Профиль: Лесное охотоведение. Начался прием на факультет охотоведения и биоэкологии Институт охотоведения

Лесник — это сотрудник лесничества, работник государственной лесной охраны. Лес и его обитатели нуждаются в защите от браконьеров, незаконной вырубки, пожаров. Лесник обеспечивает эту защиту. Профессия подходит тем, кого интересует биология (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Особенности профессии

Когда в лесу появляются лесорубы, охотники и прочие желающие получить от леса нечто большее, чем свежий воздух и корзинка грибов, лесник проверяет их документы: право на вырубку, охоту, выпас скота и т.п.

Также он следит за тем, чтобы в жаркое время никто не разводил огня. Если кто-то нарушает правила, лесник вправе его задержать, составить акт о лесонарушении. В некоторых случаях он ограничивается внушением: многим людям достаточно просто объяснить, почему не нужно рвать краснокнижные цветы и чем опасна брошенная среди мха стеклянная бутылка. (К сведению, бутылка не только замусоривает лес, но и способна вызвать пожар, потому что действует как линза.)

За каждым лесником закреплен участок леса - лесной обход, - за который он и отвечает. Лесник не только борется с нарушителями, но и организует человеческую деятельность в лесу: руководит процессом посадки леса, массовым сбором семян и плодов, участвует в отведении делянок под вырубку, лесосек под пастбища и сенокосы и т.д.

Но лесу вредит не только человек. Когда на своём участке лесник замечает насекомых-вредителей или поражающие деревья болезни, он сообщает в лесничество - мастеру леса (это непосредственный начальник лесника) или лесничему. А затем под их руководством участвует в лечении деревьев, санитарной вырубке и т.п.

Но самая большая опасность для леса - это пожар. Огонь не щадит ни деревья, ни птиц, ни зверей. Лесник участвует в тушении лесных пожаров. А чтобы их не было, много времени отдаёт предотвращению стихийного бедствия. Он следит за тем, чтобы люди не разводили костров, вырубает и вывозит из леса сухостой.

На случай, если пожар всё же случится, землю между секторами леса вспахивают с помощью трактора и плуга. Это обязательная профилактическая мера, потому что вскопанная земля может остановить низовой огонь. Земля вспахивается регулярно, чтобы на ней не успела вырасти трава - послушный проводник пламени.

Чтобы затормозить верховой огонь, лесник следит за кронами деревьев на границе секторов: деревья разных участков не должны соприкасаться друг с другом ветвями.

Лесники - это лесные заступники. И бескрайняя тайга, и малые перелески, и городские лесопарки, и глухие леса, где до ближайшего города сотни километров - все они нуждаются в помощи этих людей.

Рабочее место

Лесник работает в лесничестве или охотничьем хозяйстве, где может выполнять обязанности егеря.

Оплата труда

Зарплата на 25.06.2019

Россия 40000—80000 ₽

Важные качества

Профессия лесника предполагает любовь к природе и чувство ответственности за неё, принципиальность и смелость, без которых невозможна борьба с браконьерами. Лесник должен быть лёгким на подъём, выносливым человеком, готовым к физическим нагрузкам и ручному труду. Ему часто доводится проходить большие расстояния, работать пилой, лопатой и пр. инструментами. Леснику необходима хорошая память, в том числе зрительная, умение планировать своё время, распределять внимание.

Болезни опорно-двигательного аппарата, аллергия на растения, значительное снижение зрения и слуха являются противопоказаниями.

Знания и навыки

Леснику нужны знания в области ботаники, зоологии, экологии, природопользования. Он должен хорошо ориентироваться на местности, уметь читать и составлять карты, владеть методами ведения лесного хозяйства.

Где учиться на лесника

На этом курсе можно получить профессию специалиста по лесному делу за 3 месяца и 15 000 руб.
— Одна из самых доступных цен в России;
— Диплом о профессиональной переподготовке установленного образца;
— Обучение в полностью дистанционном формате;
— Сертификат соответствия профстандарту стоимостью 10 000 руб. в подарок!;
— Крупнейшее образовательное учреждение дополнительного проф. образования в России.

Профессию лесника можно получить, окончив лесохозяйственный техникум или колледж по специальности «лесное и лесопарковое хозяйство».

Также можно пройти обучение на специальных курсах.

Профиль «Лесное охотоведение»

Охотоведческому образованию в России более 100 лет, а точкой отсчета надо считать 1897 год, когда ученый Совет Петербургского лесного института утвердил факультативную учебную дисциплину «Охотоведение», предложенную А. А. Силантьевым.

Сейчас в России существуют три центра подготовки биологов - охотоведов высшей квалификации:

Иркутская Государственная Сельскохозяйственная Академия (г. Иркутск),

Вятская Государственная Сельскохозяйственная Академия (г. Киров),

Российский Государственный Аграрный Заочный Университет (г. Балашиха Московской области).

Институт Лесного и лесопаркового хозяйства ПГСХА уже с середины 20 века готовит специалистов для лесного и охотничьего хозяйства, а начиная с 2002 года, здесь ведется подготовка специалистов по профилю «Лесное охотоведение». Подобные специализации позволяют выпускникам работать в уникальнейших и прекраснейших уголках живой природы Дальнего Востока и Сибири, в заповедниках, национальных парках, заказниках, комитетах по охране и рациональному использованию природных ресурсов, рыбинспекции, охотинспекции и охотничьих хозяйствах различного направления.

Одним из важнейших условий эффективного развития охотничьего хозяйства в РФ – является сохранение ресурсов охотничье - промысловых животных, обитающих на ее территории, а это более 70 видов охотничьих птиц и 60 видов охотничьих млекопитающих, а такая работа требует специфических знаний и навыков для управления популяциями и сохранения мест их обитания. Именно на сохранение и приумножение диких животных и птиц, в том числе редких видов и направлена деятельность Института лесного и лесопаркового хозяйства и его выпускников.

Львиную долю в теоретической и практической подготовке охотоведов занимают биологические, организационно – экономические, технико – технологические, управленческие, правоведческие и другие учебные дисциплины, основы которых в сфере охотничьего хозяйства используются специалистами на каждом шагу. Именно эта специфическая часть отличает охотоведа от биолога (зоолога) университетской подготовки.

По существу, охотовед – практик – это:

  • организатор производства,
  • управленец,
  • технолог,
  • инспектор по охране природы и специалист по использованию биологических ресурсов.

И при все при этом он:

  • осуществляет деятельность по изучению, охране и рациональному использованию объектов живой природы;
  • разрабатывает и реализует методы, приемы и средства организационно - технологической деятельности, обеспечивающие эффективность ведения промыслового и любительского охотничьего хозяйства в различных природно-экономических зонах страны;
  • разрабатывает нормативные документы в своей области деятельности,
  • организует и выполняет экспедиционные полевые работы и лабораторные исследования;
  • анализирует получаемую информацию, обобщает и систематизирует результаты выполненных работ, составляет научно-технологические отчеты и другую установленную документацию;
  • следит за соблюдением установленных требований, действующих норм, правил и стандартов;
  • участвует в разработке и осуществлении новых методических подходов, обсуждений, оценке и публикации результатов, проводит патентную работу;
  • следит за соблюдением законодательства РФ, международных соглашений, выполнением норм и правил в области трудовых отношений, владения собственностью, охране объектов живой природы.

В научной сфере, как правило, более узко - направленный характер:

  • это различные сферы биологии (промысловая зоология, этология, биологическое ресурсоведение и др.),
  • организация,
  • экономика,
  • технология охотничьего хозяйства и сопутствующих отраслей,
  • правоведение и др.

Здесь исследователь является:

  • биологом - охотоведом,
  • организатором - охотоведом,
  • технологом - охотоведом,
  • юристом - охотоведом.

Главные объекты профессиональной деятельности специалиста - охотоведа:

  • охотничьи животные и другие естественно возобновимые ресурсы,
  • охотничьи угодья,
  • технологические процессы производства охотничьей продукции,
  • кадры охотников,
  • организационно - управленческие процессы.

Виды профессиональной деятельности специалиста - охотоведа:

  • организационно - технологическая,
  • производственно – управленческая,
  • научно - исследовательская,
  • охранно - воспроизводственная,
  • проектно - прогнозная,
  • консультативная.

Даже в наше непростое время охотовед, как центральная фигура среди специалистов охотничьего хозяйства, помогает объединить почти 3 млн. человек, постоянно (профессионально), временно (сезонно) или эпизодически занятых в сфере охотхозяйственной деятельности в России.

Также важна и другая профессиональная деятельность охотоведа:

  • регулирование протекания естественных процессов в экосистемах,
  • сохранение устойчивого развития на 60 % территории страны, где интенсивное промышленное и сельскохозяйственное развитие может спровоцировать экологическую катастрофу.

Именно поэтому охотовед как квалифицированный специалист с высшим образованием востребован и будет востребован в будущем в самых различных сферах:

  • на производстве (охотхозяйства, различные АО, ООО и т.д.),
  • спортивно - любительской (хозяйства и региональные общества Росохотрыболовсоюза, охотбщества МВД и Минобороны и др.),
  • в природоохранных органах (Охотнадзор, Рыбнадзор, Минприроды),
  • научно - исследовательских организациях и учреждениях (заповедниках, институтах РАН).

Хотя ежегодно в традиционных центрах высшей школы России выпускается не менее 125 человек, дефицит кадров ощущается очень остро и особенно в отдаленных регионах Севера, Сибири и Дальнего Востока в том числе. А по словам потенциальных работодателей из регионов Сибири и Дальнего Востока, ежегодная потребность в кадрах данного профиля составляет не менее 100 человек. Этому способствуют и усиление общемировой тенденции развития природоохранной сферы и сферы трофейной охоты, а также реформирование системы охотничьего хозяйства в России, поэтому подготовка кадров в данной области приобретает первостепенное значение.

ПГСХА уже, готовящая студентов по уникальной специальности «Лесное охотоведение» - это одно из немногих учебных подразделений, занимающихся подготовкой кадров для сферы экологического природопользования, лесного и охотничьего хозяйства на Дальнем Востоке. Выгодная отличительная особенность обучения здесь – длительные учебные и производственные студенческие практики в различных регионах России, в местах расположения самых разнообразных природных комплексов, так как без непосредственного общения с дикой природой экологическое сознание сформировать невозможно. А ведь именно вот это длительное непосредственное общение охотоведа с окружающей природой в условиях автономного существования, имеет решающее значение для формирования экологического сознания, когда в результате прямого взаимодействия с природой он начинает ощущать себя её частью.

Возрождающемуся охотничьему хозяйству России необходимы грамотные специалисты

О том как готовят биологов-охотоведов в Балашихе рассказал нашим читателям заведующий кафедрой экологии и охотоведения РГАЗУ доктор биологических наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники Российской Федерации Е.К. ЕСЬКОВ.

– Евгений Константинович, в России всего четыре вуза готовят специалистов охотничьего хозяйства. О сельскохозяйственном институте заочного образования ВСХИЗО слышали многие. Сейчас это Российский государственный аграрный заочный университет (РГАЗУ). С чем связано изменение статуса вуза и его новое название?

– РГАЗУ – это не один институт, а крупный учебно-научный комплекс, в состав которого входят два института, пять факультетов и 34 кафедры. Сейчас он входит в число 100 лучших вузов из около 3400 высших учебных заведений РФ, а среди 59 сельскохозяйственных вузов ежегодно устойчиво занимает 3–4 место.

– Где готовят специалистов-охотоведов?

– Подготовкой биологов-охотоведов занимается кафедра экологии и охотоведения. Она была организована в 1989 году на базе кафедры зоологии, созданной в период основания института в 30-е годы ХХ в. История кафедры связана с именами известных охотоведов и биологов: члена-корреспондента АН СССР С.П. Боголюбского, профессоров П.А. Мантейфеля, С.А. Северцева, С.П. Наумова, А.Н. Формозова, В.Ф. Ларионова, А.Г. Томилина, А.М. Колосова, Ю.П. Язана, доцентов – А.З. Чернова, М.А. Гусева, Л.А. Зенякина, Е.Г. Пономарева и других. За более чем 70-летнюю историю своего существования кафедрой подготовлено более 1,5 тысяч биологов-охотоведов и специалистов-экологов.

– Однако несколько лет назад подготовка специалистов в нем была приостановлена. Об этом писала «Российская Охотничья Газета», обращаясь с призывами к Министерству образования восстановить обучение специалистов. И вот справедливость восторжествовала. Что произошло и какие изменения претерпела кафедра?

– В начале текущего десятилетия кафедра пережила серьезные потрясения, столь крупные, что был прекращен прием студентов на обучение по специальности «биология-охотоведение». Предшествовавшая этому работа комиссии Минобрнауки установила наличие крупных нарушений в подготовке биологов-охотоведов. В это время на кафедре работали Перовский М.Д., Улитин А.А., Чельцов С.Н. и др.

В 2002 г. кафедру поручили возглавить мне. Изменения претерпело и руководство университета – ее ректором стал лауреат государственной премии РФ по науке и технике, профессор Дубовик Владимир Анатольевич. Чтобы реанимировать кафедру, пришлось пойти на крупные кадровые и структурные изменения. На кафедру были приглашены ведущие специалисты ФГУ «Центрохотконтроль» в области охотоведения – доктора биологических наук Ю.И. Рожков, Б.В. Новиков, занявшие должности профессоров, кандидаты биологических наук С.А. Царев, А.Б. Линьков, А.В. Давыдов и др. На должность профессора приглашен известный специалист по товароведению А.И. Тинаев. С разносторонней производственной деятельностью в Тульской области сочетает научную и учебную работу на кафедре доцент А.Ю. Черенков. На одном из самых крупных представительств РГАЗУ – Шанталовском в Смоленской области курс «биология птиц» и «трофейное дело и таксидермия» ведет доцент А.П. Бичерев. Его научные интересы связаны с орнитологией.

– Не так давно в «РОГ» № 30 была опубликована статья профессора М.Д. Перовского, который поставил под сомнение правомерность присвоения обучающимся квалификации биолога-охотоведа всего за две сессии. Еще более непонятным выглядит присвоение ее для обучающихся, которые имеют лишь среднее образование.

– Давайте по порядку. РГАЗУ и наша кафедра проводит обучение в двух вариантах. Первый – это обучение студентов по полной программе получения высшего образования, второй – переподготовка специалистов. У нас учатся студенты, в том числе и после окончания средней школы. Они проходят полноценный курс обучения в течение 6 лет. Там они проходят обязательные дисциплины, служащие фундаментом высшего образования. Но, кроме того, у нас проходит и переподготовка людей с высшим образованием (экономическим, техническим, военным и др.). На все это есть специальное Положение о порядке и условиях профессиональной переподготовки специалистов, утвержденное постановлением Минобразования России № 2571 от 06.09.2000 г. Этим положением предусмотрено обучение в течение 1 года при не менее 500 часов аудиторных занятий. Наши обучающиеся за год проходят 2 сессии по 45 дней каждая. В перерывах между сессиями они проводят самостоятельную работу по специальному плану. После сдачи всех предусмотренных экзаменов и зачетов, они получают диплом высшего образования по специальности биолог-охотовед.

Если такое обучение проходит человек, имевший до этого среднетехническое образование, то он также квалифицируется как биолог-охотовед, но со средним специальным образованием. Но таких людей за все годы были единицы. Не так давно президент России Д.А. Медведев сказал, что у нас в стране упущена система переподготовки и повышения квалификации, поэтому на это надо обратить особое внимание. Хочу сказать, что в этом сейчас преуспели экономисты, а в охотоведении оно было упущено. Помимо переподготовки у нас широко развернута система повышения квалификации. Программы этих занятий формируются в соответствии с пожеланием слушателей (заказчика). Так, по разным программам повышения квалификации прошли обучение, получив удостверения государственного образца, более 100 охотоведов и егерей Московской области. Эта форма обучения стала интенсивно развиваться при поддержке председателя МООиР В.М. Кирьякулова.

– Чем отличается контингент обучающихся в РГАЗУ от других вузов, дающих охотоведческое образование?

– В другие институты (в Кирове, Иркутске, в Тимирязевской академии в Москве) в основном идут молодые люди после средней школы, не имеющие опыта работы в охотничьем хозяйстве. К нам же приходят учиться в основном работники охотничьего хозяйства, работающие в охотхозяйствах, охотинспеции, органах управления охотничьего хозяйства и Россельхознадзора, руководители обществ охотников. Есть небольшое число и просто заядлых охотников, имеющих военную или техническую специальность, но желающие приобрести квалификацию биолога-охотоведа. Вообще с такой аудиторией работать очень интересно, хотя и непросто. Люди приезжают к нам не просто отбывать номер и сдать экзамены, а получить знания. Они задают преподавателям массу вопросов, просят дать специальную литературу по тому или иному вопросу, очень требовательны и к себе, и к нам. Еще более требовательны те, кто приходит на переподготовку. Они просят нас проводить дополнительные занятия, отдельно разъяснять многие важные вопросы охотоведения, после лекции нередко преподаватели по часу проводят с ними беседы.

– Занимаются ли на кафедре научной работой?

– Да, это неотъемлемая наша задача. У нас есть научная лаборатория. Сотрудники кафедры помимо обучения студентов сами ведут научную работу и повышают квалификацию, работают над кандидатскими и докторскими диссертациями. В последние годы звания доцентов получили О.С. Сойнова, Г.В. Хахин, М.Д. Еськова, кандидата наук Н.В Бондарева.

На кафедре получили развитие фундаментальные исследования, о чем свидетельствует выполнение программ в рамках Российского фонда фундаментальных исследований, Российского гуманитарного научного фонда, Федеральной целевой программы «Интеграция». Все программы прошли конкурсный отбор. По этому же принципу Министерством экологии и природопользования поддержан проект, направленный на изучение состояния среды обитания и состояние охотничьих животных Московской области.

Лучшие студенческие научные работы по представлению кафедры экологии и охотоведения отмечаются премиями Росохотрыболовсоюза и МООИРа (по одной премии от каждой из этих организаций). В 2007 году премии были присуждены и вручены В. Кареву за оригинальную работу по защите птиц от поражения электрическим током на линиях электропередачи и С. Чиркину – за изучение экологии куниц.

Сотрудники кафедры участвуют в издании учебной и научной литературы. Регулярно проводятся научные конференции и выпускаются их материалы.

– Участвуют ли в научной работе выпускники кафедры?

– Да, и очень плодотворно. С 2002 года в РГАЗУ открыта аспирантура по экологии, а с 2003 г. функционирует Совет по защите кандидатских и докторских диссертаций по экологии, звероводству и охотоведению (я являюсь председателем этого Совета). У нас много интересных научных направлений как фундаментальных, так и прикладных охотоведческих.

Например, есть специальная программа по изучению кабана, предусматривающая его мечение, изучение миграции, содержания тяжелых металлов в его шерстном покрове, жире и внутренних органах. Эта работа проводится под научным руководством доцента С.А. Царева. Интересную и важную экспериментальную работу по изучению влияния свинцовой дроби на биологию кряквы, ее биохимические и морфологические характеристики проводит В.М. Кирьякулов. В этих работах мы апробируем и применение адсорбентов (в частности, вермикулита) для снижения негативного влияния свинца и других тяжелых металлов, поглощаемых животными в антропогенных условиях. Такие направления исследований стали возможны благодаря созданию при нашей кафедре Аналитической лаборатории экологического мониторинга. В декабре 2006 года лаборатория была сертифицирована и получила право участвовать в федеральной системе экологического мониторинга. Есть и другие темы, очень тесно связанные с практическим охотоведением.

– Каковы, на ваш взгляд, дальнейшие перспективы кафедры?

– Я считаю, что на сегодняшний день и уровень учебного процесса, и полнота научных исследований, проводимых на кафедре, позволяют придать ей статус отдельного факультета охотоведения при РГАЗУ. Соответствующие документы для этого уже подготовлены.

Прежде чем начать с горячей, насущной проблемы подготовки кадров биологов-охотоведов, заглянем кратко в судьбы и профессию этих людей в нашей стране, задумаемся, почему такие люди живут на свете несмотря ни на что.

Надо сразу признать, что охотничье хозяйство – малодоходная, а то и убыточная отрасль народного хозяйства. Так было, есть и так, видимо, будет. Нет богачей среди охотоведов и охотников-профессионалов. Но не все измеряется и определяется деньгами. Охотник, охотовед – это лучший защитник Родины, это готовый солдат и разведчик. Стоит только вспомнить героя Великой Отечественной войны, легендарного разведчика, охотоведа Георгия Георгиевича Шубина. Охотоведы – первые защитники и хранители родной природы, ученые, просветители, радетели. Именно они охраняют, расселяют, подкармливают, лечат, спасают, считают диких животных, борются с браконьерством, дают людям возможность утолить свою страсть к охоте, чудесно отдохнуть, получить к столу незаменимую дичь. А русской пушнине всегда цены не было.

Но перемены в сегодняшней жизни не пошли на пользу охотничьему хозяйству страны. Разрушено охотничье законодательство. Право задерживать нарушителей у егерей и охотоведов, директоров хозяйств и обществ охотников отобрано. Радетели о правах человека протащили в Думе закон, запрещающий составлять протоколы и задерживать браконьеров не только общественным охотинспекторам, но и перечисленным выше работникам общественных охотхозяйств.

Депутаты пеклись о правах человека, но забыли о том, что у него должны быть и есть обязанности перед обществом. Браконьер – тот же вор, которому ныне покровительствуют депутаты Госдумы. Где набраться государственных егерей, охотоведов и госохотинспекторов в России, бюджет которой похож на тришкин кафтан? В стране миллионы безработных, полунищих пенсионеров, особенно в деревнях. И кому нужны такие права, когда нет денег, чтобы собрать, накормить, обуть-одеть сотни тысяч беспризорных ребятишек?

Нас все время заставляют оглядываться на Запад и говорят: «Вот примем закон о правах человека, и все станет хорошо». Но в условиях России такие законы для простого русского человека или плохи, или совсем не работают. Права человека здесь развязали руки бандитам, ворью, мошенникам. Простой человек не думает о «правах человека», он думает о том, как бы семью накормить. Только сытый может думать о своих правах, а голодный – лишь о хлебе насущном.

Вот и получается, что охотничье хозяйство – слабое звено в экономике России. Всегда слабое, если смотреть на него глазами, в которых вместо зрачков рубли и доллары. Не рублем и не хлебом единым жив человек. Несмотря на откровенную бедность существования охотоведы честно выполняют свой долг. Идут под пули и картечь браконьеров. И не платят им за это тройной оклад, как в «горячих точках». Им мстят нарушители: жгут дома, машины, гаражи, сено, рубят лодки, травят скотину. А они делают свое дело за мизерную плату, защищенные кое-как, а то и вовсе незащищенные законом. Они отстаивают от порубок глухариные тока, расследуют причины гибели сайгаков и кабанов, а также тысяч птиц на севере Каспия, изучают проблему «лес и копытные». Почему они это делают? Потому что любят Россию, родную природу, красоту мироздания. Такие люди эти биологи-охотоведы.

Вот новая беда обрушилась на российское охотничье хозяйство. В ноябре 1997 г. правительственным постановлением № 1473 запрещена подготовка студентов по специальности 011600 «Биология» по заочной форме обучения, в том числе под этот запрет попали специализация 011609 «Охрана природы» и 011625 «Охотоведение».

Вместе с тем хорошо известно, что охотоведение и охрана природы – абсолютно прикладные науки. Охотоведы – не генетики, не микробиологи или цитологи, не медики или ветеринары, не биотехнологи, не физиологи или зоологи. Практику охотоведы проходят не с чашками Петри и микроскопами, не в лабораториях или анатомичках, а в охотничьих угодьях, где познают в деталях биологию диких зверей и птиц, биотехнию и технологию охоты. Эти дисциплины лежат в основе профессии охотоведа. Работающие по специальности студенты-заочники получают богатейший опыт по профилирующим дисциплинам, формирующим профессию.

Охотоведы-заочники – люди, уже определившие свою судьбу, и с этой дороги сами они никуда не уйдут. Это проверенные и самые надежные кадры для охотничьего хозяйства России. Большинство их имеет семьи, поэтому заочная форма обучения – единственная возможность для такого человека подняться на ноги, повысить свою квалификацию, добиться в жизни успеха. И вот тысячи людей лишаются этой возможности, а охотничье хозяйство РФ теряет ценные кадры.

Кроме того, заочную форму обучения очень часто выбирают вышедшие в отставку военнослужащие армии, флота, МВД и ФСБ, которые хотят получить в гражданской жизни специальность, соответствующую их стремлениям к охране природы и склонностям к охотничьему хозяйству. Привлекательность заочной формы обучения для взрослых еще и в отсутствии возрастных ограничений приема в вуз и сроков обучения, что очень важно для северян и людей, имеющих ранний возраст выхода на пенсию.


Особенно больно ударяет это постановление по малым народностям Севера, для которых охота и охрана природы составляют основу жизнедеятельности. Подготовка кадров биологов-охотоведов для районов Крайнего Севера жизненно необходима. Именно заочная форма обучения специалистов охотоведов-биологов является единственно приемлемой для этого огромного региона России.

Заочная подготовка в стенах МПМИ1, ВСХИЗО2 (ныне РГАЗУ3), ИСХИ (теперь ИСХА4) и КСХА5 велась более 60 лет. Никаких жалоб от производственных и научных организаций на низкий уровень специалистов-охотоведов в Министерство образования РФ или МСХ РФ за это время не поступало. Наоборот, можно составить длинный список ученых – докторов и кандидатов наук, директоров охотничьих хозяйств и начальников охотуправлений, вплоть до председателя ассоциации Росохотрыболовсоюз, которые прошли подготовку в вузах по заочной форме обучения.

В настоящее время уже четвертый набор абитуриентов по специальности «Биология», специализациям «Охотоведение» и «Охрана природы» по заочной форме обучения в вузах России не осуществляется, что приводит к годичным разрывам в подготовке кадров биологов-охотоведов и держит преподавателей кафедр охотоведения в «подвешенном» состоянии.

И это несмотря на то, что в сентябре 2003 г. кафедрой экологии и охотоведения РГАЗУ подготовлен государственный образовательный стандарт по специальности «Биология», специализации «Охотоведение» (разработчики А.Т.Божанский, О.Л.Сойнова, М.Д.Перовский, Г.В.Хахин). В ноябре 2003 г. Охотдепартамент одобрил проект стандарта, и в начале декабря 2003 г. он был направлен в Департамент кадровой политики и образования, который мурыжит его у себя уже пятый месяц.


Определенные положительные сдвиги в этом вопросе произошли только потому, что студенты-охотоведы и некоторые преподаватели РГАЗУ обратились с письмами, отражающими нелепое и трагическое положение с заочной формой обучения, к министру сельского хозяйства РФ А.В.Гордееву и его первому заместителю С.А.Данкверту, которые быстро и положительно отреагировали на эти события и дали соответствующие поручения подведомственным департаментам. Имеется положительное решение по этому вопросу коллегии Министерства сельского хозяйства от 5 декабря 2003 г.

Здесь удивительно другое: несмотря на усилия студентов и рядовых преподавателей РГАЗУ в деле исправления ошибочного постановления относительно охотоведов, его ректор бездействует, как и ректора других вузов, готовящих таких специалистов. Это говорит о том, что у руководства РГАЗУ, ИСХА и КСХА отсутствует государственное мышление, свидетельствует об их полной несостоятельности в области заочного образования и неисполнении своих обязанностей в деле подготовки охотоведов. Они не сделали ни единого шага по пути исправления изданного постановления, т.е. против зачисления прикладных специальностей – биологов-охотоведов и специалистов охраны природы – в перечень «чистых» биологов. На протяжении шести лет они занимали страусиную позицию в надежде, что это забудется и авось пронесет. Как прав был Михаил Васильевич Ломоносов, когда говорил: «Истинный ученый суть государственный муж». К сожалению, теперь чаще цитируют Михаила Евдокимова, чем Михайло Ломоносова!

В результате неисполнения своих прямых обязанностей ректора указанных вузов, в первую очередь РГАЗУ, оставили без подготовки кадров охотоведов Центр и Юг Европейской России и ее громадные северные территории. Ежегодная потребность в специалистах-охотоведах, по данным Охотдепартамента МСХ России, составляет 500 человек, а некомплект в целом по стране на нынешний день – 2000 человек! Уже сейчас ощущается острая нехватка специалистов при создании частных охотничьих хозяйств, которые должны возглавлять охотоведы. Пускать это дело на самотек, допускать к руководству охотничьим хозяйством на местах случайных людей, а не профессионалов – что может быть хуже для любой отрасли?!


И вот в июне 2004 г. – последний в этом учебном году прием студентов в РГАЗУ. Вероятнее всего, на специальности «Охотоведение» и «Охрана природы» заявления от абитуриентов опять принимать не будут. Специальность «Биология» вычеркнута из списков приема заочного университета. В подготовке биологов-охотоведов уже зияет двухлетняя брешь, и охотничье хозяйство России в очередной раз недополучит более ста специалистов, а их должности займут случайные люди, которые с трудом отличают курицу от утки.

Мы обращаемся к охотоведам, специалистам и работникам охотничьего хозяйства, близким нам по духу научным сотрудникам с призывом поддержать нас в стремлении возродить славу балашихинских охотоведов, восстановить кафедру охраны природы и охотоведения в РГАЗУ, а главное – немедленно возобновить по всей России прием студентов по специальностям «Биолог-охотовед» и «Охрана природы» по заочной форме обучения.

М.Д.ПЕРОВСКИЙ, доктор биологических наук, профессор, заслуженный работник охотничьего хозяйства Российской Федерации.

Г.В.ХАХИН, кандидат биологических наук, руководитель Центра здоровья диких

животных ВНИИ природы МПР РФ, заслуженный эколог России, заслуженный работник

охотничьего хозяйства Российской Федерации, кавалер ордена Мужества.

Похожие публикации