Анализ стихотворения я тебе ничего не скажу фета. Анализ стихотворения - Я тебе ничего не скажу - А

Стихотворение «Я тебе ничего не скажу» - лирическая миниатюра о любви, верности, бережном, даже рыцарском отношении к любимой женщине. Это произведение - один из самых известных гимнов любви в русской поэзии. Многие слышали его в виде романса, с написанной для него музыкой Чайковского.

Главная тема стихотворения

Возможно, стихотворение является поэтическим признанием в любви к трагически погибшей Марии Лазич и, одновременно, выражением признательности жене, Марии Боткиной, верно и преданно прошедшей до старости путь жизни рядом с поэтом. Но, может быть, миниатюра не имеет адресатом конкретного человека, а описывает опыт волнующих любовных переживаний, пережитых поэтом когда-то, обобщенных и обращенных к вымышленной женщине.

Лирический герой неразрывно связан с личностью самого автора. Он любит, но не может или не смеет сказать о любви, которая живет в его сердце. Поэт не решается даже намекнуть о том, о чем «молча твердит» душа. Причина молчаливости - в заботе о женщине, покой которой он не хочет тревожить. Отраду приносит лишь время, когда «солнце за реку зайдет», распустятся ночные цветы и любовь свободно, не страшась быть замеченной, застигнутой врасплох, заполнит «больную усталую грудь».

Поэт привносит в стихотворение конкретику. Написанное в начале сентября, оно дышит прохладой ранней осени. В произведении два героя - сам автор и его незримый адресат. Читателю отдается роль душевного друга, которому автор изливает свое страдание, и который искренне ему сопереживает. Чувства поэта переданы лаконичными и оттого особенно трогающими сердце образами. Слова текста очень просты, тихи и передают состояние затаенного страдания.

Стихотворение начинается и заканчивается зеркально отображающими друг друга строками. Поэт начинает стихотворение с уверения о молчании и заканчивает им же. Это удвоенное обещание необходимо для того, чтобы дать волю последующим откровениям страдающего сердца. Но если вначале поэт как будто заклинает себя молчать, то после того, как душа облегчилась в свободно излитых наружу чувствах, это же обещание сохранить их втайне звучит уже уверенно, как будто герой принял окончательное решение и теперь свободно и уверенно обещает: «я тебе ничего не скажу».

Структурный анализ стихотворения

Написанное трехстопным анапестом с перекрестными рифмами стихотворение передает музыкальность изящной поэтической речи. Напевность произведению придают и повторяющиеся гласные в строках. Текст украшает метафора «сердце цветет» и олицетворение «спят ночные цветы». Короткое стихотворение наполнено напряженной мыслью, смыслом, эмоциональным подъемом.

Стихотворение «Я тебе ничего не скажу» написано 63-летним поэтом, испытавшим в жизни и романтические увлечения, и яркую по глубине переживаний, трагическую любовь. Фет прожил в семейном браке, основанном на глубоком взаимном уважении, много лет. Стихотворение, несмотря на преклонный возраст автора, поражает юношеской остротой волнующих его сердце чувств.

В этом стихотворении четко выражена мысль о том, что нельзя передать словами жизнь души или тонкость чувств. Романтики не считали язык слов как средство выражения влюбленного человека, тем более поэта.

В стихотворении мы читаем: “Я тебя ничуть не встревожу”. Да, действительно, любовь поэта может не только встревожить, она способна взволновать чистое сердце избранницы своим “содроганием” и томлением.

В стихотворении Фет дает объяснение, отчего же так молчалив его лирический герой. Он показывает, что его “сердце цветет”,

Как ночные цветы, которые упоминаются еще в самом начале стихотворения. Именно здесь происходит то самое единство души человеческой и природы.

Особый прием, который существенно усиливает внутреннее содержание произведения, заключается в том, что Фет называет грудь лирического героя вместилищем души, эмоций и чувств, души – больной и усталой. Он весь дрожит, и неизвестно, что послужило причиной сего, то ли его душевные переживания, то ли ночная прохлада. Все это сводится к тому, что в финале стихотворения поэт зеркально отображает то, что было в самом начале: “Я тебя ничуть не встревожу, я тебе ничего

Не скажу”.

Сочетание идентичных по смыслу слов является важным словесно-художественным образом этого стихотворения. Неповторимое торжество души человеческой и природы выражается и в большинстве других произведений Фета при помощи уникального художественного приема, которое называют психологическим параллелизмом. Поэтому, многие другие стихотворения поэта пронизаны рвением к духовной свободе и силой любви.

Поскольку речь идет о лирике Фета, повествующей об отношении к женщине и всех чувствах, связанных с этим, стоит заметить, что на протяжении своей жизни поэт неоднократно влюблялся. То бишь, двойственность натуры романтика постоянно проявлялась в его жизни. Естественно, в поэзии он тоже часто ее выражал.

Стихотворение привлекает читателя тонкостью, натуральностью и изяществом выраженных в нем трепетных чувств. Это негромкие простые слова, которые мог высказать по настоящему влюбленный человек.

Афанасий Афанасьевич Фет (а точнее, Фёт) родился пятого декабря 1820 года, прожил долгую жизнь и умер в 1892 году. Это необычный и, определенно, великий русский поэт.

Отличительные черты поэзии Фета

Стихотворения Фета всегда отличались ассоциативностью. Но это была особая ассоциативность. В логической цепочке он делал пропуски, отчего для неподготовленного читателя были непонятны его Поэзию Фета считали трудной, неясной. Все потому, что он пытался говорить душой, а не текстом, передать свои образы на подсознательном уровне. Поэт говорил о таких чувствах, которые, по его мнению, не нуждались в словах.

Еще одна характерная черта - это музыкальность. Все произведения Фета пронизаны звуками. За эту свою особенность он часто подвергался нападкам пародистов. В те годы было модно делать пародии на стихотворения поэтов. И Фет страдал от таких насмешек больше всего, но себе тем не менее не изменял.

Кому посвящено стихотворение «Я тебе ничего не скажу»

1885 год. Поэт смертельно болен и понимает, что жизнь его скоро кончится. Он все больше размышляет о своей жизни. И вот в таком состоянии пишет это стихотворение. Посвящает его Марии. Но какой?

Прежде чем проводить анализ стихотворения «Я тебе ничего не скажу», следует понять предысторию и вернуться назад, в молодые годы поэта.

Две Марии. Трагедия и семейная жизнь

Во времена своей военной службы Афанасий страстно влюбляется в Марию Лизич. Их роман продолжается два года. Но бедны и он, и она. Фет понимает, что при таких обстоятельствах не может связать себя узами брака с возлюбленной. Его переводят служить в другое место, и они расстаются. Спустя два дня после отъезда Афанасий узнает, что любимая погибла при довольно странных обстоятельствах, она сгорела заживо в собственной комнате.

По одной из версий, Мария сама себя подожгла. По другой легенде, Мария случайно уронила свечу на платье, когда перечитывала письма от возлюбленного. Платье загорелось, и девушка не смогла потушить огонь. А перед смертью крикнула с балкона, чтобы спасли письма Фета.

Поэт долго переживал утрату и даже винил себя в том, что девушка погибла. Ведь женись он на ней, будь он с нею, этого бы не случилось.

В 1857 году поэт женился на Марии Боткиной. Многие утверждали, что с его стороны это был брак исключительно по расчету. Однако их была отнюдь не несчастной. Жена мужа боготворила, заботилась о нем. Поэт ценил чувства и поддержку жены. Но, конечно, в его памяти все еще жила его первая, трагическая любовь.

Анализ стихотворения «Я тебе ничего не скажу» А. А. Фета

Данное стихотворение посвящено сразу двум Мариям: и погибшей возлюбленной, и нынешней жене.

В нем он одновременно признается в любви Марии Лизич, и так и не решается сказать Марии Боткиной, что почти тридцать лет их совместной жизни он любил другую. Поэт как бы пытается ее заверить, что все хорошо, но на самом деле его все еще преследует старая боль.

Проводя анализ стихотворения «Я тебе ничего не скажу», можно ясно увидеть, как поэт сравнивает свои воспоминания с ароматом цветов, и именно они, эта его эфемерная любовь, дают ему силу, чувство, что он живет полной жизнью. И эту тайну автор желает унести с собой. Однако Мария давно уже все знает и сочувствует поэту, возможно, именно поэтому она заботится о нем с удвоенной силой и потакает всем его капризам, лишь бы любимый человек хоть иногда улыбался.

Делая анализ стихотворения «Я тебе ничего не скажу», нельзя также забывать о том, как поэт не доверял словам. Его фраза о том, что он ничего не скажет, означает не только то, что он скрывает свои истинные чувства от жены. Это также говорит о том, что он считает, что всю полноту чувств, движения души никак нельзя передать языком слов. Это та мысль, которая проходит красной нитью через всю его лирику. «Молча твержу» -этот оксюморон только подтверждение тому, что нельзя выразить словами все чувства души.

Стихотворение построено по зеркальному принципу - начало и окончание состоит из одинаковых строк. При написании автор использовал трехстопный анапест с перекрестной рифмой.

Анализ стихотворения можно закончить тем, что поэт так ничего и не сказал прямо. Он не договорил. Он даже не дал понять, от чего он дрожит - от радости ли воспоминаний, от ночного ли холода или от чего-то еще. Только главная идея ясна - боль еще жива и чувства не выразить словами.

"Я тебе ничего не скажу" - одно из самых известных произведений Фета, созданных на закате его жизни. Несмотря на нежное, душевное содержание, в этих стихах чувствуется откровенная печаль. В этой статье представлен анализ стихотворения "Я тебе ничего не скажу" по плану. Кому посвятил стихотворение Афанасий Афанасьевич, с какими событиями было связано его написание, и какие выразительные средства использовал поэт?

Я тебе ничего не скажу

Анализ стихотворения необходимо начать с его прочтения:

Я тебе ничего не скажу,

И тебя не встревожу ничуть,

И о том, что я молча твержу,

Не решусь ни за что намекнуть.

Целый день спят ночные цветы,

Но лишь солнце за рощу зайдет,

Раскрываются тихо листы,

И я слышу, как сердце цветет.

И в больную, усталую грудь

Веет влагой ночной... я дрожу,

Я тебя не встревожу ничуть,

Я тебе ничего не скажу.

История создания

Историческое анализирование стихотворения "Я тебе ничего не скажу" показывает, что Афанасий Афанасьевич Фет написал его 2 сентября 1885 года. В это время шестидесятипятилетний поэт служил в Балтийском порту, так как в самом разгаре была Крымская война, и войска, в которых находился Фет, занимались охраной эстонского побережья. Война, отдаление от жены и семьи, бесконечная опасность для жизни - своей и окружающих: все это рождало в нем ощущение тоски и возможности смерти. Поэтому в этом стихотворении Фет будто бы пытается совершить некоторое признание своей супруге, но, не желая тревожить ее, вороша прошлое, признание остается молчаливым.

В юности у Афанасия Афанасьевича была возлюбленная - Мария Лазич, на которой поэт не женился из-за недостаточно богатого, по его мнению, приданого девушки. Судьба жестоко наказала Фета - спустя всего несколько дней после разрыва Лазич погибла при пожаре. Это событие глубоко потрясло поэта, он не мог примириться с трагедией до самой своей смерти.

Справедливости ради следует заметить, что Фет, несмотря на увлечение Марией Лазич, позволял себе некоторые вольности и с другими женщинами во время военной службы. Так что вполне вероятно, не случись с девушкой никакой трагедии - Фет и думать бы о ней забыл. Но трагическое событие, в котором тонкая душа поэта не переставала обвинять его самого, стало пожизненной раной и тайным страданием, скрываемым от жены Афанасия Афанасьевича - Марии Боткиной.

В своем стихотворении Фет вдали от жены, которую он очень ценил, уважал и даже любил как верного друга, чувствует за свой секрет угрызения совести. Он пытается признаться в своих чувствах, говоря о нежной тоске по другой женщине, но не смеет обидеть горячо влюбленную в него супругу признанием в неверности своих мыслей. Анализируя стихотворение "Я тебе ничего не скажу" с учетом этих фактов, мы понимаем, что оно напрямую связано с обеими женщинами. На фото ниже портрет жены Фета - Марии Боткиной-Шеншиной.

Анализ стихотворения по строфам

"Я тебе ничего не скажу" начинается с обращения лирического героя к своей второй половине. Он говорит о некоторой тайне - "что я молча твержу", которую ни за что не откроет даже намеком, чтобы не тревожить дорогого человека. Во второй строфе герой произведения сравнивает свое сердце с ночными цветами: днем они спят, как и душа поэта, вынужденная скрывать истинные чувства, а к ночи, когда несчастный остается наедине с собой, "сердце цветет" в мыслях о милом человеке, которого нет рядом.

В третьей строфе поэт продолжает начатую мысль, называя свою грудь "усталой и больной", так как измучены его душа и сердце. Но вечерний воздух освежает сердечную рану - возможно, с прежней возлюбленной герой часто гулял вечерами средь ароматов ночных цветов. Стихотворение завершается теми же строчками, с которых началось - несмотря на душевную боль и мучительные воспоминания, герой ни за что не потревожит женщину своей настоящей жизни личными воспоминаниями о женщине из прошлого, а потому он никогда и ничего не расскажет.

Выразительные средства

Морфологический анализ стихотворения "Я тебе ничего не скажу" показывает, что оно написано трехстопным анапестом, с использованием перекрестной рифмы - это придало стихам певучую музыкальность. Жанр произведения - лирическая миниатюра, тематика - философское отношение к любви прошедшей и настоящей.

К выразительным средствам, которые использовал Фет в стихотворении "Я тебе ничего не скажу", анализ относит использование оксюморона ("молча твердить"), психологического параллелизма ("сердце цветет"), аллегории ("в усталую грудь веет влагой ночной"), олицетворения ("спят ночные цветы"), а также лексического повтора, опоясывающего произведение и делая его печальную отвлеченность цельной и завершенной.

Музыкальные воплощения

Неоднократно композиторы превращали в песню стихотворение "Я тебе ничего не скажу". Анализ музыки, на которую были положены эти стихи, показывает, что это связано с особой певучестью текста, близкого к русским романсам.

Первым, кто сочинил музыку на эти стихи, стал великий композитор Петр Ильич Чайковский. Его композиция получилась лирической и очень личной, несмотря на авторство Фета, чаще всего исполняется женским вокалом. Пример исполнения можно увидеть ниже.

Также слова этого стихотворения были положены на музыку такими композиторами, как Рахманинов, Бородин и Толстая. Мелодия последней стала особенно популярной в наши дни, благодаря исполнению Людмилы Зыкиной.

Анализ стихотворения А.А.Фета «Я тебе ничего не скажу»

Вероятно, многие из нас сначала запомнили эти проникновенные строки как слова известного романса, и только позже узнали, что это стихи Фета. Они необычайно музыкальны, как и многие другие стихи этого поэта. Неуловимые движения души, мгновенные состояния природы – это находится на грани выразимого и невыразимого, на грани слова и музыки. Когда читаешь первую строфу, сразу возникает отчетливое ощущение соприкосновения с чьей-то напряженной внутренней жизнью, сильным чувством, тревожащим человека. Какое это чувство, читатель может только догадываться, о чем хочет сказать герой – тайна. Все неясно и трепетно, все ускользает от точных определений. Как передается нам ощущение тревоги, волнения, неопределенности? В первой строфе присутствуют только глаголы и местоимения. Местоимения ничего не называют, а только указывают. Неопределенно в стихотворении, кто здесь действующее лицо – герой или героиня? У читателя, казалось бы, возникают одни вопросы, но ответов на них он не ищет, а с готовностью ставит себя на место лирического героя, потому что такие состояния души знакомы каждому и даже дороги. А глаголы, которых здесь достаточно много, обращены в противоположность, так как употреблены с отрицательной частицей. Действие замкнуто пространством человеческой души и остается внутри напряженным волнением. Местоимения, частицы, союзы – короткие слова, поэтому первая строфа звучит напряженно, прерывисто, беспокойно. Но в этом смятении нет хаоса – все гармония!

После музыкально выраженной тревоги, смятенности первой строфы – спокойное начало второй. Здесь все другое, все ясно и красиво: цветы, заход солнца – это природа. Темп речи замедляется, становится плавным: в первой строке 5 слов, в третьей всего 3, это после 6-7 слов первой строфы. На смену глаголам и местоимениям приходят существительные и одно прилагательное – и мы почти физически ощущаем контраст между состоянием человеческой души и вечным миром природы. Вечность и постоянство этого покоя подчеркнуты тем, что картина почти символична, она лишена конкретности и определенности. Мы не знаем, о каких цветах идет речь. Художественное время «лишь солнце за рощу зайдет» - неуловимый миг перехода из света в мрак. Это не конкретный пейзаж – перед нами развернута жизнь природы. Волны человеческой тревоги умиротворяются в этом океане мира и покоя. В тишине такого мира расцветает человеческое сердце, и герой даже чувствует это. Поэт усиливает метафору, словно возводит ее в квадрат: цветет не цветок, а сердце. В этих трех словах заключен опыт долгой человеческой жизни (стихотворение написано 63-летним поэтом) и глубокое философское понимание единства человека и природы, мироздания. Сердце человеческое живет и расцветает только в единстве с миром природы, сознание этого приносит герою облегчение. Об этом говорит 3 строфа: «И в больную, усталую грудь Веет влагой ночной…я дрожу…». Наш слух непременно уловит эти сплошные «у», отзвуки первой строфы. Да, это снова человек с его смятением и болью, но она уже смягчена, умиротворена «влагой ночной», слиянием с природой. Последний аккорд стихотворения – повторение двух первых строк (кольцевая композиция). Но звучат они уже по-другому: соприкосновение с ночной природой как бы успокаивает смятение и тревогу, преобразует их в некое решение. К мысли об этом приводит и перестановка строк, и еще один малый, но выразительный штрих: в последних двух строках в отличие от первых присутствуют два местоимения «я», каждая строка стала самостоятельным простым предложением во главе с подлежащим, выраженным «я». Рифмы в стихе перекрестные, зарифмованы по 2-3 звука, что придает звучанию четкость, ясность. Это маленькое стихотворение – блестящий пример того, что в поэзии содержание и форма неразделимы: только вдумываясь, как, какими языковыми средствами поэт передает нам то, что хочет выразить, мы начинаем понимать глубже смысл его произведений.

Похожие публикации