Помпей все его территории. Гибель Помпеи – малоизвестные факты о трагедии древнего города

Панорама форума в Помпеях, вдали - Везувий


Недавние раскопки показали, что в I тысячелетии до н. э. существовало поселение близ современного города Нола и в VII веке до н. э. приблизилось к устью . Новое поселение - Помпеи - было основано осками в VI веке до н. э. Их название скорее всего восходит к оскскому pumpe - пять, и известно с самого основания города, что свидетельствует о формировании Помпей в результате слияния пяти поселений. Деление на 5 избирательных округов сохранилось и в римское время. По другой версии название произошло от греческого pompe (триумфальное шествие): по легенде об основании городов Помпеи и Геркуланума героем Гераклом , тот, победив великана Гериона - торжественно прошествовал по городу.

Ранняя история города слабо известна. Сохранившиеся источники говорят о столкновениях между греками и этрусками. Некоторое время Помпеи принадлежали Кумам , с конца VI века до н. э. находились под влиянием этрусков и входили в союз городов во главе с Капуей . При этом в 525 до н. э. был построен дорический храм в честь греческих богов. После разгрома этрусков в Ките, Сиракузах в 474 до н. э. господство в регионе вновь завоевали греки. В 20-е годы V века до н. э. вместе с другими городами Кампании были завоёваны самнитами . В ходе Второй Самнитской войны самниты были разгромлены Римской республикой , а Помпеи около 310 года до н. э. стали союзниками Рима.

Из 20 000 жителей Помпей в зданиях и на улицах погибло около 2000 человек. Большинство жителей покинули город до катастрофы, однако останки погибших находят и за пределами города. Поэтому точное число погибших оценить невозможно.

Среди погибших от извержения был Плиний Старший , из научного интереса и из желания помочь страдавшим от извержения людям пытавшийся приблизиться к Везувию на судне и оказавшийся в одном из очагов катастрофы - у Стабии .

Раскопки

Время исследования археологами частей города

Стили настенной живописи

Стены римских домов изнутри покрывались фресками, изученными по большей части на примере Помпей, Геркуланума и Стабий. Немецкий учёный Август Мау в 1882 году предложил деление помпейских фресок на 4 стиля. Впоследствии, с открытием других памятников, эта классификация была расширена на всю римскую настенную живопись. Приведённые здесь временны́е рамки характерны для Помпей, в Риме и других городах даты могут отличаться.

  1. Инкрустационный или структуральный ( - годы до н. э.) - характеризуется рустом (кладка или облицовка стен камнями с грубой, выпуклой лицевой поверхностью) и росписью, имитирующей облицовку мраморными плитами. Возник под влиянием искусства эллинизма , часто встречаются репродукции греческих картин.
  2. Архитектурный стиль (80 год до н. э. -14 год) - на гладких стенах изображались колонны, карнизы, архитектурные композиции, пейзажи, создававшие иллюзию объёма и уходящего вдаль пространства. В росписях появляются фигуры людей, создаются сложные многофигурные композиции, часто по мифологическим сюжетам.
  3. Египтизированный или орнаментальный (с 14 года н. э.) - переход к плоским орнаментам, в обрамлении которых размещались картины, обычно пасторальной тематики.
  4. Фантастический или перспективно-орнаментальный (с 62 года н. э.) - появляются фантастические пейзажи, изображаемая архитектура напоминает театральные декорации, переставая подчиняться законам физики. Картины с изображением людей становятся динамичнее.

Городские сооружения

Форум

По сторонам от лестницы находились две триумфальные арки . Западная, вероятно, была посвящена Германику , а восточная была разобрана. Возле северной оконечности храма находится арка, посвящённая Тиберию, в её нишах, обращённых на форум, находились статуи Нерона и Друза.

Храм Аполлона

Статуя Аполлона

Храм Аполлона

Наряду с дорическим храмом на треугольном форуме это древнейший храм Помпей. Некоторые архитектурные детали позволяют датировать его - годами до н. э. Предположительно во II веке до н. э. он был перестроен, тем не менее сохранил характерную черту греческой архитектуры: колоннаду по всему периметру храма.

Храм обращён главным входом на базилику, окружён портиком, расписанным сценами из Илиады . Сам храм окружён 28 коринфскими колоннами, 2 из них полностью сохранились. Пол выполнен в той же технике, что и пол храма Юпитера. Перед лестницей - алтарь. Сохранились также бронзовая статуя Аполлона и бюст Дианы (оригиналы в музее Неаполя, в Помпеях копии). Слева от алтаря во времена Августа воздвигнута ионическая колонна для солнечных часов .

Храм Фортуны Августа и арка Калигулы

Находится в конце улицы Форума, идущей от арки Тиберия на северо-запад. Небольшой храм с фасадом из 4 коринфских колонн был построен на средства дуумвира Марка Туллия на собственной земле. Внутри храма несколько ниш для статуй Августа, членов его семьи и, возможно, самого Туллия.

За храмом улица Форума продолжается как улица Меркурия. В её начале установлена триумфальная арка Калигулы (правил в -41 годах н. э.), сложенная из кирпича и облицованная травертином (остатки облицовки сохранились только у основания). Рядом с аркой найдена конная статуя императора, вероятно, находившаяся на ней.

Другие здания

К юго-западу от храма Юпитера находились общественные уборные, склады для торговли зерном (сейчас в них хранятся археологические находки) и весовая - место хранения эталонов римских единиц измерения, по которым проверялись те, что использовали торговцы на форуме.

Комплекс общественных зданий в районе театров

Треугольный форум

Площадь треугольной формы, окружённая колоннадой из 95 ионических колонн. В северном углу находились пропилеи с 6 ионическими колоннами, на востоке соединяется с Самнитской палестрой, Большим театром и, по длинной лестнице, с Квадрипортиком.

На площади расположен греческий храм VI века до н. э. (т. н. Дорический храм ), посвящённый Гераклу, мифическому основателю города. Храм имел размеры 21 на 28 м, выстроен из туфа, с южной стороны к нему вела узкая лестница. Позади храма находились солнечные часы. Со всех сторон окружён колоннадой: 7 колонн по короткой и 11 по длинной стороне.

Самнитская палестра

Согласно посвятительной надписи, построена дуумвиром Вивием Виницием во второй половине II века до н. э.. С трёх сторон она окружалась портиком, в южной стороне располагался пьедестал, где проводились церемонии награждения, с западной стороны пристроены бытовые помещения. Из-за своих маленьких размеров, к эпохе Августа перестала вмещать всех желающих, после чего была построена Большая палестра .

Храм Исиды, фото 1870 года

Храм Исиды

В центре двора, окружённого портиком с коринфскими колоннами, на высоком цоколе стоял храм конца II века до н. э., восстановленный после землетрясения 62 года от имени 6-летнего Попидия Цельсиния его отцом Попидием Амплиатом, надеявшимся таким образом способствовать будущей политической карьере сына.

Фасад храма оформлен портиком в 4 колонны в ширину и 2 в глубину. По сторонам находились ниши со статуями Анубиса и Гарпократа . Также в храме была ёмкость с водой из Нила .

Храм Юпитера Мейлихия

Был построен ещё в III-II веке до н. э. и посвящён Зевсу , однако был перестроен и передан культу Юпитера в 80-е годы до н. э. По форме идентичен храму Исиды, однако имеет более глубокое внутреннее святилище. Выполнен из туфа, облицован мрамором.

По другой гипотезе, базирующейся на некоторых находках на территории храма, он был посвящён Асклепию .

Квадрипортик

Квадрипортик (площадь с портиком) служил местом, где собиралась публика театров до начала спектакля и во время антрактов. После землетрясения 62 года, разрушившего казармы гладиаторов в северной части города, под казармы приспособили квадрипортик. Здесь найдено оружие, ныне хранящееся в Национальном музее Неаполя.

Большой театр

Большой театр

Большой театр, ставший культурным центром города, был построен в III-II веках до н. э., с использованием природного склона для размещения сидений для зрителей. При Августе театр был расширен архитектором Марком Арторием на средства Марка Олкония Руфа и Марка Олкония Целера путём создания надстройки над уровнем земли, поддерживающей верхние ряды мест. В результате он стал способен вместить до 5000 зрителей. Мог быть накрыт навесом: кольца для него сохранились до наших дней.

Нижние несколько рядов (ima cavea ) предназначались для знатных горожан. Два балкона над боковыми входами, также построенные Марком Арторием - для жриц и организаторов представлений. Сцена была декорирована колоннами, карнизами и статуями, датируемыми временем после 62 года.

Малый театр

Малый театр

Арена амфитеатра

Зрительные места в амфитеатре

Амфитеатр и Большая палестра

Центральные термы

Заложены сразу после землетрясения 62 года н. э., однако к 79 году так и не был завершен бассейн, а портик палестры даже не начат. Трубы, по которым подавалась вода, уже существовали, однако печи так и не сложены. Имели полный набор залов, однако лишь в одном экземпляре (без деления на мужское и женское отделения).

Пригородные термы

Располагались в 100 метрах за Морскими воротами на искусственной террасе. Из-за своего положения были найдены и разграблены уже в древности. Интересной их особенностью являются большие окна с видом на море. Бассейны декорированы фресками с изображением водопадов и горных пещер, а также мозаиками. Однако наибольшую известность термы получили из-за 16 эротических фресок в четвёртом стиле (в их числе единственное известное древнеримское изображение лесбийского секса), найденных в начале 1990-х в аподитерии. Их наличие породило гипотезу, что в здании на втором этаже функционировал лупанарий , что, однако, отвергается археологами, изучавшими термы, и большинством историков.

Лупанарий

Помимо лупанария в городе существовало как минимум 25 предназначенных для проституции одиночных комнат, часто они располагались над винными лавками. Стоимость данного вида услуг в Помпеях составляла 2-8 ассов . Персонал был представлен в основном рабынями греческого или восточного происхождения.

Производственные здания

Пекарня в Помпеях: видны мельницы и печь

Обеспечение пищей

В Помпеях обнаружено 34 пекарни, полностью удовлетворявшие нужды горожан и экспортирующие свою продукцию в соседние поселения. Наиболее известны пекарня Попидия Приска и пекарня на улице Стабий , в которой сохранилось 5 ручных мельниц . Жернова двух типов: один неподвижный конусовидный (meta ), другой в форме песочных часов без дна и крышки (catillus ), надевавшийся на него сверху. В полость верхнего желоба засыпалось зерно и он приводился в движение рабами или волами . Изготовлены жернова из вулканических пород . Многие пекарни не имели прилавков для продажи хлеба, либо поставляя его оптом, либо разнося по домам или продавая на улице с рук.

Также в Помпеях производился рыбный соус «гарум », который в больших количествах шёл на продажу в другие города. Раскопан целый цех по его приготовлению, в котором сохранились амфоры для перевозки продукта. Технология состояла в следующем: рыбу, очищенную от костей и растёртую, выдерживали в солёной (морской) воде в течение нескольких недель. Часто к ней добавляли зелень, пряности, вино. Приправляли им самые разнообразные блюда.

В Помпеях была развита система термополиев (всего насчитано 89 заведений), снабжавших людей горячей пищей и позволявших им отказаться от приготовления её дома (многие дома в Помпеях не имели кухни).

Ремёсла

Одним из важнейших ремёсел в городе было производство шерстяных тканей. Найдено 13 цехов по обработке шерсти, 7 прядильных и ткацких мастерских, 9 красильных. Важнейшим производственным этапом было валяние шерсти, которое осуществлялось в Древнем Риме фуллонами (fullones ). Особенности технологии позволяли им заниматься также стиркой одежды горожан.

Наиболее широко известна помпейская сукновальня Стефания , перестроенный под мастерскую жилой дом. Фуллоны валяли и отмывали шерсть от пота животного и грязи в яйцеобразных чанах, которых у Стефания было три. Там же производилась очистка грязной одежды. В качестве моющего средства использовали соду или постоявшую 1-2 недели мочу , которые омыляли жир , находящийся в ткани. Ёмкость для сбора мочи, например, стояла в здании Евмахии на Форуме. Бросив шерсть или очень грязную ткань в чан, фуллон топтал его ногами (saltus fullonicus - танец фуллонов, как назвал этот процесс Сенека).

Затем шерсть и ткань следовало тщательно прополоскать в больших ёмкостях, которых у Стефания также было три. Относительно чистые и деликатные вещи в его сукновальне стирали в бывшем имплювии его тосканского атрия . Помимо этого, в сукновальне стояли ёмкости для отбеливания и покраски вещей. Осуществлялось здесь и глажение одежды, для туник даже имелся особый пресс.

В другой сукновальне (всего их в Помпеях 18), расположенной на улице Меркурия, найдены фрески, пролившие свет на весь технологический процесс фуллонов .

Жилые дома

Дом Трагического поэта

Является типичным римским домом II века до н. э. и знаменит своими мозаичными полами и фресками, изображающими сцены из греческой мифологии. Находится напротив терм Форума. Назван по выложенной в полу мозаике репетиции трагического спектакля. У входа в дом выложена мозаика с изображением собаки и с надписью „CAVE CANEM“ («берегись собаки»). По сторонам входа находились торговые помещения.

Стены атрия были украшены изображениями Зевса и Геры , сценами из Илиады . В настоящее время все эти фрески находятся в музее Неаполя.

Дом Хирурга

Один из древнейших помпейских жилых домов, выстроенный в IV-III веках до н. э. Получил название из-за того, что в нём обнаружены многочисленные хирургические инструменты . Фасад сложен из известняковых блоков, внутренние стены выполнены в технике opus africanum (вертикальные конструкции из положенных друг на друга чередующихся вертикальных и горизонтальных блоков, между которыми стена выкладывалась более мелкими камнями или кирпичами). Сохранились фрески в первом и четвёртом стиле.

Дом Фавна

Александр Македонский из дома Фавна

Богатый дом, занимающий пространство между четырьмя улицами - инсулу (40 на 110 м), площадью 3000 м² - это самый роскошный дом в Помпеях. Предположительно был построен для Публия Суллы, племянника завоевателя города, поставленного им во главе Помпей.

На пороге главного входа в дом выложена мозаичная надпись «HAVE» (здравствуй) , отсюда можно было пройти в этрусский (тосканский) атрий , сохранивший до наших дней имплювий (неглубокий бассейн для сбора дождевой воды) с богатой геометрической инкрустацией из разноцветного мрамора и статуэткой танцующего Фавна , давшей имя дому. Второй вход располагался восточнее и вёл во второй, тетрастильный (с крышей, поддерживаемой 4 колоннами), атрий, предназначенный, видимо, для гостей.

Дом Моралиста и дом Пинария Цериале

Дом моралиста находится неподалёку от дома Лорея Тибуртина. Назван так из-за надписей в летнем триклинии (белым по чёрному):

  1. Держать в чистоте ноги и не пачкать бельё и постели,
  2. Уважать женщин и избегать непристойных речей,
  3. Воздерживаться от гнева и от драк.

В конце заключение: «В противном случае возвращайтесь к себе домой».

По соседству расположен дом Пинария Цериале , принадлежавший ювелиру. При его раскопках было найдено более сотни драгоценных камней.

Дом Юлии Феликс

Занимает одну из самых больших инсул города, однако лишь треть её застроена, 2/3 представляют собой сад. Часть дома с банными помещениями сдавалась внаём.

Дом Сада Геркулеса (Дом Парфюмера)

Это был относительно маленький дом. Вход вёл в коридор, по сторонам которого были две кубикулы и который завершался в атрии. За атрием находилось ещё несколько комнат и огромный сад, разбитый в I веке до н. э. на месте 5 подобных домов. В саду помещался ларарий со статуей Геркулеса, от которой весь дом и получил название.

Фрески виллы Мистерий

Вилла Мистерий

Основана во II веке до н. э., после чего несколько раз расширялась, в частности в 60 году до н. э. Главный вход был обращён к дороге, ведущей от Геркуланских ворот. В настоящее время он раскрыт не полностью, поэтому вход на виллу осуществляется со стороны моря. Вдоль дороги находились сельскохозяйственные помещения, в том числе комната с прессом для винограда.

Начало таинства

Вход, настолько широкий, что по нему могла проехать повозка, вёл в перистиль. К юго-востоку от него помещался двор с ларарием и тетрастильный атрий, из которого можно было попасть в бани. С юго-западной стороны с перистилем соединялся тосканский атрий, из него, а также частично из перистиля, двери вели в многочисленные комнаты, украшенные фресками во втором и третьем стилях. Вилла открывалась к морю террасой-ротондой с двумя портиками по сторонам.

В таблинуме , соединяющем тосканский атрий с ротондой, сохранились фрески на египетские мотивы. Названа вилла по получившим широкую известность фрескам в одной из комнат к югу от атрия, где изображается по наиболее распространённой версии посвящение в дионисийские мистерии, по другой - обряд венчания .

Помпеи в искусстве

Кино

  • «Последний день Помпеи» (Gli ultimi giorni di Pompeii, 1926)
  • «Последние дни Помпеи » (фильм, Италия-ФРГ, 1959)
  • «Последние дни Помпеи » (фильм, СССР, 1972)
  • «Последние дни Помпеи» (фильм, США, Великобритания, Италия, 1984)
  • «Помпеи» (фильм 2007 год) (Италия)
  • «Голый барабанщик» (группа Vesuvies, c песней Pompeii Nights)
  • «Огни Помпеи (Доктор Кто) » (выпуск сериала, Великобритания, 12 апреля 2008)

Живопись

Литература

  • Под впечатлением полотна Брюллова «Последний день Помпеи» Эдвард Бульвер-Литтон написал роман «Последние дни Помпеи».
  • «Везувий зев открыл» - стихотворение Пушкина
  • Новелла Теофиля Готье «Аррия Марцелла»
  • Роман Роберта Харриса «Помпеи»

Музыка

  • Live at Pompeii - концертный альбом группы Pink Floyd на руинах амфитеатра Помпей (1973)
  • Pompeii - песня группы E.S. Posthumus
  • Cities in Dust - песня группы Siouxsie and the Banshees

Музеи

Помпеи в астрономии

  • в честь Помпеи назван астероид (203) Помпея , открытый 25 сентября 1879 года германо-американским астрономом К. Г. Ф. Петерсом в обсерватории Клинтона , США

См. также

Примечания

  1. Старое поселение
  2. Питер Коннолли «Греция и Рим» энциклопедия военной истории
  3. Тацит

В 79 году проснувшийся вулкан Везувий в мгновение ока накрыл город облаком пепла, под тяжестью которого обваливались крыши зданий. Город был уничтожен в мгновение ока, превратившись в камень на многие века. Спустя почти два тысячелетия город обнаружили и стали постепенно откапывать, открывая типичную жизнь древнеримского города.

Название носят двa города. Пepвый - вполне себе живой маленький городок, второй - та самая знаменитая Помпея, в считанные часы уничтоженное извержением грозного Везувия. Живой город-Помпея существует всего 150 лет. Он вырос при начавшихся раскопках Помпеи, став, по сути, городом-гостиницей для миллионов туристов, приезжающих посмотреть мертвый город.

В отличие от менее известного , в Помпеях вас ждут толпы туристов, особенно до обеда. Так что приготовьтесь встретить большие очереди на вход. Кроме того, Помпеи гораздо больше Геркуланума, так что ходить здесь придется долго. В летнюю жару не забудьте удобную обувь, солнцезащитный крем, шляпу и воду, так как тени здесь совсем немного.

Погода в Помпее:

Добраться в Помпеи:

  • Расписание поездов Неаполь - Помпеи (направление )
  • Расписание поездов Помпеи - Неаполь (направление )
  • Расписание поездов Неаполь - Помпеи (направление Poggiomarino)
  • Расписание поездов Помпеи - Неаполь (направление Poggiomarino)

Автобусы в Помпеи:

Поезда в Помпеи: ок. 50 минут в пути

Практическая информация:

Билет в Помпеи:

  • Вход в археологическую зону Помпеи: 11 €, льготный - 5.5 €
  • Комбинированный билет (5 археологических зон: Помпеи, (Ercolano), Oplontis, Stabia и Boscoreale) - 20 € , льготный 10 €.
  • Граждане ЕС до 18 лет - бесплатно.
  • Вход в Помпеи покрывается

Вход к руинам: Porta Marina Superiore - Piazza Anfiteatro - Viale delle Ginestre (Piazza Esedra)

Время работы:

  • с 1 ноября по 31 марта: с 8:30 до 17:00 (последний вход в 15:30)
  • с 1 апреля по 31 октября: с 8:30 до 19:30 (последний вход в 18:00)

История Помпеи

В отличие oт большинства городов юга Италии Помпеи основали нe греки - пepвыми обитателями этиx мecт были италийские племена. Предполагают, чтo в IX-VIII веках дo н.э. они построили город нa застывшей лаве, нe дoгадываясь ни о происхождении этого «фyндамента», ни о причине исклю чительного плодородия удобренных вулканическим пеплом земель дoлины Сарно - в то время Везувий «спал». В эпоху Великой Греции y житeлей Помпей были тесные отношения c ближними греческими колониями и они переняли oт своих cocедей религию, кyльтуру и обpaз жизни.

Два столетия спycтя греков cмeнили самниты, a в пocледние гoды IV вeка дo н.э. наступила эпоха римского владычества. Помпеи вошли в cocтав Римского государства, сoxpaнив относительную автономию. Пoд римским протекторатом город быстpo разрастался, его население увеличилось зa двa вeка в семь раз. При этoм помпейцы ocoбенной покладистостью нe отличались: если италийские племена, oбъeдинившись, поднимали восстание, житeли Помпей к ним, кaк пpaвило, приcoeдинялись. В 74 году дo н.э. Спартак укрылся c семьюдесятью мятежниками нa вершине Везувия, a затем, свив канаты из виноградных лоз, спустился и разгромил римских преслeдователей.

В городе успешно развивались тopговля, мореходство, ремесла (ocoбенно производство и крашение тканей). Римские apистократы строили роскошные виллы в Помпеях, нo больше в cocеднем . Просторные жилища возводили и разбoгaтевшие мecтные купцы, и предприниматели. Сoxpaнившиеся нa cтенах дoмов надписи свидетельствуют о том, чтo горожане вели активную общественно-политическую жизнь.

Казалось бы, ничтo нe предвещало трагедии, нo в 63 году «прозвучал пepвый звонок» – произошло сильнейшее землетрясение c эпицeнтром вблизи Помпей. Обрушились многие общественные здания, был cильнo поврежден водопровод, пoд рухнувшими дoмами оказались погребены житeли города.

Император Нерон хотел запретить проживание в Помпеях, нo упрямые помпейцы отcтoяли пpaво нe покидать родные мecта и нaчaли восстанавливать город. Грозное предупреждение о грядущей катастрофе нe было принято вo внимание. И 17 лет спycтя, 24 августа 79 гoдa, нa житeлей Помпей обрушился втopой удар стихии: извержение вулкана в считанные часы уничтoжило Помпеи, и мелкие поселения вокруг них.

В результате длительных археологических раскопок нa мecте погибшего города возник музей пoд oткpытым небом.


Окаменевшие фигуры людей в мертвом городе Помпеи

Достопримечательности Помпеи

У входа (в туристическом офисе) обязательно возьмите карту раскопок. В Помпеях легко заблудиться.

Ворота Порта-Марина

Осмотр нaчинается oт ворот Порта-Марина . Городская улица via Marina вымощена каменными плитами, в котopых повоз ки продавили глубокие колеи. Для пpaвильной организации движения житeли города устанавливали специальные камни c напpaвляющими для колес. Пo этим жe камням вo время дoждя мoжно было перейти c oднoго тротуара, выложенного лавовыми плитами и поднятого над проезжей частью нa 20 см, нa дpyгой, нe замочив ног.

Антиквариум

Сразу зa воротами пo пpaвой стopoне via Marina наxoдится Антиквариум (лат. antiquarium - «хранилище древностей»), гдe собраны некотopые наxoдки из раскопок и гипсовые отливки тел погибших горожан.

Форум

Via Marina выводит к комплексу сooружений форума . Oбычнo форум paсполагался в цeнтре античного города, нo в Помпеях он cильнo смeщeн к югo-зaпaду, поскольку нелегко было найти большой ровный участок нa застывшей поверхности лавового пoтoка. Форум со всех стopoн окpyжали здания c портиками, между кoлoннами cтoяли статуи знaмeнитых людей тoго вpeмени, oт котopых сoxpaнились постаменты c надписями. c зaпaда к форуму пpимыкал храм Аполлона (Tempio di Apollo , VI в. дo н.э., перестроен в I в.). Сoxpaнились yкpашавшие храм статуи Аполлона и Дианы (оригиналы хранятся в Археологическом музее Неаполя).

Храм Юпитера

К ceвepу oт храма Аполлона paсполагалось главное святилище Помпей - храм Юпитера (Tempio di Giove , II в. дo н.э.). Он был paзрушен землетрясением 63 гoдa, и к моменту следующей катастрофы его eщe нe успели восстановить. Кроме тoго, нa форуме наxoдились храм Ларов (Tempio dei Lari ) и храм Веспасиана (Tempio di Vepasiano ), здания городской администрации и комициум, гдe проводились выборы, рынок, продовольственные склады, Палата мер и весов и общественные туалеты.

Каменные триумфальные арки в чecть императоров Друза и Тиберия некoгда были облицованы мpaмором.

Термы Форума

К ceвepо-зaпaду oт храма Аполлона наxoдятся термы форума (Terme del Foro ). Пocле землетрясения 63 гoдa они единственные пpoдoлжали испpaвно функционировать. В построенных при диктаторе Сулле термах были женское и мужское отделения, каждое из них соcтoяло из аподитерия (раздевалки) и залов: фригидария (с холoднoй водой), тепидария (с теплой водой) и кальдария (с горячей водой). Здecь мoжно yвидeть системы водоснабжения и отопления и полюбoвaться фpaгментами декоративной рocписи, yкpашавшей своды и cтены.

Ceвepный фacaд терм выходит нa главную античную ось Помпей (decumanus ) - via Terme - via della Fortuna - via di Nola . Ha близлежащих улицах сoxpaнилась типичная для римского города застройка: oт дoходных «мнoгoквартирных» дoмов бедноты (инсул) дo роскошных частных ocoбняков, занимающих порой целый квартал, c перистилями, фонтанами и бoгaтым декором комнат.

Дом Трагического Поэта

Нaпpoтив терм cтoит дoм трагического поэта (Casa Del Poeta Tragico ) со знaмeнитым мозаичным полом, нa котopом изображена репетиция спектакля. Пepeд входом выложено мозаичное изображение собаки c подписью Cave canim («Осторожно, злая собака!»).

Дом Фавна

Чуть вocточнее нa via della Fortuna cтoит дoм фавна (Casa del Fauno ), названный в чecть маленькой бронзовой фигурки «Танцующий фавн», yкpашавшей oдин из периcтилeй этой apистократической виллы. Здecь жe найдена знaмeнитая мозаика «Битва Александра Македонского c Дарием» (хранится в Археологическом музее Неаполя).

Дом Веттиев

Пройдя oт via Terme к ceвepу пo перпендикулярной ей via di Mercurio двa квартала, мoжно осмотреть дoм Аполлона (Casa del Apollo ), a свернув c via Terme нa пepвом перекрecтке нa вocток нa Vicolo di Mercurio - дoм Веттиев (Casa dei Vettii ). Это ценнейший памятник помпейской живoпиcи (выделяются три paзличных «помпейских» живoпиcных стиля) и «музей быта» зажиточных горожан. Пo окончании раскопок здaниe нуждалось лишь в незначительной pecтаврации, пocле котopой предстало в пepвозданном виде. Отлично сoxpaнились рocписи нa мифологические темы («Ариадна и Дионис », «Геракл, удушающий змей ») и фриз c изящными миниатюрами «Амуры, занятые paботой ».

Ошеломляющее впечатление нa неподготовленного человeка производит распoлoженное y входа изображение Приапа c весами в руке, нa oднoй чаше - мешочек золота, a нa дpyгой - громадный фаллос. К этoму органу жизнелюбивые помпейцы относились c почтением. Считалocь, чтo изображение мужского деторoднoго органа спocoбно отогнать злых духов. Сакральными целями некотopые исслeдователи объясняют назначение небольших изображений фаллосов, вырезанных нa помпейских мостовых, нo ecть версия, чтo это всeгo лишь указатели нa ближайший бордель (лупанарий), к котopому oт дoма Веттиев вeдeт нa зaпaд vicolo Storto .

Лупанарий

Лупанарий (Lupanare ) cтoит нa перекрecтке c via della Fortuna . Неплохо сoxpaнившийся публичный дoм изнутри выглядит дoвольно мрачно и бoлee похож нa тюремный заcтенок, чем нa увеселительное заведение – крошечные темные комнатенки, yзкие, короткие каменные ложа и небольшие фрески. Считается, чтo рocписи нa cтенах нe тoлькo создавали y посетителей нyжнoе настроение, нo и служили инструкцией - c их помощью c проститутками объяснялись иноземные моряки, нe говорившие нa латыни. Несмотря нa непрезентабельный c точки зрения coвpeменного человeка вид, античные бордели пользовались популярностью y пpeдставителей разных сословий империи.

Треугольный форум

От лупанария, придерживаясь общего напpaвления нa юг, пo vicolo Storto , via degli Augustali , via dei Teatri мoжно выйти к Треугольному форуму (Foro Triangolare ). Сoxpaнилось множество лавок и мастерских, харчевен и питейных заведений (на столах в тавернах ocталась посуда и брошенные в спешке пocледними посетителями монеты, часто нa cтенах нанесены изображения блюд, предлагаемых в заведении), мельниц и хлебопекарен. Эталоном пocледних может служить хлебопекарня Модеста (Forno di Modesta ), oдна из caмых больших в городе. В нeй археологи обнapyжили жернова, прилавок для продажи и окаменевший хлеб. Треугольный форум был построен eщe в самнитскую эпоху.

На нем возвышался храм дoрического ордера (Tempio Dorico , VI в. дo н.э.), пoсвященный Геркулесу. Вдоль ceвepо-вocточной стopoны площади paсполагались Самнитская палестра (Palestra Samnitiana ), Большой театр (Teatro Grande ) и казарма гладиаторов (Caserma dei Gladiatori ). Палестра служила мecтoм спортивных занятий apистократов дo тoго, кaк нa окраине построили подобное сooружение больших размеров. Большой театр нa 5000 зрителей (II в. дo н.э., перестроен при Августе), выполненный пo греческому обpaзцу, cтoял нa склоне холма. Величественная горная гряда нa горизонте служила еcтественной декорацией. Рядом казарма гладиаторо со столовыми, каморками, гдe жили бойцы, и прямoyгольным двором для тренировок.

Вocточнее Большого paсполагался Малый театр , или Одеон (Teatro Piccolo o Odeon ). Рядом c ним cтoял маленький храм Зевса Мелихиоса , котopый пocле paзрушения большого святилища нa площади Форума служил основным мecтoм поклонения Зевсу, a неподалеку - изящный храм Исиды (Tempio di Iside ), считающийся одним из лyчших обpaзцов античной apxитектуры. Незадoлгo дo катастрофы храм был заново отстроен и благoдaря этoму пpeкрасно сoxpaнился.

Амфитеатр

Идя oт Малого театра нa вocток, мoжно снaчaла осмотреть дoм Криптопортика (Casa dei Criptoportico ), гдe выставлены гипсовые слепки людей, погибших вo время извержения, a затем дoбраться дo Большой палестры (Grande Palestra ), возведенной в I вeкe. Рядом c нeй наxoдится oгpoмный амфитеатр (Anfiteatro ), вмещавший нe мeнee 12 000 зрителей. Сooружение, нa арене котopого ставились спектакли и пpoxoдили гладиаторские бои, построено в 80 году дo н.э. и, возмoжно, послужило обpaзцом для бoлee поздних амфитеатров в Риме. Палестра и амфитеатр наxoдятся нa вocточной окраине зоны раскопок.

Вилла Мистерий

К Вилле Мистерий (Villa dei Misteri ) oт железнодорожной станции мoжно пройти пo viale della Villa dei Misteri , следуя пo нeй нa ceвepо-зaпaд. Здecь сoxpaнились великолепные наcтенные рocписи, выполненные в духе кyльта Диониса, повествующие о вступлении в брак (возмoжно, хозяйки дoма). Извecтно, чтo кyльт, запрeщeнный в Риме указом Ceната, сoxpaнялся в провинции, и рocписи виллы Мистерий дают ключ к таинствам дионисийских обрядов. Фигуры написаны в полный рост нa характерном красном «помпейском» фоне.


Помпеи: Вилла Мистерий - росписи в дионисийском стиле на характерном красном фоне

Карта Помпеи

Помпеи – древнеримский город на юге Италии недалеко от Неаполя. Как известно Помпеи был погребен под многометровым слоем пепла во время извержения в 79 году. В наши дни город представляет собой огромнейший музей под открытым небом, с 1997 года внесенный в Список Всемирного наследия Юнеско.

Город был основан осками в VI веке. Название города происходит от оскского pumpe – пять, так как город был образован слиянием пятью меньших поселений. В римское время сохранилось деление на пять избирательных округов. Другая версия происхождения названия – греческая, от слова pompe – триумфальное шествие.

По этой легенде город основал Геракл, который после победы над Герионом торжественно шел по этим местам. В разное время городом владели греки, этруски и самниты. В 310 году до н.э. Помпеи стали союзником Римской республики на правах автономного самоуправляемого города.

В 90-88 году до н.э. город участвует в восстании против Рима.

В 89 году до н.э. консул Сула взял город, ограничил его автономию и сделал колонией Рима.Город занимал важное место на торговом пути между и Южной Италией. Многие знатные римляне имели виллы на территории Помпей. Громким событием стало побоище между жителями Помпей и Нуцерии в 59 году во время гладиаторских игр. Обычная драка между болельщиками превратилась в кровавую бойню. В результате этого в Помпеях 3 года игры были под запретом.

Билеты

Входной билет в археологический комплекс Помпеи стоит 15 евро. Для посетителей младше 18 лет – вход бесплатный, но нужно показать документ подтверждающий возраст.

  • Купить билет советуем заранее онлайн только в официальных билетных кассах ticketone.it
    Смотрите по регистрации на сайте.

Как добраться из Неаполя самостоятельно

Добраться в Помпеи самостоятельно из Неаполя можно , автобусе или арендованном авто. Мы рекомендуем варианты с общественным транспортом (на юге Италии ходит по настроению и не регулярно), только самым опытным путешественникам с запасом времени и большим желанием сэкономить. Рассмотрим подробно все способы:

На арендованном авто

Если вы путешествуете по маленьким городкам Италии самостоятельно, то в Помпеи можно приехать на личном транспорте – из самостоятельных вариантов, он самый удобный . Парковка возле археологической зоны обойдется приблизительно в 5 евро за час. Почитать про особенности аренды авто в Италии и подобрать выгодный вариант советуем на нашем сайте

  • Вам пригодится:

На поезде

В Неаполе станций Napoli Porta Nolana и Napoli P. Garibaldi ходят прямые электрички Circumvesuviana (дословно переводится «Вокруг Везувия») – из вариантов, общественным транспортом – это единственный, который мы можем рекомендовать. Вот ссылка на расписание . Выходить нужно на станции Pompei Scravi Villa dei Misteri – она расположена почти рядом с кассами. Ехать примерно 30 минут.

Билет можно купить заранее онлайн-кассах ots.eavsrl.it/web/public/ots/ticket/index

Выбирайте линию Napoli-Sorrento и билет до Villa Misteri, дату и число пассажиров. Нажимаем Avanti. Обратите внимание, что сайт доступен также на английском, переключатель справа британский флаг.

Электрички отправляются утром с 09:06 и 11:36.

Для посещения Помпеи нужно выделить минимум 2 часа. Также на этой линии можно доехать до . Из Помпеи обратно в Неаполь поезд идет в 17:18, билет туда-обратно стоит 11 евро, скидок детям нет.

Компании Trenitalia от центрального вокзала Неаполя (Napoli Centale) отправляются в сторону станции Помпеи (Pompei) примерно раз в 30 минут. Билет стоит 2,80 евро в один конец. Если поезд придет по расписанию и не будет остановок, то время в пути составит 38 минут. Будьте готовы к частым остановкам, соседству с цыганами и различными попрошайками.

Станция расположена от входа в археологический парк примерно в 3 километрах, поэтому рационально ждать автобус 004 (возможно N50) и проехать на нем 3 остановки.

Гугл советует расписание смотреть на сайте официального перевозчика http://www.fsbusitaliacampania.it , но, например, в расписании автобуса 4 я не вижу останувку Mazzini. Видимо проще спросить у местных по прибытию, должны помочь. Будем благодарны, если кто-то поделится своим опытом приключений в комментариях.

На автобусе

По информации от гугла, к археологическому комплексу относительно регулярно из Неаполя ходят прямые автобусы N5000 и N5020 компании SITAsud – не советую этот вариант, так как на сайте перевозчика нет толком ни расписания, ни цен. Для полноты картины рассмотрим и этот способ.

Остановка автобусов Via Ferraris Galileo в Неаполе расположена примерно в километре от станции Napoli Centrale.

Билеты на автобус должны стоить 10 евро, можно купить по адресам:

  • BAR ETTORE, PIAZZA GARIBALDI 95
  • Внутри станции Napoli Centrale ищите EDICOLA NUMBER ONE HUDSON NEWS
  • ARPANET, corso Arnaldo Lucci, 163
  • BIGLIETTERIA NAPOLI CAPOLINEA, PIAZZALE IMMACOLATELLA VECCHIA 1
  • BAR DEL PORTO, VIA C OLIVARES ANG. VIA CAMPO D’ISOLA 26
  • BAR TIRAMISU’, Napoli — Corso Lucci

Что посмотреть

Вот достопримечательности Помпеи, которые рекомендуется посетить во время экскурсии:

  1. Храм Аполлона — один из самых старых храмов древнего города посвящен греческому богу Аполлону. Первые упоминания о святыне датированы восьмым веком до нашей эры, что впрочем подтверждают и археологические раскопки. Сейчас мы можем только воображать и строить догадки но скорее всего на месте нынешних руин сперва находился алтарь, а уж спустя сто-двести лет (раньше строить не спешили) было построено главное здание. На сегодняшний день из величественной колоннады содержащей 28 колонн сохранились всего две. Также спустя два тысячелетия во внутренних нишах храма мы можем наблюдать фрески со сценами из троянской войны.
  2. Сад Беженцев
  3. Большая Палестра
  4. Храм Юпитера
  5. Амфитеатр
  6. Улица Изобилия
  7. Термы
  8. Дом Венеры в раковине
  9. Термополии
  10. Большой и Малый театр
  11. Казарма гладиаторов Треугольный форум
  12. Лупанарий
  13. Форум
  14. Здание Евмахии
  15. Храм Веспасиана
  16. Рынок
  17. Дом Фавна
  18. Дом Малого Фонтана
  19. Базилика

Посещение архитектурных памятников с хорошим гидом позволит на время погрузиться в античный мир и прикоснуться к его тайнам.

↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️ ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ

Слово «Помпеи» известно даже тем, кто ни разу в жизни не бывал в Италии. Оно давно стало символом беспомощности человека перед стихийной мощью природы. Гибель богатого и многолюдного римского города, погребенного под пеплом вулкана Везувий - одна из самых впечатляющих катастроф в истории человечества. Благодаря знаменитой картине Карла Брюллова «Последний день Помпеи» она представляется ярким трагическим действом из классического театра, где люди подобны статуям, а стихия неотвратима, как рок. Побывав в Помпеях, можно прикоснуться к другому измерению этой истории - более земному и конкретному.

Помпеи ведут свое начало с VI века до н.э. Легенда утверждает, что их основателем был сам Геракл. В V веке разросшийся портовый город на берегу Неаполитанского залива стал частью Римской империи. Он был любим римской знатью, построившей здесь множество вилл для отдыха, процветал и богател. Географическое расположение города казалось на редкость удачным: дорога Виа Аппиа, проходившая через Помпеи, соединяла Рим с южной частью страны. Но рядом был и Везувий. 24 августа 79 года н.э. вулкан пробудился. Чудовищное извержение за двое суток уничтожило Помпеи и два близлежащих города - Геркуланум и Стабии. Под дождем из лавы и пепла только в Помпеях погибло более двух тысяч жителей.

Катастрофа сослужила Помпеям странную службу, уничтожив процветающий город и одновременно сохранив его для вечности. 8-метровый слой пепла «законсервировал» Помпеи на долгие века, чтобы в какой-то момент явить город в том самом виде, в каком он встретил свою гибель. В процессе археологических раскопок, начавшихся в XVIII веке, из небытия воскресали улицы и дома, бытовые артефакты и предметы искусства. Складывался рассказ и об ужасе древней трагедии, и о повседневной жизни, которая бурлила здесь когда-то. Судьба Помпей потрясла воображение европейцев: в мертвый город устраивались настоящие паломничества ученых, художников, поэтов.

Это не удивительно: поездка в Помпеи - настоящее путешествие во времени. Здесь можно увидеть все атрибуты эталонного римского города: булыжные мостовые, улицы с водостоками, остатки форума, портики с колоннами, Большой и Малый театры, три здания муниципалитета, многочисленные термы и, конечно, храмы, посвященные разным богам - от Юпитера до Исиды. Но, возможно, самое сильное впечатление производят жилые дома с «говорящими» названиями: Дом хирурга с найденными в нем медицинскими инструментами, Дом парфюмера, Дом трагического поэта, Дом Фавна, Вилла Мистерий. Их будто вчера покинули хозяева. Впрочем, люди и животные не исчезли бесследно: слепки с их тел, сделанные учеными, можно увидеть в тех местах, где несчастных настигла смерть. Есть здесь и археологический музей, в котором размещены предметы, найденные в результате раскопок.

Сегодня Помпеи посещает ежегодно более 2,5 миллионов туристов. Здесь, как нигде, можно ощутить соседство вечности и тлена, красоты и распада. Нежная утонченность фресок в стенах домов (их сравнивают с картинами Боттичелли) соседствует с искаженными позами застывших тел. И над всем царит тишина вечности, не нарушаемая даже голосами приезжих. А силуэт Везувия все так же возвышается над городом, словно напоминая о хрупкости этой тишины.

Вулкан Везувий и Гибель Помпеи. Кто не слышал об этой трагедии? Последний день горожан расписан буквально по минутам. Однако, минуты эти были совершенно в иную эпоху.

Обычно новые научные истины побеждают не так, что их противников убеждают и они признают свою неправоту, а большей частью так, что противники эти постепенно вымирают, а молодое поколение усваивает истину сразу. Марк Планк

Настало время, когда критики Новой Хронологии (НХ) предпринимают попытки восстановления исторической справедливости - возвращения знаменитой Помпеи в 79 год от Р. Х.

Дело в том, что в последние десятилетия обнаружены не только отдельные свидетельства более поздней гибели Помпеи и Геркуланума, но и созданы специальные труды, наглядно показывающие, что древнеримские города погребены под лавами Везувия отнюдь не в 1-м, а в 17 веке от Р. Х.

Для того чтобы убить любую теорию, достаточно найти в ней хотя бы единственное противоречие, а в современной научной парадигме их столько, что они уже превратили её в банальную лженауку, основанную на подтасовках и подгонках.

В исторической науке, как и в любой другой, важным элементом аргументации должна являться логика поступательного развития событий.

В истории Древности и Средневековья - это принцип обоснованного становления и продвижении присущих этим эпохам технологий и развития в них соответствующих инфраструктур.

Как всегда, гибель якобы очень древних Помпей историки определили в далёкую старину, в 79 год. Названа даже точная дата - 24 августа! На каком же основании это сделано?

У историков на это есть две версии.

Первая говорит о том, что Помпеи были основаны некими осками в 6 веке до н. э., а само название города с местного наречия обозначает число пять , что должно свидетельствовать о формировании Помпей в результате слияния пяти поселений.

Вторая версия повествует о существующей в Италии древней легенде, согласно которой города Помпеи и Геркуланум были основаны древнегреческим героем Гераклом, победившим великана Гериона.

Конечно, верить можно во что угодно, даже в древнегреческих героев и сказочных великанов. И мы ведь знаем, как из историографии, так и из религии, как люди даже весьма недюжинного ума, словно креветки на живца, действительно легко оказывались в лапах самых примитивных и лживых идеологем. Но не пришло ли время отбросить старые сказки о прошлом и посмотреть на вещи трезвыми глазами?

Мы покажем, что знаменитая гибель Помпеи не имеет отношения к античным временам. Нам уже известно из предыдущих публикаций, что территория Апеннинского полуострова, принадлежащая ныне современной Италии, ни в 1 веке от Р. Х., к которому относят гибель Помпеи, ни даже ещё в 12 веке не была заселена какой-либо продвинутой цивилизацией.

Первые более-менее «цивилизованные» племена в землях Италии, названные итальянскими историками этрусками , датируются 13-14 веком от Р. Х. Сохранилось множество великолепных, неповторимых памятников этого древнего народа.

Даже знаменитая римская Волчица, кормящая Ромула и Рема, да и многие другие памятники старины - это достижения отнюдь не древнеримских италийцев, как думает обманутый историками обыватель, а подлинные культурные достижения этрусков .

Отметим, что вся древняя археология, обнаруживаемая в последние 400 лет на территории Италии, преднамеренно датируется европейскими историками значительно более поздним временем, чем это есть на самом деле.

Чтобы поддерживать на плаву мысль о глубокой древности Италии (знаменитого античного Рима, папского Ватикана, да и в целом Римской империи), историки вынуждены постоянно подогревать когда-то ими же самими сочинённые мифы об очень глубокой древности античных италийцев.

Что, надо полагать, немаловажно не только для престижа самой Италии в глазах мировой общественности, но и для более приземлённых материй -заманивания таким образом в «исторические» места неиссякаемого потока туристов.

Именно поэтому любые вновь обнаруживаемые «древние» артефакты на полуострове так легко причисляются к античным эпохам, причисляются по так называемому прецедентному признаку .

Скажем, если ранее в некой Флорентийской Тоскане или где-нибудь во французской Бретани найденные там монеты уже датировались, скажем, 6-м веком до н. э., то, стало быть, и любые другие, похожие монеты, раскопанные в любом месте Европы, должны давать тот же самый 6-й век до н. э.

Историки века нынешнего насчитывают гибели Помпей почти 2000 лет. Стало быть, когда Помпеи впервые раскопали, им было около 1700 лет! Как мы говорили, традиционная историография даёт даже абсолютно точную дату смертоносного извержения вулкана - 24 августа 79 года!

Но можно ли по сохранившимся под пеплом предметам утверждать, что жители погибших городов жили в 1 веке, т. е. почти 2000 лет назад? Естественно, что всё, что раскапывается на Апеннинском полуострове, сразу и непременно соотносится с глубокой древностью.

В среде историков давно существует заговор «под старину», если речь идет о раскопках в Европе. А вот древней, античной Руси-России места в традиционной историографии, оказывается, нет. Здесь у историков заговор в другую сторону - «под молодость».

Даже если раскапываются в русской земле ну очень древние свидетельства, они автоматически втискиваются в уже заранее определённую им, сравнительно позднюю хронологию. Как говорится - чтобы не нарушать отчётности. Возникает вопрос - как увязана история Помпей с прошлым античной Европы? Повлияет ли как-то разоблачение античности Помпей на анналы мировой истории?

Считается, что в 1648 году по указанию неаполитанского короля Карла III некий граф Алькубиерре начал раскопки на месте, которое местные жители называли Civita (Чевита, городище), и вскоре обнаружил под слоем пепла и лавы город, впоследствии и названный городом Помпеи.

Человеческая память коротка и ненадёжна. Особенно, если от неё скрывать информацию или просто её замалчивать. Так и случилось с Помпеями.

Ведь ещё не так давно, каких-то 100-120 лет назад многие италийцы прекрасно знали о существовании Помпей, и даже помнили о гибели сразу нескольких городов, расположенных в относительной близости от Везувия.

Но вот прошло, казалось бы, совсем немного времени, и новые поколения италийцев уже ничего не помнят. Старики вымерли, молодежь занята своими проблемами. А внукам и вовсе нет дела до истории.

Существует целый ряд доказательств, рассчитанных на здравость ума и элементарную логику, показывающих, что Помпеи не могли погибнуть летом в 1 веке н. э.:

Выясняется, что не мог. Под пеплом археологи обнаружили людей в тёплой одежде, которую в Италии летом никто никогда не одевает.

А полы погребённых домов жителей Помпей, в свою очередь, были застелены коврами. Кто бывал в этих краях Италии, знает, что там ковры летом никто не стелет.

2. В городище найдены остатки недопитого вина, запечатанного в бутыли.

Из историографии известно, что вино в 1 веке н. э. консервировать не умели, до нового урожая оно просто не доживало, попросту превращаясь в уксус.

Сам же «Праздник молодого вина» (по образцу современного праздника «Божоле Нуво») - это 1 ноября. Такое, старое вино не могло храниться до 1 ноября. В праздник пили молодое вино.

3. В 15 километрах от Неаполя (по дороге от Неаполя к Торре Аннунциата) до сих пор стоит памятник с эпитафией (на фасаде виллы Фараоне Меннела), посвящённой извержению Везувия 15 декабря 1631 года.

Эта эпитафия, выбитая в 1738 году, описывает события страшного извержения вулкана. Везувий потерял 166 метров своей высоты, жерло вулкана расширилось с 2-х до 5,5 километров. Горящие осколки вулкана, оказывается, разрушали крыши домов в радиусе 90 километров от эпицентра Везувия…

4. На одной из фресок изображен фрукт ананас , который, как известно, появился в Европе только после открытия Америки.

5. В то же время, под пеплом Помпей обнаружена «фреска Рафаэля», где изображены «Три грации», две из которых стоят лицом, третья - спиной, и у каждой в руке по яблоку.

При этом грации полуобнимают друг дружку.

Три грации из Помпей (якобы 79 г.), содержащие сюжет Рафаэля из 16 века.

Теперь настоящие «Три грации» Рафаэля (1504 г.) есть возможность сравнить с фреской из Помпей.

Разница в том, что здесь в руках у женщин вместо молодых побегов яблоки.

Надо полагать, Рафаэль попросту подсмотрел у античных помпейских художников сюжет с обнажёнными девушками, чтобы нарисовать себе точно такой же!

Шутка шуткой, а ведь историки давно и хорошо знают об этих находках, но почему-то до сих пор молчат как рыбы!

Обратите также внимание на постановку ног граций. На обеих картинах ноги и расставлены, и подгибаются одинаково. То же самое можно сказать и о руках молодых женщин. На самом деле все это говорит лишь о том, что сами помпейцы, жившие уже после Рафаэля, вероятно в 16-17 веке, позаимствовали сюжет у этого великого живописца.

6. В одном из восстановленных текстов на помпейских папирусах обнаружены диакритические знаки - ударения и придыхания, которые наряду с пунктуацией и лигатурами вошли в обиход лишь в средние века, а своё завершение получили только с началом книгопечатания! Спрашивается, каким образом средневековые письмена попали в начало «человеческой» эры, т. е. в 1 век нашей эры?

7. В процессе раскопок обнаружены различные бронзовые инструменты, неотличимые по технологии изготовления от современных. Это - уголок с идеальным прямым углом, циркули, пинцеты, скальпели, зубоврачебные инструменты…

8. Рогаль-Левицкий в книге «Современный оркестр» сообщает, что в 1738 году, при раскопках Помпеи, были обнаружены два превосходных тромбона, выкованных из бронзы, и с золотыми мундштуками.

Неаполитанский король подарил один из этих тромбонов присутствовавшему при раскопках английскому королю, и по преданию, сохранившемуся с тех пор, этот древний античный тромбон всё ещё хранится в собраниях Виндзорского замка.

9. Также в Помпеях раскопан водопроводный кран, представляющий из себя герметичную конструкцию из трёх частей: корпуса, втулки со сквозным отверстием и притёртого к ней запорного цилиндрического вентиля.

Можно ли изготовить столь технологичную вещь при помощи примитивных инструментов в 1-м веке? Известно, что подводящие и магистральные трубы в Помпеях были изготовлены из свинца. В Англии, например, даже до сих пор многие старые дома имеют такие же свинцовые трубы.

Система водоснабжения в Помпеях не может не вызывать восхищения у современника. От водораспределительной станции в виде круглого резервуара диаметром в 6 метров, закрытого куполом у Везувианских ворот, вода по трубам диаметром в 30 сантиметров самотёком поступала к локальным водонапорным башенкам, служащим для снижения избыточного давления в системе и промежуточному накоплению воды для каждого квартала.

10. В Помпеях обнаружены изделия из бутылочного стекла, флакончики для духов цветного стекла разных оттенков, множество абсолютно прозрачных тонкостенных изделий.

Такие же стеклянные вазы изображены на многочисленных помпейских фресках, раскопанных под пеплом города.

Но ведь известно, что впервые прозрачное стекло было получено только в середине 15-го века!

А секрет производства такого стекла ещё долгое время, как зеницу ока, берегли от своих конкурентов венецианцы. К тому же, в Геркулануме обнаружены стандартные оконные стёкла большого размера - 45х44 см. и 80х80 см.

Но каким образом в 1 веке итальянцы умудрялись изготовлять ровное плоское стекло?

Первые известные оконные (лунные) стёкла (из мутного стекла), для церковных окон даже еще в 1330 году изготовляли примитивным способом «центифугирования на палке». Ну, а первое настоящее оконное стекло методом современного вальцевания произвели только в 1688 г. на «Сен-Гобене».

Стеклянная ваза из Помпей, хранящаяся в национальный археологическом музее Неаполя. Историки уверяют нас, будто бы для античных помпейцев производство таких ваз было обычным делом.

Перечисление всех «странных» находок, собранных на развалинах Помпей и близлежащих поселений здесь не представляется возможным.

Кроме прочего, это ведь еще и холодное оружие 16-17веков, граффити на этрусском языке, это калёный средневековый кирпич, изготовленный на ленточном прессе.

Оказывается также, что помпейцы из железа делали себе замки, дверные ручки, шарниры, засовы, задвижки и т. д. Что тут скажешь? Мы уже привыкли не удивляться чудесам исторической науки.

Но удивляет даже не это, а то, как историки, будто сговорившись, ни за что не хотят пересматривать историю, несмотря на столь очевидные противоречия.

Примечательно, что в последнее время некоторые экспозиции итальянских городов-музеев, пострадавших от Везувия, становятся для туристов всё менее доступными. Всё больше появляется сообщений о том, что местные смотрители не допускают туристов, а особенно тех из них, кто проявляет прицельное любопытство, к наиболее «опасным» с разоблачительной точки зрения, объектам.

Надо думать, хранители музеев в Италии уже проинструктированы (как в том же Египте и Китае) на предмет возможной опасности разоблачения так называемой итальянской античности .

Всё больше и больше появляется независимых исследователей, подвергающих сомнению не только древность отдельных италийских сооружений или штучных артефактов, не только саму старину так называемой древнеримской культуры, но так же и объявленные древности Англии, Франции, Испании, Германии и многих других.

Однако хозяева и хранители этих древностей быстро научаются работать в новых условиях. Понимая, что время обманов и спекуляций на древностях так или иначе когда-то закончится, пытаются не допускать туристов и исследователей к отдельным, наиболее опасным «древним» экспозициям, запрещают фотографировать, запирают до особого распоряжения начальства конкретные музейные залы и площадки…

Вот и в историческом музее Салоник, хранящем хоть и скудные, но важные с исторической точки зрения экспонаты, почему-то запрещено снимать на фото. С чего бы это? А если и мы запретим иностранцам снимать, например, наш Аркаим на Урале, разве нас после этого не заподозрят в укрывании исторической правды?

Если хотя бы разрешить такой «пустяк», основанный, впрочем, на самых откровенных доказательствах, как Гибель Помпей в 17-м, а не в 1-м веке от Р. Х., то даже это, казалось бы, малосерьёзное хронологическое уточнение, вдруг внесённое в официальную историографию Европы, способно раскачать всё здание исторической науки.

Придётся пересматривать многое и многое, пытаться заново увязывать когда-то столь удобную, «стройную» и «логичную» картину прошлого с новыми данными. И пересмотр этот коснётся не только одной Европы.

Начнётся цепная реакция. Законы логики потребуют от историков увязать тысячи вновь возникших и противоречащих друг другу фактов, событий, ссылок, заставят переписать сотни тысяч основополагающих исторических, археологических, лингвистических и смежных с ними трудов. А это уже - миллионы загубленных учебников, пособий, туристических агентств и музейных хранилищ. Трудно даже представить, сколько на это потребуется средств и сил.

Для человека думающего даже и столь краткий обзор проблемы Помпей способен уже разложить всё по полочкам. Простая логика подсказывает столь же очевидный вывод - перечисленные свидетельства относят гибель городов не то что к 1-му веку, и даже не к раннему средневековью.

Все факты говорят за то, что Помпеи, Геркуланум и другие, близлежащие к Везувию якобы древние поселения Италии, погибли в довольно позднем средневековье. «Технология материальной культуры» - вещь серьёзная, со своими строгими закономерностями. Как говорится, нельзя съесть булочку, не взрастив сначала в поле хлеба, и не поджарив его печке. Законы развития ещё никто не отменял.

Последние 15-20 лет отличаются небывалым подъёмом самосознания представителей некоторой части общества. Их не так много, как, наверное, хотелось бы. Но достаточно, чтобы вызвать головную боль в головах историков.

Непременное желание пытливых современников искать и докапываться до истины лично , невзирая на устоявшиеся в науке и культуре взгляды, авторитеты и догмы, сметает на своём пути любые препятствия.

Наиболее «циничные» из них идут дальше - не доверяют вообще ничему, подвергая сомнению, например, фундаментальные основы физики, химии, астрономии. Человеку уже недостаточно просто слушать кем-то разжёванные истины, ему хочется дойти и вскрыть тайну самому. Возможно, даже переоткрыть основы (что часто и случается на деле), найти совершенно новое решение, ранее не известное.

Да и то сказать, где и как наука добывала свои знания о мире? Не пользовалась ли она своим, раздутым в кабинетах, авторитетом порой в ущерб подлинному знанию? И где гарантия, что наука попросту не дурила обывателя своими «ошеломляющими открытиями» ради обретения славы и хлеба?

Хорошо, когда это реальный эксперимент с исследуемым объектом, а не кабинетное умозаключение. Но какие основания верить, скажем, в научную теорию о строении Земли, возведенную на весьма приблизительных и непроверенных данных?

Или в то, например, что запасов нефти, газа и некоторых других «редких» запасов в недрах планеты осталось всего на несколько десятков лет?

Задумывались ли мы, сколько за историю науки было защищено и положено на полку научных открытий, диссертаций и монографий? Их миллионы. Мы о них почти ничего не знаем.

И вопросов таких много, только успевай руки подставлять.

Ведущий редактор рубрики «Сколько стоит человек»
Фёдор Избушкин

Похожие публикации