Если чувства будут не истины. Цитаты о чувствах

Доверять неразумным ощущениям - свойство грубых душ.
Гераклит Эфесский

Часто прикидывающийся влюбленным влюбляется не на шутку и, начав с притворства, кончает серьезно. Тем снисходительнее должны вы, женщины, относиться к разыгрывающим из себя влюбленных - прежний мнимый любовник превратится в настоящего.
Овидий

Быть любимым и дорогим - приятно.
Цицерон Марк Туллий

Если чувства будут не истинны, то и весь наш разум окажется ложным.
Лукреций (Тит Лукреций Кар)

Владей страстями, иначе страсти овладеют тобой.
Эпиктет

Отдаленность увеличивает обаяние.
Тацит Публий Корнелий

…Кто покорил свои чувства, стойко того сознанье.
«Бхагавад-гита»

Сердце изменяется так быстро - не уследишь.
Мурасаки

Человеческие чувства часто сильнее возбуждаются или смягчаются примерами, чем .
Пьер Абеляр

Наша воля ни над чувством,
Ни над не властна.
Видим мы, что нас любили,
Лишь когда любовь утратим.
Лопе де Бега

Нет ядовитее сосудов
Для чувства смертного ,
Чем эти женские глаза.
Лопе де Вега

Видеть и чувствовать - это быть, размышлять, жить.

Чем меньше слов, тем больше будет чувства.
Уильям Шекспир

Чувствительность человека к пустякам и бесчувственность к существенному - какая страшная извращенность!
Блез Паскаль

Хотя разум, по воле Провидения, должен управлять нашими чувствами, в двух решающих моментах земного существования чувства все же берут верх над разумом. Таково, во-первых, желание воспроизвести себе подобных - ни один здравомыслящий человек никогда бы не женился, прислушайся он к голосу рассудка, и, во-вторых, страх перед , что также противоречит здравому смыслу: если бы человек не поддавался чувствам, он бы ненавидел жизнь и хотел бы, чтобы она поскорее кончилась или никогда бы не начиналась.
Джонатан Свифт

Самый глупый человек на свете испытывает те же чувства, что и самый умный.
Филипп Дормер Стенхоп Честерфилд

Сентиментальные люди - самые бессмысленные из смертных…
Томас Карлейль

Прямодушие украшает все сопровождаемые им чувства.
Жан Жак Руссо

Всякий раз, когда я вижу женщин, да и мужчин, слепо кем-то увлеченных, я перестаю верить в их способность глубоко чувствовать. Это правило меня еще ни разу не обмануло.
Никола Себастиан Шамфор

Чувство будит в нас мысль - с этим все согласны; но вот с тем, что мысль будит чувство, согласятся далеко не все, а ведь это не менее правильно!
Никола Себастиан Шамфор

Слишком тонкая чувствительность есть истинное несчастье.
Карл Юлиус Вебер

Чувство, находящееся в плену у грубой практической потребности, обладает лишь ограниченным смыслом.
Карл Маркс

Быть чувственным значит быть страдающим.
Карл Маркс

Лишь благодаря предметно развернутому богатству человеческого существа развивается, а частью и впервые порождается, богатство субъективной человеческой чувственности: ухо, чувствующий красоту формы глаз, - короче говоря, такие чувства, которые способны к человеческим наслаждениям…
Карл Маркс

…Необходимо… очеловечить чувства человека… создать человеческое чувство, соответствующее всему богатству человеческой и природной сущности.
Карл Маркс

Надо сильно чувствовать, чтобы другие чувствовали.
Никколо Паганини

Чувство - огонь, мысль - масло.

Чувство само по себе еще не составляет поэзии; надо, чтобы чувство было рождено идеею и выражало . Бессмысленные чувства - удел животных; они унижают человека.
Виссарион Григорьевич Белинский

Известно, что пламенное чувство изъясняется кратко, но сильно.
Гаврила Романович Державин

Тогда только очищается чувство, когда соприкасается с красотою высшей, с красотою идеала.

Ничто в такой степени не возбуждает умственную деятельность, не заставляет открывать новые стороны предметов и явлений, как сознательные симпатии или антипатии.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

Ничто - ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наше отношение к миру, как наши чувствования: в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей и ее строя.
Константин Дмитриевич Ушинский

Есть люди, которые умом создают себе сердце, другие - создают себе ум: последние успевают больше первых, потому что в чувстве гораздо больше разума, чем в разуме чувств.
Петр Яковлевич Чаадаев

Всякая мысль, родившаяся из нравственной идеи, есть чувство.
Пьер Симон Балланш

Чувство - это нравственная сила, которая инстинктивно, без помощи разума выносит суждение обо всем, что живет…
Пьер Симон Балланш

Человеку необходимо изведать сильные чувства, чтобы в нем развились благородные свойства, которые расширили бы круг его жизни.
Оноре де Бальзак

Человек, который склонен к возвышенным чувствам, обманывает обычно и себя и других.
Эрих Мария Ремарк

Прочувствовать - значит понять и осмыслить.
Мигель де Унамуно

Я думаю чувством, а чувствую мыслью.
Мигель де Унамуно

Очень трудно заставить себя говорить. Труднее - заставить себя молчать. Еще труднее - заставить себя думать. Но самое трудное - это заставить себя чувствовать.
Хал иль Джебран Джебран

Есть чувства, восполняющие и затемняющие разум, и есть разум, охлаждающий движение чувств.
Михаил Михайлович Пришвин

Я не выношу, когда мне подсказывают, что я должен испытывать, потому что тогда я сам кажусь себе слепцом, хотя я могу понять, о чем идет речь.
Макс Фриш

Самый лучший человек тот, который живет преимущественно своими мыслями и чужими чувствами, самый худший сорт человека - который живет чужими мыслями и своими чувствами. Из различных сочетаний этих четырех основ, мотивов деятельности - все различие людей. Люди, живущие только своими чувствами, - это звери.
Лев Николаевич Толстой

То, что мы совершаем, мы могли бы делать и без участия чувств - чувства лишь сопровождают наши действия.
Альфред Адлер

Гармоничная эмоция означает комплекс взаимно усиливающихся эмоций.
Альфред Норт Уайтхед

Мы не испытываем ко всем одинаковых эмоций.
Карл Раймунд Поппер

Всякое чувство имеет тенденцию перейти в вожделение или отвращение.
Вильгельм Дильтей

Наши чувства по большей части сливаются в общие состояния, в которых отдельные составные части становятся уже неразличимыми.
Вильгельм Дильтей

Плоские натуры отдаются впечатлениям, позволяя одному вытеснять другое.
Вильгельм Дильтей

Чувства встречаются нам в жизни постоянно в конкретных слияниях.
Вильгельм Дильтей

Чувства дают необработанный материал.
Георг Зиммель

Каждое переживание обладает своей собственной временностью.
Эдмунд Гуссерль

Чувствующий орган одновременно является понимающим органом.
Освальд Шпенглер

Чувство есть жизнь, а не мысль, и когда эта жизнь находит выражение, еще не обузданное мыслью, тогда получается поэзия.
Бенедетто Кроче

Многие говорят, что им не нужны возбуждающие впечатления, но мы возьмем на себя смелость заявить, что большая часть людей активно ищет их.
Эрик Берн

Вся жизнь чувства состоит только из суеверия.
Эмиль Дюркгейм

Импульсы и эмоции ничего не объясняют, они всегда проистекают: или из мощи тела, или из немощности духа.
Клод Леви-Строс

Чувства обманывают, они ограничены в пространстве и в различных возможностях.
Жан-Франсуа Лиотар

Чувственное сознание упорствует.
Жиль Делез

3 уровня EQ

Эмоции выходят из-под контроля в повседневном общении людей, и это уже никого не удивляет. За последнее десятилетие зафиксировано множество сообщений, которые свидетельствуют о наибольшем за всю историю человечества уровне эмоциональной несдержанности, пренебрежении какими-либо нормами в проявлении чувств на всех уровнях общения людей, начиная с семьи, и заканчивая коллективом, в котором они работают.

Полная эмоциональная неосведомленность, которая выражается в резком увеличении случаев депрессии практически по всему миру, во вспышках жестокости, насилия, агрессивного поведения, к сожалению, становится одной из характерных особенностей современной цивилизации.

Это привело к тому, что эмоциональный мир человека стал, наконец-то, объектом пристального изучения. В 1995 году после проведения крупномасштабных исследований на базе Гарвардского университета вышла монография Д.Гоулмена «Эмоциональный интеллект», которая сразу стала бестселлером.

И неудивительно – автор не только определил значимость эмоций как основной детерминанты жизненного успеха, а и предложил пути для овладения такими личностными качествами, как САМОКОНТРОЛЬ, НАСТОЙЧИВОСТЬ, САМОМОТИВАЦИЯ, ПОНИМАНИЕ СОБСТВЕННЫХ ЭМОЦИЙ И ЭМОЦИЙ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ, что способствует поддержанию доброжелательных отношений с окружающими.

И самое главное, в этих исследованиях было доказано, что эмоциональный интеллект можно формировать и совершенствовать в ЛЮБОМ ВОЗРАСТЕ, И ЭТО, ПРЕЖДЕ ВСЕГО, ВОПРОС ЖЕЛАНИЯ, ВРЕМЕНИ И ПРАКТИКИ!

Одна из основных функций эмоционального интеллекта – защита от стрессов и адаптация к изменяющимся условиям жизни.

Правильно сформированный эмоциональный интеллект дает возможность позитивного отношения:

К окружающему миру, оценивать его как такой, в котором можно обеспечить себе успех и процветание;

К другим людям (как достойным такого отношения);

К себе (как к человеку, который в состоянии самостоятельно определять цели своей жизни и активно действовать в направлении их осуществления, а также достоин самоуважения).

Уровни сформированности эмоционального интеллекта

Каждый человек имеет определенный уровень сформированности своего эмоционального интеллекта. Давайте рассмотрим возможные варианты.

Самому низкому уровню эмоционального интеллекта соответствуют: эмоциональные реакции по механизму условного рефлекса (вас придавили в транспорте – вы нагрубили в ответ); осуществление активности с преобладанием внешних компонентов над внутренними, на низком уровне ее понимания (вам кто-то сказал, что так нужно, и вы делаете это, не задумываясь почему? зачем? и нужно ли вообще?); низкий самоконтроль и высокая ситуативная обусловленность (т.е. не вы влияете на ситуацию, а ситуация влияет на вас и провоцирует на определенные действия и эмоциональные реакции).

Среднему уровню сформированности эмоционального интеллекта соответствует произвольное осуществление деятельности и общения на базе определенных волевых усилий. Высокий уровень самоконтроля, определенная стратегия эмоционального реагирования. Ощущение психологического благополучия, позитивного отношения к себе. Для этого уровня сформированности эмоционального интеллекта характерной является высокая самооценка.

Высокий уровень эмоционального интеллекта отвечает наивысшему уровню развития внутреннего мира человека. Это значит, что у человека есть определенные установки, которые отражают индивидуальную систему ценностей. И эта система ценностей была выработана человеком самостоятельно и четко им осознается.

Этот человек четко знает, как ему нужно вести себя в различных жизненных ситуациях и при этом он чувствует себя свободным от различных ситуативных требований. Выбор поведения, адекватного ситуации, осуществляется таким человеком без чрезмерных волевых усилий. Мотивация такого поведения осуществляется не снаружи, а исключительно изнутри. Таким человеком сложно манипулировать.

И самое главное, человек ощущает высокий уровень психологического благополучия и прекрасно живет в гармонии с самим собой и окружающими людьми.

Основные принципы процесса работы с чувствами

Чтобы разобраться в самом себе и поведении других людей, мы с вами примем за основу три положения:

1. То, что вы видите, не обязательно соответствует реальности – мир вокруг нас немного сложнее, чем он кажется на первый взгляд. Многое из того, что происходит, остается за пределами нашего сознательного понимания.

Давайте проведем простой тест: чтобы вы поняли, как работает ваш мозг, подсчитайте количество F, которое вы увидите в простом предложении. Не тратьте на это много времени – прочтите предложение быстро.

Fair fathers help in the fulfillment of emotions of the child in the first years of life

(Хорошие отцы помогают детям воплощать свои эмоции с первых лет жизни).

Как ни странно, лишь немногие дают правильный ответ. Люди насчитывают четыре, пять, шесть, семь и даже восемь F. Этот эксперимент демонстрирует основной момент в человеческом восприятии – мы не контролируем полностью процесс восприятия реальности. Я предлагаю помнить об этом, когда вы считаете, что ваша точка зрения единственно верная, и вы учли все возможные нюансы.

Для тех, кому интересно точное число, скажу, что F в предложении было девять.

2. Любое человеческое поведение, каким бы странным оно не казалось, всегда имеет под собой логическое обоснование, просто вы о нем не знаете.

Многие наши желания, фантазии и страхи носят подсознательный характер. Но, тем не менее, именно они чаще всего побуждают нас к действию.

3. Все мы являемся результатом нашего прошлого. Ранние стадии жизни оставляют в каждом из нас глубокий след, и мы склонны повторять определенные модели поведения, выработанные в детстве. Как говорит японская пословица, «душа трехлетнего ребенка остается с человеком до ста лет».

Если вы готовы принять эти три положения, перейдем к правилам, которые обеспечат эффективность в работе над собственными чувствами.

Правила эффективности

1. Надежда на успех – чем больше вы уверены в успехе, тем результативнее ваши действия (если они, конечно, имеют место – просто надежды, сами по себе, никогда не дают никаких результатов, а чтение книг действием не считается).

2. Универсальность человеческих проблем – чем раньше вы осознаете, что ваша проблема далеко не исключительна и свойственна еще двум–трем миллионам людей, тем быстрее вы поймете, что уже давно существуют варианты ее решения. А пока постарайтесь поверить мне на слово – уникальных проблем НЕ БЫВАЕТ! Они все сводятся к десятку основных.

3. Будьте готовы к альтруизму – он обладает очень мощным психотерапевтическим эффектом. Научившись помогать самому себе, вы сможете помочь своим близким, что положительно скажется на всех ваших отношениях.

4. Анализ родительской семьи – нам с вами придется покопаться в собственном прошлом. Это не всегда приятно, но приносит потрясающие результаты.

5. Развитие социализирующих техник – что там говорить, часто мы с вами просто боимся себе подобных. Будьте готовы применять эти техники, несмотря на собственный страх – в результате может измениться очень многое. Во всяком случае, хотя бы страх пропадет…

6. Значение межличностных отношений – вы не сможете изменяться сами по себе. Это возможно только в отношениях с другими людьми. Ну, разве что, вы Маугли. Если нет – тогда придется заняться отношениями.

7. Открытое переживание собственных чувств и эмоций, а также попытка пережить заново те эмоции, которые были вытеснены вами за всю вашу жизнь. Другими словами, будьте готовы выпустить джинна из бутылки.

8. Самооценка и социальная оценка – вам придется научиться адекватно оценивать себя чтобы перестать зависеть от оценок окружающих.

9. Самопонимание и честность перед собой – вы узнаете, с помощью каких защит ваша психика оберегает вас от реальности, одновременно искажая ее.

10. Самодисциплина – без этого правила все вышеприведенные можно даже не учитывать. Если вы готовы делать ничтожно мало, но КАЖДЫЙ ДЕНЬ, вы справитесь с задачей ЛЮБОЙ

Владеть страстями выгоднее чем умом
(Евгений Файнберг)





В последние годы одним из самых модных понятий психологии стал так называемый эмоциональный интеллект — EQ. Этим словосочетанием ученые обозначают способность человека понимать и контролировать свои эмоции, а также эмоции окружающих. Считается, что EQ куда более важный фактор для успеха человека, чем «обычный» интеллект — IQ. Именно благодаря ему люди становятся крупными бизнесменами, топ-менеджерами и эффективными политиками. В последнем номере научного журнала «Вопросы психологии» опубликована статья белорусского психолога Ирины Андреевой, посвященная тому, что увеличивает и что уменьшает показатели эмоционального интеллекта.

Если они такие умные, то почему они такие бедные?

Эмблемой двадцатого века можно смело считать две латинские буквы — IQ. Еще до Первой мировой войны психологи подарили миру такие понятия, как «коэффициент умственных способностей» и «тесты интеллекта».

Развитые страны с воодушевлением принялись измерять интеллект своих граждан. Соблазнительно было получить простое средство, позволяющее отличить умного от дурака. Тесты интеллекта применялись везде: в армии, в школе, в иммиграционных центрах, при приеме на работу. Миллионы людей честно пытались решить многочисленные варианты тестов IQ, выискивали закономерности в квадратиках с кружочками и вставляли пропущенные в логическом ряду цифры.

Но все сильнее звучали голоса критиков. Среди прочих упреков в адрес IQ был и такой: этот показатель не позволяет сколько-нибудь точно предсказать реальный успех человека в жизни. За примерами далеко ходить не нужно. Президент США, мягко говоря, престижная должность. Однако ее занимают и те, чей IQ высок, как нью-йоркские небоскребы, и те, у кого этот показатель, как говорится, ниже плинтуса. Независимо от своего IQ и те и другие победили на выборах и правили с примерно одинаковой степенью успешности.

В мире существует организация под названием «Менса», куда входят только люди с очень высоким IQ. На своем сайте они честно признаются: «Есть менсаиты небогатые, и есть — миллионеры. Диапазон занятий определить невозможно. В «Менсе» состоят профессора и водители грузовиков, ученые и пожарные, программисты и фермеры, художники, военные, музыканты, рабочие, полицейские». То есть коэффициент интеллекта не является решающим в жизненном успехе.

Может быть, тогда существует какая-то другая характеристика, которая помогает человеку подниматься на социальный верх?

EQ как могильщик IQ

«Традиционный коэффициент интеллекта, или IQ, показывает возможности человека оперировать информацией, логическими правилами, схемами и т. д. Для успеха в жизни этого явно недостаточно. Нужно как минимум еще понимать чувства, эмоции как свои, так и других людей, управлять ими. Поэтому исследователи обратились к так называемому эмоциональному интеллекту — EQ», — говорит Леонид Бурлачук, профессор Киевского национального университета имени Тараса Шевченко.

Эмоциональный интеллект — понятие молодое. Если IQ уже отпраздновал свое столетие, то EQ вошел в оборот только в 90-х годах ХХ века. «Понятие «эмоциональный интеллект» введено американским психологом Линдсеем Гарднером. Этот ученый предположил, что существует не один вид интеллекта, влияющий на успешность жизнедеятельности человека, а несколько. Среди них был назван и эмоциональный. Чуть позднее вышла в свет книга еще одного американца, Дэниела Големана, «Эмоциональный интеллект», она в значительной мере способствовала укоренению этого понятия не только в психологии, но и в обыденном сознании», — рассказывает Бурлачук.

После этого началось создание средств, позволяющих его измерять. Сейчас существуют десятки тестов, измеряющих EQ (правда, для русскоязычной среды из них адаптировано всего несколько).

Чтобы пройти такой тест, не нужно напрягать мозги, как в случае с проверкой IQ. Некоторые из тестов эмоционального интеллекта требуют лишь оценить степень своего согласия с каждым высказыванием из списка. Например: «Отрицательные эмоции помогают мне понять, что я должен изменить в моей жизни», «Люди охотно изливают мне душу», «Когда я в сильном гневе, я могу что-нибудь сломать, разбить и даже ударить человека» и т. д.

Возможность количественно измерять эмоциональный интеллект позволила ученым оценивать, насколько это качество влияет на достижения человека. Большинство исследований доказывают, что EQ — один из ключевых факторов успеха. Хорошо развитый эмоциональный интеллект позволяет добираться до вершин бизнеса, менеджмента и политики.

Но остаются еще вопросы. Является ли высокий EQ врожденным качеством, запрограммированным в генах? Если нет, то как можно его повысить?

Правое полушарие и андрогинность

Наследственность или среда? Эта дилемма считается одной из самых дискуссионных в психологии. Ученые с жаром спорят, насколько то или иное качество заложено в человеке от природы, а насколько оно порождено воспитанием, школой и социальным окружением.

Этот спор идет и в отношении эмоционального интеллекта. Одни психологи утверждают, что уровень EQ заложен в генах как некое биологическое свойство мозга. Если его и можно изменить, то очень ненамного. Их оппоненты настаивают — эмоциональный интеллект вполне можно наращивать.

В своей статье белорусский психолог Ирина Андреева из Полоцкого государственного университета, которая уже много лет занимается проблемой эмоционального интеллекта, проанализировала результаты множества разных исследований и попыталась разобраться в том, что же все-таки влияет на EQ.

Например, в одном из исследований обнаружилось, что уровень эмоционального интеллекта ребенка связан с аналогичным качеством его матери, но с отцовскими характеристиками связь не прослеживается. Это явный аргумент против «генетической» теории в пользу «воспитательной», ведь гены наследуется от родителей в равной степени, а возится с ребенком больше мать.

Но, с другой стороны, уставлена четкая связь между EQ и доминированием правого или левого полушария мозга, которое во многом задается от рождения. Как известно, людей можно условно разделить на «правополушарных» (у них лучше развито образное мышление, они более творческие и т. д.) и «левополушарных» (они более рациональны, у них получше с математикой, логикой и прочими точными дисциплинами). Согласно некоторым исследованиям, у правополушарных с эмоциональным интеллектом дело обстоит гораздо лучше.

Еще одна зависимость: чем выше уровень образования родителей и семейный доход, тем более высокими являются показатели эмоционального интеллекта у подростков. Но здесь сложно понять, что причина, а что следствие. Возможно, родители стали богатыми благодаря своей врожденной эмоциональности, и эти гены они передали своему чаду. Но есть и другой вариант: обеспеченная и образованная семья больше занимается с ребенком, более гуманно его воспитывает, и в результате у него высокий EQ.

В любом случае воспитание в детстве — один из ключевых факторов. «Склонность родителей к обсуждению эмоциональных проблем способствует лучшему пониманию ребенком собственных эмоций и развитию у него способности к саморегуляции... В эмоционально благополучных семьях складывается особая воспитательная стратегия, во главу угла которой ставится внимание не столько к поведению и событиям в жизни ребенка, сколько к его переживаниям», — пишет Ирина Андреева.

Отдельно психологи рассматривают половой вопрос: насколько ребенку прививают качества, свойственные мальчикам или девочкам. Выяснилось, что ни чисто мужской, ни чисто женский характер не способствует высокому EQ. Наилучший вариант — это андрогинность, то есть сочетание качеств обоих полов. Андреева утверждает: «Андрогинность как предпосылка эмоционального интеллекта может формироваться в результате определенной стратегии воспитания в семье, при которой у девочек поощряются самоконтроль и выдержка, в то время как проявления сопереживания и нежных чувств у мальчиков не встречают осуждения у взрослых. Андрогинные испытуемые в зависимости от ситуации могут быть то независимыми и сильными, то мягкими, заботливыми и добрыми».

В своей работе Андреева практически не рассматривает повышение эмоционального интеллекта у взрослых людей. Между тем именно на этом делают немалые деньги тысячи фирм, в том числе и в странах бывшего СССР. «Повысь своей эмоциональный интеллект!», «Стань лидером — увеличь свой EQ!» — таких объявлений в Интернете немало. Научных данных об эффекте от таких тренингов и программ нам найти не удалось, но надеемся, что он все-таки есть.

В 1995 году американец Даниель Гоулмен ввел термин "эмоциональный интеллект". Смысл, вложенный им в это понятие, был таким: "Эмоциональный интеллект есть способность человека истолковывать собственные эмоции и эмоции окружающих с тем, чтобы использовать полученную информацию для реализации собственных целей". Вы возразите: "Прислушиваться к собственным ощущениям, конечно, полезно. "Познай себя"... Но при чем тут интеллект? Ведь этот термин обычно связывают с рациональными способностями человека, с его умением мыслить логически, со склонностью к математике..." Но обратимся к одной из классических интерпретаций термина "интеллект". Как гласит определение Давида Вечслера, "интеллект есть умение действовать целенаправленно, рационально и эффективно с целью достижения успеха в данных условиях". Стоит ли говорить, что такая трактовка подразумевает не только мыслительный процесс в строгом смысле этого слова, но и множество внеинтеллектуальных факторов. Практика показывает, что наибольшего успеха в жизни добиваются те, кто в состоянии в критический момент взять себя в руки и не поддаться гневу, раздражению или унынию. Интересно, что, если человек наделен подобными качествами, то они распространяются на все жизненные ситуации, а не только на область, связанную с учебой, работой и т.д. Наилучшей иллюстрацией к этому может послужить, наверное, знаменитый "зефирный тест", проведенный учеными из Стенфордского университета. С точки зрения любого здорового ребенка тест этот носил ярко выраженный характер издевательства. Ибо заключался он в том, чтобы как можно дольше сидеть перед столом со сладостями, ни к чему не притрагиваясь. Вскоре были выявлены рекордсмены самообладания, и, как ни смешно, именно они оказались наиболее успешными предпренимателями спустя десяток лет.

Контроль за эмоциями, как правило, заключается в том, чтобы не давать выплеснуться негативным впечатлениям. Речь идет о непрерывном психотреннинге, позволяющем поддерживать себя в хорошем настроении. Так, Мартин Селигман разработал целую концепцию "ученого оптимизма". Ее суть - в том, чтобы выместить абстрактное недовольство в случае неудачи конструктивной самокритикой. То есть, когда вас в очередной раз обломают, не восклицайте раздраженно: "Все плохо, эта жизнь - отстой!", а возьмите бумажку и проанализируйте собственные недочеты. Что было сделано, как надо, а что - не так? В результате у вас поубавится уныния, да, к тому же, в следующий раз вы будете осмотрительнее - ведь в вашем распоряжении будет новая информация.

Иногда - перед важным испытанием - стоит изначально настроиться на великолепный исход дела. Мысленно нарисуйте себе на лбу ярко-красную пятерку (?! психологи не брезгуют "необъяснимым"? Чего уж мелочиться - татуируйте сразу зеленый "$"), когда идете на экзамен!

Кстати, этот момент стоит учитывать руководителям всех рангов: при благоприятных ожиданиях со стороны начальства производительность труда вырастает раза в полтора. Подтверждением тому - еще один эксперимент. На одном из треннингов по подготовке кадровых специалистов в число обучающихся включили профессионального актера. При работе с добровольцами, выступавшими в роли сотрудников, он целенаправленно изменял эмоциональный фон общения с "персоналом". В одном случае, он "заражал" их энтузиазмом, в другом - пугал угрюмостью, в третьем - демонстрировал верх раздражительности, в четвертом - вызывал поклонение, являя миру харизму... Ожидания себя оправдали: степень "слаженности" коллектива и скорость работы напрямую зависели от поддержки со стороны руководителя.

Напоследок стоит упомянуть о еще одной ипостаси эмоционального интеллекта. Эмпатия - способность "вживания" в другого. Если вы способны "впрыгнуть" в шкуру собеседника и лучше, чем он сам мог бы это выразить, понять, чего же он от вас ждет - успех обеспечен. Как показывает практика, из подобных людей выходят первоклассные менеджеры.

Практика.

Учимся идентифицировать свои эмоции. Для развития навыка осознания собственных эмоций полезно периодически себя спрашивать «Что я сейчас чувствую?», начиная с самых простых для распознавания базовых состояний: радость, печаль, гнев или страх. Несложно научиться определять также источник эмоции и степень ее интенсивности. Представьте себе 10-балльную шкалу, где отметка 1 означает интенсивность эмоции, которой вы можете управлять без особых усилий; 5 – момент, когда уже начинает лихорадить; 10 – когда вы прыгаете от восторга или взрываетесь от негодования. Прочувствуйте каждое состояние, вспомните, как вы себя ведете, ощущая эмоцию такой интенсивности. Можно также визуализировать это состояние. Например, закрыв глаза, снижаете интенсивность эмоции, скажем, с отметки 10 на отметку 3.

Расширяем диапазон эмоций. Я это еще называю – учим алфавит эмоций. Наверное, об этой технике слышали все. Как много эмоций вы можете назвать? Пять, десять, двадцать. Попробуйте сделать такое упражнение: берете алфавит и на каждую букву алфавита пишете все эмоции и эмоциональные состояния, которые вам известны.

В тройках пообсуждать значане эмоций

Поверьте, это очень хорошая тренировка, если у вас плохо получается, подключите к этой работе коллег, родных.

Тест «Насколько широк Ваш спектр эмоции?»

1. Что Вас злит? Вспомните последний случай, когда вы были в гневе. Как вы справились с ситуацией? Могли бы вы сделать это по-другому, лучше?

2. Что вас огорчает? Можете ли вы описать несколько случаев, когда вам было грустно? Как вы справились с этими ситуациями?

3. От чего вы испытываете чувство стыда? Опишите несколько ситуаций, в которых вам было стыдно.

4. Что вас радует? Можете ли вы описать несколько случаев радости?

Запишите свои ответы и подумайте над ними. Они должны рассказать вам о том, насколько вы чувствительны к своим эмоциям, и помогут вам лучше понять вашу эмоциональную жизнь.

Самонаблюдение

1. Эмоции и чувства – это ответ нашего организма на влияние на него окружающей среды. Ведь реагируя на ситуацию, мы отвечаем, поэтому очень важно отмечать свой собственный ответ на происходящее. В течение двух недель наблюдайте за собой и своими эмоциональными реакциями на то, что происходит вокруг вас и по отношению к вам и заполняйте так называемый «Дневник чувств», где в форме таблицы (модификация Н. Рубштейн и Н. Кузнецовой)

Дата/Ситуация Ваша эмоция/чувство в ответ на ситуацию Что именно в ситуации вызвало такую реакцию? Каким образом можно было отреагировать по другому?

2. Тест «Как бы вы оценили свой эмоциональный потенциал?»

Задайте себе следующие вопросы и дайте оценку, от «плохо» (7-10) до «очень хорошо»(1-3). Если можете, попросите близких тоже ответить на эти вопросы про вас. Взгляд со стороны поможет избежать автоматической необъективности.

1. Как хорошо вы понимаете других с их точки зрения?

2. Насколько вы чувствительны к эмоциям других?

3. Легко ли вы заводите друзей?

4. Охотно ли вы рассказываете о своих чувствах другим?

5. Легко ли вы разрешаете конфликты?

6. Можете ли вы легко приспособить свое поведение к изменившимся обстоятельствам?

7. Вызывает ли ваше поведение теплое к вам отношение у других?

8. Осознаете ли вы, какое влияние вы имеете на окружающих (даже если они не показывают этого)?

9. Когда вы сталкиваетесь с трудной ситуацией, можете ли вы справиться с ней?

10. Легко ли Вы имеете дело с людьми, которые спрашивают Вас о вашей личной жизни?

11. Легко ли вы находите помощь, если возникает такая необходимость?

12. Размышляете ли вы постоянно о своих действиях?

Если вы (и знакомые) постоянно ставили наивысшие очки, вы счастливчик: похоже, у вас высокий эмоциональный потенциал. Если нет, вам надо приложить усилия для дальнейшего развития этой важнейшей части человеческого существования. Обратите особое внимание на различие ваших оценок и тех, что давали ваши знакомые. Если отличие большое, вы, возможно, занимаетесь самообманом или создаете у других неправильное представление о себе.

3. Когда вы читаете книгу, смотрите какой-либо фильм, общаетесь с любимым, с ребенком старайтесь фиксировать свое состояние. Тогда в любом состоянии вам будет понятно, что с вами происходит, и исходя из этого

Учимся говорить о своих эмоциях, вербализовать свое эмоциональное состояние. Не « ты меня раздражаешь», а «меня злит твое поведение», не «я ненавижу, когда ты так говоришь», «я чувствую обиду, когда ты это говоришь» и т.п. И всегда только пресловутое «Я-послание», только мои чувства, которые я осознаю, а не перекладываю ответственность за свои чувства на своего собеседника. Наверное, такие советы вы слышали много раз, однако как часто вы говорите своим коллегам, родным, попутчикам о ваших настоящих чувствах? Думаю, что нечасто.

Ведь сообщение о собственных чувствах и понимание чувств других — чрезвычайно трудная задача. Очень редко два человека открыто говорят о своих реакциях на действия другого. Большинство из нас сдерживает чувства (даже с теми, кто очень важен и дорог нам), поскольку мы боимся обидеть другого, разозлить его или быть отвергнутыми им. Не зная, как быть конструктивно открытым, мы просто ничего не говорим. Наш партнер остается в полном неведении о нашей реакции на его действия. Аналогичным образом, мы ничего не знаем о результате наших собственных действий. Как следствие, многие взаимоотношения, которые могли быть продуктивными и приятными, постепенно ухудшаются под грузом накопленных мелких недоразумений, взаимонепонимания и обид, о которых никогда отрыто не говорилось.

Если вы учитесь выражать свои эмоции, и постепенно этот навык становится привычным, то вам гораздо легче сохранять самообладание в стрессовых ситуациях, на сложных переговорах, если вы отстаиваете свои позиции. Человеку, как и животному, свойственны два вида реакции на раздражение – напасть или убежать. Именно эти тактики поведения люди проявляют в стрессовых, конфликтных ситуациях. Смысл развития эмоционального интеллекта – выстраивать отношения в любых условиях.

Выводы:

«Если мы живы, то сообщаем о своих чувствах другим людям, выражая радость, печаль, недовольство. Но если по каким-либо причинам вы не выявляете себя, то окружающие поступают с вами так, как считают нужным, а не так, как вы хотите, потому что вы им ничего о себе не сообщаете. Невыраженные чувства подвергаются неосознаваемому подавлению, а отсюда депрессии, психосоматические заболевания, неудачи». (Н.Рубштейн, М. Кузнецова «Тренинг привлекательности»).

Поэтому проявляйте себя, будьте эгоистами в хорошем смысле этого слова!

Высокий EQ позволит вам окружать себя умными людьми и использовать их гениальность, а не манипулировать ими.

Компетенции эмоционального интеллекта ГОУЛМАН



4 сферы компетенций по Гоулману:



Точная самооценка. Лидеры с высокой самооценкой обычно знают свои сильные стороны и осознают пределы своих возможностей. Они относятся к себе с юмором, с готовностью обучаются навыкам, которыми плохо владеют, и приветствуют конструктивную критику и отзывы о своей работе. Руководители с адекватной самооценкой знают, когда нужно попросить помощи и на чем следует акцентировать внимание при выработке новых лидерских качеств.

Уверенность в себе. Точное знание своих способностей позволяет лидерам полноценно использовать свои сильные стороны. Уверенные в себе лидеры с радостью берутся за трудные задачи. Такие руководители не теряют ощущения реальности, обладают чувством собственного достоинства, которое выделят их на фоне групп


Открытость. Лидеры, которые откровенны с собой и окружающими, живут в согласии со своими ценностями. Открытость — искреннее выражение своих чувств и убеждений — способствует честным отношениям. Такие лидеры открыто признают свои ошибки и неудачи и, не закрывая на это глаза, борются с неэтичным поведением других.

Адаптивность. Лидеры, обладающие адаптивностью, способны ловко расправляться с многообразными требованиями, не теряя сосредоточенности и энергии, и чувствуют себя комфортно в неизбежно полной неопределенностей организационной жизни. Такие руководители гибко приспосабливаются к очередным сложностям, ловко подстраиваются под меняющуюся ситуацию и чужды косности мышления перед лицом новых данных и обстоятельств.

Воля к победе. Лидеры, которые обладают этим качеством, ориентируются на высокие личные стандарты, заставляющие их постоянно стремиться к совершенствованию — повышению качества собственной работы и эффективности деятельности подчиненных. Они прагматичны, ставят перед собой не особенно высокие, но требующие усилий цели, и способны рассчитать риск так, чтобы цели эти были достижимыми. Признаком воли к победе является постоянное желание учиться самому и обучать других приемам более эффективной работы.

Инициативность. Лидеры, чувствующие, что необходимо для эффективности, т. е. убежденные, что держат удачу за хвост, отличаются инициативностью. Они используют благоприятные возможности — или сами их создают, — а не просто сидят у моря и ждут погоды. Такой лидер, не колеблясь, нарушит или как минимум обойдет правила, если это необходимо для будущего. Оптимизм. Лидер, который заряжен оптимизмом, найдет способ выкрутиться из трудных обстоятельств, он увидит в создавшейся ситуации благоприятную возможность, а не угрозу. Такой руководитель позитивно воспринимает других людей, ожидая от них самых лучших проявлений. Благодаря их мировоззрению (для них, как известно, «стакан наполовину полон») они воспринимают все грядущие перемены как изменения к лучшему.

Социальная чуткость

Сопереживание. Лидеры, обладающие способностью прислушиваться к чужим переживаниям, умеют настроиться на широкий диапазон эмоциональных сигналов. Это качество позволяет им понимать невысказанные чувства как отдельных людей, так и целых групп. Такие лидеры участливо относятся к окружающим и способны мысленно встать на место другого человека. Благодаря такой эмпатии лидер прекрасно ладит с людьми из различных социальных слоев или даже других культур.

Деловая осведомленность. Лидеры, остро чувствующие все движения организационной жизни, часто политически проницательны, способны выявлять важнейшие социальные взаимодействия и разбираться в тонкостях властной иерархии. Такие руководители обычно понимают, какие политические силы действуют в организации и какие руководящие ценности и негласные правила определяют поведение ее сотрудников.

Предупредительность. Лидеры, наделенные этой способностью, стремятся создать в организации такой эмоциональный климат, чтобы сотрудники, непосредственно общающиеся с клиентами и покупателями, всегда поддерживали с ними нужные отношения. Такие руководители внимательно отслеживают, насколько удовлетворены их клиенты, желая убедиться, что те получили все необходимое. Сами они тоже всегда готовы общаться со всеми желающими.

Управление отношениями

Воодушевление. Лидеры с такими навыками умеют вызвать у сотрудников отклик и одновременно увлечь их привлекательным образом будущего или общей миссией. Такие руководители лично подают подчиненным пример желаемого поведения и способны отчетливо изложить общую миссию так, чтобы воодушевить остальных. Они ставят цель, выходящую за рамки повседневных задач, и тем самым делают работу сотрудников более одухотворенной.

Влияние. Признаки способности оказывать влияние на людей многообразны: от умения выбрать верный тон при обращении к конкретному слушателю до способности привлечь на свою сторону заинтересованных лиц и добиться массовой поддержки своей инициативы. Когда лидеры, владеющие этим навыком, обращаются к группе, они неизменно убедительны и обаятельны.

Помощь в самосовершенствовании. Лидеры, имеющие опыт развития человеческих способностей, проявляют неподдельный интерес к тем, кому они помогают совершенствоваться, — видят их цели, достоинства и недостатки. Такие руководители способны своевременно дать своим подопечным ценный совет. Они от природы хорошие учителя и наставники.

Содействие изменениям. Лидеры, которые умеют инициировать преобразования, способны разглядеть необходимость в изменениях, бросить вызов установившемуся порядку вещей и отстаивать новый. Они могут убедительно выступать в защиту преобразований даже перед лицом оппозиции, приводя веские доводы в пользу необходимости перемен. Они умеют находить практические способы преодоления препятствий, стоящих у них на пути.

Урегулирование конфликтов. Лидеры, которые искусно улаживают разногласия, умеют вызвать на откровенный разговор конфликтующие стороны; они способны понять разные мнения и затем нащупать точку соприкосновения — идеал, который смогут разделить все. ни выводят конфликт на поверхность, принимают чувства и позиции всех его участников, а затем направляют эту энергию в русло общего идеала.

Командная работа и сотрудничество. Лидеры, которых можно назвать великолепными командными игроками, создают в организации атмосферу общности и сами подают пример уважительного, отзывчивого и товарищеского отношения к людям. Они вовлекают остальных в активное, азартное стремление к общим идеалам, укрепляют моральный дух и чувство единства коллектива. Они не жалеют времени на создание и скрепление тесных человеческих отношений, не ограничиваясь рамками рабочей обстановки.

Цитаты о чувствах

Жажда наслаждений делает жестоким.

Быть чувственным - значит быть страдающим.

Если чувства будут не истинны, то и весь наш разум окажется ложным.

Лукреций

Никогда не действуй в пылу страсти - все сделаешь не так. Кто не в себе, тот не отвечает за себя, страсть изгоняет разум.

Бальтасар

Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною.

Апостол Павел

Страсти в человеке постоянно бодрствуют, высматривая себе добычу; рассудок же спит, пока его не разбудят.

И. Гердер

Чувство и мысль, если хорошо взвесить, походят на слепца, несущего хромого.

Фр. Грильпарцер

Кто властвовать желает над собой,

Тот должен чувства сдерживать порой.

Человек становится беднее мыслями по мере того, как он обогащается чувствами.

Ф. Шатобриан

Доверять неразумным ощущениям - свойство грубых душ.

Гераклит

Люди, живущие только своими чувствами, - это звери.

Л. Толстой

Бессмысленные чувства - удел животных, они унижают человека.

В. Белинский

Импульсы и эмоции ничего не объясняют, они всегда проистекают или из мощи тела, или из немощности духа.

К. Стросс

Всякое чувство имеет тенденцию перейти в вожделение или отвращение.

В. Дильтей

Человек, который может делать все, что захочет, будет скоро делать то, чего не следует.

Велес де Гевера

Чувства ненадежны.

И. Сайкаку

Страсти не только не позволяют видеть данный предмет со всех сторон, они еще и обманывают нас, показывая нам предмет там, где его нет.

Гельвеций

Если бы не было разума, нас заездила бы чувственность.

У. Шекспир

Если человек никогда не владеет своими чувствами, он должен владеть своими выражениями.

Аристотель

Много эмоций - мало разума.

Только обуздавший свои чувства аскет может поститься на пиру, быть здравым и хладнокровным наедине с женой и жертвовать, будучи богатым.

Чанакья Пандит

Владей своими страстями, или они овладеют тобою.

Стена эмоций загораживает человеку внешний и внутренний мир одновременно.

Авессалом Подводный

Мухаммед Аззахири Ас-Самарканди

Печален конец всех страстей.

В момент, когда мы начинаем чувствовать, мы перестаем предаваться мудрым размышлениям.

Э. Д. Булвер-Литтон

Все страсти хороши, когда мы владеем ими; все - дурны, когда мы им подчиняемся.

Ж.-Ж. Руссо

Люди следуют удовольствиям, бросаясь из стороны в сторону, только потому, что чувствуют пустоту своей жизни, но не чувствуют еще пустоты той новой потехи, которая их притягивает.

Б. Паскаль

О счастье познания! Насколько оно выше радости воображения и чувства.

Х. Борхес

Любит, потому что любит, не любит, потому что не любит, - логика чувств и страстей коротка.

Х. Борхес

Иллюзия - это, в сущности, не чувственный мир, а его зло, которое, однако, для наших глаз и составляет чувственный мир.

Освободись, о сердце, от плена чувств земных, от радостей любовных, от горестей пустых.

Иди к дервишам, сердце, присядь на их порог, и ты, быть может, станешь святым среди святых.

Омар Хайам

Терпение и время дают больше, чем сила или страсть.

Ж. Лафонтен

Человек, оказавшийся в плену своих страстей, свободным быть не может.

Благоразумие просвещает, а страсть ослепляет.

Ж.-Б. Мольер

Наши эмоции обратно пропорциональны нашим знаниям: чем меньше мы знаем, тем больше распаляемся.

Б. Рассел

Страсти - это пресмыкающиеся, когда они входят в сердце, и буйные драконы, когда они уже вошли в него.

Гельвеций

Вспыльчивый никогда не познает истину.

Восточная мудрость

Нет греха тяжелее страстей.

Избегайте легкомыслия, чуждайтесь страсти и наслаждений, ибо лишь серьезный и вдумчивый достигает великого счастья.

Восточная мудрость

У сдержанного человека меньше промахов.

Конфуций

Движущая сила развития современной цивилизации - наслаждение, но принцип наслаждения в конечном счете разрушает сам себя.

Чем больше человек стремится к наслаждениям, тем больше он отдаляется от цели быть счастливым.

В. Франкл

Нет наслаждения, которое бы в конце концов не приводило к пресыщению.

Плиний Старший

Из книги НАСТАВЛЕНИЯ В ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ автора Феофан Затворник

НЕУРЯДИЦА В ПОМЫСЛАХ И ЧУВСТВАХ Чем препобеждатьНеурядицы в помыслах и чувствах, какие испытываете, все улягутся со временем, если, несмотря на них, не перестанете всею ревностию ревновать об одном том, что угодно Богу. К этому же один верный способ - память Божию иметь и

Из книги Карлос Кастанеда за 90 минут автора Коллектив авторов

Цитаты В этой главе мы приводим наиболее интересные и значимые места из произведений Кастанеды, которые, как мы надеемся, помогут читателям лучше понять эту таинственную личность.Из «Отделенной реальности»Мир - это все, что заключено здесь. Жизнь, смерть, люди и все

Из книги Слова подвижнические автора Сирин Исаак

Слово 5. О чувствах, а вместе и об искушениях Чувства целомудренные и собранные воедино порождают в душе мир и не попускают ей входить в испытание вещей. А когда душа не приемлет в себя ощущения вещей, тогда победа совершается без борьбы. Если же человек вознерадит и

Из книги Об ангелах и бесах автора Пархоменко Константин

Дополнительные цитаты «Когда мы их (бесов) заклинаем именем истинного Бога, то они покоряются нам немедленно и тотчас же покидают одержимые тела. Тут надо видеть, как наши слова и наши молитвы их тайно бичуют и мучают и пытают их все возрастающим страданием, они воют,

Из книги Указание пути ко спасению автора

О набожных чувствах умиления Плодом молитвы иногда бывают чувства умиления, утешения. Правда, достоинство молитвы состоит не в мимолетном возбуждении и живости чувствований, как и вообще набожность в существе своем не требует необходимо горячности сердечных

Из книги Начертание христианского нравоучения автора Феофан Затворник

2в) О низших, чувственно–животных чувствах К чувствам, стоящим на низшей степени, относятся скорые волнения или поражения сердца (affectus), погашающие самодеятельность рассудка и воли и сопровождающиеся особенными изменениями в теле. Большей частью сии волнения, происходя

Из книги Сочинения автора Сирин Исаак

Слово 5. О чувствах, а вместе и об искушениях Чувства целомудренные и собранные воедино порождают в душе мир и не попускают ей входить в испытание вещей. А когда душа не приемлет в себя ощущения вещей, тогда победа совершается без борьбы. Если же человек вознерадит и

Из книги Путь ко спасению автора Феофан Затворник

В. Стояние в чувствах, доведших до решимости Но все это есть только приготовление, условие и средства к возгреванию ревности. Восстановление ревнования самого решительного и усердия крепкого совершается чрез воспроизведение тех чувств и помышлений, чрез кои

Из книги Толковая Библия. Том 9 автора Лопухин Александр

Переводы и цитаты Вместе с греческими рукописями Нового Завета в качестве источников для установления текста Нового Завета весьма важны и переводы св. книг Нового Завета, начавшие появляться уже во 2-м веке. Первое место между ними принадлежит сирийским переводам как по

Из книги Уровни сознания. Размышления автора

ПРИЛОЖЕНИЕ Высказывания великих людей о чувствах, уме, разуме и Эго Живое существо не может перестать желать или чувствовать, ему просто нужно изменить качество своих желаний. Бхагавад-гита, 2.71, комм. Добродетель состоит не в отсутствии страстей, а в управлении

Из книги Библия. Современный перевод (BTI, пер. Кулакова) автора Библия

Цитаты об уме У короткого ума - длинный язык. Аристофан Живость ума не слишком красит человека, если ей не сопутствует верность суждений. Не те часы хороши, что ходят быстро, а те, что показывают точное время. Л. Вовенарг Умение ставить разумные вопросы есть уже важный и

Из книги Основы искусства святости, том 1 автора Варнава Епископ

Цитаты о разуме Разум просвещает чувства. Если у слепого есть знания, это лучше невежественного зрячего. Из книги «Авеста» Разум дороже всех богатств мира. Из книги «Авеста» Невежественными бывают только те, кто решаются такими оставаться. Платон Рассудительность -

Из книги Уровни сознания. Структура человеческой личности. Размышления автора Хакимов Александр Геннадьевич

Цитаты об Эго Влюбленный в себя не может быть способен на подлинную любовь. Эгоизм - это страшный порок, отравляющий любовь. Если ты эгоист, лучше не создавай семьи. В. Сухомлинский Эгоизм - это первопричина рака души. В. Сухомлинский Эгоизм - такой отвратительный порок,

Из книги автора

Изменения в планах, но не в чувствах 12 Нам есть чем гордиться: совесть наша в том порукой, что не по мудрости человеческой, а по Божией благодати мы всегда в этом мире, особенно с вами, братья, вели себя простодушно и искренно, как то Богу угодно. 13 И в том, что мы пишем вам, нет

Из книги автора

§ 3. О вожделевательной силе души (чувствах). Управление ею. После грехопадения чувства также расстроились в человеке. То они были подчинены разуму, а теперь сами большею частью управляют им. Поэтому спасающемуся предлежит великий подвиг привести их в первоначальное

Из книги автора

Приложение Высказывания великих людей об уме, разуме, чувствах и эго Живое существо не может перестать желать или чувствовать, ему просто нужно изменить качество своих желаний. Бхагавад-гита, 2.71, комм. Добродетель состоит не в отсутствии страстей, а в управлении

«Если чувства будут не истинны, то и весь наш разум окажется ложным» Лукреций

Разум и чувство. Важнейшие составляющие внутреннего мира человека, которые влияют на его устремления и поступки. Они могут находиться в гармонии, а могут - противоборствовать, порождая внутренний конфликт личности. Может ли человек жить в гармонии с собой и окружающими, опираясь только на доводы рассудка, просчитывая каждый свой шаг, анализируя действия, выискивая наиболее благоприятный вариант развития событий… и отказывая голосу сердца в праве на существование? В своем сочинении я попробую ответить на этот вопрос.

Данко и Ларра, Базаров и Кирсанов, Раскольников и Соня Мармеладова - эти и многие другие герои часто оказывались перед сложным выбором между душевным порывом и здравым смыслом. Не стал исключением и главный герой рассказа А.И.Куприна «Анафема» отец Олимпий. Кульминация произведения - момент сложного выбора протодьякона. Можно было бы понять героя, если бы, внимая доводам рассудка, он выполнил свои должностные обязанности: «по распоряжению преосвященнейшего владыки анафемствовал болярина Льва Толстого», потрясая кадилом, пропел бы «да истребится от земли память его». Но отец Олимпий помнит бессонную ночь, своё восхищение повестью, помнит, как «умилялся и плакал он над «прелестными строчками», которые пробудили в нём самые искренние чувства». Душа его, сердце, не терпящие злобы, мщения и наказания писателя, не позволяют герою своих чувств. Восхищение вызывает герой, который не смог в угоду доводам разума (на кону любимая работа, возможная карьера, безбедное существование!) переступить через собственные искренние чувства.

Для того чтобы разобраться, может ли человек ощущать внутреннюю гармонию, отказавшись от эмоций, чувств в пользу своей идеи, обратимся к произведению Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Перед нами герой, цель которого - проверить на практике свою теорию. Родиону Раскольникову важно понять, к какому разряду людей он относится: к обыкновенным, низшим, или к необыкновенным, которым «позволено перешагнуть через кровь» ради своей идеи. Кто знает, пошел бы герой «проверять» свою идею, убил бы старуху-процентщицу и ее сестру, если бы не отказался от присущих ему доброты, сострадания, жалости (в том, что герой именно такой человек, убеждает нас его страшный сон из детских воспоминаний)! Писатель показывает, как страдает Раскольников и перед преступлением, и после него, как тяжело жить ему, мучаясь от неразрешенных вопросов. Действительно, «ничтожен и мертв» герой, решивший отказаться от чувств в пользу разума.

Разум и чувство. Закончить свои рассуждения об их взаимодействии мне бы хотелось высказыванием французского писателя Сент-Экзюпери: «Разум обретает ценность лишь тогда, когда он служит любви». Я считаю, что человек не может жить, руководствуясь чем-то одним, ведь здравый смысл и душевные порывы - это две силы, которые, как сказал Белинский, «мертвы и ничтожны одна без другой».


Тит Лукреций Кар родился около 99 года до н.э. Римский поэт и философ. Считается одним из ярчайших приверженцев атомистического материализма, последователем учения Эпикура. Автор философской поэмы «О природе вещей». Кончил жизнь самоубийством, бросившись на меч в 55 году до н.э.

  • Дух силен радостью.
  • Не все подходит ко всему.
  • Дело само говорит за себя.
  • Все совершенствует природа.
  • Человек гибнет, дело остается.
  • Дырявого кувшина не наполнишь.
  • Неминуемый конец предстоит смертным.
  • Выражай смертными словами бессмертные вещи.
  • Лучше спокойно подчиняться, чем властвовать самому.
  • На сколько страшных злодейств толкнула людей религия!
  • Если чувства будут не истинны, то и весь наш разум окажется ложным.
  • Каждый чувствует, каковы его силы, на которые он может рассчитывать.
  • Ничего нет отраднее, чем занимать безмятежно светлые выси, умом мудрецов укрепленные прочно.
  • Ничто, по-видимому, не совершается столь же быстро, как то, что замышляет и приводит в исполнение сам ум.
  • Человек сам не знает, чего он хочет, и постоянно ищет перемены мест, как будто это может избавить его от бремени.
  • Дна никакого нет у вселенной нигде, и телам изначальным остаться негде на месте, раз нет ни конца, ни предела пространству.
  • Правда, бывают трудные минуты, но сопротивляйся им - повернись к дурному спиной, и твоя внутренняя весна не обманет тебя. Даже старость и та не всегда сгибается под холодным мраком ночи.
  • После того как тело расслабили тяжкие удары времени, после того как руки и ноги отяжелели, утратили силу, разум тоже начинает прихрамывать, язык заплетается и ум убывает.
  • Значит, изгнать этот страх из души и потемки развеять Должны не солнца лучи и не света сиянье дневного, Но природа сама своим видом и внутренним строем. За основание тут мы берем положенье такое: Из ничего не творится ничто по божественной воле. Значит, нам смерть - ничто и ничуть не имеет значенья, Ежели смертной должна непременно быть духа природа.
  • Оттого только страх всех смертных объемлет, что много видят они явлений на земле и на небе нередко, коих причины никак усмотреть и понять не умеют, и полагают, что все это божьим веленьем творится. Если же будем мы знать, что ничто не способно возникнуть из ничего, то тогда мы гораздо яснее увидим наших заданий предмет: и откуда являются вещи, и каким образом все происходит без помощи свыше.
Похожие публикации