Какие предметы не нужны в жизни. Антирейтинг: самые бесполезные школьные предметы

Многие ходят на учебу и говорят: «Зачем учить? Все равно мне это нигде не пригодится». Мы решили разобраться и дать ответ. Если вы тоже задавали себе этот неоднозначный и даже в чем-то риторический вопрос, добро пожаловать.

В спорах рождается истина, поэтому нам всегда приятно увидеть в комментариях ваше мнение о том, какие предметы пригодятся в жизни.

Школьные дисциплины: что нужно знать

В университет можно поступать или не поступать – каждый решает для себя сам. Но школьная программа является гораздо более «обязательным» образованием. В чем его польза? Так ли эти знания полезны? Нужны ли школьные знания, и главное как они пригодятся в реальной жизни?

Для примера возьмем многими нелюбимые предметы – физику и математику. Они всегда идут рука об руку, и вы вряд ли найдете человека, который знает физику, но не знает математики.

Где в жизни пригодится физика

На работе

Есть профессии, в которых без физики просто не обойтись. Мечтаете стать офисным планктоном работником или менеджером по продажам? Тогда вопросов нет. Но если хотите быть космонавтом, летчиком, инженером, саунд-дизайнером , звукорежиссером или электромонтером, учите физику.

Все еще думаете, что физика не может быть полезной? Давайте посмотрим на Илона Маска. Как считаете, смог бы он сконструировать электромобиль, не зная физики? Или придумать, как снизить стоимость полетов космических ракет?

В свободное время

Допустим, вы играете в бильярд. В решающий момент вспоминаете классическую механику , упругое столкновение шаров и закон сохранения импульса. Нет, мы не предлагаем достать бумажку и заняться расчетами. Но с этими знаниями понять, куда и как бить, будет проще.

В быту

Починка электропроводки или сломанной настольной лампы может стать невыполнимой миссией. А еще можно схватиться за фазный провод и получить массу неприятных ощущений. Но всего этого можно избежать, если вы учили физику, знаете разницу между переменным и постоянным током и помните основы электромагнетизма.

В семье

Если у вас будут/есть дети и вы не сможете помочь им с заданиями по физике, это будет несолидно. К тому же, знания физики помогут ответить на кучу самых разных детских «почему». Почему солнце красное вечером, почему небо голубое, почему дует ветер, почему невозможна тепловая смерть Вселенной ?

Как полюбить физику

Физика в жизни

Физика может быть полезной абсолютно всем. Другое дело, что почти всегда иногда программа обучения кажется очень скучной. Слишком много там абстрактных тел и математических формул , а связи с реальностью слишком мало.

Прекрасный пример того, что физика интересная наука – это ее популяризация в искусстве. Сериал «Теория Большого Взрыва» и фильмы типа «Интерстеллар» помогают не только развлечься, но и задуматься.

Для тех, кто считает физику жуткой скукотищей, мы подготовили подборку книг, которые помогут пробудить интерес к этой науке и отправиться постигать тайны Вселенной:

  • «Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман!» . Автор: Ричард Фейнман. Знаменитый физик и лауреат Нобелевской премии в своей автобиографии с харизмой расскажет о практических применениях физических знаний;
  • «Три книги о пространстве и времени» . . «Краткая история времени» - самый знаменитый научно-популярный труд ученого. «Черные дыры и молодые вселенные» сборник эссе автора с 1976 по 1992 годы. «Теория всего» семь лекций, в которых Хокинг пытается связать различные актуальные физические теории;
  • «Работы по теории относительности» . Автор: Альберт Эйнштейн. Хотите сломать себе мозг, но сделать это красиво? Начните с теории относительности из первоисточника.

Где в жизни пригодится математика

Вас не проведут мошенники

Кассирша в магазине не положит лишнюю монету в карман, если у вас все хорошо с устным счетом .

Вы знаете, как выиграть в казино

Точнее, знание теории вероятностей и математической статистики подскажет вам: в казино всегда выигрывает казино. Дешевые ловушки прочих «лохотронщиков» тоже будут сразу видны математическому глазу.

Вы легко принимаете решения

Точнее, ваши решения подкреплены логикой. Математическая практика стимулирует логическое мышление, а оно помогает двигаться по жизни целенаправленно, не болтаясь из стороны в сторону.

Как полюбить математику


Математика в жизни

Знание косинуса 60 или методов вычисления тройного интеграла действительно не пригодится в 99% повседневных ситуаций. Да и пределы , к счастью, приходится считать не каждый день. Но смысл учить математику определенно есть. Лучше всего об этом сказал Ломоносов:

Математику лишь затем изучать следует, что она ум в порядок приводит.

По аналогии с физикой, приводим здесь подборку книг, которые помогут полюбить математику и пробудить к ней интерес:

  • «Живая математика. Математические рассказы и головоломки» . Автор: Яков Перельман. Это настоящая классика – впервые книга была издана в 1934 году, и остается актуальной и популярной до сих пор;
  • «(Не)совершенная случайность» Автор: Леонард Млодинов. Говорят, что взмах крыльев бабочки на одном конце света может вызвать торнадо на другом. Если вы задумывались, как случайные события и их связи влияют на ход нашей жизни, эта книга вам понравится;
  • «Совершенная строгость. Григорий Перельман. Гений и задача тысячелетия» . Автор: Маша Гессен. Математик из Санкт-Петербурга в 2002 году доказал теорию Пуанкаре, а потом отказался получить за это полагающееся вознаграждение. Эта книга – попытка разобраться с феноменом самого Перельмана, а также простым языком объяснить суть его работы.

Что насчет остальных предметов?

Что говорит статистика

Можете спорить, а можете соглашаться. Среди людей, не окончивших школу, больше сомнительных, чем успешных и состоявшихся личностей. Поэтому школьные знания нужны и полезны.

Хотим мы того или нет, а добрый дедушка Ленин, который вовсе не был добрым дедушкой и завещал учиться целых три раза, в этом был прав. Хоть знания по предмету "Основы марксизма-ленинизма" действительно еще никому не пригождались в жизни.

Всем желаем продуктивной учебы. Ну а если неожиданно случился форс-мажор, пишите в сервис профессиональной помощи студентам , который существует как раз для таких случаев.

Наверное, сидя на уроке, вы не раз задумывались: «Зачем мне эта физика или геометрия, когда я мечтаю стать музыкантом?». Или: «Зачем мне эта история с русским/английским языком, когда я по природе технарь и буду инженером?». В общем, варианты могут быть самыми разнообразными, в зависимости от того, какие школьные предметы являются любимыми, а с какими отношения не ладятся.

Однако в жизни далеко не все так просто и школьную программу составляли не дураки. Думаете, в повседневной жизни не понадобится алгебра или биология? Предлагаем ознакомиться со списком некоторых школьных предметов, знания в области которых пригодятся в повседневной жизни.

algebra [‘?l??br?] – алгебра

Boolean algebra — алгебра логики

linear algebra — линейная алгебра

matrix algebra матричная алгебра

Итак, представьте следующую жизненную ситуацию: вам надо заправить машину, в кармане 25 долларов, а галлон бензина (если английский галлон, то это 4,54 л; а американский — 3,78 л) стоит 4 доллара. Сколько литров бензина вы сможете купить?

Именно благодаря полученным знаниям из алгебры, эта задачка не кажется сложной. Вы автоматически в уме составляете простое уравнение: 25/4=количество бензина.

math – математика

plus – плюс

5 plus 6 is 11 – 5+6=11

minus [‘ma?n?s] – минус

15 minus 5 is 10 – 15-5=10

to subtract 6 from 18 - из 18 вычесть 6

If you subtract 3 from 11, the answer is 8. - Если из 11 вычесть 3, то получится 8.

multiply by [‘m?lt?pla?]

4 multiplied by 2 makes 8. - 4*2=8

divide by/into — делить

divide 36 by/into 6 – 36/6

Компьютеры и калькуляторы не могут постоянно решать за нас повседневные задачи. Иначе зачем тогда человеку мозг? Именно элементарные математические задачки тренируют наш мозг и способствуют развитию логического мышления.

Представьте, что вы печете кексы, и тут вы узнаете, что вам надо испечь на 10 штук больше. Математические знания помогут вам с легкостью разобраться, сколько надо еще добавить муки, молока, яиц и других ингредиентов, чтобы кексы получились на славу.

biology – биология

conservation biology — биология охраны природы

molecular/new biology — молекулярная биология

Зачем на уроке биологии препарировать лягушку?

Внутреннее строение органов тела лягушки и человека имеют очень много общих черт. Препарирование лягушки позволяет провести параллель и лучше понять человеческое строение тела.

Эти знания станут незаменимы, когда вы столкнетесь с проблемами со здоровьем, и сможете врачу задать все необходимые вопросы.

chemistry [‘kem?str?] — химия analytical chemistry [??n(?)’l?t?k((?)l)] - аналитическая химия

inorganic chemistry [??n??’g?n?k] - неорганическая химия

organic chemistry [??’g?n?k] - органическая химия

На уроках химии очень часто обучают тому, как вещества взаимодействуют друг с другом. Спрашиваете, где это вам пригодится?

Данные химические знания необходимы для того, чтобы хотя бы не навредить себе. Например, вы решили отбелить всю сантехнику, а чтобы долго не оттирать унитаз с ванной вычитали «гениальный» рецепт: отбеливатель + уксус = быстродействующее средство, способное удалить самые въедливые пятна.

Запомните, скорее всего, вы отравитесь, т.к. уксус, взаимодействуя с отбеливатель, выделяет ядовитые пары хлора, а не отмоете ванну.

history [‘h?st(?)r?] – история

to distort history - искажать историю

Один философ как-то сказал: «Народ, забывший свою историю, обречён повторить её вновь!». Данное выражение лучше всего кратко объясняет, зачем надо учить историю. Кроме того, зная историю легче ориентироваться в происходящих политических событиях. Плюс ко всему знание истории может помочь в выборе идеального места жительства для себя.

psychology — психология

Если у вас в школе преподают психологию, то вам очень повезло! Значит вы лучше, чем другие сверстники разбираетесь в природе человеческих взаимоотношений и у вас больше шансов на адекватный самоанализ. Психология позволяет понять причины не только собственного поведения, но и поведения окружающих людей.

composition [?k?mp?’z??(?)n] – сочинение

exposition [?eksp?u’z??(?)n] — изложение

book report — изложение по прочитанной книге

И напоследок самое «вкусненькое». Зачем в школе постоянно заставляют писать сочинения и изложения?

Умение грамотно и ясно излагать свои мысли обязательно вам пригодится, когда необходимо будет составить какую-нибудь жалобу, объяснительное письмо, резюме, сопроводительное письмо и т.д.

Сразу оговорюсь - это мое личное мнение как экс-школьницы и мамы. Пусть субъективное, но обоснованное. Просто обидно смотреть, как дети и учителя кучу сил, времени и нервов тратят на никому не нужные уроки.

Школьная программа – это такая штука, об которую сломали не одну сотню копий. И вроде каждый год ее меняют, многострадальную: то одно добавят, то другое уберут. То астрономией жонглируют, то вокруг уроков православия танцы с бубном. Что мы вообще хотим от школы? Дать человеку знания, которые ему пригодятся в жизни? Основы всестороннего развития? Заинтересовать в дальнейшем изучении предмета?

Я помню свою собственную учебу. Я знаю, чему сейчас учат мою собственную дочь. И у меня есть мой собственный рейтинг самых бесполезных школьных предметов.

1. ОБЖ – основы безопасности жизнедеятельности

Это безусловный хит. Чего стоит только расшифровка аббревиатуры! Она и сама-то неблагозвучная. А в длинном виде – это какой-то мертворожденный набор слов. Основам безопасности жизнедеятельности, если вдуматься, учат ребенка родители. Не лезть в кипяток, не хвататься за горячую плиту, правильно передавать нож и переходить дорогу. А в школе? У нас этот предмет вел бывший военный, который с упоением рассказывал, как себя вести во время ядерного взрыва. Да никак себя не вести, вы все равно умрете. И я тоже. Причем я, как настоящий хипстер в наушниках, умру, даже не поняв, что случилось. И знание, как правильно надевать противогаз, нисколько не поможет.

Нет, знания о том, как откачивать утопающего, как смывать с лица перцовый газ или бинтовать руки-ноги, безусловно, пригодятся. А вот вызубренные наизусть воинские звания (!) или практика написания сочинений на тему «Идеальный солдат» – вряд ли. Между тем первый пункт ограничивается обычно инструкцией типа «В любой непонятной ситуации прикладывай лед и вызывай скорую». (Какая практика? Вы чего?) А вот второй пункт представлен довольно развернуто. И, на мой взгляд, это крайне бездарная трата времени. Сочинение можно и на русском написать.

Чем заменить: занятиями по оказанию первой помощи, как распознать инсульт, о том, как действовать в экстренных ситуациях (потерялся, например). И неплохо бы разъяснять, на какую помощь имеет право человек, оказавшийся в такой ситуации, – от полиции, от врачей и чиновников.

2. Трудовое воспитание

В том виде, в котором оно существует сейчас, – это анахронизм. Меня, например, учили вышивать. Ребят, серьезно? Вышивание может стать хобби. Но уделять этому школьное время? Безусловно, азы кулинарии или шитья пригодятся. Правда, вряд ли стоит шить фартук или юбку в школе. Все равно в жизни это будут делать единицы. «Лучше бы научили носки штопать. Или заплатки на джинсы ставить», – бурчала я, выводя иглой машинную строчку вручную. Зачем??? Зачем мне эти навыки? Впрочем, я и носки не штопаю – отправляю в мусорку недрогнувшей рукой. А дочь мою учили шить на ручной машинке. Видимо, на случай, если она попадет в каменный век и электричество отменят.

А изучение дизайна кухни? Как только дело дойдет до моей собственной кухни, я буду сам себе дизайнер, и ни один школьный учебник мне тут не указ.

Мальчиков учат шлифовать, пилить и строгать. Нет, неплохо, конечно. Хотя я не видела ни одного взрослого мужчины, который с упоением сколачивает табуретки. Нет, вру. Одного видела. Он этим на жизнь зарабатывает. В общем, табуретку гораздо проще купить, чем ее делать. Умение держать молоток в руках я, конечно, приветствую. Но фрезерный станок вряд ли в моем семейном гнезде появится.

Чем заменить: почему бы не преподавать девочкам уроки стиля, раз уж мы решили растить леди? Уместность макияжа, совместимость цветов и элементов одежды – все лучше, чем вышивание. Маникюр, может, даже основы парикмахерского искусства. Для профориентации пригодилось бы опять же.

А мальчикам? Знаете, наверняка у каждой женщины есть мечта, чтоб ее мужчина умел починить кран или раковину. Вы много знаете мужчин, которые хоть что-то знали об устройстве раковины до того, как вы попросили что-то там починить? И еще одно, на мой взгляд, полезное умение – разбираться в машинах. Колесо поменять, клемму на аккумуляторе прикрутить. Знать, как капот открывается.

И уж точно ни тем, ни другим не помешали бы уроки водительского мастерства. Хотя бы на стенде, хотя бы начала, азы. Лично я любые пяльца променяла бы на практику вождения.

3. Физкультура

Не спешите кидать в меня тапками. Я не призываю отказаться от активности. Но есть нюансы. В большинстве школ физкультуру преподают ну просто убого. И вообще за урок не считают. С одной стороны, не в каждой школе есть возможность учить плавать, например, или кататься на коньках. И душ принять возможности тоже нет. И это отстой.

С другой… Даже не знаю. Может, традиция? Ведь последние лет 30 уроки физры выглядят одинаково: большую часть четверти валяем дурака, играем в волейбол, встав в кружок, или треплемся. А три-четыре урока из всей четверти сдаем нормативы, как полоумные. Притом, что большинство не может ни правильно отжаться, ни присесть, ни подтянуться. Может, выучили правила игры в тот же волейбол или баскетбол? Не-а. Чем занимались столько лет на физкультуре? Непонятно.

Зато мы писали рефераты. Про тот же баскетбол. Вот так и вырастают диванные болельщики.

И еще – мой, лично мой препод физкультуры был настолько бездарен, что доверял проведение эстафет наиболее активным ученикам из моего же класса. Они сами придумывали этапы, сами проводили. Чувствовали себя при этом невероятно крутыми. Для меня эстафеты закончились, когда я сломала руку прямо на уроке. После этого случая один вид спортзала пугал меня до икоты. А мой собственный вид до икоты пугал учителя.

Чем заменить: основы самообороны и хореография. Полезно будет и тем, и другим. А еще – хоть какая-то теория здорового образа жизни: питание, метаболизм, прочие основы фитнеса.

А ещё что в школьных предметах изменить - это, наверно, тоже, да?
Рисование убрать однозначно. Художниками будут далеко не все, и для этого нужен талант. А в школе вряд ли кто-то нарисует шедевр живописи, в лучшем случае получатся карикатуры для нашего "Перца" или вашего "Крокодила".
Хореография - неужели у вас такой предмет есть? Убрать немедленно! Что, танцы так важны в жизни?
Неужели и религию изучают в школе (что-то такое слышал, может, это неправда)? Да ведь в школе могут быть разной веры. Учить мусульман христианству или христиан исламу - ну, знаете... Так что не надо.
Физкультуру сделать факультативом (то есть оценки не ставить). Вот если кто-то не может быстро бегать или подтянуться больше 1 раза, из-за этого ему не быть отличником?
Пение (или музыка - как у вас это называется?) - тоже факультатив. Ведь не у всех красивый голос, не все могут красиво петь. Да и если у человека нет музыкального слуха и он не может на слух различать ноты, что, опять же не быть ему отличником?
И почему на труде чёткое разграничение: столярные и слесарные работы - мальчикам, шитьё и приготовление еды - девочкам? Иногда стоит совмещать. Ну, девочкам работать топором или кувалдой не обязательно, но что-то попилить, попаять - это можно, так же как и мальчикам готовить еду.
Литературу сократить. Никаких нудных до одурения романов. Никакого внеклассного чтения. И почему на каникулы дают задание именно по литературе, а не, например, по математике, физике, химии, биологии, географии? А ещё вопрос: почему в библиотеках приблизительно 90% книг - всякие художества? Научно-популярная литература, всякие справочники, интересные журналы - такого побольше! А вместо нудных романов - всякие приключения, фантастика, юмористические произведения. Да хоть анекдоты! А что? А ещё никаких сочинений. Ну, напишут что-то своими словами - и кому это интересно будет читать? Как Пушкин всё равно вряд ли напишут, так зачем зря бумагу марать?
Историю тоже сократить. Изучать только действительно важные события. Хотя да, не только события, культуру древних и не очень древних времён тоже не помешает знать. Но даты зубрить не надо.
Ну, уж без математики не обойтись никак, это точно. Сначала изучают всё вместе, потом алгебру и геометрию изучают как отдельные предметы. Надо ли так? Наверно, нет. И логарифмы, интегралы, дифференциалы, всякие действия с тригонометрическими функциями можно изучать не столь обширно. А вот оригинальные способы вычисления, решения задач (есть и такое) - это стоит изучать.
Географию, наоборот, расширить. Все страны и их столицы - это каждый нормальный человек должен знать, а не только я. Да и физическая география тоже (где какие горы, какие реки...). А вот экономическую географию можно сократить, она не очень интересна.
Биологию тоже расширить, ведь не все классы животных и растений изучены в школе. Хотя бы 1 урок посвятить какому-то малоизвестному классу - и то хорошо.
Астрономию расширить обязательно. Ну вот что изучают по астрономии? Солнечную систему, некоторые созвездия, классы звёзд (да и то не все). А ведь в последнее время в астрономии столько открытий сделано! Открыты даже планеты у других звёзд, а в школьной программе это даже не упоминается.
Иностранный язык изучать более глубоко. Строить предложения, переводить простые тексты - да, это в школе изучают. Но чтобы завести самый простой разговор - тык-мык...
Информатика - это связано с компьютерами, да? Я такой предмет в школе не изучал, а пользоваться компьютером научился самостоятельно (ну да, накупил себе книг по компьютерам). И очень пригодилось, даже на работе имею дело с компьютером. Я так думаю, надо учить как пользоваться компьютером, разными программами, даже играть в разные игры (а что?). Но программирование изучать не очень детально, это же такая нудятина! Это изучать в специальных учебных заведениях.
Основы техники - тоже очень важно. Возможно, такой предмет уже есть. Важно знать всякие механизмы, простые электрические схемы, транспорт, энергетику.
Основы выживания - это то, что в жизни очень пригодится. Важно знать, как выжить в тяжёлой экономической ситуации (без работы, в бедности), в сложных природных условиях, при стихийном бедствии, при природной или техногенной катастрофе, в аварии, как в природе находить еду, как отличить съедобные грибы и растения от ядовитых, как спасать, как оказывать медицинскую помощь.
Да, и никаких экзаменов (или что там сейчас вместо экзаменов). А итоговые оценки выводить как среднее арифметическое полученных оценок (разве что можно кое-какие дополнительные вопросы, если ученик хочет более высокую оценку). А в специальные средние и высшие учебные заведения принимать без вступительных экзаменов, но после собеседования. Ну чтобы выяснить, какие у человека есть таланты, действительно ли ему интересна эта специальность, действительно ли он хочет посвятить себя этому великому или не очень великому делу. Вдруг человек не туда попал (даже если вступительные экзамены хорошо сдал)? Вдруг у него талант актёра, а он пошёл учиться на бухгалтера?

В преддверии 1 сентября и начавшегося школьного сезона аналитики «Левада-центра» задались вопросом, какие же предметы жители Российской федерации считают для школы обязательными, нужными и важными.

В опросе участвовали 1600 человек в 137 населенных пунктах, входящих в 48 регионов страны. В результате выяснилось, что менее всего респондентам нравятся основы религии и светской этики – за них высказались всего 5%. Интересно, что наряду с этим 89% опрошенных считают, что школа должна прививать детям любовь к Родине, а 85% — еще и заниматься духовно-нравственным воспитанием.

Вот самые важные школьные предметы по мнению россиян.

авг.16
Русский язык 68
Математика 53
История 33
Литература 32
Иностранный язык 27
Информатика, компьютерная грамотность, программирование 23
Физика, химия, биология 21
Физическая культура, спорт 18
Трудовое воспитание/ ведение домашнего хозяйства 13
География 10
Навыки первой медицинской помощи 9
Общественные науки (обществознание, социология, экономика, политология) 9
Национальный язык и литература (в республиках и автономных округах) 7
Половое воспитание 7
Художественное творчество, искусство, музыка 6
Основы религиозных культур и светской этики 5
Другие предметы 1
Затруднились ответить 4

10. Навыки первой медицинской помощи и общественные науки

Гуманитарные науки в глазах жителей России, видимо, считаются маловажными. Обществознание с социологией, экономикой и политологией хоть и вошли в топ-10 самых нужных предметов в школе, но заняли последнее место наряду с навыками медицинской помощи. За оба предмета высказались равное количество респондентов – 9%.

9. География

Одна из самых древних наук, зародившаяся еще в античную эпоху, не очень популярна среди россиян – за ее важность в школьном образовании высказалось всего 10%.

8. Трудовое воспитание

И географию, и общественные науки с отрывом в несколько процентов обошло трудовое воспитание. Социология социологией, а пуговицу надо уметь пришивать – так считают 13% от опрашиваемых.

7. Физкультура и спорт

18% респондентов считают, что школа должна помочь восполнить детям дефицит активного движения, создаваемого, в том числе, возросшей учебной нагрузкой.

6. Естественные науки

При реформе школьного образования в России более всего пострадали естественные науки. Смена модели обучения (от линейной к концентрической), выпускные экзамены в тестовой форме, сокращение часов, сложности с оборудованием (а для химии, физики и биологии оно чрезвычайно важно) привели к падению престижа некогда популярной в СССР области знаний среди родителей и учеников. За естественные науки высказался 21% от опрашиваемых.

5. Иностранные языки

4. Литература

32% опрошенных считают для школьников необходимым знание текстов, которые в истории России и мира имеют наибольшее культурное значение. Кроме чисто читательского и общеобразовательного интереса играет роль и вхождение в культуру, осмысление ее сюжетов, образов и мотивов, и, в результате, то самое патриотическое и духовно-нравственное воспитание, о котором радеют большинство опрошенных.

3. История

Этот школьный предмет получил одобрение 33% респондентов. В целом об истории большинство бывших школьников сохранили самые теплые воспоминания – по результатам опросов ФОМа 76% опрошенных нравился этот предмет. Сложность с историей в том, что это одна из дисциплин, в которой от личности учителя зависит многое. Вторая проблема – обилие идеологических манипуляций в подаче материала и сильная идеологизированность предмета.

2. Математика

Со значительным отрывом в 20% историю опережает математика – за ее важность, нужность и полезность ратуют 53% респондентов. Количество часов, еженедельно отводимых на математику, ясно говорят о значимости предмета в глазах и учителей, и их воспитанников, и родителей. Хотя, как ни странно, вся важность математики чудесным образом исчезает при поступлении в ВУЗ (если он не профильный, конечно). И в дальнейшем первейшее, что может пригодиться – это умение считать деньги, расплачиваясь в супермаркете.

1. Русский язык

И на первом месте в топ-10 самых важных школьных предметов, по мнению респондентов, оказался русский язык. В рейтинге он лидирует с огромным отрывом. В пользу великого и могучего высказалось 68%. И неудивительно – это единственный предмет, который на всю жизнь определить способность общаться, понять другого и донести свою точку зрения.

Удовлетворенность россиян нынешней системой образования (график)

Похожие публикации