Факты и история правления хатшепсут. Хатшепсут

1525 год до н. э. – умирает Тутмос II – четвертый фараон XVIII династии, наследник славы Яхмоса, освободителя Египта и созидателя империи. Умерев он оставил двух дочерей от своей единокровной сестры и священной супруги правительницы Хатшепсут и малолетнего сына Тутмоса от наложницы Исиды. Мальчика, вопреки традициям, требующим достижения им 12-ти летнего возраста, нарекли фараоном Тутмосом III.

Хатшепсут не стала препятствовать ранней коронации мальчика, ибо она сама фактически правила страной, но все же добилась не положенного ей при малолетнем, но уже интронированном фараоне титула – правительницы-регента. Скорей всего, могла иметь место борьба партий, в результате которой сошлись на компромиссном варианте – малолетнего Тутмоса объявят фараоном, а вдовствующую Хатшепсут – правительницей-регентом.

До трагедий и Анхесенпаамон еще столетия, до – полтора тысячелетия, но Хатшепсут хватило примеров Нитокрис и Нефрусебек. Почтеннейшая – так переводится ее имя – позаимствовала у своих предшественниц на троне великой страны Та-Кем и положительный, и отрицательный опыт.

В первую очередь она смогла понять, почему положение на троне двух предшествующих цариц Египта было таким шатким. После кончины фараона и в случае отсутствия наследника право вдовы на абсолютную власть формально не оспаривается, но… Священная правительница неминуемо оказывается зажатой в тисках придворных интриг со стороны ближних родственников покойного фараона – родных и двоюродных братьев, занимающих должности верховных жрецов и военачальников. Каждый из них жаждет власти, а путь к ней лежит через женитьбу на правительнице.

Если она откажет всем, враждующие представители царской семьи объединятся против нее одной. Если согласится и принимает предложение одного, то настраивает против себя остальных, в то-же время становясь для нового мужа помехой на пути к абсолютной власти.

Хатшепсут не повторила ошибку Нефрусебек и не вышла замуж повторно. Хотя, в принципе, она имела на это решение в значительной степени больше прав, да и грозило ей это меньшими последствиями – потому как Нефрусебек была просто вдовствующей правительницей-регентом, происходящей из знатного аристократического рода, но не из царской семьи.

Хатшепсут же, как и ее покойный царственный супруг и брат, была дочерью Тутмоса I, его прямой наследницей, как следствие, ее супруг, решись она выйти замуж, мог бы и не получить титула соправителя. Тем не менее Хатшепсут решила, что создавать собственными руками еще одного претендента на трон не следует, хотя риск и невелик. Вместе с тем она организует пышную церемонию, пройдя которую, приобретает титул жены бога. Хатшепсут объявила себя женой бога уже после смерти супруга-фараона. Неслыханно, но происхождение правительницы позволяет ей это.

Стела Хатшепсут

Получив необходимый статус, Хатшепсут заручилась поддержкой жречества. И сделала следующий шаг: на третьем году правления практически без сопротивления жречества, скорей, при его поддержке, против воли армии (тут вновь играет роль ее происхождение) она объявила себя дочерью бога Амона-Ра. Согласно древнеегипетской мифорелигиозной традиции (особенно получившей развитие при XVIII династии и поздней), в момент зачатия наследника, которому в будущем суждено стать фараоном, сам бог Тайного Извечного Солнца – Амон – принимает облик фараона или же (в разных текстах и трактовках) вселяется в его тело и приходит к супруге.

«Имя дочери (долженствующей родиться) должно быть Хатшепсут… Она будет прекрасной царицей надо всей этой страною», – произносит величайший из богов Египта Амон-Ра при расставании с царицей Яхмос – так записано на стеле храма Амона в Дейр эль-Бахри.

В целом царица Египта Хатшепсут традиции не нарушила, хотя раньше этот мифопоэтический образ использовался только в отношении наследников мужского пола, но «тихий переворот» четвертого года правления Хатшепсут уже подготовлен. Она – правительница-регент, жена бога и дочь Солнца. И вот наступает момент кульминации, момент, которого никто не мог ожидать, за исключением части высшего жречества, поддерживающего Хатшепсут. 9-ти летнего Тутмоса III собираются лишить титула фараона, переведя в статус наследника и юного правителя, а Хатшепсут рассчитывают объявить священной правительницей, к тому же имеющей титулы жены бога и дочери Амона-Ра.

Но мудрая царица Хатшепсут понимает, что и со статусом священной правительницы, и со всеми титулами она останется только женщиной на троне, желанной добычей высшей египетской знати, а значит, придется принимать решение: идти по пути Нитокрис, лишаясь реальной власти, делясь ею с многочисленными советниками – представителями царской семьи из жречества и генералитета, или идти по пути Нефрусебек: получить все, но и рисковать всем, в том числе жизнью.

И царица разыгрывает свою главную карту, делает то, чего никто не ожидал. Еще при Тутмосе I ей было дано мужское тронное имя Мааткара – «истина, дух Солнца». Вопреки ожиданиям даже своих сторонников, она не объявила себя священной правительницей с высочайшими сакральными титулами. Она отказалась от них… и объявила себя фараоном Мааткара!

Изумленным жрецам выбора не остается, и они увенчивают голову Хатшепсут не короной священной правительницы и пекторалью жены бога, а двойной короной фараона Египта! Вся полнота власти сильнейшего в то время в мире государства сосредоточивается в руках одной женщины. Теперь власть женщины-фараона Хатшепсут пожизненная, а родственники Тутмоса II не могут претендовать на ее руку и статус соправителя. Женщина-фараон Хатшепсут обезоружила всех своих врагов.

Между тем, мальчик Тутмос III остался единственным полноправным наследником. Хатшепсут планировала позаботиться не только о себе, но и о стране: после ее смерти будет легитимная смена власти, наследник спокойно взойдет на трон и не будет множества претендентов, воюющих тайно или явно друг с другом, приводя Египет к катастрофе, как было после Нитокрис и Нефрусебек.

С течением времени постепенно взрослеющий и отстраненный от власти наследник – талантливый полководец, ученый и политик – превратится в ее злейшего врага, армия и жречество войдут в непрекращающийся десятилетний конфликт с административной аристократией. Но это будет потом, а пока женщина-фараон Хатшепсут одержала блестящую победу, добившись власти, которую не имела ни одна женщина, ни до, ни после нее, включая английских королев и русских императриц XVIII столетия. Победа, открывшая Хатшепсут путь к созиданию.

Величайшие тайны Хатшепсут

Сен-Мут был не только первый придворный архитектор фараона Мааткара. Доподлинно известно, что он был беззаветно влюблен в царицу и что женщина-фараон Хатшепсут в определенной мере отвечала на его чувства. Об этом может говорить хотя бы то, что она позволила Сен-Муту устроить себе гробницу прямо под своей усыпальницей. Но до какой степени глубока была их связь? Этого неизвестно.

Была ли способна царица пойти на такой риск подвергая себя смертельной опасности – стань их связь известной хотя бы среди знати, военного переворота было бы не избежать, да и само жречество смогло бы законно низложить ее за святотатство.

Опыт Клеопатры, рискнувшей всем и потерявшей все из-за любви, говорит о том, на что способна влюбленная женщина…

Но с глубоким сожалением мы вынуждены разочаровать читателя, принимающего версию наиболее смелых историков и египтологов о тайной и безумной страсти и чистой взаимной любви между женщиной-фараоном Хатшепсут и одним из величайших архитекторов, которого на стелах царицы сравнивали с самим великим Имхотепом, строителем пирамиды Джосера и основателем архитектурной науки (как и множества других – прикладных и фундаментальных), обожествленным еще при жизни и объявленным сыном бога Тота.

Двойная корона Хора Нармера, подарив Хатшепсут полную власть, отняла у нее первородное и незыблемое право любой женщины – право на любовь. Платить приходится за все, и ничто не дается даром. Чистая взаимная любовь Сен-Мута и царицы, скорей всего, не выходила за пределы платонических отношений. Это подтверждается множеством фактов. Прежде всего, после смерти Хатшепсут и восхождения Тутмоса III на трон Сен-Мут по-прежнему оставался придворным архитектором и подготовил для нового фараона проекты двух величайших строек: древней плотины на Асуане, остатки которой скрыты под водами современного Асуанского водохранилища, и древнего Суэцкого канала.

Даже тайная, оберегаемая личной охраной Хатшепсут и преданным ей жречеством связь с Сен-Мутом непременно всплыла бы после ее смерти, и на архитектора обрушился бы гнев нового фараона. Но Сен-Мут продолжил служить государству, умер своей смертью и его похоронили со всеми почестями в своем склепе, прямо под усыпальницей своей возлюбленной.

Но ничтожная возможность того, что их связь осталась тайной или же Тутмос пощадил Сен-Мута, остается: все-же фараону необходим был талантливый архитектор. Возможно, его обида на Хатшепсут, узурпировавшую власть и отнявшую у талантливого полководца его законный трон, не распространилась на великого архитектора, виновного только в том, что он любил… Но мы никогда не сможем узнать тайну любви Хатшепсут.

Тутмос III, правивший Египтом в 1479–1425 годах до н. э. и еще при жизни прозванный Мудрым и Воителем, пожалуй, стал одним из величайших, если не величайшим фараоном в египетской истории. Он совершил 17 военных походов, не проиграв ни одной из своих 82 битв. При нем построили Суэцкий канал, но он был засыпан в IX столетии до н. э. великим ассирийским завоевателем Ашшурбанипалом: в первой экспедиции в Египет он рискнул переправлять через канал свое двухсоттысячное войско вплавь – и потерял треть его от стрел метких лучников Та-Кем и крокодилов, терзавших всадников и лошадей, а его десантный флот был попросту раздавлен грозными осадными пентаремами, которые впервые стал строить именно Тутмос III.

Тутмос Воитель захватил Ливию, Нубию и Сирию. Хатти, Вавилон и Индия платили ему колоссальную дань. При нем было совершено первое кругоафриканское морское путешествие, и карты Тутмоса, благодаря знанию астрономии египетскими жрецами, по точности превосходили карты Геродота! Его воины впервые вышли к побережью Тихого океана, за 1200 лет до . Громадные десантно-боевые пентаремы сокрушили десятки форпостов народов моря, в связи с чем , входившие в этот союз, основали в Палестине оседлое государство, отказавшись от пиратства и противостояния Египту, и стали вассалами Тутмоса.

При нем корабли Египта впервые смогли достичь берегов Южной Америки и привезти после походов десятки тонн золота и сакральный наркотик местных племен, использовавшийся и для местного наркоза при операциях, – кокаин, точней, сырье – неочищенную сушеную концентрированную пасту листьев коки. После этого ее находили во многих гробницах жрецов и лекарей, и это является основным доказательством плавания моряков Тутмоса в Южную Америку, потому как кока не растет больше нигде…

Слава Рамзессидов, Нехо II и Анхшеншонка была обеспечена завоеваниями и мирным трудом Тутмоса Мудрого-Воителя. Так что строительству и торговым связям Тутмос, вопреки распространенному мнению, уделял не меньше внимания, чем завоеваниям. Военные походы и строительство, говоря современным языком, стратегически важных объектов утроило египетскую казну, даже по сравнению с удвоенной относительно предшественников казной Та-Кем при Хатшепсут.

Вспомним женщину-фараона Хатшепсут. По количеству проведенных благих реформ ее царствование превосходило многих фараонов. И не она ли своим мудрым управлением подготовила победы Тутмоса III?

Елена Рерих

Память Мааткара

В середине своего царствования (а вовсе не сразу по восхождении на трон, согласно распространенной версии) Тутмос стер с хронологической стелы картуш фараона Мааткара. Кстати, на вполне законном основании: с точки зрения миропорядка Маат, Хатшепсут была не только узурпатором, но и святотатцем, посягнувшем на Извечную Гармонию. Не избежал мести фараона и Дезер-Дезеру – погребальный храм Хатшепсут. Конечно, Тутмос не посмел совершить кощунство и разрушить великий храм, но осирические статуи Хатшепсут были обезличены, барельефы храма, изображающие основные деяния Мааткара, сбили.

Тутмос лишил ненавистную мачеху-узурпатора не только памяти, но и достойной фараона загробной жизни. Но… мачеху ли? Еще одна тайна Хатшепсут – тайна ее родства с одним из величайших фараонов. Тутмос III Мудрый-Воитель имел еще одно сакральное имя, как и все фараоны. Си-с-Асет-Ра – сын Исиды и Солнца.

Греческие историки поздней античности на свой лад назвали его Сизострисом, при этом по ошибке присвоив этот титул Рамзесу II Великому (который, кстати, имел вовсе другое сакральное имя – Рам-зес-Мери-Амон-Усер-Маат-Ра), объединив военные победы и мирное строительство двух великих фараонов, присвоив Рамзесу походы на Вавилон и Индию, которые совершил Тутмос тремя веками ранее, и датировав царствование Рамзеса XV веком до н. э. – временем правления Тутмоса III.

Эта ошибка не была замечена историками XVII–XIX столетий, вплоть до расшифровки Шампольоном древнеегипетского языка, после чего по переводам стел и барельефов были восстановлены исторические факты.

Надписи на уцелевших барельефах Хатшепсут называли Тутмоса сыном Исиды. Барельефы Тутмоса Мудрого также называют его Си-Асет (сын Исиды), что отражается и в его сакральном имени. Но пресловутой и неизвестной наложницы Исиды, которая, по официальной версии, родила Тутмоса от его отца – Тутмоса II, могло и не существовать вовсе! На храмовых надписях правления Тутмоса II нет никаких упоминаний о «наложнице Асет»! Это ставит множество вопросов, но на некоторые из них можно найти ответ.

Во-первых, Хатшепсут было выгодно объявить Тутмоса III побочным сыном покойного мужа, тем самым подорвав его права на трон, тем более если он в действительности был ее родным сыном. Не менее выгодно было, как ни парадоксально, после смерти Хатшепсут и Тутмосу III отречься от своей матери-отступницы, упоминания о которой он попытался полностью стереть из истории. Ведь Си-Асет означает прежде всего – сын богини Исиды, а не сын неизвестной истории наложницы. Тутмос объявил себя сыном фараона, в которого вошел дух солнечного божества и самой богини Исиды – жены Осириса и матери великого Хора!

Это подтверждается и сакральным интронационным именем Тутмоса: Си-с-Асет-Ра – сын богини Исиды и самого Солнца. Эта тайна разрешима только на уровне гипотез, но все же, скорей всего, Тутмос был сыном царицы и фараона. Сначала Хатшепсут подорвала права наследника, придумав несуществующую наложницу, а после ее смерти новый фараон, воспользовавшись той же легендой, объявил себя сыном богини, а не проклятой узурпаторши, посягнувшей на священные традиции. Но достоверного подтверждения, как, впрочем, и опровержения этой гипотезы нет.

Рамзес II Великий восстановил на своей новой хронологической стеле картуш Хатшепсут, уважая ее как великую правительницу. Он восстановил также картуш Тутанхамона, стертый Эйе, но еретик Эхнатон и сам Эйе – святотатец и цареубийца – были навсегда прокляты. Рамзес восстановил и Священнейший храм, разрушенный землетрясением, но сбитые лица и барельефы так и остались не восстановлены.

Память о мудрой правительнице пережила тысячелетия, Клеопатра и совершили акт поклонения «мудрейшей из женщин» в ее погребальном храме. Скоро он будет полностью восстановлен, включая барельефы и лики осирических статуй фараона Мааткара. Это значит, что женщина-фараон Хатшепсут останется в памяти потомков не только одним из великих правителей Египта, но прежде всего величайшей женщиной.

С.Реутов

История сохранила немало имен женщин, которые с успехом правили государственными. У всех на слуху такие имена, как царицы Клеопатры, королевы Англии Елизаветы, русской императрицы Екатерины II. Но, еще до этих, по истине, великих женщин были правительницы, при которых их страны процветали. Одной из таких правительниц была царица Хатшепсут. О ней мой сегодняшний рассказ.

В истории Древнего Египта Хатшепсут занимает исключительное место. Она смогла встать во главе могущественного государства и управлять им более 20 лет (если быть точнее, то 22 года). Самым поразительным фактом было то, что царица короновалась как законный фараон, игнорируя многовековую египетскую религиозную традицию престолонаследия при наличии наследника мужского пола – Тутмоса III , её племянника и пасынка. В некоторых сохранившихся до наших дней изображениях, Хатшепсут предстает с накладной бородкой, чтобы внешне походить на мужчину.

Необходимо отметить, что Хатшепсут была не первой правительницей Древнего Египта. Задолго до неё Египтом правили две женщины: Нейтикерт в конце VI династии и Нефрусебек в конце XII династии. Но, в отличии от Хапшесут эти царицы правили недолго и заметного следа в истории Египта не оставили. Хатшепсут же получила власть над процветающей державой, международный авторитет которой был утвержден военными походами в Азию и Нубию при ближайших предшественниках царицы – Аменхотепе I (1551 – 1524 гг. до н.э.) и Тутмосе I (1524 – 1518 гг. до н.э.) . То, что Хатшепсут смогла заполучить власть, минуя законного наследника мужского пола, свидетельствует о её честолюбии, политической ловкости и решительности.

Что, не вызывает сомнения у египтологов, так это происхождение Хапшесут. Все остальное: её восхождение на престол, дата рождения, обстоятельства смерти – находятся в рамках теорий и гипотез. Хатшепсут была второй дочерью Тутмоса I и царицы Яхмес . От второй жены Мутнофрет он имел трех сыновей, одним из которых был Тутмос II , которого женили на Хатшепсут. В то время, как предполагают ученые, ей было от 15 до 20 лет. После своего замужества, Хатшепсут стала “великой царской супругой ”. После смерти своего мужа Тутмоса II , Хапшепсут, при малолетстве стала регентшей, при этом желая возложить на себя всю полноту власти. По предположению польского египтолога Я. Карковского , в то время Тутмосу III было около 2 лет, а Хапшепсут же не более 15 лет. Поэтому, пишет египтолог, – управление над страной должны были взять на себя высшие чиновники и, возможно мать Хапшепсут царица Яхмес . Во время регентства Хапшепсут исполнилось 20 лет, что по древнеегипетской традиции считалось достижением совершеннолетия. Но, считают некоторые египтологи, первые два года после смерти отца, Тутмос III правил сам (если не считать регентства Хапшепсут). Во всяком случаи, на памятниках той поры Хапшепсут изображается позади фигуры Тутмоса III под титулами царицы и великой царской супруги.

В последующем, Хатшепсут, по всей видимости, при поддержке высокопоставленных вельмож, устраняет от власти племянника и сосредотачивает в своих руках всю полноту власти, оставляя Тутмосу III лишь незначительные функции. Об этом, например свидетельствует, придворный архитектор Инени , который писал, что Хатшепсут осуществляла заботу о стране, египтяне работали по её замыслам и для неё, и довольными были Оба Берега (то есть весь Египет). Подтверждая свое высокое звание фараона, Хатшепсут приказывает изображать себя в облике мужчины с прикладной бородой и символами высшей власти – золотой диадеме с уреем.

Став фараоном Хатшепсут, начала оказывать особое почтение к богам, особенно богу Амону. Её правление было отмечено расцветом теологической мысли, нашедшее свое отражение в построенных по её приказу храмах и капеллах. Однако, Хатшепсут этого было мало. Она хотела возвеличить себя, возводя нечто новое, чего не было до неё. Так, по повелению Хатшепсут, архитектор Сенмут возвел великолепный храм в Дейр-Эль-Бахри, ставший впоследствии усыпальницей Хатшепсут.


Заупокойный храм царицы Хатшепсут.
Архитектор Сенмут. Древний Египет. Новое царство

Этот храм, расположенный на западном берегу Нила, царица начала строить примерно на восьмом году правления, сразу же после коронации. Храм, с самого начала, должен был потрясти воображение египтян; посвящался Амону и Ка царицы.

Ка – одно из сложных понятий-элементов, составляющих, по представлениям древних египтян человеческую сущность. Общепринято переводить понятие “Ка” как “двойник”. Однако, существует и несколько других трактовок, например, “Ка” обозначают как жизненную силу, “второе я” человека, которое рождается вместе с человеком, но не умирает после его смерти. Ка не зависит от человека, но определяет его судьбу. По древнеегипетской мифологии, Ка умершего нуждается в пище, воде, чтобы продолжить свое существование. Так, древние египтяне считали, что скульптуры и рельефные изображения являются вместилищем Ка.

В храме также поклонялись богам Ра, Хатор, Анубису и обожествленному Тутмосу I. Украшенный колоннадами портиков террасный храм органически вписывался в окружающий скальный ландшафт. В храме было около 200 статуй, более 20 сфинксов, 40 осирических статуй, изображавших царицу, а также 120 сфинксов украшали дворы и дорогу.

Чтобы, среди подданных не было сомнений в божественном происхождении своей власти, Хатшепсут приказала создать рельеф, на котором она получала атрибуты высшей царской власти из рук самого бога Амона. Этот рельеф сохранился в довольном сносном виде до наших дней.

Правление Хатшепсут ознаменовалось знаменитой экспедицией египтян в полулегендарную страну Пунт , предположительно находившуюся на территории современного Сомали на берегу Аденского залива. Издавна египтяне поддерживали с Пунт торговые отношения. До нас дошли несколько рельефных изображений этой военно-торговой экспедиции. На одной из них изображены корабли, на которых царица Хатшепсут направлялась в Пунт .

Цель путешествия в страну Пунт была довольно прозаическая – установить прервавшиеся торговые отношения и приобретение экзотических товаров: пантер, шкур редких животных, страусовых перьев, слоновой кости, золота, ценных сортов древесины и самих живых деревьев, пересажанных в корзины, и, в особенности благовоний для храмовых ритуалов. Однако, по масштабности эта экспедиция превосходила все предыдущие, которые были в эпоху Древнего и Среднего царств. Хотя египтяне прибыли в Пунт в сопровождении огромного войска, страна не была завоевана. Хатшепсут направила к правителям Пунта своего царского посла, после чего её усилия были вознаграждены золотом, а сама Хатшепсут принимала и взвешивала золото, полученное от царя Пунта .

Эпоха Хатшепсут вошла в историю Древнего Египта, как время строительного бума. Кроме храма в Дейр-Эль-Бахри, этого “египетского Парфенона”, строительная деятельность развернулась в различных городах страны: Фивах, Гермополе, Гермонтисе, Эль-Кусе, Эль-Кабе, Арманте, Медамуде, Спеос-Артемидоссе и многих других.

Что, касается обстоятельств смерти Хатшепсут, то на этот счет существует несколько версий. Согласно одной из них, Хатшепсут умерла на 21-м году правления Тутмоса III от яда. По другой версии, она была заключена в темницу, где и скончалась от неизвестной и неустановленной болезни. Тутмос III , как свидетельствуют египетские источники, после её смерти разрушил множество статуй Хатшепсут руководствуясь личной неприязней. Но, современные исследователи видят в этом не личный мотив, а политическую и религиозную целесообразность, поскольку образ женщины-фараона противоречило мистическим и политическим представлениям древних египтян. Так, или иначе, Тутмос III перестроил Карнак, уничтожив многое то, что было возведено при Хатшепсут.

И, последнее. Мумия Хатшепсут до сих пор не найдена. Раскопки, в местах предполагаемого захоронения царицы, ничего не дали. Но, из этого, не следует, что тело Хатшепсут была каким-то образом уничтожена. Возможно, что она еще покоится в одном из храмов Древнего Египта, до которой не дошла кайла археолога. Она ждет своего часа, чтобы быть извлеченной из толщи песков и камней, как мы сегодня извлекаем имя Хатшепсут из толщи веков, воскрешая её образ.


За идеализированными изображениями царей и велеречивыми описаниями их божественных подвигов скрывались живые люди - болеющие, стареющие и смертные (статуя Хатшепсут в виде сфинкса)

Недавно смотрела передачу о том, как Захи Хавасс, на то время глава Египетского верховного совета по древностям, искал мумию царицы Хатшепсут. Надо сказать, на экране энтузиазм темпераментного египетского ученого нередко выглядит преждевременным, а иногда даже не совсем обоснованным, и не все выводы однозначно воспринимаются как 100% убедительные, критика его многочисленных оппонентов мне, в общем-то понятна. И вообще, как я понимаю, вокруг египтологии во все времена было много танцев с бубнами, однако передача все равно показалась мне довольно интересной.


Мумия царицы Хатшепсут

Опознать ранее безымянную мумию помогла болезнь царицы, которая быстро свела ее в могилу - в одной из подписанных именем царицы каноп (сосуд-хранилище органов) был обнаружен зуб, который, по-видимому вырвали ей незадолго до смерти, ведь царица страдала зубным абсцессом. Зуб точно «подошел» к челюсти «анонимной» мумии, и так Хатшепсут была опознана после долгих поисков. Позднее было подтверждено родство с другими представителями 18 династии, а точнее, совпала митохондриальная ДНК бабушки царицы и самой Хатшепсут.

Фигура придворного карлика Сэнеба с женой и детьми (5-6 династия, Каирский музей).
Этот человек был погребальным жрецом и страдал ахондроплазией - заболеванием, когда зоны роста трубчатых костей закрываются преждевременно и пропорции тела сильно нарушаются.

Вот так открылся интимный секрет правительницы Египта - у нее был плохой стоматолог. Зубы у мумии были в плачевном состоянии. Впрочем, как и весь костный скелет - кости оказались сильно размягченными, правда, я не поняла из передачи, как исследователи определили, что это изменение костной ткани было прижизненным. Периодонтальный абсцесс приносил царице долгие изматывающие мучения; скорее всего, ей тяжело было есть, царицу мучила сильная боль. Придворные врачи в конце концов вырвали зуб, но было поздно - инфекция распространилась по организму, и царица скончалась в возрасте примерно 50 лет.

Также при помощи сканирования мумии удалось определить, что царица страдала от довольно большой опухоли в брюшной полости и имела лишний вес (и вообще была женщиной крупной, но с красивым точеным лицом с благородными чертами). Очаг опухоли располагался в печени, метастазы распространились в кости. Не исключено, что для организма, истерзанного онкологическим заболеванием (а еще и диабетом), инфекция зуба стала последней каплей. Да и сама жизнь царицы на тот момент, надо сказать, для нее потеряла смысл - ее единственная дочь, юная Нефрура умерла, давно почили ее родители и муж, ее любимый друг, советник и самый близкий человек, архитектор Семнут тоже скончался - все близкие уже были в Царстве мертвых.


На древнем папирусе изображены костоправы - хирурги, вправляющие вывихи и лечащие переломы.

Исследователи обнаружили также, что кроме всего прочего у Хатшепсут было генетически обусловленное заболевание кожи, от которого страдал весь ее род - что-то вроде экземы или псориаза, отчего ее кожа была покрыта некрасивыми зудящими бляшками. Этой же болезнью страдал ее отец, муж-брат и некоторые другие родственники.

Есть одна интересная версия происхождения опухоли во чреве царицы - ученые из Египетского музея Боннского университета обнаружили в лекарстве для кожи царицы опасные канцерогены - креозот и бензапирен. Это открылось после исследования флакона с мазью или лосьоном (это явно был не парфюм - очень уж гадкий запах издавало вещество, и очень уж у него специфический состав), снадобье также содержало разные масла и призвано было снимать воспаление и уменьшать зуд. Видимо, несчастная царица, страдая от зуда и втирая спасительное средство, не догадывалась, что сама себя потихоньку травит.


Смертельный флакончик Хатшепсут (фото AP Photo / DAPD, Sascha Schuermann).

Мне стало интересно: ведь за последние 20 лет современная исследовательская наука обзавелась очень эффективными методами - несколько методик сканирования, сцинтиграфия, точнейший химический, генетический и ДНК-анализ, а уж современные микроскопы скоро будут разглядывать бозоны. Должно же это все использоваться для исследования мумий, и не только таких знаменитых, как Хатшепсут. Интересно стало, и какими болезнями вообще болели древние египтяне. Порылась в книге и Интернете, оказалось, что в патопалеологии современная наука весьма преуспела за последние годы.

Относительно недавно была тщательно исследована мумия еще одного знаменитого правителя - Тутанхамона, правда, знаменит он не столько своими деяниями, так как умер всего в 19 лет, сколько своим роскошным не разграбленным захоронением.


На этой стеле времен 18-й династиии мы видим жертву полиомиелита - мужчина с деформированной стопой, опирающийся на костыль.

Традиционно считалось, что он погиб от осложнения ранения, полученного, возможно, на охоте, однако оказалось, что все гораздо прозаичнее - царя убила тропическая малярия - недуг, весьма распространенный в болотистой местности вокруг Нила. Из тканей мумии была выделена ДНК малярийного плазмодия.

Надо сказать, что юный царь вряд ли долго протянул в любом случае, здоровье у него явно было не богатырское. И на охоте он точно не скакал резво с кочки на кочку, так как вряд ли мог передвигаться без костылей. Его родители были родными братом и сестрой, что в Древнем Египте было вполне нормальной практикой из-за особенностей престолонаследования, поэтому у царя был целый букет генетических дефектов. У него было обнаружено незаращение верхнего нёба («волчья пасть»), болезнь Кёлера, которая привела к сильной деформации ступни, на другой ступне отмечалось врожденное отсутствие нескольких пальцев.


Реконструкция облика Тутанхамона (здесь все пальцы на месте)

В погребении царя Тута обнаружили мумии двух мертворожденных младенцев, видимо его детей; у них тоже были врожденные аномалии, такие как незаращение позвоночного столба и деформация черепа, как при гидроцефалии.

Первым серьезным исследователем египетских мумий на предмет причин смерти и прижизненных заболеваний стал американский патологоанатом Майкл Циммерман (нет, не тот что застрелил чернокожего подростка). Свои исследования он начал еще в 1993 году, еще без мудреных методик. Поначалу исследования затруднялись тем, что ткани мумий были чересчур сухими и одеревеневшими, чтобы можно было изучить их клеточный состав. Позднее образцы, взятые у мумий, научились размачивать в растворе на основе алкоголя и соды.


Древние египтяне практиковали обрезание у мужчин. В жарком климате, в клубах пустынной пыли это было необходимо. На картинке обрезают взрослых - рабов из варварских племен, по-видимому. Сами египтяне "проходили" обрезание в раннем детстве.

Циммерману пришлось столкнуться со множеством трудностей (даже с фальшивыми «мумиями»), но он сумел сделать ряд интересных открытий.
Первый его «пациент», как оказалось, скончался от пневмонии, вызванной клебсиелами - это и сейчас частый возбудитель инфекций дыхательных путей, в норме спокойно сосуществующий с организмом человека, а при ослаблении или переохлаждении организма становящийся болезнетворным. Видимо, бедолаге, мумию которого исследовал американец, как раз не повезло.


Долгое время считалось, что фараон-еретик Эхнатон, супруг Нефертити, страдал редким генетическим заболеванием - синдромом Марфана. У таких больных длинные некрасивые конечности, широкий таз, вытянутое лицо с "собачьими" глазами. Исследования мумий близких родственников (мумия самого еретика не найдена) показали: многие родные были похожи на Эхнатона внешне, но никаких признаков Марфана у них не обнаружено. Так что фараон просто был урод имел специфическую внешность, романтически обыгранную художниками и скульпторами.

Также Циммерман столкнулся с первым найденным покойником, погибшим от туберкулеза - это был 6-летний ребенок, умерший з 1300 лет днэ (правда, позже на территории нынешнего Израиля обнаружили еще более древних «туберкулезников» - мать и младенец, останкам которых более 9000 лет).

Вообще туберкулез был настоящим бичом Египта. Ведь поселения египтян были скученными, семьи довольно большими, а жилища тесными. Смертность от этой болезни была высока и среди детей, и среди взрослых. Обнаруживают и бычьи, и человеческие микобактерии туберкулеза, ученые предполагают, что возбудитель и появился тысячи лет назад из-за мутации возбудителя инфекции крупного рогатого скота. Обнаруживаются останки со следами самых разных форм туберкулеза, не только легочных. Довольно распространен был костный туберкулез.


Египтянки, как вы видите, рожали детей, сидя на корточках.

Циммерман сделал вывод, что низкая заболеваемость раком у египтян подтверждает то, что онкологические заболевания - болезни современной цивилизации, вызванная перееданием и курением.


Египетские хирургические инструменты (отсюда)

Его оппоненты считают, что, возможно, при исследовании мумий страдает «выявляемость» - рак все-таки был, только через тысячи лет его сложно обнаружить. Возможным они считают и то, что короткая средняя продолжительность жизни египтян попросту не давала им дожить до того возраста, когда частота онкологических болезней возрастает.

Циммерман возражает, что ему попадались мумии 90-летних стариков, и у его «испытуемых» часто встречались обменные болезни пожилого возраста - диабет, атеросклероз и остеоартроз. Очень широкое распространение атеросклероза как раз удивляет - это отмечали и другие исследователи. Возможно, это было связано с какими-то особенностями питания, например, известно, что египтяне в большом количестве потребляли пиво (и может, у них тоже были фаст-фуды?) или с генетикой, ведь у египтян в порядке вещей были близкородственные браки.


Древнеегипетский протез большого пальца ноги - не для красоты, для захоронения: у умершего обязательно должны были присутствовать все полагающиеся части тела.

Еще недавно исследовали 52 мумии из Каирского музея, встретился еще один рак - опухоль простаты у пожилого мужчины, и подтвердилось наблюдение Циммермана - более чем у трети обнаружился атеросклероз.

Интересное открытие было связано и с древнеегипетской стоматологией. Не только Хатшепсут страдала от проблем с зубами. У большинства исследованных останков зубы были очень так себе. Во-первых, очень распространены были тяжелые зубные инфекционные осложнения - абсцессы, пародонтоз и кариес, нескольких зубов не достает почти у каждой мумии.

Во-вторых, отмечается сильная истертость жевательных поверхностей зубов. Есть гипотеза, что это связано с особенностями мукомольного производства того времени: в хлебе, употребляемом египтянами, был большой процент пылеобразного песка, который быстро «стирал» зубы. Зато у жителей берегов Нила почти не обнаружено проблем с зубным рядом и прикусом, у египтян были сильные, хорошо развитые челюсти, вероятно из-за употребления жесткой грубой пищи. Найдены и следы работы древних дантистов - в захоронениях иногда обнаруживают искусственные зубы из кости, скрепленные золотой проволокой.


Царица Пунта Ати, встреченная послами царицы Хатшепсут, явно страдала сильным ожирением или даже слоновостью, что произвело сильное впечатление на египтян. Излишняя полнота в Египте явно была не в почете...

Интересно, что от зубного абсцесса, вероятно, скончался еще как минимум один правитель - Рамзес Второй. Его мумия тоже хорошо изучена. У него, как у многих, обнаружен атеросклероз, а также много следов от боевых ранений и старых переломов, и еще возрастной артрит. А еще оказалось, что в молодости фараон был рыжеволос! Сначала рыжему цвету редких оставшихся волос мумии ученые не придали значения - покойникам волосы нередко окрашивали хной, но при исследовании обнаружилось, что таков был и природный пигмент.

Были абсцессы челюсти и у других фараонов (у Псусенеса Первого, например; он умер очень пожилым, когда уже весь был скрюченный от артрита).

...Хотя сами египтяне далеко не все были помешаны на диетах! (статуя сельского старосты Каапера, 25 век до нашей эры, дерево(!!!)).

Было найдено мумифицированное тельце годовалого ребенка, явно умершего от цинги - казалось бы, как допустили болезнь, вызванную недостатком витамина С?! У них же там полно лимонов! Возможно, малыш «получил» болезнь от матери, страдавшей цингой, и у нее не хватало нужного витамина в грудном молоке.

В общем, целая медицинская энциклопедия! У исследованных останков иногда диагностировались болезни и довольно редкие - синдром Хенда-Шюллера-Крисчена, например, (такое врожденное нарушение обмена липидов, когда у человека образуются очаги размягчения костей черепа). Частенько находили остеомиелит - ведь антибиотиков не было, и любой осложнившийся перелом кости мог закончиться плачевно.


Пивоварня.
Египтяне пили пиво чуть ли не вместо воды. Не отсюда ли такое широкое распространение атеросклероза?

Тут следует упомянуть интереснейший документ - "Папирус Смита". Это настоящий учебник военно-полевой хирургии 16 века до нашей эры с довольно точным описанием 48 видов травм и методов ведения их.

Например:
«Случай пятый.
Название: Инструкции, касающиеся зияющей раны в голове, с разбитым черепом. Осмотр: Если ты осматриваешь мужчину, имеющего зияющую рану в голове, проникающую до кости, (и) с расколотым черепом; ты должен ощупать рану. Желательно найти то, что разбило череп, если части этого находятся в глубине раны (и); извлечь плавающие под твоими перстами осколки. В то время над раной может находиться опухоль, кровь может течь из обоих ноздрей (и) и обеих ушей, (и) человек страдает чувством жесткости в его шее, так что он не в состоянии смотреть на оба своих плеча и грудь (в современной неврологии это называется «ригидность мышц затылка»).
Диагноз: ты должен сказать по поводу него: "Это зияющая рана в голове, проникающая до костей, (и) разбитый череп, с жесткостью в шее, не связанной с другим недугом".
Лечение: ты не связать слишком туго, но соединяешь и фиксируешь осколки, на все время, пока ранение не излечится».

Представляете? Всего-то!
Удивительно, что раны описаны очень подробно, и рекомендации в большинстве случаев даны толково! И никакой магии, которую вполне можно было ожидать встретить в египетском манускрипте, ведь египтяне были буквально на ней помешаны!

Магию использовали в одном случае - при чуме, перед лицом Черной смерти древние врачи были бессильны.

Из-за постоянной пыли египтяне, скорее всего, страдали болезнями глаз. Красивенькие стрелочки на глазах фараонов и их жен - это не просто косметическое средство. Египтяне наносили на верхнее веко густой слой пасты на основе тертого малахита. Она как раз и защищала от попадания пыли.


Древний окулист (а может и косметолог)

Думаю, и скорпионы их кусали, и змеи - ведь не зря защиты от них просили от бога Гора. И крокодилы их конечно ели, и всякие крупные кошачьи грызли. Травмы были частым явлением, и военные - особенно.
В захоронениях строителей обнаруживаются скелеты с сильными разрастаниями костной ткани в поясничном отделе - из-за ношения тяжестей, но все эти болезни свойственны были и другим народам, и в другие времена.

Так что мерли египтяне, в основном из-за инфарктов и инсультов в результате атеросклероза, а также из-за инфекций - малярии, шистосомоза и туберкулеза. Ну, или насильственной смертью.

А вы живите долго и не болейте!

Хатшепсут (1490/1489-1468 до н. э., 1479-1458 до н. э. или 1504-1482 до н. э.) - женщина-фараон Нового царства Древнего Египта из XVIII династии. До воцарения носила то же имя (Хатшепсут, то есть «Находящаяся впереди благородных дам»), которое не было изменено при восшествии на престол. Осталась в истории как строитель, хороший военачальник и умный политик.

Хатшепсут закончила восстановление Египта после нашествия гиксосов и воздвигла множество памятников по всему Египту. Она является одной из первых известных женщин в мировой истории, а также, наряду с Тутмосом III, Рамсесом II, Эхнатоном, Тутанхамоном и Клеопатрой VII, одним из самых известных египетских правителей. Помимо Хатшепсут, среди полновластных правителей до завоевания Александром Македонским можно встретить всего четырех женщин - Мернейт (Меритнейт), Нитокрис (Нейтикерт) в конце Древнего царства, Нефрусебек (Себекнефрура) в конце Среднего царства и Таусерт в конце XIX династии. В отличие от Хатшепсут, все они приходили к власти в критические периоды египетской истории.

Согласно цитате египетского жреца-историка III века до н. э. Манефона по Иосифу Флавию, она правила 21 год и 9 месяцев, однако Секст Юлий Африкан приводит эту же цитату, в которой сообщается, что Хатшепсут правила все 22 года. В сохранившихся выдержках из «Анналов Тутмоса III», летописи придворного военного хрониста Танини, первая кампания Тутмоса III в качестве единоличного правителя (в ходе которой произошла знаменитая битва при Мегиддо) относится к весне 22-го года номинального правления фараона, что наглядно подтверждает сведения Манефона.

Распространённые в научной литературе длинная и средняя хронология древнеегипетской истории датируют правление Хатшепсут соответственно 1525-1503 до н. э. и 1504-1482 до н. э. Принятая в современных исследованиях краткая хронология относит правление царицы Хатшепсут к 1490/1489-1468 до н. э. или 1479-1458 до н. э. Разница в 10 лет объясняется тем, что правление Тутмоса II в царских списках оценивается в 13/14 лет, но практически не отображено в материальных памятниках, на основании чего его длительность сокращают до 4 лет (соответственно, промежуток времени между восхождением на престол Тутмоса I и Хатшепсут можно оценивать в 25 или 14 лет).

Царица Хатшепсут была дочерью третьего фараона XVIII династии Тутмоса I и царицы Яхмес (Яхмос). Таким образом, она приходилась внучкой основателю Нового царства фараону Яхмосу I. При жизни отца Хатшепсут стала «Супругой Бога» - верховной жрицей фиванского бога Амона.

Хатшепсут имела всего одну родную сестру Нефрубити, а также трёх (или четырёх) младших сводных братьев Уаджмоса, Аменмоса, Тутмоса II и, возможно, Рамоса, - сыновей её отца Тутмоса I и царицы Мутнофрет. Уаджмос и Аменмос, два младших брата Хатшепсут, умерли ещё в младенчестве. Поэтому, после смерти Тутмоса I она вышла замуж за своего сводного брата Тутмоса II (сына Тутмоса I и второстепенной царицы Мутнофрет), жестокого и слабого правителя, правившего всего неполных 4 года (1494-1490 до н. э.; Манефон насчитывает целых 13 лет его правления, что, скорее всего, ошибочно). Таким образом, была сохранена преемственность царской династии, так как Хатшепсут была чистых царских кровей. То, что Хатшепсут впоследствии стала фараоном, специалисты объясняют довольно высоким статусом женщины в древнеегипетском обществе, а также тем, что престол в Египте переходил по женской линии. Кроме того, обычно считается, что такая сильная личность, как Хатшепсут, достигла значительного влияния ещё при жизни своего отца и мужа и фактически могла править вместо Тутмоса II.

У Тутмоса II и Хатшепсут в качестве главной царской жены была дочь Нефрура, носившая титул «Супруги Бога» (верховной жрицы Амона) и изображавшаяся в виде наследника престола, и, возможно, Меритра Хатшепсут. Отдельные египтологи оспаривают то, что Хатшепсут была матерью Меритры, но более вероятным представляется обратное - поскольку имя Хатшепсут носили только эти две представительницы XVIII династии, оно может указывать на их кровное родство. Изображения Нефруры, воспитателем которой был фаворит Хатшепсут Сенмут, с накладной бородкой и локоном юности часто трактуются как доказательство того, что Хатшепсут готовила себе наследницу, «новую Хатшепсут». Однако наследником (а позже и соправителем Тутмоса II) всё же считался сын её мужа и наложницы Исиды, будущий Тутмос III, женатый сначала на Нефруре, а после её ранней кончины - на Меритре.

После восхождения на престол Хатшепсут была провозглашена фараоном Египта под именем Мааткара Хенеметамон со всеми регалиями и дочерью Амона-Ра (в образе Тутмоса I), тело которой было создано самим богом Хнумом. Власть царицы, опиравшейся, прежде всего, на жречество Амона, была легитимизирована с помощью легенды о теогамии, или «божественном браке», во время которого сам бог Амон якобы снизошел с небес к земной царице Яхмес для того, чтобы, приняв облик Тутмоса I, зачать «свою дочь» Хатшепсут. Кроме того, в церемониальных надписях утверждалось, что царица была избрана наследником египетского престола ещё при жизни своего земного отца, что не соответствовало действительности. Впоследствии официальная пропаганда постоянно использовала легенду о божественном происхождении Хатшепсут для оправдания её пребывания на престоле.

Приняв титулатуру фараонов, Хатшепсут стала изображаться в головном уборе хат с уреем, с накладной бородкой. Первоначально статуи и изображения Хатшепсут представляли её с женской фигурой, но в мужских одеждах, а в позднейших аналогах её образ был окончательно трансформирован в мужской. Прообразом таких изображений Хатшепсут можно считать немногие сохранившиеся статуи царицы Нефрусебек, для которых также характерна комбинация мужского и женского канона. Тем не менее, в надписях на стенах храмов царица продолжала называть себя прекраснейшей из женщин и отказалась от одного из царских титулов - «Могучий бык».

Так как фараон в Египте был воплощением Хора, он мог быть только мужчиной. Поэтому Хатшепсут часто надевала на официальных церемониях мужские одежды и искусственную бороду, однако далеко не в обязательном порядке: отдельные статуи царицы вроде выставленных в Музее Метрополитен продолжают изображать её в прежнем виде - в обтягивающей женской одежде, но в накидке-немесе и без накладной бороды.

Женщина — фараон — строитель

Правление Хатшепсут ознаменовало собой небывалое процветание и возвышение Египта. Из всех сфер своей государственной деятельности Хатшепсут проявила себя прежде всего как фараон-строитель. Больше неё строил только Рамсес II Мериамон (который, между прочим, наносил своё имя и на монументы предшественников). Царица восстановила множество разрушенных завоевателями-гиксосами памятников. Кроме того, она сама активно вела строительство храмов: в Карнаке было воздвигнуто т. н. «Красное святилище» Хатшепсут для церемониальной ладьи бога Амона; рельефные изображения на стенах святилища, недавно полностью восстановленного из разрозненных блоков, посвящены соправлению Хатшепсут и Тутмоса III, а также легитимизации её единоличной власти. Здесь же, в Карнаке, по приказу царицы были установлены гигантские гранитные обелиски, воздвигнут VIII пилон в храме Амона, сооружено святилище Амона-Камутефа, значительно расширен храм супруги Амона - богини Мут. Два обелиска Хатшепсут (высотой 29,56 м) рядом с пилоном храма Амона-Ра в Карнаке были самыми высокими из всех построенных раннее в Египте, пока их не заложил каменной кладкой Тутмос III (до наших дней сохранился один из них).

Всё же наиболее известным памятником архитектуры времени Хатшепсут является прекрасный храм в Дейр-эль-Бахри в отдалённой западной части Фив, носивший в древности название Джесер Джесеру - «Священнейший из священных» - и строившийся на протяжении 9 лет - с 7-го (предположительно, 1482 до н. э.) по 16-й (1473 до н. э.) год правления царицы. Его архитектором был Сенмут (?), и, хотя храм во многом повторял находящийся рядом храм фараона Среднего царства Ментухотепа I, его величественные колонны поражают воображение и в наши дни. В своё время этот храм был во многом уникален, демонстрируя безупречную гармонию архитектурного комплекса за 1000 лет до возведения Парфенона в Афинах.

Джесер Джесеру состоял из трёх крупных террас, украшенных портиками с белоснежными известняковыми протодорическими колоннами. Террасы храма в центре были разделены массивными пандусами, ведущими наверх, к святилищу храма; они были украшены многочисленными ярко расписанными осирическими пилястрами царицы, её коленопреклоненными колоссальными статуями и сфинксами, многие из которых хранятся в собраниях Египетского музея в Каире и музея Метрополитен в Нью-Йорке. К первой из террас вела длинная аллея полихромных песчаниковых сфинксов царицы, обсаженная завезёнными из Пунта мирровыми деревьями. Сфинксы находились с двух сторон дороги шириной приблизительно в 40 метров, ведущей от нижней террасы храма к границе пустыни и орошаемых полей долины Нила, где был воздвигнут гигантский пилон.

Помимо самой царицы, комплекс в Дейр-эль-Бахри был посвящён Амону-Ра, обожествленному отцу Хатшепсут Тутмосу I, проводнику в загробный мир Анубису и Хатхор Иментет - повелительнице некрополей Западных Фив и великой защитнице умерших. Перед самим храмом был разбит сад из экзотических деревьев и кустарников, вырыты Т-образные бассейны.

Уникальные рельефы храма в Дейр-эль-Бахри, потрясающие высочайшим уровнем своего исполнения, повествуют об основных событиях царствования Хатшепсут. Так, на стенах портика нижней террасы изображена доставка обелисков царицы из Асуана в Карнак и ритуальные сцены, связанные с идеей объединения Верхнего и Нижнего Египта. Рельефы второй террасы повествуют о божественном союзе родителей Хатшепсут - бога Амона и царицы Яхмес и о знаменитой военно-торговой экспедиции в далекую страну Пунт, снаряжённой царицей на 9-м году правления. Идея единства Обеих земель встречается ещё раз на перилах пандуса, соединяющего вторую и третью террасы храма. Нижние основания этой лестницы украшены скульптурными изображениями гигантской кобры - символа богини Уаджит, - хвост которых поднимался вверх по верхней части перил. Голову змеи, олицетворяющую покровительницу Нижнего Египта Уаджет, своими крыльями обрамляет сокол Хор Бехдетский, бог-покровитель Верхнего Египта.

По краям второй террасы расположены святилища Анубиса и Хатхор. Оба святилища состоят из 12-колонных гипостильных залов, расположенных на террасе, и внутренних помещений, уходящих вглубь скалы. Капители колонн святилища Хатхор были украшены позолоченными ликами богини, устремлёнными на запад и восток; на стенах святилища изображена сама Хатшепсут, пьющая божественное молоко из вымени священной коровы Хатхор. Верхняя терраса храма была посвящена богам, даровавшим жизнь Египту, и самой Хатшепсут. По сторонам центрального двора третьей террасы расположены святилища Ра и родителей Хатшепсут - Тутмоса I и Яхмес. В центре этого комплекса расположено святилище Амона-Ра, Святая Святых, самая главная и самая сокровенная часть всего храма Дейр-эль-Бахри.

Вблизи Дейр-эль-Бахри, также к западу от Фив, Хатшепсут приказала соорудить особое святилище в Мединет Абу на месте священного холма Джеме, под которым упокоился в начале времён змей Кематеф, воплощение созидательной энергии Амона-Ра. Однако Хатшепсут вела активное строительство храмов не только в Фивах, но и во всем Египте.

Известны скальный храм, воздвигнутый царицей в будущем Спеос Артемидосе в честь львиноголовой богини Пахет, а также храм богини Сатет на острове Элефантина; кроме того, архитектурные фрагменты с именем царицы обнаружены в Мемфисе, Абидосе, Арманте, Ком Омбо, Эль-Кабе, Гермополе, Кусе, Хебену. В Нубии по приказу царицы были воздвигнуты храмы в крепости Среднего царства Бухен, а также в ряде других пунктов - в Саи, Дакка, Семнэ и Каср Ибриме, при этом многие из памятников Хатшепсут, возможно, пострадали во время единоличного правления Тутмоса III.

Военные походы царицы Хатшепсут

При Хатшепсут Египет процветал в экономическом плане. Устанавливались классические рабовладельческие отношения, велась активная торговля. Около 1482/1481 до н. э. ею была снаряжена экспедиция в составе 210 матросов и пяти кораблей под начальством Нехси в страну Пунт, известную также как Та-Нечер - «Земля Бога». Местонахождение страны Пунт точно не установлено (скорее всего, побережье Восточной Африки в районе Африканского Рога - современного полуострова Сомали). Контакты с Пунтом были прерваны в эпоху Среднего царства, однако они были жизненно необходимы, так как Пунт был основным экспортёром миррового дерева. В ходе экспедиции египтяне закупили в Пунте древесину чёрного дерева, мирровое дерево, разнообразные благовония, в том числе ладан (тишепс, ихмет, хесаит), чёрную краску для глаз, слоновую кость, ручных обезьян, золото, рабов и шкуры экзотических животных. Рельефы храма в Дейр эль-Бахри представляют все подробности этой кампании. Художники детально изобразили флот Хатшепсут, особенности ландшафта Пунта с лесами благовонных деревьев, экзотическими животными и домами на сваях. Также на стенах храма изображена сцена признания правителями Пунта (царём Пареху и царицей Ати) формальной власти Хатшепсут.

Долгое время считалось, что Хатшепсут как женщина не могла проводить военных походов, а её правление было предельно мирным, что якобы вызвало недовольство армии. Однако новейшие исследования доказали, что она лично возглавляла один из двух совершённых во время её правления военных походов в Нубию, а также контролировала Синайский полуостров, Финикийское побережье, Южную Сирию и Палестину. В частности, ведение военных кампаний царицей подтверждает надпись в Тангуре - победная реляция, высеченная на скале в районе Второго порога Нила. Более того, возможно, Хатшепсут командовала египетскими войсками в ряде походов против мятежных сирийских и палестинских городов. Известно, что Хатшепсут допустила своего пасынка Тутмоса к военной службе, что открыло ему путь как первому великому воителю в истории.

Смерть фараона Хатшепсут

Хатшепсут умерла около 1468 г. до н. э. Поскольку она ещё далеко не достигла преклонного возраста, выдвигались версии как естественной кончины, так и насильственной смерти царицы. Однако проведённый в 2007 анализ мумии, идентифицированной как Хатшепсут, показал, что на момент смерти ей было приблизительно 50 лет и скончалась она исключительно от болезней (рак костей и печени, усиленный диабетом)

Существуют две гробницы, принадлежащие Хатшепсут, но ни в одной из них не было найдено мумии царицы. Долгое время считалось, что мумия Хатшепсут либо была уничтожена, либо её перенесли в другое место захоронения в последние годы правления Рамессидов, когда разграбление гробниц стало массовым явлением, и мумии выдающихся правителей Нового царства перезахоронялись жрецами во главе с Херихором.

Работы над первой гробницей царицы начались ещё в её бытность главной царской женой Тутмоса II. Ранняя гробница царицы расположена в скалах Вади Сиккат Така эль-Зейд, к югу от храма в Дейр-эль-Бахри. Однако она не могла устраивать Хатшепсут, ставшую фараоном, поэтому работы над ней прекратились, а в скалах Долины царей была вырублена основная гробница Хатшепсут - KV20. Она была обнаружена в 1903 Говардом Картером. Первоначальный замысел царицы состоял, видимо, в том, чтобы соединить гробницу с поминальным храмом в Дейр-эль-Бахри грандиозным туннелем, однако в силу непрочности известняковых пород от этой идеи отказались. Тем не менее, рабочие уже успели начать работу над ходом, который был впоследствии превращён в обширную погребальную камеру, куда из гробницы KV38 была перенесена и мумия отца царицы Тутмоса I.

Нам не известно, была ли сама царица когда-либо погребена в великолепном кварцитовом саркофаге, который был найден в этой гробнице пустым. Тутмос III вернул мумию деда в её первоначальное место погребения, и считается, что он мог перенести и мумию мачехи. Фрагменты деревянного позолоченного саркофага, возможно, принадлежавшего Хатшепсут, были обнаружены в 1979 среди обрывков пелён и остатков погребального инвентаря в незавершённой гробнице последнего фараона XX династии Рамсеса XI (KV4).

В марте 2006 года на лекции в Музее Метрополитен один из ведущих специалистов в современной египтологии доктор Захи Хавасс заявил, что мумия царицы обнаружена на третьем этаже Египетского музея в Каире, где она находилась уже несколько десятилетий. Эта мумия, одна из двух найденных в небольшой гробнице в Долине царей (KV60) и вывезенная в Каир в 1906 году, считалась до последнего времени мумией женщины по имени Сат-Ра (Ситре), кормилицы царицы, но не её самой. Косвенными доказательствами принадлежности мумии женщине-фараону являются обнаруженные в гробнице Сат-Ра трон, настольная игра сенет и ушебти с именем Хатшепсут.

Другой претенденткой на мумию Хатшепсут считалась мумия неизвестной царицы Нового царства, найденная в 1990 году в гробнице KV21. Деревянный ящик-канопа с внутренностями царицы Хатшепсут был обнаружен в 1881 году во вскрытом тайнике с царскими телами в Дейр эль-Бахри. Его принадлежность царице XVIII династии также оспаривается, поскольку он мог принадлежать и знатной женщине периода XXI династии, имя которой также звучало как Хатшепсут.

По распоряжению Захи Хавасса вблизи музея в 2007 году разместили генетическую лабораторию, в которой учёным из разных стран мира предстояло проверить предположения о том, какая из мумий действительно принадлежит царице Хатшепсут. В результате проведённого каирскими учёными анализа ДНК мумий 26 июня 2007 года мумия из гробницы Сат-Ра была официально идентифицирована как тело Хатшепсут. Выбирая из изобилия сохранившихся мумий представителей XVIII династии (например, однозначно идентифицирована мумия племянника и пасынка царицы Тутмоса III), учёные остановились на бабушке Хатшепсут Яхмос Нефертари, чей генетический материал и был сравнён с ДНК из мумии её внучки.

Выводы анализа ДНК подтвердило томографическое сканирование, доказавшее, что зуб, ранее найденный в маленькой деревянной шкатулке с изображением картуша Хатшепсут, как раз и является недостающим зубом из челюсти мумии KV60. Это открытие было объявлено «важнейшим в Долине Царей после находки гробницы Тутанхамона».

Гонения после смерти царицы Хатшепсут

Устоявшимся является представление, что Тутмос III, выступающий в поход против Сирии и Палестины, вышедших из повиновения Египту тремя годами ранее, в 1472 до н. э., приказал уничтожить все сведения о покойной Хатшепсут и все её изображения в отместку за лишение его власти, поэтому долгое время об этой царице практически ничего не было известно. В частности, огромные золочёные обелиски в Карнаке были заложены каменной кладкой или попросту засыпаны песком, многие изображения царицы из храма в Дейр-эль-Бахри уничтожены или закопаны поблизости, даже само имя Хатшепсут было исключено из официальных храмовых списков фараонов Египта. Имя Хатшепсут вырезалось из картушей и заменялось именами Тутмоса I, Тутмоса II и Тутмоса III, что было для древнего египтянина равносильно проклятию. Подобным образом фараоны начала XVIII династии стирали все надписи, принадлежавшие к периоду ненавистных гиксосских царей, Эхнатон преследовал имена, включающие имя Амона (исключая имя бога даже из картушей собственного отца Аменхотепа III), а Хоремхеб, в свою очередь, уничтожал имя самого «Отступника из Ахетатона».

Однако, существует альтернативная точка зрения на преследование памяти о Хатшепсут: возможно, все эти действия были необходимы молодому фараону Тутмосу III только для того, чтобы доказать легитимность своего правления. Эту гипотезу частично подтверждают и недавние исследования, проведённые различными группами египтологов, возглавляемых Чарльзом Нимсом и Питером Дорманом. Эти исследователи, изучив повреждённые изображения и надписи, пришли к выводу, что памятники времён Хатшепсут могли быть повреждены после 42-го года (1448 до н. э.) правления Тутмоса III, а не 22-го, как считалось ранее, что опровергает общеизвестную теорию о мести Тутмоса III своей мачехе-узурпатору.

Таким образом, представляется вполне возможным, что Тутмос III, следуя совету приближенных, был вынужден ликвидировать следы правления Хатшепсут в силу весьма консервативной иерархической политической системы Древнего Египта, которая допускала до управления государством только мужчин - в воззрениях египтян, сам факт нахождения женщины на престоле мог нарушать «установленный свыше» принцип космической справедливости маат. Косвенным подтверждением этой теории является также то обстоятельство, что Сенмут мог впасть в немилость ещё при жизни Хатшепсут, а его гробница могла быть повреждена ещё до восхождения на престол пасынка Хатшепсут.

Дискутируя относительно причин посмертных гонений на женщину-фараона, отдельные египтологи даже отказывают им в системности, выдвигая гипотезу о том, что её картуши могли пострадать в результате атонистического религиозного переворота Эхнатона: часть царского имени царицы, Хенеметамон, включала в себя имя Амона, следовательно, подлежала запрету и уничтожению. Сети I, восстанавливавший памятники XVIII династии, повреждённые при «царе-еретике», в силу традиции на место стёртых картушей мог вписывать имена не самой царицы, а её ближайших родственников.

В свете продолжающейся дискуссии относительно отношений Тутмоса III и Хатшепсут особое значение приобретает недавнее открытие девяти золотых картушей, включающих как имя Хатшепсут, так и имя Тутмоса, близ одного из обелисков у храма Хатшепсут в Луксоре.

Интерес к личности царицы Хатщепсут

Долгое время неординарная личность Хатшепсут была практически неизвестна ни научному миру, ни широкой общественности (хотя существует версия, что она нашла своё отображение в средневековой арабской исторической традиции, приводившей историю вымышленной древнеегипетской царицы Далуки, иногда ошибочно отождествляемой с Клеопатрой VII). Однако благодаря историческим и археологическим исследованиям перипетии жизненного пути Хатшепсут стали привлекать к ней широкий интерес. Начиная с XIX века, в её описаниях доминировали две противоположные тенденции, представлявшие её или правителем, опередившим своё время, или корыстолюбивым узурпатором. Вокруг её имени строились разнообразнейшие немыслимые теории, одна из которых утверждала, что Хатшепсут тождественна доброй египетской царевне, подобравшей из Нила корзинку с младенцем Моисеем и воспитавшей мальчика. Другим интересным моментом, касающимся Хатшепсут, является гипотеза Иммануила Великовского, согласно которой эта египетская правительница отождествляется с библейской царицей Савской, а экспедиция в Пунт - с посещением посольством царицы царя Соломона.

Для академической науки разгоревшаяся в конце XIX - начале XX века дискуссия относительно личности женщины-фараона примечательна решением так называемой «проблемы Хатшепсут». Первоначально считалось, что Хатшепсут была старшей сестрой и женой Тутмоса III. Эта точка зрения базировалась на заблуждении, что замена имени одного царя именем другого обязательно свидетельствует о прямой последовательности их правления. Путаница с картушами Хатшепсут, заменёнными Тутмосом III не только своими картушами, но и картушами её отца и мужа, приводила к объяснению этих процессов междоусобицами между стареющим Тутмосом I и Тутмосом II с одной стороны, и Тутмосом III и Хатшепсут, - с другой.

Эту точку зрения отстаивал немецкий египтолог Курт Зете, утверждавший, что Хатшепсут и Тутмос III вместе сначала свергли Тутмоса I, а затем, вернув престарелого царя, отстранили от власти Тутмоса II. Таким образом, Хатшепсут представлялась амбициозным узурпатором, лишившим власти даже своего отца, а построения относительно наследования Тумосидов выглядели следующим образом: Тутмос I - Тутмос III - Тутмос III и Хатшепсут (соправители) - Тутмос III, отстранивший Хатшепсут, - Тутмос I и Тутмос II - Тутмос II (после смерти старшего Тутмоса) - Тутмос III и Хатшепсут - Тутмос III (единолично). Такая громоздкая схема, насчитывающая четыре государственных переворота за двадцать лет, была подвергнута решительной критике швейцарского учёного Эдуарда Навилля, который, опираясь на новые археологические открытия, предложил собственную теорию, объяснявшую проблему Хатшепсут. Эдуард Мейер усовершенствовал теорию Навилля, что позволило ей впоследствии стать общепринятой.

Несмотря на очевидную несостоятельность своей теории, Курт Зете не собирался отказываться от неё и лишь несколько ревизовал её, упростив до следующей цепи наследований: Тутмос I - Тутмос II и Хатшепсут - Хатшепсут и Тутмос III - Тутмос I и Тутмос II - Тутмос II - Хатшепсут и Тутмос III - Тутмос III. Несмотря на то, что и эта гипотеза грешила воскрешением Тутмоса I и Тутмоса II, якобы вернувшихся из политического небытия в разгар правления Хатшепсут, её придерживались многие видные египтологи, в том числе Борис Александрович Тураев и Джеймс Генри Брэстед. «Проблема Хатшепсут» была окончательно решена Уильямом Ф. Эджертоном, который пришёл к выводу, что если бы правление Хатшепсут действительно было прервано эфемерным правлением её мужа и отца, повреждённые ими картуши Хатшепсут непременно были бы восстановлены после её возвращения на престол.

Хатшепсут правила Египтом более 20 лет. Она царствовала вместе со своим мужем Тутмосом II, но после его смерти взяла на себя роль фараона, став в итоге самой влиятельной женщиной - фараоном. Хатшепсут считается одной из самых успешных правителей Египта.

1. Кто она?

Дочь царя Тутмоса I, Хатшепсут стала королевой Египта, когда она вышла замуж за своего сводного брата Тутмоса II, примерно в 12 лет. После его смерти она начала действовать в качестве регента для своего пасынка, младенца Тутмоса III, но позже приняла полную власть фараона. Как правитель Египта, Хатшепсут расширила египетскую торговлю и реализовывала амбициозные проекты по строительству.

2. Она стала царицей Египта по стечению обстоятельств

Первоначально Хатшепсут несла эту роль традиционно в качестве регента маленького пасынка, но позже по непонятным искусствоведам причинам она взяла на себя полноценную роль фараона. Технически Хатшепсут не «узурпировала» корону, поскольку Тутмос III никогда не был свергнут и считался соправителем на протяжении всей своей жизни, но ясно, что Хатшепсут стала главным доминирующим правителем власти.

3. Успешный дипломат

Успешный переход Хатшепсут от царицы к фараону частично объясняется ее способностью привлекать влиятельных сторонников, и многие из тех, кого она выбрала, были привилегированными должностными лицами ее отца Тутмоса I. Одним из ее самых важных советников был Сененмут - покорный слуга королевы и преданный друг в ее окружении. Хатшепсут обрела поддержку влиятельных вельмож при дворе.

4. Построила «священнейший» храм

Обширный погребальный храм Хатшепсут считался одним из самых впечатляющих архитектурных достижений в древнем мире. Названный Джесер-Джесеру («Священный священных»), комплекс террасных песчаников был построен в скалах Дейр-эль-Бахри в западных Фивах. Она построила его рядом с храмом царей Ментухотепов, комплексом заупокойных храмов и гробниц на западном побережье Нила, желая этим подчеркнуть свою принадлежность к их роду и тем самым оправдать правомерность своего столь необычного для женщины обладания престолом. Храм Хатшепсут заметно выделялся из ряда многих заупокойных храмов того времени, прежде всего роскошным декоративным рельефом, размерами и украшенными масштабными статуями.

5. Реализовала важнейшую торговую экспедицию

Вместо того, чтобы отправлять своих поданных на войны, Хатшепсут организовывала им экспедиции: это торговая экспедиция в легендарную страну Пунт (возможно, современная Эритрея), где ни один египтянин не был в течение 500 лет. Она прошла успешно: экспедиция вернулась с золотом, слоновой костью, живыми миррами и зверинцем экзотических животных, включая обезьян, пантер и жирафов. Блестящая кампания значительно повысила ее репутацию и популярность.

6. Изображала себя мужчиной и сменила имя

Хатшепсут пожелала, чтобы в статуях и картинах того времени ее изображали как мужского фараона с бородой и большими мышцами. Взяв титул фараона, Хатшепсут сменила свое имя с женской версии Хатшепсут, что означает «Самая лучшая из благородных дам», на мужскую версию, Хатшепсу.

7. Первая, но не единственная женщина-фараон

Хатшепсут была первой, но не единственной женщиной-правительницей Древнего Египта. Нефертити последовала за ней, а затем и Клеопатра пришла к власти через 1500 лет, но ни одна из них не взяла титул фараона, как Хатшепсут.

8. Период ее правления - период расцвета Египта

Хатшепсут не изгнала Тутмоса III, который технически служил ее соправителем, но она явно затмила его. Ее 21-летнее правление - 15 лет в качестве основного монарха - было временем мира и процветания для Египта. Она предприняла грандиозные строительные проекты, в том числе две пары внушительных обелисков в Карнаке и в ее храме Джесер-Джесеру. Ученые доказали, что царица возглавляла и военные походы, среди которых и поход на Нубию, а также завоевала Синайский полуостров, Южную Сирию и Палестину. Был даже построен флот, совершавший экспедиции в разные страны, в том числе в загадочную страну Пунт.

9. После ее смерти пасынок стер память о ней

Хатшепсут умерла в возрасте сорока лет. Ее пасынок Тутмос III продолжал править еще 30 лет, оказавшись таким же амбициозным строителем, как его мачеха, и великим воином. В конце своего правления Тутмос III уничтожил почти все свидетельства правления Хатшепсут - включая ее изображения на храмах и памятниках, которые она построила. Почему он это сделал? Возможно, чтобы стереть ее пример как могущественной женщины-правителя или закрыть разрыв в линии мужской династии. К счастью для археологов, реконструкция была неполной, и большая часть первоначального храма остается видимой сегодня.

10. Тайна мумии Хатшепсут

Царице принадлежали целых две гробницы, но ни в одной из них не нашли ее мумии, потому долго считалось, что её уничтожили во время разграбления палаты. Но в 2006 году мумию нашли в Египетском музее в Каире. Эта мумия была найдена в маленькой гробнице в Долине царей и перевезена в Каир в 1906 году, считалась мумией Сат-Ра, кормилицы царицы.
Похожие публикации