Геркулесовые столбы в гибралтарском проливе. Геркулесовы столбы

Геркулесовы столбы – это одна из главных природных достопримечательностей Марокко, располагающаяся в 18 км от крупного портового города Танжера. Геркулесовы столбы представляют собой две большие скалы, между которыми проходит Гибралтарский пролив. Одна из скал, расположенная со стороны европейского континента, принадлежит Великобритании, а вторая, со стороны африканского континента, скала Джебель-Муса - государству Марокко.

Ученым до сих пор полностью неизвестна точная история происхождения Гибралтарского пролива и Геркулесовых столбов. Согласно греческой мифологии творцом данного памятника природы стал легендарный Геркулес (Геракл), совершивший немало героических подвигов. По мере своих странствий Геркулес наметил предельную точку своих путешествий, обозначающую край земли, которая в античные времена стала главным ориентиром для всех морских путешественников. Используя подаренную богами силу, он пробил насквозь гору, через которую хлынула вода, так и образовался Гибралтарский пролив. А оставшиеся на его берегах две скалы получили названия Геркулесовых столбов. По утверждениям Платона, именно за Геркулесовыми столбами и находилась таинственная Атлантида.

Обе скалы обрамлены глубокими пещерами, создателем которых согласно легенде также стал отважный Геркулес. В Средние века богатые европейцы посещали эти пещеры для проведения пикников. В наше время они активно используются торговцами сувениров, ведь ежедневно огромное количество туристов приезжают посмотреть на это великолепное чудо природы. Во время приливов все пещеры полностью заполнены морской водой.

В этих пещерах, сохранившихся еще со времен неолита, неоднократно проводились археологические раскопки, во время которых было найдено много интересных экспонатов, в том числе примитивные орудия труда.

Из пещер открывается великолепный вид на Средиземное море.

36°00′ с. ш. 5°21′ з. д.  /  36.000° с. ш. 5.350° з. д.  / 36.000; -5.350 Координаты :

Название

Некоторые римские источники утверждают, что когда на пути у Геракла встали Атласские горы , он не стал взбираться на них, а пробил себе путь насквозь, таким образом проложив Гибралтарский пролив и соединив Средиземное море с Атлантическим океаном . Две горы, образовавшиеся по берегам пролива, стали именоваться именем героя. Диодор Сицилийский же, напротив, утверждал , что Геракл не пробил перешеек, а наоборот, сузил уже существовавший канал, чтобы чудовища из океана не могли попасть в Средиземное море.

Столбы как колонны

По словам Платона, на Гибралтарской скале и скале Абила были установлены две статуи на высоких колоннах, представляющие собой своеобразные ворота из Средиземного моря в Атлантику. В 711 году арабский полководец Тарик ибн Зияд , который во главе большой армии переплыл Гибралтарский пролив, велел «во славу Аллаха» разрушить статуи вместе с колоннами. Утверждается , что значок доллара ($) представляет собой стилизованное изображение Геркулесовых столбов, обвитых мифическим змеем Пифоном .

Упоминание у финикийцев

За Гибралтарским проливом финикийцы основали несколько крупных колоний на территории современного Марокко. Так возникли торговые города Ликсус , Шелла и Могадор .

Древний историк Страбон описывает самый западный тирский храм Мелькарта , расположенный недалеко от современного Кадиса , называя его храмом Геракла Тирского. Финикийцы называли Гибралтар столпы Мелькарта, откуда, вероятно, и произошло его греческое название. Страбон отмечает, что люди, посещавшие этот храм, утверждали, что две бронзовые колонны в храме являются настоящими колоннами Геркулеса. Однако, по мнению историка, это было обманом.

Упоминания в произведениях культуры

  • В «Божественной комедии » Данте Алигьери упоминает путешествие Одиссея к Геркулесовым столбам.
  • У Александра Городницкого есть песня, называющаяся «Геркулесовы столбы», которая, в частности, входила в репертуар и исполнялась Аркадием Северным .

Символика

    ThePillarsOfHerkulesModernWorld.jpg

Напишите отзыв о статье "Геркулесовы столбы"

Примечания

7. http://chudinov.ru/olimp/1/

Отрывок, характеризующий Геркулесовы столбы

– Отец, мне так страшно!.. Он забирает Анну! И я не знаю, смогу ли её уберечь... Помоги мне, отец! Помоги хотя бы советом...
Не было на свете ничего, что я бы не согласилась отдать Караффе за Анну. Я была согласна на всё... кроме лишь одного – подарить ему бессмертие. А это, к сожалению, было именно то единственное, чего святейший Папа желал.
– Я так боюсь за неё, отец!.. Я видела здесь девочку – она умирала. Я помогла ей уйти... Неужели подобное испытание достанется и Анне?! Неужели у нас не хватит сил, чтобы её спасти?..
– Не допускай страх в своё сердце, доченька, как бы тебе не было больно. Разве ты не помнишь, чему учил свою дочь Джироламо?.. Страх создаёт возможность воплощения в реальность того, чего ты боишься. Он открывает двери. Не позволяй страху ослабить тебя ещё до того, как начнёшь бороться, родная. Не позволяй Караффе выиграть, даже не начав сопротивляться.
– Что же мне делать, отец? Я не нашла его слабость. Не нашла, чего он боится... И у меня уже не осталось времени. Что же мне делать, скажи?..
Я понимала, что наши с Анной короткие жизни приближались к своему печальному завершению... А Караффа всё так же жил, и я всё так же не знала, с чего начать, чтобы его уничтожить...
– Пойди в Мэтэору, доченька. Только они могут помочь тебе. Пойди туда, сердце моё.
Голос отца звучал очень печально, видимо так же, как и я, он не верил, что Мэтэора поможет нам.
– Но они отказали мне, отец, ты ведь знаешь. Они слишком сильно верят в свою старую «правду», которую сами себе когда-то внушили. Они не помогут нам.
– Слушай меня, доченька... Вернись туда. Знаю, ты не веришь... Но они – единственные, кто ещё может помочь тебе. Больше тебе не к кому обратиться. Сейчас я должен уйти... Прости, родная. Но я очень скоро вернусь к тебе. Я не оставлю тебя, Изидора.
Сущность отца начала привычно «колыхаться» и таять, и через мгновение совсем исчезла. А я, всё ещё растерянно смотря туда, где только что сияло его прозрачное тело, понимала, что не знаю, с чего начать... Караффа слишком уверенно заявил, что Анна очень скоро будет в его преступных руках, поэтому времени на борьбу у меня почти не оставалось.
Встав и встряхнувшись от своих тяжких дум, я решила всё же последовать совету отца и ещё раз пойти в Мэтэору. Хуже всё равно уже не могло было быть. Поэтому, настроившись на Севера, я пошла...
На этот раз не было ни гор, ни прекрасных цветов... Меня встретил лишь просторный, очень длинный каменный зал, в дальнем конце которого зелёным светом сверкало что-то невероятно яркое и притягивающее, как ослепительная изумрудная звезда. Воздух вокруг неё сиял и пульсировал, выплёскивая длинные языки горящего зелёного «пламени», которое, вспыхивая, освещало огромный зал до самого потолка. Рядом с этой невиданной красотой, задумавшись о чём-то печальном, стоял Север.
– Здравия тебе, Изидора. Я рад, что ты пришла, – обернувшись, ласково произнёс он.
– И ты здравствуй, Север. Я пришла ненадолго, – изо всех сил стараясь не расслабляться и не поддаваться обаянию Мэтэоры, ответила я. – Скажи мне, Север, как вы могли отпустить отсюда Анну? Вы ведь знали, на что она шла! Как же вы могли отпустить её?! Я надеялась, Мэтэора будет её защитой, а она с такой легкостью её предала... Объясни, пожалуйста, если можешь...
Он смотрел на меня своими грустными, мудрыми глазами, не говоря ни слова. Будто всё уже было сказано, и ничего нельзя было изменить... Потом, отрицательно покачав головой, мягко произнёс:
– Мэтэора не предавала Анну, Изидора. Анна сама решила уйти. Она уже не ребёнок более, она мыслит и решает по-своему, и мы не вправе держать её здесь насильно. Даже если и не согласны с её решением. Ей сообщили, что Караффа будет мучить тебя, если она не согласится туда вернуться. Поэтому Анна и решила уйти. Наши правила очень жёстки и неизменны, Изидора. Стоит нам преступить их однажды, и в следующий раз найдётся причина, по который жизнь здесь быстро начнёт меняться. Это непозволимо, мы не вольны свернуть со своего пути.
– Знаешь, Север, я думаю, именно ЭТО и есть самая главная ваша ошибка... Вы слепо замкнулись в своих непогрешимых законах, которые, если внимательно к ним присмотреться, окажутся совершенно пустыми и, в какой-то степени, даже наивными. Вы имеете здесь дело с удивительными людьми, каждый из которых сам по себе уже является богатством. И их, таких необычайно ярких и сильных, невозможно скроить под один закон! Они ему просто не подчинятся. Вы должны быть более гибкими и понимающими, Север. Иногда жизнь становится слишком непредсказуемой, так же, как непредсказуемы бывают и обстоятельства. И вы не можете судить одинаково то, что п р и в ы ч н о, и то, что уже не вмещается более в ваши давно установленные, устаревшие «рамки». Неужели ты сам веришь в то, что ваши законы правильны? Скажи мне честно, Север!..

Геркулесовы Столбы, или

Эзотерическое значение

двух колонн Яхин и Боаз,

олицетворение направляющих

принтера

Еще на заре цивилизации вход в священные и загадочные места охранялись двумя колоннами. В искусстве и архитектуре, две колонны - архетипический символ, символизирующий важный портал или проход в неизвестное. У “каменщиков” – столбы названы Яхин и Боаз и являются одним из самых легко узнаваемых символов сообщества, широко известные в “заказном” искусстве, документах и зданиях.

Рассмотрим происхождение этого вечного символа.

Концепция двух столбов во вратах святых мест можно отнести к древним цивилизациям античности, в том числе – из Атлантиды, потерянного источника герметических знаний [ N.B../: https://ru.wikipedia.org/wiki/Герметизм – это учение о высших законах природы, подчиняющейся как принципу причинности, так и принципу аналогии ].

Символическое значение колонн с незапамятных времен - охранять врата в святые места и загадочные царства. Они знаменуют собой переход к неизвестному и в другой мир.

Многие путают Геркулесовы столпы (Столпы Геракла) с Геркулесовыми столбами. Дело в том, что у этого мифологического понятия совсем другое значение, нежели у географического объекта о котором пойдет дальше речь.

ГЕРКУЛЕ́СОВЫ СТОЛПЫ́ (лат.), Столбы Геракла (греч.), Столбы Мелькарта (финикийск.), древнее название водяной глади Гибралтарского пролива. В греческой мифологии столпы, поставленные Гераклом (см. ГЕРАКЛ) на краю мира в память о своих странствиях [ http://dic.academic.ru/dic.nsf/es/73560 ].

ГЕРКУЛЕ́СОВЫ СТОЛБЫ́ (лат. Columnae Herculis ) - название, использовавшееся в Античности для обозначения высот, обрамляющих вход в Гибралтарский пролив. [ https://ru.wikipedia.org/wiki/Геркулесовы_столбы ].

Северная скала/столб/колонна (со стороны Европы) - это Гибралтарская скала (расположенная во владении Великобритании Гибралтар) , а в качестве Южного столба (со стороны Северной Африки, в Марокко) выступает гора Абила, расположенная рядом с Сеутой [ либо гора Ачо, либо гора Джебель-Муса в Танжере, Морокко ]. Гибралтарская скала и горы Северной Африки – это две скалы, между которыми протекает Гибралтарский пролив. По легенде, Геркулес (Геракл) пробил горы на своем пути, и образовавшийся проход заполнил Гибралтарский пролив. [ http://www.turinfo.ru/attractions/gerkulesovi-stolbi ]

Греческие мифы, позднее заимствованные римлянами, повествуют о 12 подвигах Геракла, одним из которых было похищение коров великана Гериона. Считается, что скалы эти поставлены Гераклом, во время совершения своего десятого подвига, в путешествии за коровами Гериона.

Со слов Страбона[ https://ru.wikipedia.org/wiki/Страбон ], который в свою очередь, цитировал Пиндара [ https://ru.wikipedia.org/wiki/Пиндар ], следует, что в ходе своего путешествия на запад Геракл отметил самую дальнюю точку своего маршрута. Эта точка и служила границей для мореплавателей в античную эпоху, поэтому в переносном смысле “геркулесовы столбы” - это край света, предел мира и выражение “дойти до геркулесовых столбов” означает “дойти до предела” .

Некоторые римские источники утверждают, что когда на пути у Геракла встали Атласские горы, он не стал взбираться на них, а пробил себе путь насквозь, таким образом проложив Гибралтарский пролив и соединив Средиземное море с Атлантическим океаном. Две горы, образовавшиеся по берегам пролива, стали именоваться именем героя. Диодор Сицилийский же, напротив, утверждал, что Геракл не пробил перешеек, а наоборот, сузил уже существовавший канал, чтобы чудовища из океана не могли попасть в Средиземное море. Если верить Платону, мифическая Атлантида располагалась за Геркулесовыми столбами.

Предполагаемый вид потерянной западной части Пейтингеровой таблицы [ https://ru.wikipedia.org/wiki/Пейтингерова_таблица ], на которой показаны Геркулесовы столбы ("Columne Ercole") [ https://otvet.mail.ru/question/64611403 ]

Берег Африканской Марокко (автономный город Сеута, испанская колония) находится всего в 10 км водной глади Гибралтарского пролива от Европейской Испании (английская военная база Гибралтар). [ http://users.livejournal.com/-pentagon-/4356.html ]

Согласно мифа, Геракл установил в этом месте две гигантские статуи, размещенные на высоких колоннах. С тех пор эта точка и стала служить для античных мореплавателей границей потустороннего мира. Поэтому до сих пор выражение дойти до "Геракловых столпов" означает "дойти до края, до предела". Считается, что сын бога Зевса и Алкмены, даже сузил Гибралтарский пролив, чтобы не позволить чудовищам, живущим в “потустороннем” мире, с которым ассоциировался Атлантический океан, проникнуть в Средиземное море. Творение природное или сына бога, в любом случае поражает своей красотой и таинственностью даже самых искушенных и опытных путешественников. Ведь, действительно, здесь возникает впечатление, что находишься на краю света. [ http://snovadoma.ru/places/interes/hercules/ ]

По словам Платона, на Гибралтарской скале и противолежащей скале Абила были установлены две статуи на высоких колоннах, представляющие собой своеобразные ворота из Средиземного моря в Атлантику. В 711 году арабы под руководством Тарика ибн Зияда, который во главе большой армии переплыл Гибралтарский пролив, ‘во славу Аллаха’ разрушили статуи вместе с колоннами.

Первыми оценили стратегическое значение Скалы мавры. В 711 году, преодолев узкий пролив, они вторглись в Испанию и на северном, обращенном к Испании, выступе скалы построили замок, который и теперь называют мавританским. Крепость они назвали по имени своего предводителя Тарика-ибн-Саида - ’Джебель-ат-Тарик’ (=Гора Тарика). Со временем это название превратилось в Джибралтар, так же стали называть и строящийся город, а впоследствии и пролив. Для мавров крепость ‘Гора Тарика’ стала первым форпостом в Европе, откуда они совершали дерзкие набеги через горы и моря.

Одно из гибралтарских преданий гласит: “Каждая гора требует поклонения. Хочешь понять Гору Тарика, покори ее вершину. И лишь когда небо над ней станет неестественно близким, тебе откроется тайна этих мест”.

Однако многочисленные завоеватели устремлялись к Гибралтару не за тайной. С переменным успехом крепость осаждали нормандцы, кастильцы, испанцы… В 1309 году Алонсо Перес де Гусман захватил крепость от имени испанского короля Фердинанда IV и превратил ее в место ссылки преступников. Однако мавры вскоре вернули ее себе, и лишь в 1462 году испанцы отвоевали полуостров.

Не прошло и 100 лет, как началась новая осада. На этот раз Гибралтаром вплотную заинтересовались алжирские пираты, но подступы к крепости были так хорошо укреплены, что долгое время она считалась неприступной. Испанцы удерживали Гибралтар в своих руках 250 лет.

В начале XVIII века из-за обострившейся борьбы крупнейших европейских держав Гибралтар стал объектом их колониальных устремлений. В 1704 году, в ходе борьбы за "Испанское наследство", английские и голландские каперы высадились на Гибралтаре. Испанский гарнизон сопротивлялся всего один день, после чего адмирал английского флота Джордж Рук поднял на Скале флаг Соединенного Королевства Великобритании. Так у британской короны появилось новое владение, которое было формально закреплено Утрехтским договором 1713 года.

Десятая статья этого договора гласила:

"Король католический от имени своих наследников и преемников уступает короне Великобритании в полное и безраздельное владение город и замок Гибралтар вместе с портом, укреплениями и фортами".

Но Испания, конечно же, не смирилась с потерей Гибралтара и много раз пыталась вернуть его себе. Самой драматичной была четырнадцатая по счету осада Скалы, которая продолжалась 4 года. С 1779 года Гибралтар осаждали соединенные силы испанских и французских армий, но неоднократные штурмы не принесли успеха.

Казалось, что англичане пришли в Гибралтар навсегда, о чем гласили многочисленные плакаты на стенах. ‘Гибралтар останется британским!’ уверяли и яркие открытки. Поэтому неудивительно, что здесь были сосредоточены большие военные силы. Англичане превратили Скалу в хорошо оснащенную крепость.

Излюбленным символом Гибралтара является изображение ключей: замок - это сама Скала, а ключи у того, кто ею владеет. А владеть Гибралтаром хотели многие: на протяжении столетий различные государства, дальние и близкие, не уставали подбирать ключи к заветному замку.

До VIII века постоянных поселений здесь не было, хотя уже римским и греческим географам пролив был известен под названием Калпе и Абила. Калпе на европейском берегу вместе с Абилой на африканском по понятиям древних составляли знаменитые Геркулесовы столбы, далее которых в течение очень долгого времени мореходы пускаться не дерзали. [ http://www.liveinternet.ru/users/ugolieok/post337041360/ ]

Геркулесовы Столбы, охраняющие проход в неизведанное.

Платон считал, что потерянное царство Атлантиды находилось за Геркулесовыми Столбами, в области неизвестного. Традиции Ренессанаса говорят, что столбы несли предупреждение –

А также “Non plus ultra” =

“Nothing further beyond”, что означает

(трудами переводчиков, разумеется) –

“Ничего, кроме”,

“Ничто, кроме”,

хотя я бы лично (сохранив латинскую игру слов) перевёл бы так:

выступающей в качестве “предупреждения” для моряков и штурманов, что не нужно идти дальше, морально неподготовленным.

Символично, что “Выход за Геркулесовы столбы” может означать оставление иллюзий материального мира, достижение более высокого уровня просветления.

Ответ по-латински звучит так: Alea iacta est .

[ “подсказка” - тут – https://ru.wikipedia.org/wiki/Перейти_Рубикон ])

Две колонны, известные как Геркулесовы Столбы в древней Греции,стояли как ворота в сферу просвещения

Титульный лист книги Фрэнсиса Бэкона"Новая Атлантида" с изображением Геркулесовых столпов, как ворота в новый мир. Согласно преданиям оккультизма, Атлантида - цивилизация, в которой возникли все герметические знания. Возрождение этого потерянного царства была мечтой тайных учений на протяжении веков

“Город избранных философов поднимается к самой высокой горной вершине Земли, а вот мудрые боги живут вместе в вечном блаженстве. На переднем плане – символические Геркулесовы столбы, которые появляются на титульном листе “Novum Organum” Бэкона [ https://ru.wikipedia.org/wiki/ Бэкон,_Фрэнсис ], а между ними проходит путь, который ведет вверх от неопределенности земли к идеальному порядку, который установлен в сфере просвещенного.” – Manly P. Hall , Lectures on Ancient Philosophy

* Упоминания у “ Вольных Каменьщиков ” *

Специфическое использование терминов Яхин и Боаз происходит из библейского описания Храма царя Соломона. Архитектором храма был Хирам Абифа, он же - главная фигура всех масонских ритуалов. Стихи 6:1-38, а также главы 7 и 8 Третьей книги Царств, описывают размеры, строительство и освящение храма Соломона. Один отрывок описывает более конкретно два столба у входа в храм:

“15. и сделал он два медных столба, каждый в восемнадцать локтей вышиною, и тиснёный шнурок в двенадцать локтей обнимал [окружность] того и другого столба;

16. и два венца, вылитых из меди, он сделал, чтобы положить на верху столбов: пять локтей вышины в одном венце и пять локтей вышины в другом венце;

17. сетки плетеной работы и шнурки тиснёные как цепочки для венцов, которые были на верху столбов: семь на одном венце и семь на другом венце.

18. Так сделал он столбы и два ряда гранатовых яблок вокруг сетки, чтобы покрыть венцы, которые на верху столбов; то же сделал и для другого венца.

19. А в притворе венцы на верху столбов сделаны [на подобие лилии], в четыре локтя,

20. и венцы на обоих столбах вверху, прямо над выпуклостью, которая подле сетки; и на другом венце, рядами кругом, двести гранатовых яблок.

21. И поставил столбы к притвору храма; поставил столб на правой стороне и дал ему имя Иахин(Яхин), и поставил столб на левой стороне и дал ему имя Воаз(Боаз)” (Третья книга Царств, глава 7, цит. по Синодальному переводу, 1876 г. [ https://www.bibleonline.ru/bible/nrt/11/07/).

Художественная интерпретация Храма Соломона

Записи о Храме Соломона имеют большое значение в масонстве, так как каждая деталь здания несет важный эзотерический смысл. Два столпа действуют как “портал в таинственное” и стоят по обе стороны от входа в "Cвятая Святых".

”Согласно древним раввинам, Соломон был посвящен в тайные учения и храм, который он построил, является на самом деле домом для посвящений, содержащий накопленные языческие философские и фаллические эмблемы. Гранаты, колонны, увенчанные пальмовыми листьями, столбы перед дверью, вавилонские херувимы, и расположение залов и драпировка, все указывает на храм, который был возведен по образцу святынь Египта и Атлантиды” – Manly P. Hall , The Secret Teachings of All Ages [ https://ru.wikipedia.org/wiki/Холл,_Мэнли_Палмер ]

Вот описание, которое приводит Альберт Пайк о столпах в тексте, предназначенном для “новобранцев”:

“Вы входите в нашу Ложу между двумя колоннами. Они представляют собой две колонны, которые стояли в притворе Храма, на каждой стороне великого восточного притвора. Эти колонны, из бронзы, четыре пальца шириной по толщине, были, согласно наиболее достоверным оценкам, приведенным в третьей и в четвертой книге Царств, что подтверждается и у Иеремии, восемнадцать локтей в высоту, с капителем в пять локтей. Основание каждого было в четыре локтя в диаметре. Локоть равен 1,707 фута (52 см, но в эпоху Второго Храма использовались два значения локтя – 40 и 48 см) . Это означает, что основание каждого было чуть больше тридцати футов восемь дюймов в высоту, в капителе чуть более восьми футов шесть дюймов в высоту и диаметр основания шесть футов десять дюймов. Капители были облицованы гранатами из бронзы, покрыты бронзовыми узорами, и украшены венками из бронзы, и, судя по всему, имитировали форму семени лотоса или египетской лилии, священным символом для индусов и египтян. Столб справа, или на юге, был назван, как иудейское слово в переводе Библии, Яхин, а левой - Боаз, причём некоторые переводчики считают, что первое слово означает "Он должен установить", второе - "В этом наша сила".

Эти колонны были имитациями, сделанные Хурумом из Тира, больших колонн, посвященных ветру и огню, у входа в знаменитый Храм Малкарт, в городе Тир. Обычно в обряде ложи Йорка видеть, что небесный глобус расположен на одной стороне, а земной шар – на другой, но это не оправдано, если объект будет подражать оригиналу двух колонн храма.

Символический смысл этих столбов мы оставим пока необъяснимым, только добавив, что новый ученик держит рабочий инструмент в колонне Яхин, и это дает вам этимологию и буквальное значение этих двух имен.

Слово Иахин, на иврите, вероятно, произносится Я-Каян, и означает, как отглагольное существительное, ОН, который усиливает, а следовательно, спокоен, устойчивый, честный. Слово Боаз, или Бааз, что означает сильный, сила, власть, могущество, убежище, источник силы, крепость. Префикс означает "с" или "в" и дает слову смысл герундия – "Укрепление". Первое слово также означает, что он установит, или поставил в вертикальное положение, от глагола Куна, он выпрямился. Это, вероятно, означает активные и Животворящие энергии и силы, и Боаз, стабильность, постоянность, в пассивном смысле”. – Альберт Пайк , Мораль_и_Догма_[ https://ru.wikipedia.org/wiki/Мораль_и_догма_(книга) ]

Две колонны на масонской шахматной доске

Две колонны в здании масонской ложи

Монумент в Израиле с двумя колоннами

Жрица в карте Таро, сидящая между Боаз и Яхин

* Эзотерическое значение, или

третья "колонна" *

Как большинство оккультных символов, масонские колонны несут много уровней значения, некоторые доступны для непосвященных, а другие известны масонам высших рангов. Однако, общепринято, что Яхин и Боаз представляют равновесие противодействующих сил.

“Это были имена [Яхин и Боаз] двух колонн, отлитых из латуни и установленных на крыльце храма царя Соломона. Они были восемнадцать локтей в высоту и красиво украшены венками из цепочек, узоров и гранатов. В верхней части каждого столба был большой сосуд - сейчас ошибочно интерпретируется как мяч или шар - одна из чаш, вероятно, содержала огонь, а другая - воду. Небесный глобус (первоначально чаша огня), увенчивая правую колонну(Яхин), символизирует божественного человека, земной шар (емкость с водой), увенчивая левую колонну(Боаз), означает человека земного. Эти два столба соответственно означают также активные и пассивные эманации Божественной энергии, солнце и луну, серу и соль,добро и зло, свет и тьму. Между ними есть дверь, ведущая в дом Божий и, будучи установленными у ворот святилища, они являются напоминанием о том, что Иегова является как андрогинная и антропоморфная сущность. Как две параллельные колонны они обозначают знаки зодиака Рака и Козерога, которые ранее были помещены в зал инициации, чтобы представлять рождение и смерть - крайности физической жизни. Они означают соответственно летнее и зимнее солнцестояния, как известно масонам под сравнительно новым названием ‘два Сент-Джонса’ ”. – Альберт Пайк , Мораль и Догма

Алеф – это мужчина; Бет - женщина,

1 - принцип, 2 - слово,

А – деятельное, B – пассивное;

Единство - Боаз, Двойное – Яхин.

В китайских триграммах – единая линия – Ян, двойная - Инь.

Боаз и Яхин - имена двух символических колонн, находившихся перед главной дверью каббалистического храма Соломона. Эти две колонны объясняют в каббале все тайны антагонизма как естественного, так и политического или религиозного; они же объясняют производительную борьбу между мужчиной и женщиной, ибо, по закону природы, женщина должна сопротивляться мужчине, а он должен прельстить или подчинить ее. "Деятельный" принцип ищет принцип "пассивный", "полнота" влюблена в "пустоту", символическая змеиная глотка притягивает свой хвост, и вращаясь она сама от себя убегает и сама себя преследует...

Окончательный союз разума и веры будет достигнут не абсолютным их различением и разделением, но взаимным контролем и братским содействием. Таково значение двух колонн портика Соломона, из которых одна называется Яхин, а другая – Боаз, одна белая, а другая черная. Они различны и разделены, они даже на вид противоположны; но, если слепая сила захочет, сблизив, соединить их, обрушится свод храма, так как разделенные они имеют одинаковую силу, соединенные же представляют собой две взаимно уничтожающиеся силы. По той же причине духовная власть тотчас же ослабляет себя, как только хочет узурпировать светскую, а светская власть гибнет жертвой своих захватов духовной власти. Григорий VII погубил папство, и цари-схизматики губили и будут губить монархию. Человеческое равновесие нуждается в двух ногах, миры тяготеют к двум силам, рождение требует двух полов. Таково значение тайны Соломона, изображаемой двумя колоннами храма Яхином и Боазом”.– Элифас Леви, Учение и ритуал высшей магии [ https://ru.wikipedia.org/wiki/Элифас_Леви ]

Считается, что единство двух колонн превращается в третью колонну, в середине, которая эзотерически представляет человека и человечество.

“Когда две колонны находят равновесие между ними, это означает объединение Сушумны и Кундалини. Этот священный брак создаст "Огонь-Туман" для излучения во всем организме человека, наполняя его волей божественного Света. Это то, чем человечество станет третьей колонной Храма Мудрости. Он/она будет колонной, сформированой объединением силы (Яхин) и красоты (Боаз). Этот акт является ‘Забытым Словом’ в вибрационной системе физического воплощения души.”. – Corinne Heline , Old Testament Bible Interpretations The Bible and the Tarot [ https://en.wikipedia.org/wiki/Corinne_Heline ]

Комбинирование двух противоположных сил двух колонн производит центральную колонну – совершенного человека – Геркулеса.

* Каббалистическое значение *

В каббалистическом учении, Яхин и Боаз представляют два столбца “сфер знаний” в древе жизни.

Взаимное расположение трех столбцов сфер знаний и три великие колонны

“В таинственном Древе "сфер знаний" у иудеев, эти два столбца символизируют милосердие и суровость. Стоя перед воротами Храма царя Соломона, эти колонны несли то же символическое значение, что и обелиски перед святилищами Египта. В каббалистической интерпретации, имена двух колонн означает "В силе должен Мой дом быть установлен". В блеске психического и духовного просветления, первосвященник стоял между колоннами, как немой свидетель идеального равновесия – это гипотетическая точка равноудалена от всех крайностей. Таким образом, он олицетворяет божественную природу человека посредине его сложного создания - таинственная пифагорейская Монада в присутствии Дуады. С одной стороны возвышался громадный столб интеллекта, а с другой, наглый столб плоти. На полпути между этими двумя стоит прославленный мудрец, но он не может достичь этой высокой неподвижности без предварительного страдания на кресте, сделанного путем объединения этих столбов друг с другом. Первые иудеи иногда представляли две колонны, Яхин и Боаз, как ноги Иеговы, что читалось современным философом, как Мудрость и Любовь – самые возвышенные чувства, поддерживающие весь порядок Мироустройства - как мирскОй, так и нАдмирный.

Правая колонна, которая называется Яхин, имеет свой фундамент на Хохма, излияние Премудрости Б-жией; три шара, представленные на ней – все мужские способности.

Колонна слева называется Боаз. Три шара на ней - женские способности и способности к восприятию, ибо они основана на взаимопонимании, восприимчивости и способности к материнству. Мудрость – рассматривается как лучистость и излияние чувств, а понимание, как восприимчивость, или то, чем заполняется текущая мудрость. Три столпа в конечном счете объединяются в Малхут, в которой проявляются вся мощь высших миров”. - Элифас Леви , Учение и ритуал высшей магии

* В поп-культуре, архитектуре и в индустрии: *

Колонны иногда используются в поп-культуре по причинам, отличным от декоративных целей приобретения эзотерического смысла. Действие, происходящее между колоннами или проходящие через них, символически представляющие трансформации или инициации, можно найти в таких случаях, как:

Обложка первой книги о Гарри Поттере, где он совершенно случайно обнаруживает, что является волшебником. Его посвящение визуально представлено как перемещение через две колонны. Первоначальное название книги ‘Гарри Поттер и философский камень’ – ‘Философский Камень’ - древнее алхимическое понятие, представляющее посвящение.

Реппер Кени Уэст, стоящий посредине пар колонн в его глубоко символичном клипе ‘Power’ (K anye West ‘Power’, полная длина=04:54) – https://my.mail.ru/mail/sania1776/video/_myvideo/14.html ;

Есть пародия в урезанном символизме– https:// youtu . be / Td 8 r 3 FHVeKs

(Выше - отцензурированный клип Youtube до неприличия, увы)

Среди множества эзотерических символов, содержащихся в фильме “Воображариум доктора Парнаса”(“ The Imaginarium of Doctor ParnAssus ”, 2009, реж. Terry Gilliam), две колонны стоят по обе стороны сцены.

Две колонны, стоящие перед зданием IRS в Канзасе (налоговая служба). Также обратите внимание на дуальный черно-белый ‘узор’ и кисти рук сверху, известные как ‘Руки Мистерий’.

Две огромных колонны в центре Астаны, столицы Казахстана, городе, в котором архитектура и планировка содержат многочисленные элементы оккультизма, с "восточным оттенком";

В китайском городе Ханчжоу планируют построить необычные башни-небоскребы Zhejiang Gate Towers , которые будут менять цвет в зависимости от ракурса наблюдения. ‘ Zhejiang ’ с китайского обыгрывает понятие “врата” и/или “портал”. Проект презентовали в июне 2016 г. в архитектурном бюро Laboratory for Visionary Architecture , которое известно тем, что использует только экологически чистые материалы при строительстве.

Две колонны, служащие направляющими для столика выращивания 3 D -Изделия принтера Hercules New . Также обратите внимание на воплощённый символизм в совершенстве сочетания “зашифрованных” цифр 4 – 1 – 3 – (4+2+4), как формула “основы” творения 3 D .

Совершенство воплощённой мощи.

Мой вариант моддинга "третьей колонны" - я приведу чуть ниже, в комментариях, включая мои попытки выложить видео регулировки и подгонки.

Статья написана для участия в конкурсе, объявленном на сайте 3DToday компанией Импринта.

Геркулесовы столбы - название, использовавшееся в Античности для обозначения высот, обрамляющих вход в Гибралтарский пролив.

Северная скала (со стороны Европы) - это Гибралтарская скала (расположенная во владении Великобритании Гибралтар), а в качестве южного столба (со стороны Северной Африки) выступает либо гора Джебель-Муса в Марокко, либо гора ), расположенная рядом с Сеутой.

Название

Греческие мифы, позднее заимствованные римлянами, повествуют о 12 подвигах Геракла, одним из которых было похищение коров великана Гериона.

Со слов Страбона, который цитировал Пиндара, следует, что в ходе своего путешествия на запад Геракл отметил самую дальнюю точку своего маршрута.

Эта точка и служила границей для мореплавателей в античную эпоху, поэтому в переносном смысле «геркулесовы столбы» - это край света, предел мира и выражение «дойти до геркулесовых столбов» означает «дойти до предела».

Некоторые римские источники утверждают, что когда на пути у Геракла встали Атласские горы, он не стал взбираться на них, а пробил себе путь насквозь, таким образом проложив Гибралтарский пролив и соединив Средиземное море с Атлантическим океаном.

Две горы, образовавшиеся по берегам пролива, стали именоваться именем героя.

Диодор Сицилийский же, напротив, утверждал, что Геракл не пробил перешеек, а наоборот, сузил уже существовавший канал, чтобы чудовища из океана не могли попасть в Средиземное море.

Столбы как колонны

По словам Платона, на Гибралтарской скале и скале Абила, были установлены две статуи на высоких колоннах, представляющие собой своеобразные ворота из Средиземного моря в Атлантику.

В 711 г. арабский полководец , который во главе большой армии переплыл Гибралтарский пролив, велел «во славу Аллаха» разрушить статуи вместе с колоннами.

Утверждается, что значок доллара ($) представляет собой стилизованное изображение Геркулесовых столбов, обвитых мифическим змеем Пифоном.

Две колонны имеются на гербе Испании, куда они перешли с эмблемы императора Карла V.

Упоминание у финикийцев

За Гибралтарским проливом финикийцы основали несколько крупных колоний на территории современного Марокко. Так возникли торговые города Ликсус, Челла и Могадор.

Древний историк Страбон описывает самый западный тирский храм Мелькарта, расположенный недалеко от современного Кадиса, называя его храмом Геракла Тирского.

Финикийцы называли Гибралтар колоннами Мелькарта, откуда, вероятно, и произошло его греческое название.

Страбон отмечает, что люди, посещавшие этот храм утверждали, что две бронзовые колонны в храме являются настоящими колоннами Геркулеса.

Однако, по мнению историка, это было обманом.

Упоминания в произведениях культуры

  • В «Божественной комедии» Данте Алигьери упоминает путешествие Одиссея к Геркулесовым столбам.
  • У Александра Городницкого есть песня, называющаяся «Геркулесовы столбы», которая, в частности, входила в репертуар и исполнялась Аркадием Северным.

Многие путают Геркулесовы столпы (Столпы Геракла) с Геркулесовыми столбами. Дело в том, что у этого мифологического понятия совсем другое значение, нежели у географического объекта о котором пойдет дальше речь.

История Геркулесовых столбов

Это две скалы. Между ними расположен Гибралтарский пролив, который соединяет Европу и Африку. Одна из скал относится к Великобритании, другая, называющаяся скала Джебель-Муса, принадлежит государству Марокко. Сюда приезжает большое количество туристов, которые хотят не только полюбоваться на изумительное природное явление, овеянное тайнами, но и отдохнуть на великолепных пляжах.

Каким образом появились эти географические объекты — Гибралтарский пролив и столбы не могут точно сказать даже ученые.

Считается, что скалы эти поставлены Гераклом. Сделал он это во время совершения своего 10 подвига — путешествия за коровами Гериона.

Древнегреческие мифы утверждают, что он достиг «предела мира». Силой, которую Гераклу даровали Боги, ему удалось пробить гору насквозь. Так и возник Гибралтарский пролив. А горы, обрамляющие его, получили название в его честь.

Согласно мифа, Геракл установил в этом месте две гигантские статуи, размещенные на высоких колоннах. С тех пор эта точка и стала служить для античных мореплавателей границей потустороннего мира. Поэтому до сих пор выражение дойти до «Геракловых столпов» означает «дойти до края, до предела».

Считается, что сын бога Зевса и Алкмены, даже сузил Гибралтарский пролив, чтобы не позволить чудовищам, живущим в потустороннем мире, с которым ассоциировался Атлантический океан, проникнуть в Средиземное море.

Панорама с видом на Гибралтарский пролив и Марокко

Геркулесовы столбы сегодня

Пещеры, расположенные в обеих скалах и сегодня облюбованы торговцами сувенирами. Развивается торговля благодаря наплыву большого количества туристов, которые бывая в этих краях непременно хотят посмотреть на загадочное природное явление. Пещеры недоступны для просмотра во время приливов — они целиком заполняются морской водой. Здесь проводились неоднократные археологические раскопки, позволившие найти орудия труда и наскальные рисунки, относящиеся к периоду неолита.

Из пещер туристы могут полюбоваться изумительными видами Средиземного моря. Они приобретают сувениры у местных торговцев, фотографируются. Особенно красивые снимки можно сделать на закате.

Творение природное или сына бога, в любом случае поражает своей красотой и таинственностью даже самых искушенных и опытных путешественников. Ведь, действительно, здесь возникает впечатление, что находишься на краю света.

Похожие публикации