Введение в психологию девиантного поведения. Девиантное поведение Психология девиантного поведения в системе наук

СОВРЕМЕННЫЙ УЧЕБНИК

В. Д. МЕНДЕЛЕВИИ

психология

ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

учебное пособие для вузов

в качестве учебного пособия

Санкт-Петербург 2005

Допущено Учебно-методическим объединением вузов России по образованию в области социальной работы Министерства образования и науки РФ

в качестве учебного пособия

Рецензент:

д. м. н., проф. Ю. С. Шевченко

Менделевия В. Д.

М50 . Учебное пособие. - СПб.: Речь, 2005. - 445 с.

ISBN 5-9268-0387-Х

В учебном пособии представлены основные разделы психологии девиантного поведения, охватывающие описание нормативного, гармоничного, идеального поведения, а также структуры, типов и клинических форм отклоняющегося поведения. Приведены критерии пяти отклоняющихся поведенческих типов (делинквентного, аддиктивного, патохарактерологического, психопатологического и на базе гиперспособностей) в форме агрессивного, аутоагрессивного поведений, нарушений пищевого поведения, сексуальных девиаций и перверсий, алкогольной и наркотической зависимостей, сверхценных психологических и психопатологических увлечений, коммуникативных девиаций и др. Отдельные главы посвящены этнокультуральным, тендерным, возрастным и профессиональным девиациям поведения, а также отклоняющемуся поведению хронически больных. Приводится описание основ комплексной терапии и коррекции поведенческих девиаций. Каждый раздел завершается тестами для программированного контроля знаний и списком рекомендуемой для самостоятельной подготовки литературы.

Учебное пособие является первым издаваемым в стране вузовским учебником по психологии девиантного поведения и соответствует курсу по данной дисциплине и по разделам клинической психологии. Оно может использоваться студентами, изучающими социальные, психологические и медицинские науки, а также врача- ми-психиатрами, психотерапевтами, клиническими (медицинскими) и практическими психологами, педагогами, социальными работниками для самостоятельного освоения данного курса.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Подходы к оценке поведенческой нормы, патологии и девиаций

Идеальная норма, креативность и девиации поведения

Феноменологическая диагностика поведенческих стереотипов

ПСИХОЛОГИЯ ГАРМОНИЧНОГО И НОРМАТИВНОГО

ПОВЕДЕНИЯ

Темпераментальная сбалансированность

Гармоничность характера

Личностная гармония

Программированный контроль знаний

ТИПЫ, ФОРМЫ И СТРУКТУРА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Структура девиантного поведения

Взаимодействие индивида с реальностью

Делинквентный тип девиантного поведения

Аддиктивный тип девиантного поведения

Патохарактерологический тип девиантного поведения

Психопатологический тип девиантного поведения

Тип девиантного поведения, основанный на гиперспособностях

Агрессивное поведение

Аутоагрессивное поведение

Злоупотребление веществами, вызывающими состояния измененной

психической деятельности

Нарушения пищевого поведения

Сексуальные девиации и перверсии

ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

и расстройства личности

Коммуникативные девиации

Безнравственное и аморальное поведение

Неэстетичное поведение, или девиации стиля поведения

Программированный контроль знаний

ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ВАРИАНТЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Программированный контроль знаний

ТЕНДЕРНЫЕ ВАРИАНТЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Программированный контроль знаний

ВОЗРАСТНЫЕ ВАРИАНТЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Программированный контроль знаний

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ВАРИАНТЫ ДЕВИАНТНОГО

ПОВЕДЕНИЯ

Программированный контроль знаний

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ У СОМАТИЧЕСКИ БОЛЬНЫХ

Программированный контроль знаний

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ И ПСИХОФАРМАКОЛОГИЧЕСКАЯ

КОРРЕКЦИЯ И ТЕРАПИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Способы и методы психологического консультирования,

психокоррекции, психотерапии и психофармакотерапии

Психологическое консультирование

Психологическая коррекция

Психотерапия

Психофармакотерапия

Методы и способы психологической и психофармакологической

коррекции и терапии девиаций поведения

Агрессивное поведение

Аутоагрессивное поведение

Зависимость от психоактивных веществ

Пищевое поведение

Сексуальные девиации и аномалии сексуального поведения

Сверхценные психологические увлечения

Сверхценные психопатологические увлечения

Характерологические и патохарактерологические реакции

Коммуникативные девиации

Другие виды девиантного поведения

Программированный контроль знаний

Приложение 1

ТЕЗАУРУС ПОВЕДЕНЧЕСКИХ (СТИЛЕВЫХ) СТЕРЕОТИПОВ,

ФЕНОМЕНОВ И ДЕВИАЦИЙ

Тезаурус индивидуально-психологических качеств и стилей

поведения

Тезаурус феноменов, отражающих особенности стиля действий,

поведения и влечений

Тезаурус эмоциональных феноменов и девиаций

Тезаурус экспрессивных стилей

Тезаурус речевых стилей и феноменов

Приложение 2

ТЕСТЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ДЛЯ ОЦЕНКИ ДЕВИАНТНОГО

ПОВЕДЕНИЯ

Опросник для оценки агрессии (Ч. Спилбергер)

Тест коммуникативной толерантности (В. В. Бойко)

Методика «Q-сортировка» (В. Стефансон)

Томский опросник ригидности (ТОР) (Г. В. Залевский)

Опросник определения типов темперамента (Я. Стреляу)

Тест для оценки экстраверсии - интроверсии и нейротизма

(Г. Айзенк)

Характерологический опросник (К. Леонгард)

Висбаденский опросник (Н. Пезешкиан)

Методика «Ценностные ориентации» (М. Рокич)

Сокращенный многопрофильный опросник личности СМОЛ

Клинический опросник для выявления и оценки невротических

состояний (К. К. Яхин, Д. М. Менделевич)

Патохарактерологический диагностический опросник ПДО

(А. Е. Личко)

ПРЕДИСЛОВИЕ

Предлагаемое учебное пособие «Психология девиантного поведения» - плод долгих раздумий и исследований автора. В нем нашли отражение воззрения и подходы, появившиеся в отечественной психологической науке в последние годы, когда психологическая практика предъявила требования к созданию обоснованной платформы для осмысления механизмов формирования поведенческих девиаций и создания эффективных методов их коррекции и терапии. Существующая на протяжении многих лет неоднозначность ситуации в области оценки отклоняющегося поведения человека, в определении его границ, проявлений, в причислении к патологии или условной норме привела к тому, что эту сторону психической жизни индивида и соответствующую научно-практическую область психологии ученые стали обходить стороной. Психиатры, которые до возникновения психологии девиантного поведения занимались изучением исключительно патологической психической деятельности, вначале посчитали эту сферу знаний малозначимой в сопоставлении с учением о психозах, заполонивших психиатрическую науку и практику. Действительно, что в сравнении с шизофренией гемблинг (увлечение азартными играми)? Следствием гемблинга может стать лишь утрата денег, а следствием шизофрении - утрата личности и здоровья.

По мере естественного сужения сфер влияния психиатрии за счет становления клинической психологии и передачи в ее ведение значительной части так называемой «малой психиатрии» «большая психиатрия» начала экспансию в смежные научные области. Девиантные формы поведения, которые ранее расценивались ею как несущественные и малозначимые, стали рассматриваться как важные в плане предрасположенности к тяжелым психическим заболеваниям и были названы донозологическими (предболезненными) формами психических расстройств. Заметьте, не феноменов, а именно расстройств. Современная мировая психиатрия раскрыла себя в новой международной классификации. Из прежней классификации психических заболеваний (то есть нозологических форм) она превратилась сегодня в классификацию психических и поведенческих расстройств (то есть симптомов). С одной стороны, подобную метаморфозу можно приветствовать, поскольку наконец психиатрия стала переходить с ортодоксальных на феноменологические позиции; с другой - включение в сферу деятельности психиатрии поведенческих расстройств, которые автоматически стали как бы симптомами (ведь медицина занимается патологией и изучать здоровье не вполне подготовлена), следует признать по меньшей мере спорным. Сегодня, основываясь на новой

ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

классификации, врач-психиатр имеет возможность ставить такие диагнозы, как: ковыряние в носу и сосание пальца (шифр F98.8), речь взахлеб (шифр F98.6) и кусание ногтей. Но диагносту не предоставлены медицинские критерии для разграничения, например, поведенческого расстройства в виде ковыряния в носу и привычки ковырять в носу. Особо следует отметить тот факт, что врачу-психиатру не предписывается, как прежде, использовать научные термины. Достаточно простой констатации факта, облеченной в форму обыденных выражений. Но ведь известно, что медицинский подход к терминологической оснащенности специалиста должен отличаться жесткостью, точностью и четкостью. Около 80% всех используемых в медицине терминов имеют латинское или греческое происхождение, что признается единственно правильным и должно способствовать отделению науки от паранауки или других наук.

Таким образом, можно утверждать, что сугубо психиатрическая парадигма

в оценке отклоняющегося (не всегда относящегося к симптомам и расстройствам) поведения не способна быть объективной, и этот путь развития психологии девиантного поведения следует причислить к тупиковым.

Попытки ортодоксальной психологии в противовес психиатрии заняться изучением поведенческих девиаций и организацией помощи людям с подобными отклонениями также следует признать неудачными. Причина неудач кроется в стремлении априорно развести психологию и психопатологию девиантного поведения, заранее разделить психические и поведенческие расстройства, с одной стороны, и отклонения - с другой. Как следствие, предлагалось приписать психиатрии сферу психопатологии девиантного поведения, а психологии - условной нормы. Но ведь проблема как раз и заключается

в диагностике и уже потом в способах оказания помощи. Нельзя решить лишь на основании внешних клинических признаков отклонения поведения, болен девиант психически или нет. Нельзя составить реестр однозначно психопатологически или стопроцентно психологически обусловленных девиаций. Попытки разделить психологию и психопатологию девиантного поведения до того, как проанализирован конкретный случай и определены мотивы выбора человеком подобного стиля поведения, являются нонсенсом. Да к тому же ортодоксальная психология не имеет инструмента для научно обоснованной диагностики и коррекции наблюдающихся особенностей поведения. Она предполагает, что диагностическая парадигма должна быть следующей: вначале психиатры должны отвергнуть «свою патологию», а затем психологи анализируют случай и оказывают психологическую помощь.

Каждодневная клиническая практика автора - психиатра, психотерапевта, сексопатолога, нарколога и клинического психолога в одном лице, невозможность заранее (до встречи со страждущим) предугадать, с пациентом или клиентом придется общаться и какую именно помощь оказывать (психофармакологическую, психотерапевтическую, собственно психологическую), заставили по-новому взглянуть на проблему отклоняющегося поведения. Суть этого нового взгляда выражается в убеждении, что ортодоксальность и консерватизм наук о психике, искусственное разведение специальностей (пси-

ПРЕДИСЛОВИЕ

хиатрии и психологии) приводит к сужению поля научного видения проблемы и снижению эффективности помощи лицам с неадекватным и некомфортным для них и их окружения поведением.

Люди с отклоняющимся поведением могут иметь психические расстройства и быть психически больными, а могут быть душевно здоровыми. Такова реальность. В первом случае их поведенческая девиация имеет непосредственную связь с психической патологией, «вытекает» из нее и требует в основном психофармакологического лечения. Во втором - базируется на внутриличностном или межличностном конфликте, отражает какую-либо личностную «деформацию» и подразумевает необходимость коррекции с помощью методов психологического воздействия. Проблема изучения механизмов поведенческих отклонений становится значимой после того, как подобное поведение однозначно причислено к девиантному, определены его опознавательные клинические признаки и изучены индивидуально-психологические особенности девианта.

Часто бывает так, что девиант нуждается и в психотерапии, и в психокоррекции, и в психологическом консультировании, и в психофармакологическом сопровождении. Поэтому феноменологический подход к изучению психологии человека с девиантным поведением мы считаем единственно верным и научно обоснованным. Все остальные подходы позволяют рассмотреть и проанализировать лишь часть проблемы, а не проблему в целом.

Вторая особенность нашего подхода заключается в убежденности, что девиантное поведение не является атрибутом исключительно подросткового периода (как считалось раньше). Даже деликты способна совершать не только молодежь, но взрослые и пожилые. Важен не возраст девианта, а суть девиации. Значимы механизмы возникновения и становления отклоняющегося поведения. Последние же имеют как общевозрастные закономерности, так и специфические особенности.

Мы не претендуем на окончательность разработки теории и практики психологии девиантного поведения. Представленная автором позиция может рассматриваться как один из вариантов системного анализа данной проблемы и как попытка выделить психологию девиантного поведения из ряда родственных дисциплин. Альтернативные авторской точки зрения могли бы способствовать нахождению истины в научном споре и подлинному становлению новой научной дисциплины.

Данная работа не могла бы состояться без помощи коллег по работе - сотрудников кафедры медицинской и общей психологии с курсом педагогики Казанского государственного медицинского университета, которой я имею честь руководить, а также без традиций Казанской психиатрической школы, у истоков которой стоял В. М. Бехтерев.

ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ НОРМА, ПАТОЛОГИЯ, ДЕВИАЦИИ

Современное положение в сфере наук, изучающих поведение человека, можно обозначить скорее как противостояние, чем как сотрудничество. Поведенческие феномены подвергаются, как правило, пристрастному анализу корпоративных научных сообществ, что не приводит к получению истинных знаний о предмете, имеющем несомненно мультидисциплинарный характер.

Психология девиантного поведения - это междисциплинарная область научного знания, изучающая механизмы возникновения, формирования, динамики и исходов отклоняющегося от разнообразных норм поведения, а также способы и методы их коррекции и терапии. Данная дисциплина находится на стыке клинической психологии и психиатрии, и для ее освоения требуются знания и навыки из этих научных областей.

Психология девиантного (отклоняющегося) поведения в данном контексте представляет собой типичный пример научной области, в которой знания, полученные учеными различных специальностей, до настоящего времени не привели к становлению отдельной научной дисциплины. Причиной тому - столкновение ортодоксально психологических и ортодоксально психиатрических взглядов на отклоняющееся от нормативного поведение. Отнюдь не риторическими остаются вопросы о том, следует ли относить девиации поведения к патологии (то есть к признакам психических расстройств и заболеваний, обозначаемых как симптомы, синдромы), или же они должны быть признаны крайними вариантами нормы; являются ли девиации поведения этапами психопатологических нарушений (то есть донозологическими психическими расстройствами), или между поведенческими болезненными расстройствами и девиантными формами поведения лежит пропасть; каковы причины (психогенез) отклоняющихся форм поведения: нарушения мозговой деятельности, навыков адаптивного поведения или социальных ожиданий; какие меры необходимы для восстановления адекватного поведения (если это возможно в принципе): психофармакологическая терапия или психологическая коррекция.

Для анализа механизмов поведенческих девиаций существенными являются знания, накопленные в таких областях, как клиническая психология,

В учебном пособии представлены основные разделы психологии девиантного поведения, охватывающие описание нормативного, гармоничного, идеального поведения, а также структуры, типов и клинических форм отклоняющегося поведения у детей, подростков и взрослых. Приведены критерии пяти отклоняющихся поведенческих типов (делинквентного, аддиктивного, патохарактерологиче-ского, психопатологического и на базе гиперспособностей) в форме агрессивного, аутоагрессивного, суицидального поведений, нарушений пищевого поведения, сексуальных девиаций и перверсий, алкогольной и наркотической зависимостей, сверхценных психологических и психопатологических увлечений, коммуникативных девиаций и др. Отдельные главы посвящены культуральным, тендерным, возрастным и профессиональным девиациям, а также отклоняющемуся поведению хронически больных. Приводятся описания основ комплексной терапии и коррекции поведенческих девиаций.
Учебное пособие соответствует учебному курсу «психология девиантного поведения». Оно может использоваться студентами, изучающими психологические и медицинские науки, а также врачами-психиатрами, психотерапевтами, медицинскими (клиническими) психологами, социальными работниками для самостоятельного овладения данным курсом.
Предисловие................................................................................ 5
Глава 1. Поведенческая норма, патология, девиации................ 9
Подходы к оценке поведенческой нормы, патологии и девиаций..... 15
Идеальная норма, креативность и девиации поведения............... 18
Феноменологическая диагностика поведенческих стереотипов... 23
Программированный контроль знаний.................................. 32
Рекомендуемая литература.................................................... 36
Глава 2. Психология гармоничного и нормативного поведения 37
Темпераментальная сбалансированность..................................... 43
Классификация А.Томас и С.Чесс................................................ 50
Гармоничность характера.............................................................. 51
Личностная гармония................................................................... 69
Программированный контроль знаний.................................. 82
Рекомендуемая литература.................................................... 86
Глава 3. Типы, формы и структура девиантного поведения....... 88
Структура девиантного поведения................................................ 88
Взаимодействие индивида с реальностью..................................... 94
Делинквентный тип девиантного поведения........................ 96
Аддиктивный тип девиантного поведения........................... 98
Патохарактерологический тип девиантного поведения... 103
Психопатологический тип девиантного поведения............. 105
Тип девиантного поведения, основанный на гиперспособностях........................................................................ 106
Агрессивное поведение................................................................. 109
Аутоагрессивное поведение.......................................................... 114
Злоупотребление веществами, вызывающими состояния
измененной психической деятельности.................................. 121
Нарушения пищевого поведения.................................................. 129
Сексуальные девиации и перверсии............................................. 136
Сверхценные психологические увлечения.................................... 148
Сверхценные психопатологические увлечения............................. 160
Характерологические и патохарактерологические реакции
и расстройства личности........................................................ 163
Коммуникативные девиации......................................................... 168
Безнравственное и аморальное поведение................................... 186
Неэстетичное поведение, или девиации стиля поведения............ 186
Программированный контроль знаний.................................. 190
Рекомендуемая литература.................................................... 197
Глава 4. Этнокультуральные варианты девиантного поведения... 199
Программированный контроль знаний.................................. 218
Рекомендуемая литература.................................................... 220
Глава 5. Тендерные варианты девиантного поведения............... 221
11рограммированный контроль знаний.................................. 248
Рекомендуемая литература.................................................... 250
Глава 6. Возрастные варианты девиантного поведения............. 251
Программированный контроль знаний.................................. 272
Рекомендуемая литература.................................................... 275
Глава 7. Профессиональные варианты девиантного поведения... 276
Программированный контроль знаний.................................. 287
Рекомендуемая литература.................................................... 290
Глава 8. Девиантное поведение у хронически больных............. 291
Программированный контроль знаний.................................. 318
Рекомендуемая литература.................................................... 322
Глава 9. Психологическая и психофармакологическая
коррекция и терапия девиантного поведения................. 323
Способы и методы психологического консультирования,
психокоррекции, психотерапии и психофармакотерапии...... 326
Психологическое консультирование......................................... 330
Психологическая коррекция....................................................... 341
Психотерапия.............................................................................. 346
Психофармакотерапия............................................................... 349
Методы и способы психологической и психофармакологической коррекции и терапии девиаций поведения....................... 350
Программированный контроль знаний.................................. 378
Рекомендуемая литература.................................................... 385

В последние годы в связи с общественным кризисом нашего общества объективно возрос интерес к проблеме отклоняющегося поведения, что и обусловило необходимость более тщательного исследования причин, форм, динамики девиантного поведения , способов коррекции, профилактики и реабилитации. Все это также стимулировало развитие теории психологии девиантного поведения и необходимость знакомства с её основами более широкого круга специалистов: психологов, педагогов, юристов, менеджеров, медиков, социальных работников и др.

Психология девиантного поведения - это междисциплинарная область научного знания, изучающая механизмы возникновения, формирования, динамики и исходов отклоняющегося от разнообразных норм , а также способы и методы их коррекции и терапии.

Отклоняющееся поведение, по мнению американского психолога А. Коэна, - это «...такое поведение, которое идёт в разрез с институционализированными ожиданиями, т.е. с ожиданиями, разделяемыми и признаваемыми законными внутри социальной системы».

Девиантное поведение всегда связанно с каким-либо несоответствием человеческих поступков, действий, распространённым в обществе нормам, правилам поведения, идеям, ожиданиям, ценностям.

Как известно, система норм зависит от уровня социально-экономического, политического, духовного развития общества, а также от производственных и общественных отношений. и правила выполняют различные функции: ориентационную, регулирующую, санкционирующую, воспитательную, информационную и др. В соответствии с нормами индивиды строят и оценивают свою деятельность, направляют и регулируют свое поведение. Именно в регулировании сознания и поведения суть социальных норм. Регулирование происходит в соответствии с господствующей системой ценностей, потребностей, интересов, идеологии. Тем самым социальные нормы оказываются инструментом целеполагания, прогнозирования, социального контроля и коррекции отклоняющегося поведения в социальной среде, а также стимулирования и .

Социальные нормы действенны в том случае, если они становятся компонентом индивидуального сознания. Именно тогда они действуют как факторы и регуляторы поведения и самоконтроля.

Свойствами социальных норм являются:
- объективность отражения действительности;
- однозначность (непротиворечивость);
- историчность (преемственность);
- обязательность воспроизводства;
- относительная устойчивость (стабильность);
- динамичность (изменчивость);
- оптимальность;
- организующая, регулирующая способность;
- коррекционно-воспитательная способность и др.

Однако не все отклонения от «нормы» могут быть деструктивными, есть и недеструктивные варианты; в любом случае нарастание отклоняющегося поведения свидетельствует о социальном неблагополучии в обществе и может находить свое выражение как в негативных формах, так и отражать возникновение нового социального мышления, новых стереотипов поведения.

Поскольку девиантным признается поведение, не соответствующее социальным нормам и ожиданиям, а нормы и ожидания различны не только и разных обществах и в разное время, но и у различных групп в одном и том же обществе в одно и то же время (правовые нормы и «воровской закон», нормы взрослых и молодежи, правила поведения «богемы» и т.п.), постольку понятие «общепринятая норма» весьма относительно, а, следовательно, относительно и девиантное поведение. Исходя из самых общих представлений, девиантнос поведение определяется как:
- поступок, человека,
- социальное явление.

Нормативное гармоничное поведение предполагает: сбалансированность психических процессов (на уровне свойств ), адаптивность и самоактуализация (на уровне характерологических особенностей), духовность, ответственность, совестливость (на личностном уровне). Так же как норма поведения базируется на этих трех составляющих индивидуальности, так и аномалии и девиации основываются на их изменениях, отклонениях и нарушениях. Таким образом, человека можно обозначить как систему поступков (или отдельные поступки), противоречащих принятым в обществе нормам и проявляющихся в виде несбалансированности , нарушении процесса самоактуализации или в виде уклонения от нравственного и эстетического контроля над собственным поведением.

Проблема девиантности впервые начала рассматриваться в социологических и криминологических трудах, из которых особого внимания заслуживают работы таких авторов, как: М. Вебер, Р. Мертон, Р Миллз, Т. Парсонс, Э. Фомм и др.; из отечественных ученых следует назвать Б.С. Братуся, Л.И. Божович, Л.С. , Я.И. Гилинского, И.С. Кона, Ю.А. Клейберга, М.Г Брошевского и других ученых.

У истоков исследования девиантного поведения находился Э. Дюркгейм, который ввел понятие «аномии» (труд « »,1912) - это состояние разрушенности или ослабленности нормативной системы общества, т.е. социальная дезорганизация.

Трактовка причин девиантного поведения тесно связана с пониманием самой природы этого социально-психологического явления. Существует несколько подходов к проблеме девиантного поведения.

1. Биологический подход.
Ч. Ломброзо (итальянский врач-психиатр) обосновал связь между анатомическим строением человека и преступным поведением. У. Шелдон обосновал связь между типами физического строения человека и формами поведения. У. Пирс в результате (60-е годы) пришел к выводу, что наличие лишней Y-хромосомы у мужчин обуславливает предрасположенность к криминальному насилию.

2. Социологический подход.
Ж. Кетле, Э. Дюркгейм, Д. Дьюи и др. выявили связь отклоняющегося поведения с социальными условиями существования людей.
1) Интеракционистское направление (И. Гофман, Г. Беккер). Основным положением здесь является тезис, согласно которому девиантность есть следствие социальной оценки (теория «клеймения»).
2) Структурный анализ. Так, С. Селин, О. Турк причины девиаций видят в между нормами субкультуры и господствующей культуры на основании того, что индивиды одновременно входят в разные этнические, культурные, социальные и др. группы с несовпадающими или противоречащими ценностями.

Другие исследователи считают, что главной причиной всех социальных отклонений служит социальное неравенство.

3. Психологический подход
В качестве критерия нормы психического развития выступает способность субьекта к адаптации (М. Гербер, 1974). Неуверенность в себе и низкая
рассматриваются как источники нарушения адаптации и аномалий развития.

В основным источником отклонений обычно считается постоянный конфликт между бессознательными , образующими в своей подавленной и вытесненной форме структуру «Оно» и социальными ограничениями естественной активности ребенка. Нормальное развитие личности предполагает наличие оптимальных защитных механизмов, которые уравновешивают сферы сознательного и бессознательного. В случае невротической защиты формирование принимает аномальный характер (). , Д. Боулби, Г. Салливан видят причины отклонений в дефиците эмоционального контакта, теплого обращения матери с ребенком в первые годы жизни. Негативную роль отсутствия чувства безопасности и доверия в первые годы жизни отмечает в этиологии отношений и Э. Эриксон. корни отклонений видит в неспособности индивида установить адекватный контакт с окружающей средой. В качестве важного фактора формирования личности А. Адлер выделяет структуру семьи. Различное положение ребенка в этой структуре и соответствующий тип воспитания оказывают значительное, а часто решающее влияние на возникновение девиантного поведения. Например, гиперопека, по А. Адлеру, ведет к мнительности, инфантильности, комплексу неполноценности.

Большой популярностью в США и Канаде пользуется поведенческий подход к пониманию девиантного поведения. Акцент здесь переносится на неадекватное социальное научение (Е. Маш, Е. Тердал, 1981).

Экологический подход трактует отклонения в поведении как результат неблагоприятного взаимодействия между ребенком и социальной средой. Представители психодидактического подхода акцентируют роль учебных неудач ребенка в развитии отклонений (Д. Халаган, Дж. Кауфман, 1978).

Гуманистический подход рассматривает отклонения в поведении как следствие потери ребенком согласия со своими собственными чувствами и невозможность найти смысл и самореализацию в сложившихся условиях воспитания.

Эмпирический подход заключается в феноменологической классификации, где каждый поведенчески различимый устойчивый симптомокомплекс получает свое название ( , и т.д.). Этот подход является попыткой сблизить психиатрию и психологию. Д. Халаганом и Дж. Кауфманом были выделены четыре типа синдромов (аномалий):
1) нарушение поведения;
2) нарушение личности;
3) незрелость;
4) асоциальные тенденции.

Таким образом, существуют взаимосвязанные факторы, обуславливающие генезис девиантного поведения:
1) индивидуальный фактор, действующий на уровне психобиологических предпосылок девиантного поведения, которые затрудняют социальную и психологическую индивида;
2) педагогический фактор, проявляющийся в дефектах школьного и семейного воспитания;
3) психологический фактор, раскрывающий неблагоприятные особенности индивида со своим ближайшим окружением в , на улице, в коллективе и проявляющийся прежде всего в активно-избирательном отношении индивида к предпочитаемой среде , к нормам и ценностям своего окружения, саморегулированию своего окружения;
4) социальный фактор, который определяется социальными, экономическими, политическими и др. условиями существования общества.

Предметом изучения психологии девиантного поведения являются причины девиантного поведения, ситуационные реакции, а также развития личности, приводящие к дезадаптации человека в обществе, нарушению самоактуализации и д.т.

Текущая страница: 1 (всего у книги 7 страниц) [доступный отрывок для чтения: 2 страниц]

Гилева Н. С.
Психология девиантного поведения. Учебно-методическое пособие

ВВЕДЕНИЕ

В предлагаемом учебном пособии нашли отражение воззрения и подходы, появившиеся в отечественной психологической науке в последние годы, поскольку психологическая практика предъявила требования к созданию обоснованной платформы для осмысления механизмов формирования поведенческих девиаций и создания эффективных методов их коррекции.

Неоднозначность ситуации в области оценки отклоняющегося поведения человека, определении его границ, проявлений, в причислении к патологии или условной норме привела к тому, что эта сторона психической жизни индивида и соответствующая научно-практическая область психологии длительное время оставалась без должного внимания и изучения.

Девиантные формы поведения, которые ранее расценивались как несущественные и малозначимые, стали рассматриваться как важные в плане предрасположенности к тяжелым психическим заболеваниям и были названы донозологическими (предболезненными) формами психических расстройств. Люди с отклоняющимся поведением могут иметь психические расстройства и быть психически больными, а могут быть душевно здоровыми.

Проблема изучения механизмов поведенческих отклонений становится значимой, поскольку подобное поведение однозначно причислено к девиантному, определены его клинические признаки и изучены индивидуально-психологические особенности девианта. Поэтому феноменологический подход к изучению психологии человека с девиантным поведением специалисты считают научно обоснованным.

Цель курса – обозначить проблематику особого направления в психологии – психологии девиантного поведения.

Задачи:

– выявить причинно-следственные связи и специфику проявления девиантного поведения в подростковом возрасте;

– дать типологию и модели девиантного поведения;

– представить методы диагностики отклоняющегося поведения подростков.

ГЛАВА 1
ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ПОДХОДЫ

1. 1. Основные понятия девиантного поведения

В зарубежной науке психология девиантного поведения сложилась как самостоятельная научная и учебная дисциплина. В России эта наука пока не имеет такого теоретического эмпирического опыта: она на пути становления и развития.

Психология девиантного поведения – это междисциплинарная область научного знания, изучающая механизмы возникновения, формирования, динамики и исходов отклоняющегося от разнообразных норм поведения, а также способы и методы их коррекции и терапии. Данная дисциплина находится на стыке клинической психологии и психиатрии, и для ее освоения требуются знания и навыки из этих научных областей.

Психология девиантного поведения в данном контексте не представляет собой типичный пример научной области, в которой знания, полученные учеными различных специальностей, до настоящего времени не привели к становлению отдельной научной дисциплины. Причиной тому – столкновение ортодоксально психологических и ортодоксально психиатрических взглядов на отклоняющееся от нормативного поведение. Не риторическими остаются вопросы о том, следует ли относить девиации поведения к патологии (то есть признакам психических расстройств и заболеваний, обозначаемых как симптомы, синдромы), или же они должны быть признаны крайними вариантами нормы; являются ли девиации поведения этапами психопатологических нарушений или между поведенческими болезненными расстройствами и девиантными формами поведения лежит пропасть; каковы причины (психогенез) отклоняющихся форм поведения: нарушения мозговой деятельности, навыков адаптивного поведения или социальных ожиданий; какие меры необходимы для восстановления адекватного поведения: психологическая коррекция или психофармакологическая терапия. Тем не менее, ни у зарубежных, ни у отечественных ученых нет единой точки зрения на термин «отклоняющееся поведение».

А. Коэн рассматривает девиантное поведение как поведение, идущее вразрез с ожиданиями, разделяемыми и признаваемыми законными внутри социальной системы .

И. С. Кон считает, что девиантное поведение – система поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы психического здоровья, права, культуры или морали .

У В. Д. Менделевича девиантное поведение – система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе нормам и проявляющиеся в несбалансированности психических процессов, неадаптивности, нарушении процесса самоактуализации и уклонении от нравственного и эстетического контроля над собственным поведением .

Таким образом, во всех определениях девиантное поведение связано с каким-либо несоответствием человеческих поступков, действий, видов деятельности, распространенным в обществе или группах нормам, правилам поведения, идеям, стереотипам, установкам, ценностям и ожиданиям.

При этом одни ученые предпочитают в качестве точки отсчета (нормы) использовать экспектации (ожидания) соответствующего поведения, а другие – аттитюды (эталоны, образцы) поведения. Некоторые полагают, что девиантными могут быть не только действия, но и идеи (взгляды).

Ю. А. Клейберг утверждает, что девиантное поведение – это специфический способ изменения социальных норм и ожиданий посредством демонстрации ценностного отношения к ним.

1. 2. Классификация причин девиантного поведения

Трактовка причин девиантного поведения тесно связана с пониманием самой природы этого социально-психологического явления. В человеческом поведении сочетаются компоненты различного уровня – биологические, психологические и социальные. В зависимости от того, какому из них в рамках той или иной теории придается главное значение, определяются и основные причины этого поведения.

Существуют концепции, уделяющие главное или исключительное внимание биологическим детерминантам (причинам); концепции, делающие акцент на психологических факторах; социологические концепции, объясняющие девиантное поведение исключительно социальными причинами. Рассмотрим эти подходы.

Биологический подход. В XX веке предпринимались попытки объяснить девиантное поведение биологическими факторами. В частности, У. Шелдон обосновал связь между типами физического строения человека и формами поведения. У. Пирс в результате генетических исследований в середине 60-х годов пришел к выводу, что наличие лишней хромосомы у мужчин обусловливает предрасположенность к криминальному насилию. Х. Айзенк, изучая заключенных, пришел к выводу, что экстраверты более склонны к совершению преступлений, чем интроверты, что детерминировано на генетическом уровне. Однако в целом биологические концепции девиантного поведения мало популярны в современном научном мире.

Социологический подход. Исследования социологов конца XIX нач. XX века Ж. Кетле, Э. Дюркгейма, Д. Дьюи, П. Дюпати. Л. Леви-Брюля и др. выявили связь отклоняющегося поведения с социальными условиями существования людей. Солидный статистический анализ различных аномальных проявлений за определенный исторический отрезок времени показал, что число аномалий в поведении людей всякий раз неизбежно возрастало в периоды войн, экономических кризисов, социальных потрясений, что опровергало теории «врожденного» преступника, указывая на социальные корни этого явления. Впервые социологическое объяснение девиации было предложено в теории аномии Э. Дюркгеймом, который использовал ее в своем классическом исследовании сущности самоубийства.

В рамках социологического подхода, которого придерживаются Ф. Танненбаум, И. Гоффман, Э. Лемерт, Г. Беккер, можно выделить интеракционистское направление и структурный анализ. Основным положением здесь является тезис, согласно которому девиантность не свойство, внутренне присущее какому-либо социальному поведению, а следствие социальной оценки (стигмации, «клеймения») определенного поведения как девиантного. Девиация обусловлена способностью влиятельных групп общества навязывать другим слоям определенные стандарты.

Анализ причин девиантного поведения направлен в данном случае на изучение процессов, явлений и факторов, определяющих или влияющих на приписывание статуса девиантности поведения и статуса девианта индивидам, т. е. исследованием того, каким образом формируется отношение к людям как к девиантам.

Структурный анализ предлагает три объяснения причин девиации:

1. Культурологическое – причиной девиации являются конфликты между нормами субкультуры и господствующей культуры, на основании того, что индивиды одновременно входят в разные этнические, культурные, политические, социальные и другие группы с несовпадающими или противоречащими ценностями.

2. Девиация выступает как результат противодействия нормам капиталистического общества и обусловлена социально-экономической природой капитализма.

3. В теории «социальной аномии» Р. Мертона девиантное поведение обусловлено аномией как рассогласованием между провозглашенными данной культурой целями и институционализированными средствами их достижения.

В рамках отечественных исследований проблемы девиантного поведения объясняются в основном двумя причинами: несовпадением требований нормы с требованиями жизни с одной стороны и несоответствием требований жизни интересам данной личности – с другой.

Это вызвано противоречивостью развития общества. Основным здесь является противоречие между стабильностью и мобильностью общества как системы. С одной стороны, общество ориентирует индивида на конформное поведение, что является условием социальной стабильности, а с другой – объективно требует от него инициативности, т. е. выхода за рамки общепринятых стандартов. Поэтому социализация личности всегда включает в себя как конформное, так и неконформное поведение.

Психологический подход. Для западной психологии и психотерапии критерием нормы психического развития выступает способность субъекта к адаптации. Отечественная психология рассматривает адаптацию как один из аспектов психического развития, порой теряющего для человека свое ведущее значение. Это понимание предполагает включение в круг критериев нормы не только успешное приспособление к социальной среде, но и прогрессивное, хотя и неравномерное развитие творческих способностей, прежде всего связанных с процессом формирования личности. Естественно, что при таком подходе должны выделяться качественные новообразования.

В качестве организующего «ядра» личности признается «Яконцепция», определенное качество которой рассматривается как ключ к нормальной адаптации. Эта концепция включает как «хорошую» интеграцию личности (в духе Г. Оллпорта) – гармоничную «Яконцепцию» (при минимуме внутренних противоречий и едином взгляде на жизнь), так и относительную автономию (в смысле способности к независимому, самостоятельному поведению).

Автономия связывается с формированием коммуникативных способностей и уверенностью в себе (положительной самооценкой) на их основе. Неуверенность в себе и низкая самооценка, например, М. Гербертом рассматриваются, как источники нарушения адаптации и аномалий развития.

Данное представление, сформировавшееся в русле гуманистической психологии, согласуется с целым рядом представлений отечественной психологии о важной роли отношения к себе и самосознания в целом в процессе формирования личности.

Основным источником отклонений в психоанализе обычно считается постоянный конфликт между бессознательными влечениями, образующими в своей подавленной и вытесненной форме структуру «Оно», и социальными ограничениями естественной активности ребенка, образующими в интернализованной форме структуру «Я» и «сверх-Я».

Нормальное развитие личности предполагает наличие оптимальных защитных механизмов, которые уравновешивают сферы сознательного и бессознательного. Поэтому в случае невротической защиты, формирование личности принимает аномальный характер. К. Хорни, Д. Боулби, Г. Салливан видят причины отклонений в дефиците эмоционального контакта, теплого общения с матерью в первые годы жизни . Негативную роль отсутствия чувства безопасности и доверия в первые годы жизни отмечает в этиологии отклонений и Э. Эриксон .

А. Адлер в качестве важного фактора формирования личности выделяет структуру семьи, различное положение в которой ребенка и соответствующий тип воспитания оказывают значительное, а часто и решающее влияние на возникновение девиантного поведения. Например, гиперопека, по А. Адлеру, ведет к развитию мнительности, инфантильности, комплекса неполноценности.

Поведенческий подход к пониманию девиантного поведения пользуется большой популярностью в США и Канаде. Акцент в происхождении девиантного поведения здесь переносится на неадекватное социальное научение. Данный подход носит подчеркнуто эмпирический характер и сосредоточивает свое внимание на возможности коррекции неадекватного поведения путем организации положительного подкрепления и коррекции последствий отклоняющегося поведения.

Экологический подход трактует отклонения в поведении как результат неблагоприятного взаимодействия между ребенком и социальной средой. Ребенок рассматривается как субъект нарушений в той мере, в какой он оказывается объектом нарушающих воздействий со стороны социальной микросреды. Коррекция здесь понимается как оптимизация этого взаимодействия путем взаимного изменения позиций научения ребенка навыкам сотрудничества. Представители этого направления выделяют значение индивидуального подхода в обучении и возможностей самовыражения личности в учебной деятельности.

Гуманистический подход рассматривает отклонения в поведении как следствие потери ребенком согласия со своими собственными чувствами и невозможность найти смысл и самореализацию в сложившихся условиях воспитания. Представители этого направления видят возможность коррекции отклонений в создании специфического для данного подхода контакта учителя с ребенком, позволяющего в теплой и доверительной атмосфере по-новому ввести ребенка в учебные ситуации без традиционной дидактической конвергенции (расхождения) позиций и игнорирования интересов ребенка.

Эмпирический подход к определению и диагностике отклонений получил широкое распространение в западной психологии. Сущность этого подхода заключается в чисто эмпирической, феноменологической классификации, где каждый поведенчески различимый и устойчивый симптомокомплекс получает название (аутизм, депрессия, виктимность и т. д.). Этот подход является попыткой сблизить психиатрию и психологию и поэтому использует для описания типов отклонений понятие синдрома как некоторого устойчивого образования в структуре личности.

Таким образом, существуют разнообразные взаимосвязанные факторы, обусловливающие генезис девиантного поведения:

индивидуальный фактор , действующий на уровне психобиологических предпосылок девиантного поведения, затрудняющих социальную и психологическую адаптацию индивида;

педагогический фактор , проявляющийся в дефектах школьного и семейного воспитания;

психологический фактор , раскрывающий неблагоприятные особенности взаимодействия индивида со своим ближайшим окружением в семье, на улице, в коллективе, проявляющийся в активно-избирательном отношении индивида к предпочитаемой среде общения, к нормам и ценностям своего окружения, психолого-педагогическим воздействиям семьи, школы, общественности к саморегулированию своего поведения;

социальный фактор , определяющийся социальными, экономическими, политическими и другими условиями существования общества.

Контрольные вопросы к главе 1

1. Кто находился у истоков исследования девиантного поведения и ввел понятие аномии?

3. Какие типы стигмы выделяются?

4. С чем связаны проблемы девиантного поведения в отечественной психолого-педагогической литературе?

5. Раскройте причины девиантного поведения?

6. Какие подходы в анализе причин девиантного поведения существуют?

ГЛАВА 2
СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ: ГЕНЕЗИС, СУЩНОСТЬ, КЛАССИФИКАЦИЯ

2. 1. Понятие нормы

Каждое общество имеет свою определенную систему норм (ценностей), которая зависит от уровня социально-экономического, политического, духовного развития общества, от производственных и общественных отношений. Социальные нормы формируются как следствие коммуникации и кооперации людей и являются основополагающей составной частью любой формы социализации человека. Не существует ни одного общества или группы людей без системы норм, определяющих их поведение.

Социальные нормы в обществе выполняют многообразные функции: ориентационную, регулирующую, санкционирующую, информационную, коррекционную, воспитательную и др. В нормах заложены определенные способы действия, в соответствии с которыми индивиды строят и оценивают свою деятельность, направляют и регулируют поведение. Нормы могут содержать требования относительно использования средств их достижения.

Понятие «социальная норма» достаточно широкое и в научной литературе имеется большое количество работ анализирующих это понятие. Однако систематического методологического анализа норм на сегодняшний день все же не существует. Тем не менее, в науке столько определений этого феномена, сколько авторов, занимающихся разработкой этой проблемы.

Это зарубежные ученые Э. Дюркгейм, М. Вебер, У. Самнер, Т. Парсонс, Р. Мертон, Р. Миллз. Из российских ученых – М. И. Бобнева, С. А. Даштамиров, Ю. А. Клейберг, В. М. Пеньков, В. Д. Плахов, А. А. Ручка. В. А. Ядов и др.

Для того чтобы оценить типы, формы и структуру девиантного поведения, необходимо представлять от каких именно норм общества они могут отклоняться.

Рассмотрим различные определения нормы. М. И. Бобнева считает, что «нормы социальные – средства социальной регуляции поведения индивидов и групп», А. А. Ручка что «нормы социальные – совокупность требований и ожиданий, которые предъявляет социальная общность (группа, организация, класс, общество) к своим членам с целью осуществления деятельности (поведения) установленного образца». Ю. А. Клейберг утверждает, что «социальная норма – обусловленный социальной практикой социокультурный инструмент регулирования отношений в конкретно-исторических условиях жизни общества». К. К. Платонов полагает что «норма – это явление группового сознания в виде разделяемых группой представлений и наиболее частых суждений членов группы о требованиях к поведению с учетом их социальных ролей, создающих оптимальные условия бытия, с которыми эти нормы взаимодействуют и, отражая, формируют его».

Из приведенных определений видно, что они полифункциональны и пронизывают буквально все стороны нашей жизни. Суть социальных норм заключается в регулировании сознания и поведения людей в соответствии с господствующей системой ценностей, потребностей, интересов, идеологии. Таким образом, социальные нормы оказываются инструментом целеполагания, проектирования текущих управленческих и воспитательных решений. А так же становятся инструментом прогнозирования, социального контроля и коррекции отклоняющегося поведения в социальной среде, стимулирования творческой и социальной активности человека.

Выделяют следующие нормы:

1) правовые;

2) нравственные;

3) эстетические.

Правовые нормы оформлены в виде свода законов и подразумевают наказание при их нарушении, нравственные и эстетические нормы не регламентированы столь строго, и при их несоблюдении возможно лишь общественное порицание.

2. 2. Генезис и механизм развития норм

Исследование социальных норм сопряжено с трудностями, обусловленными тем, что ответа на вопрос о генезисе и механизмах возникновения нормы не могут дать ни гносеология, ни психология, ни медицина, ни социология по отдельности. Поэтому необходимо опираться на целый ряд научных дисциплин, так как проблематика нормы является пограничной, поскольку норма является точкой пересечения многих социальных процессов, следовательно, ее изучение имеет междисциплинарное значение.

Как известно, развитие человека и сознания происходит по объективным законам; взаимосвязь человека, общества и природы сегодня не представляется спорной, поскольку доказана многочисленными работами естествоиспытателей и обществоведов разных времен и направлений (Платон, Гуго Гроций, Леонардо да Винчи и др.).

Природа исторически предшествует человеку, поэтому результатом его общественной жизнедеятельности являются законы. Являясь порождением и продолжением природы, человек обладает естественной предрасположенностью к организованному существованию, природной склонностью к порядку, поэтому она предстает как естественно-историческая предпосылка возникновения отдельных социальных норм.

Вся история человечества свидетельствует о том, что люди для своего существования и развития используют образцы, создаваемые природой, учатся у нее, перенимают способы и принципы саморегуляции, адаптируют и преобразуют их с учетом своих социальных условий и потребностей. Овладевая природой, познавая ее законы, люди опираются на свойство устойчивости, являющееся необходимым условием существования органических и неорганических объектов и социального мира.

Законы природы разнообразны и не оказывают прямого непосредственного регулирующего воздействия на социальные процессы, поведение людей. Это воздействие опосредованное, косвенное, но не локальное – целостное, всеобщее.

С одной стороны, упорядочивание, происходящее в обществе, имеет прототипом саморегуляцию в природе, а с другой стороны, само общество и человек – часть органического мира и собственная природа человека создает аналогичные образцы. Результатами саморегуляции природы являются неорганические и органические элементы (норма природы), а результатами общественного упорядочивания – социальные нормы.

Генезис и функционирование законов (норм) природы это естественный и объективный процесс, возникновение и действие социальных норм выражает субъективную активность, творчество людей, отражение общественных отношений и потребностей.

Изучение взаимосвязи социальных норм и общественных потребностей имеет особое значение на современном этапе развития общества. При углубленном анализе детерминации норм потребностями выясняется, что потребность – потенциальное основание, причина возникновения нормы.

Похожие публикации