Чем отличается новая методика подсчета баллов цт от старой и чем она лучше. «Преподаватели вузов уже сейчас лезут на стенку

Новая методика подсчета баллов централизованного тестирования более объективна. Об этом заявил 31 октября на пресс-конференции в Минске директор Республиканского института контроля знаний (РИКЗ) Юрий Миксюк, пишет БелаПАН .

По его словам, новая методика представляет собой математическую систему, полностью исключающую человеческий фактор. Она применяется во всем мире уже давно, а с 2019 года ее начнут использовать и в Беларуси. Методикой пользуются более 6 тыс. образовательных учреждений в США, по ней оцениваются тесты при поступлении в шведские, финские, немецкие вузы, ее применяют мировые компании, в оценке теста IQ.

«Она предполагает более сложную обработку ответов, чем просто умножение на какой-то заранее известный коэффициент, - отметил Миксюк. - Методика сначала в процентном соотношении распределяет абитуриентов по первичным баллам, а далее, в соответствии с этим процентным распределением, преобразовывает первичные результаты в итоговый тестовый балл» .

Например, пояснил он, 10% абитуриентов получили 40 первичных баллов. «Учитывается статистическое распределение, сколько процентов абитуриентов получило 40 баллов, сколько - 50 и так далее. И в соответствии с этим распределением формируется окончательный тестовый балл. То есть, если данных 40 первичных баллов - это почти максимальный результат, то это будет, к примеру, 90 тестовых баллов» , - сказал глава РИКЗ.

На вопрос, почему новая система лучше традиционной, Миксюк ответил: «Это классический научный подход. Он позволяет определить уровень знаний объективно, вне зависимости от сложности теста или от других моментов» .

До определенного момента существующая методика подсчета баллов ЦТ всех устраивала, но потом возникли вопросы, почему такие низкие баллы получают абитуриенты, продолжил Миксюк. «Что это за балл - 12? И никто не мог ответить, что 12 баллов - это не реальная оценка знаний абитуриента, а рейтинговая оценка в конкретном тесте, - отметил он. - Если тест заменить на другой, то и результаты у абитуриентов будут совершенно другими» .

Миксюк сказал, почему простое присваивание определенных баллов за задания различной сложности хуже новой методики. «Это все субъективно. Один эксперт считает, что это задание не очень сложное, и устанавливает 3 балла, а для другого эксперта то же задание будет на 5 баллов, для третьего - 1 балл, - сказал он. - А во всем мире принято, что за тестовое задание дается 1 балл, а дальше - сколько и как - определяет методика. Здесь все справедливо. Те, кто знают хуже, не получат больше тех, кто знает лучше» .

По мнению Миксюка, во вступительной кампании 2019 года при новой методике подсчета минимальные пороговые значения баллов будут выше, чем в 2018 году. На сколько, он ответить затруднился.

Для прохождения ЦТ онлайн на сайте РИКЗ тесты с новой методикой оценки появятся до конца текущего года, пообещал Миксюк.

Абитуриентам, которые имеют высокие баллы в сертификатах ЦТ за 2018 год, волноваться не нужно, заверил глава РИКЗ. По его словам, новая методика никак не повлияет на результаты сильных абитуриентов, которые набрали высокие баллы по старой методике подсчета. «После 70-75 баллов что старая, что новая методика дают одинаковые результаты. Остальным, возможно, нужно попытаться пройти ЦТ еще раз и получить более высокие баллы» , - сказал он.

На выходных мы получили одно интересное сообщение, которое заслуживает того, чтобы его прочитали не только мы:

Доброго дня, у меня тут появились таблицы оценивания первичных баллов на ЦТ, есть над чем подумать.

Жирным выделены первичные, которыми оцениваются решенные задания. Справа от них - итоговые баллы ЦТ.

Сидели решали дистанционные РТ на сайте РИКЗа, потом прорешали с шагом в один балл и забили в таблицы.

Думаю, что для всех, кто не полностью в теме, следует сделать небольшое пояснение и натолкнуть на некоторые размышления. На сайте РИКЗа приведена таблица первичных баллов, в которой сказано, что:


То есть решив 10 задач части А по “Математике” абитуриент получает 50 баллов. При этом в тесте по математике 30 задач. Из них 18 задач в части А, где нужно “решить и выбрать один правильный ответ”. И 12 задач части Б, где 2 задачи нужно “решить выбрать правильные ответы”, и 10 задач, которые нужно “решить и записать ответ”.

А теперь взгляните на соответствующую таблицу “русского языка” и задумайтесь, почему баллы теста из 40 задач распределены, ИМХО, не так как в математике? Ведь для того, чтобы набрать 50 баллов нужно решить правильно 18 задач части А, а это далеко не 1/3, как в математике, а почти 50 % от общего числа задач. Да и по своей сути 18 задач с выбором нескольких правильных ответов, ИМХО, сложнее решить, чем 10 с одним верным ответом.


То есть, результаты ЦТ по математике и физике искусственно подгоняют к результатам языковых тестов?

PS Но вы также присмотритесь к тесту по русскому языку и расскажите детям, как “гарантированно на частично верных ответах” набрать достаточно большой балл.

Но вая методика подсчёта баллов принесла много переживаний абитуриентам 2019 года. Вопросы о том, как работает эта система, уже возникают и у абитуриентов 2020 года. Мы решили ответить на все самые волнительные вопросы, основываясь на информации из официальных источников.

В чём заключается суть новой методики? Чем она отличается от старой?

РИКЗ позиционировал новую методику оценки РТ и ЦТ как более лояльную к абитуриентам, чем прошлая. , а в случае с одной ошибкой начислялось всего 0,2 балла в вопросах с несколькими вариантами ответов. Также при старой методике стоимость задания зависела от его сложности: чем больше абитуриентов не выполняло задание, тем более «дорогим» оно оказывалось. Однако абитуриенты и преподаватели обнаружили ряд недостатков в новой системе: угадать правильный ответ стало легче, а более сильным абитуриентам сложнее получить баллы выше 90.

Теперь занижения баллов из-за того, что конкретное задание выполнило большое количество абитуриентов, не будет. Баллы начисляются за каждое правильно сделанное задание.

Юрий Миксюк, директор РИКЗ

В новой методике подсчёта баллов каждый вопрос РТ и ЦТ имеет свою стоимость (от 0 до 2 баллов) в зависимости от типа задания. Некоторые задания можно выполнить частично верно и получить 1 балл.

Из суммы баллов складывается первичный балл ЦТ, который математическим путём преобразуется в итоговый тестовый балл. При такой методике результаты РТ и ЦТ, по мнению РИКЗ, минимально отличаются от среднего балла по школьному предмету.

Более подробно о новой методике подсчёта результатов РТ и ЦТ

Новая методика используется на РТ?

Да, результаты репетиционного тестирования по всем предметам рассчитываются по-новому. Побывав на первом этапе РТ, ты получишь результат, рассчитанный по новой методике.


Что такое первичный балл?

Первичный балл — это сумма баллов за каждое верно выполненное или частично верно выполненное тестовое задание.

Что такое максимальный первичный балл?

Максимальный первичный балл — сумма первичных баллов, которую абитуриент может получить, если решит весь тест правильно. По новой методике оценки ЦТ каждое задание стоит максимум 2 балла. Например, в тесте по русскому языку 40 заданий, а максимальный первичный балл равен 80.


Получается, теперь за ЦТ по русскому можно получить максимум 80 баллов, а ЦТ по математике и физике — 42 балла?

Нет. Максимальный балл, который абитуриенты могут заработать на ЦТ, по-прежнему равен 100. Не стоит путать первичный балл с тестовым.

Что такое тестовый балл? Как первичные баллы переводятся в тестовые?

Тестовый балл — итоговый результат РТ или ЦТ. Первичные баллы переводятся в тестовые с помощью специальной формулы, которая известна только РИКЗ. После определения первичных баллов в автоматическом режиме выставляется тестовый балл по нормализованной шкале N (50; 16,667). Таблицу соответствия первичных и тестовых баллов можно найти на сайте РИКЗ в разделе ЦТ. Первичному нулю соответствует ноль тестовых баллов. Максимальный первичный балл равен 100 тестовым.


Сколько баллов теперь стоит каждое задание?

На РТ и в ЦТ каждое задание будет стоить от 0 до 2 первичных баллов. Для части А, где нужно выбрать только один верный ответ, первичный балл равен 0 или 1. В заданиях, где нужно выбрать несколько вариантов или установить соответствие, абитуриент получает 0, 1 или 2. В части В, где нужно вписать краткий ответ — 0 либо 2 балла.



Какой ответ считается частично верным? Существует ли какой-то лимит частично верных ответов для одного абитуриента?

Компьютер засчитает частично верным ответ, если абитуриент допустил одну ошибку. Например, когда в тесте по русскому языку абитуриент отметил номера 1, 3, 5, а нужно было 1, 3, задание засчитается как выполненное частично. А если в этом случае отметить 1, 3, 4, то ответ будет считаться неправильным, так как тут две ошибки (неправильно выбран ответ 4 и не выбран правильный — 5). Когда в части В нужно сопоставить понятия и определения (А1Б2В4Г3), частично правильным считается задание с одной неправильной цифрой. Лимита на такие ответы не существует.

Это правда, что тестовые баллы отстающих и среднячков выросли, а баллы отличников фактически не изменились?

Это так. Разрыв баллов между слабыми и сильными абитуриентами сократился. Однако это почти не повлияло на их возможности поступить на выбранные специальности. Ребята с более высокими баллами прошли по конкурсу в первую очередь. А вот для абитуриентов со средней успеваемостью .


Я получила 91 балл за два неправильных ответа. Это 59 первичный баллов из 62. Мне кажется, что новая методика несправедлива по отношению к тем ученикам, которые хотят получить 85+ баллов. У тебя есть возможность написать ЦТ только на 91, 93, 98 и 100 баллов, других вариантов в промежутке 90−100 у тебя нет. Придётся сразу настраивать себя на сотку. Такая методика расстановки баллов несправедлива по отношению к тем, кто хочет получить высокий результат.

Валентина Щербакова, выпускница курсов подготовки к ЦТ в Адукар. Сдала ЦТ по биологии на 91 балл


Графики ранжирования баллов в зависимости от % выполненных заданий. М1 — старая система, которая мягко ранжирует слабых, неплохо — средних и жёстко — лучших учеников. М2 — новая система

Максимальный балл за РТ и ЦТ по русскому 80. Выходит, если я получу 40 первичных баллов, это будет 50 тестовых?

Нет, здесь не действует метод пропорции. Итоговый тестовый балл зависит от формулы, по которой первичный балл переводится в тестовый. Таблицу перевода можно посмотреть на сайте РИКЗ .

Зная тестовый балл РТ, ты можешь определить свое место в рейтинге абитуриентов прошлого года. Результат ты можешь сравнить с баллами абитуриентов прошлого года. Как это сделать, .

Будут ли ещё как-то модернизировать методику подсчёта баллов?

Многие абитуриенты и учителя . Существует проблема с высокой вероятностью угадывания правильного ответа. Также школьники с высокими баллами были недовольны маленьким разрывом баллов между успешными абитуриентами и теми, кто не готовился к ЦТ. В итоге средний балл ЦТ по всем предметам достиг 50 и проходные баллы в вузы на менее популярные специальности значительно выросли. Директор РИКЗ , которое позволит снизить вероятность угадать правильный ответ в заданиях ЦТ.

Правда ли, что можно решить 5 заданий из 30 и получить 50 баллов?

Такое может быть. На скриншотах ниже мы привели несколько примеров. Но обычно такие цифры можно увидеть только в математике и физике. В других предметах, где максимальный первичный балл выше, количество выполненных заданий и первичные баллы будут соотноситься иначе.


Можно ли как-то самостоятельно посчитать, сколько баллов ты смог бы получить по старой методике?

К сожалению, это невозможно. Для получения верного результата недостаёт множества переменных (в том числе значение весомости задания). .

Пороговые баллы в 2020 году подрастут? Когда они будут известны?

По словам директора РИКЗ Юрия Миксюка, . Какими они будут, абитуриенты узнают, скорее всего, весной.

В 2019 году проходные баллы в вузы сильно изменились. Будет ли такая же ситуация в 2020 году?

Как и прогнозировали, значительно изменились на непопулярные специальности. На специальностях с высокими проходными баллами (ближе к 400), кардинальных изменений не было. Во время вступительной кампании 2020 года можно не бояться.

ЦТ онлайн от Адукара считается по новой методике?

Тесты в по всем предметам считаются по новой методике. Выполнив экзамен, ты сможешь узнать приблизительный балл, на который ты можешь расчитывать на ЦТ в данный момент.

И наш совет напоследок: не зацикливайся на переживаниях о новой методике подсчёта баллов на ЦТ. Лучше сконцентрируйся на подготовке к вступительным экзаменам. Цель ЦТ осталась прежней — проверить, есть ли у тебя необходимая база знаний для дальнейшего обучения в университете. Мы уверены, что если ты серьёзно подойдёшь к подготовке к ЦТ, то сможешь набрать высокие баллы на тестах!

Если материал был для тебя полезен, не забудь поставить «мне нравится» в наших соцсетях

О ПРОВЕДЕНИИ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ТЕСТИРОВАНИЯ

Выдается ли бумага для рабочих записей (черновик)?

Во время проведения централизованного тестирования на всех экзаменах в учреждениях образования бумага для рабочих записей выдается абитуриентам в необходимом количестве.

Сможет ли пройти ЦТ десятиклассник?

Нет. Десятиклассник не имеет права участвовать в централизованном тестировании.

Можно ли пройти ЦТ без паспорта, предъявив нотариально заверенную копию?

Нет. На тестировании абитуриент должен иметь при себе оригинал документа, удостоверяющего личность (паспорт, вид на жительство, удостоверение беженца).

Можно ли выходить в туалет во время ЦТ?

Да. Вас проводят в туалетную комнату. Однако выход – это минус вашему времени, отведенному на тестирование.

Имеет ли право абитуриент делать замечания (в ходе централизованного тестирования) по содержанию тестов?

Замечания абитуриентов по содержанию педагогических тестов вносятся в протокол проведения централизованного тестирования в аудитории с указанием номера варианта педагогического теста, номера задания и содержания замечания (см. гл. 7, п. 58 Положения о ЦТ).

Вопросы абитуриентов по содержанию педагогических тестов в аудитории не рассматриваются.

На каком языке проводится централизованное тестирование по истории Беларуси?

Абитуриенты имеют право сдавать профильные вступительные испытания на белорусском или русском языке (по выбору).

Абитуриенты, не изучавшие историю Беларуси, могут сдавать испытание по всемирной истории новейшего времени, кроме профиля (направления) специальности “исторический” (п. 16, гл. 3 Правил приема в вузы).

Засчитываются ли полуправильные ответы по русскому языку?
Да. В ЦТ по русскому языку засчитываются как полностью правильные, так и наполовину правильные ответы. Это касается только (!) заданий из части «A».
За правильный ответ абитуриент получает 100 % балла, за полуправильный – 20 %.
Полуправильными считаются задания, где отмечен один лишний ответ или не отмечен один нужный.
Примеры:
Правильные ответы – 2,4. Абитуриент отметил 1,2,4. Это полуправильный ответ, т.к. в нем одна ошибка: отмечен один лишний ответ (1).
Правильные ответы – 1,2,4. Абитуриент отметил 1,4. Это полуправильный ответ, т.к. в нем одна ошибка: не отмечен один нужный ответ (2).
Правильные ответы – 1,2,4. Абитуриент отметил 2. Это неправильный ответ, т.к. в нем две ошибки: не отмечены два нужных ответа (1 и 4).
Правильные ответы – 1,2,4. Абитуриент отметил 1,3,4. Это неправильный ответ, т.к. в нем две ошибки: не отмечен нужный ответ (2) и отмечен лишний ответ (3).
Ответы на задания из части «B» бывают только правильными или неправильными. Если в ответе из части «B» допущена хотя бы одна ошибка (например, вместо А1Б2В3Г4 написано А2Б2В3Г4), такой ответ считается полностью неправильным. То же самое касается ответов с орфографическими ошибками (например, неправильное суфиксальный вместо правильного суффиксальный).

Как оценивается вопрос, на который можно дать более одного правильного варианта ответа? (1) в случае, если даны не все правильные варианты ответов; 2) если даны правильный и неправильный варианты ответов?)
Вы, наверное, имеете в виду частично правильные ответы, которые у нас используются в тестах по русскому и белорусскому языкам. Даже если вы не смогли определиться со всеми верными ответами по конкретному заданию, компьютерная программа их учитывает. Но вы получите оценку несколько ниже, чем если бы выбрали все правильные варианты ответов. То же и в случае, если вы выбрали правильный и неправильный ответы.

Как рассчитываются баллы на ЦТ по русскому языку?
Каждое задание имеет коэффициент сложности. Этот коэффициент определяется не составителями теста, а абитуриентами. Если с заданием справились многие абитуриенты, у него низкий коэффициент сложности, и наоборот, высокий коэффициент сложности у заданий, которые удалось верно сделать лишь небольшому количеству абитуриентов.
Следовательно, у людей с равным количеством правильно выполненных заданий могут быть разные баллы. Если человек ошибся в простых заданиях, но правильно выполнил сложные, он получает больше баллов.

Если при ответе в части Б ответ дан с орфографической ошибкой, будет ли он засчитан?
Нет. Ответ (слово или словосочетание) дается в форме (род, число, падеж), определяемой условием тестового задания, и на языке, избранном для сдачи экзамена. Орфографические ошибки в ответе недопустимы.

Похожие публикации