создание государства совершенно нового типа – всё это стало возможным благодаря огромному интеллекту, силе убеждения, воле и самодисциплине. Всё это, как мне кажется, и характеризует харизматичность личности Ленина.


Володя Ульянов родился в 1870 году в городе Симбирске (теперь он называется Ульяновск , в честь Владимира Ульянова) в многонациональной семье. Его предками были и калмыки, и немцы, и евреи, и шведы. Папа его был учителем в симбирской школе, семья была очень образованная. У Володи было пять братьев и сестёр, и все хорошо учились и даже дома могли разговаривать на различных языках. Володя рано начал задумываться – а правильно ли устроено общество, почему государством руководит не выбранный народом человек, а власть передаётся по наследству до тех пор, пока другая династия не совершит переворот и всё начинается заново? Почему массы людей живут очень бедно , а кучке богатеев деньги девать некуда? Владимир увлёкся сочинениями Карла Маркса, он пришёл к выводу, что в марксизме есть ответы на эти вопросы: нужно совершить пролетарскую революцию, чтобы рабочие и крестьяне управляли страной и устанавливали порядки и законы для всего народа. Ульянов распространял эти идеи среди студентов, за что его наказывали и грозились отчислить. За создание политического кружка его отчислили из училища, хотя учился он очень хорошо. Это усугублялось тем , что брат Володи, Александр, участвовал в убийстве царя Александра II в 1882 году и был казнён. Владимир был не согласен со старшим братом в том, что надо убивать царей, и сказал: «Мы пойдём другим путём».
В 1898 году Ульянов, уже взявший псевдоним Ленин , со своими сподвижниками создал партию РСДРП (Российская Социал-Демократическая Рабочая Партия). Позднее в РСДРП возникли разногласия в вопросе как нужно прийти к власти. Те, кто остались с Лениным, стали называть себя большевиками, остальные меньшевиками. Партия выпускала газеты и организовывала митинги. Сторонников Ленина становилось всё больше и больше. В 1905 году произошла первая революция, в результате которой царское правительство вынуждено было уступить революционерам, разрешить выборы в Думу. Ситуация в стране успокоилась, но в 1914 году началась Первая мировая война , в которую была втянута Россия. В бессмысленной войне погибло миллионы россиян, жизнь простых людей резко ухудшилась. Поэтому народ всё больше соглашался с тем, что надо свергнуть ненавистное царское самодержавие и провозгласить Республику (народное государство). К этому времени в России было много антимонархических партий, они объединились и вынудили в феврале 1917 года уйти Николая II с трона. Было создано Временное правительство, в котором в основном были кадеты (конституционные демократы) и эсеры (социал-революционеры).
Во время февральской революции Ленин был в Европе. И вот тогда он понял, что пришёл его час, и что он и его партия может взять власть в России. Ленин вернулся в России и начал привлекать на свою сторону разных людей и разные партии , тем более что народ был не доволен Временным правительством, которое ничего не делало для наведения порядка.. 25 октября (по старому стилю) 1917 года революционеры во главе с Лениным совершили переворот, свергнув Временное правительство. Никто не верил, что Ленин удержится у власти надолго, но Ленин проявил не только волю и талант, но и жёсткость и жестокость в отношении тех , кто не хотел жить под властью большевиков. Началась гражданская война, в которой погибли миллионы русских людей, многие ценности были разграблены, храмы разрушались, но большевики выстояли и укрепили свою власть. После гражданской войны начался страшный голод по всей России, и Ленину пришлось отступить от марксизма и разрешить людям производить и продавать продукты самим. Это говорит о гибкости мышления Ленина , что тоже важное качество лидера. Но результаты деятельности большевиков были скорее отрицательными для народа, привели к гибели многих людей, а в 30-х годах к голоду и страданиям.
Поэтому я считаю, что цели, которые определял Владимир Ильич Ленин были во многом правильными, но средства для достижения этих целей превратили большевистские идеи в преступные и кровавые. Пришедший к власти после Ленина Сталин организовал истребление миллионов людей , была создана система лагерей ГУЛаг, в которой погибли миллионы ни в чём не повинных людей.

Владимир Ильич Ленин (настоящая фамилия - Ульянов) – великий российский политический и общественный деятель, революционер, создатель партии РСДРП (большевики), создатель первого в истории социалистического государства.

Годы жизни Ленина: 1870 – 1924.

Ленин известен, прежде всего, как один из вождей великой Октябрьской революции 1917 года , когда была свергнута монархия, а Россия превратилась в социалистическую страну. Ленин был председателем Совета Народных Комиссаров (правительства) новой России - РСФСР, считается создателем СССР.

Владимир Ильич не только был одним из самых видных политических вождей за всю историю России, он также был известен как автор множества теоретических работ по политике и общественным наукам, основатель теории марксизма-ленинизма и создатель и главный идеолог Третьего интернационала (союза коммунистических партий разных стран).

Краткая биография Ленина

Ленин родился 22 апреля в городе Симбирске, где проживал вплоть до окончания Симбирской гимназии в 1887 году. После окончания гимназии Ленин уезжает в Казань и поступает там в университет на юридический факультет. В этом же году казнят Александра - брата Ленина за участие в покушении на императора Александра 3 – для всей семьи это становится трагедией, так как о революционной деятельности Александра.

Во время учебы в университете Владимир Ильич является активным участником запрещенного кружка «Народной Воли», также участвует во всех студенческих беспорядках, за что спустя три месяца его и отчисляют из университета. Полицейское расследование, проведенное после студенческого бунта, выявило связи Ленина с запрещенными обществами, а также участие его брата в покушении на Императора – это повлекло за собой запрет для Владимира Ильича восстановиться в университете и установку над ним пристального надзора. Ленин был причислен к списку «неблагонадежных» лиц.

В 1888 году Ленин снова приезжает в Казань и вступает в один из местных марксистских кружков, где начинает активно изучать работы Маркса, Энгельса и Плеханова, которые в будущем окажут огромнейшее влияние на его политическое самосознание. Примерно в это время и начинается революционная деятельность Ленина.

В 1889 году Ленин переезжает в Самару и там продолжает разыскивать сторонников будущего государственного переворота. В 1891 году он экстерном сдает экзамены за курс юридического факультета Санкт-Петербургского Университета. В это же время его взгляды, под действием Плеханова, эволюционируют с народнических до социал-демократических, и Ленин разрабатывает свою первую доктрину, положившую начало ленинизму.

В 1893 году Ленин приезжает в Санкт-Петербург и устраиваться работать помощником адвоката, продолжая при этом вести активную публицистическую деятельность – он выпускает множество работ, в которых изучает процесс капитализации России.

В 1895 году после поездки заграницу, где Ленин встречается с Плехановым и многими другими общественными деятелями, он организует в Петербурге «Союз борьбы за освобождение рабочего класса» и начинает активную борьбу против самодержавия. За свою деятельность Ленин был арестован, провел год в тюрьме, а затем направлен в ссылку в 1897 году, где, однако, продолжал свою деятельность, несмотря на запреты. Во время ссылки Ленин сочетался официальным браком со своей гражданской женой – Надеждой Крупской.

В 1898 году состоялся первый тайный съезд партии социал-демократов (РСДРП) во главе с Лениным. Вскоре после Съезда все его члены (9 человек) были арестованы, однако начало революции было положено.

В следующий раз Ленин возвращается в Россию лишь в феврале 1917 года и сразу становится во главе очередного восстания . Несмотря на то, что довольно скоро его приказывают арестовать, Ленин продолжает свою деятельность нелегально. В октябре 1917 года, после государственного переворота и свержения самодержавия, власть в стране полностью переходит к Ленину и его партии.

Реформы Ленина

С 1917 года и вплоть до своей смерти Ленин занимается реформацией страны в соответствии с социал-демократическими идеалами:

  • Заключает мир с Германией, создает Красную армию, которая принимает активное участие в гражданской войне 1917-1921 годов;
  • Создает НЭП – новую экономическую политику;
  • Дает гражданские права крестьянам и рабочим (рабочий класс становится основным в новой политической системе России);
  • Реформирует церковь, стремясь заменить христианство новой «религией» - коммунизмом.

Он умирает в 1924 году после резкого ухудшения здоровья. По приказу Сталина тело вождя помещают в мавзолей на Красной площади в Москве.

Роль Ленина в истории России

Роль Ленина в истории России огромна. Он был основным идеологом революции и свержения самодержавия в России, организовал партию большевиков, которая смогла прийти к власти в достаточно короткие и сроки и полностью изменить Россию политически и экономически. Благодаря Ленину Россия превратилась из Империи в социалистическое государство, в основе которого лежали идеи коммунизма и главенства рабочего класса.

Созданное Лениным государство просуществовало практически на протяжении всего 20 века и стало одним из сильнейших в мире. Личность Ленина до сих пор вызывает споры среди историков, однако все сходятся на том, что он – один из величайших мировых вождей, когда-либо существовавших в мировой истории.

Похожие публикации