Как вводили обязательное распределение выпускников в белоруссии. Сколько заплатить, чтобы не отрабатывать? Вопросы о распределении

Как относиться к будущему распределению — как к социальному преимуществу или как к малоприятному долгу — пусть каждый решает для себя сам. А мы поможем будущим выпускникам найти ответы на вопросы, которые будут для них актуальны в ближайшие месяцы.

Кого распределят обязательно?

Всех, кто проучился на дневной бюджетной форме не менее половины от общего срока обучения. Это значит, что студент вуза, который обучался за счет бюджетных средств и был отчислен, например, на третьем курсе, а затем восстановился и доучивался уже за счет собственных средств, также может быть распределен. При этом срок работы по распределению не уменьшается пропорционально времени обучения за счет собственных средств: выпускник будет обязан отработать по распределению два года, как и его однокурсники-«бюджетники». А вот при расчете суммы, которую выпускник обязан будет вернуть государству в качестве компенсации за свое нежелание работать по распределению, время его платного обучения включаться не будет.

Если студент более половины срока учился за счет бюджетных средств, а затем перевелся на платное заочное отделение, то он также попадает под распределение. За исключением случая, когда уже работает по своей специальности.

Куда можно распределиться?

К любому юридическому лицу, не имеет значения, частная это организация или государственная. Но, согласно Положению о распределении, преимущественное право на удовлетворение своей потребности в специалистах имеет базовая организация. Это структура, которая заключает договор с учреждением образования о взаимодействии и, соответственно, берет на себя обязательства по обеспечению студентов рабочими местами для практики и трудоустройства молодых специалистов. Согласно договору базовая организация может оказывать помощь и в организации учебного процесса — например, в создании на предприятии кафедр. «Базовая организация» — понятие достаточно широкое: это могут быть и акционерные общества, и резиденты Парка высоких технологий, и бюджетные организации.

После удовлетворения потребностей в специалистах непосредственных заказчиков кадров может вестись распределение выпускников в соответствии с полученной специальностью и присвоенной квалификацией в другие организации — на основании их письменных заявок.

Письменные заявки организаций — заказчиков кадров и других организаций будут удовлетворяться в следующих случаях:

  • когда выпускники включены в банк данных одаренной молодежи и банк данных талантливой молодежи;
  • если запросы поступили из организаций, где выпускники проходили производственную и преддипломную практику;
  • если отсутствуют места работы, соответствующие поданным в учреждение образования заказчиками кадров заявкам на подготовку специалистов.

Проще говоря, персональные заявки будут удовлетворяться или в случае отсутствия заявок от непосредственных заказчиков кадров, или в случае наличия такого важного аргумента, как прохождение выпускником практики на конкретном предприятии или в организации. Однако гарантии, что персональная заявка будет удовлетворена, все же нет.

К тому же в персональной заявке должно быть четко прописано, на какую должность вас берут, и если предложенная вам должность не соответствует профилю вашей специальности, то такую ​​заявку могут смело проигнорировать. Надо понимать, что распределение — это трудоустройство по специальности.

Каким образом определяется очередность распределения?

Решение о распределении выпускника принимается с учетом:

  • результатов его успеваемости; участия в научно-исследовательской деятельности, общественной работе;
  • места прохождения производственной и преддипломной практики;
  • состояния здоровья, семейного положения и места жительства семьи;
  • рекомендации учреждения образования о наиболее целесообразном направлении выпускника на работу и его личных пожеланий.

Можно ли отказаться от распределения по причине непредоставления нанимателем жилья?

Условие о предоставлении молодым специалистам жилого помещения нанимателем может быть оговорено в направлении на работу и трудовом договоре (контракте). Однако обеспечение молодого специалиста жильем — это право, а не обязанность нанимателя. Единственная гарантия в этой сфере, закрепленная на государственном уровне, — право молодого специалиста, который прибыл по месту распределения, стать на учет лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, без дополнительных требований по необходимому сроку проживания в соответствующем населенном пункте. В том числе в Минске и Минском районе.

Чем отличается распределение от целевого направления?

Во-первых, целевое направление гарантирует бесплатное обучение и постоянную стипендию, но «отмазаться» от отработки или поменять место работы почти нереально. Выпускник должен отработать на предприятии, с которым он и его вуз заключили договор. Например, перед поступлением в педуниверситет молодой человек подписывает с отделом образования договор и обязуется по окончании учебы вернуться работать в родные места. И даже если за время обучения изменятся его семейное положение и жизненные планы, после получения диплома он все равно будет обязан туда вернуться.

Во-вторых, если работать по распределению после вуза придется два года, то по целевому направлению — аж пять лет.

Как получить свободный диплом?

Учреждение образования должно выдать свободный диплом, если не может обеспечить выпускников местами для распределения в соответствии с законодательством. Если заявок меньше, чем выпускников, то выпускнику могут предложить трудоустройство не совсем по его специальности. В последнее время распределиться не совсем по своей специальности проще, чем затем перераспределиться. И это тоже надо иметь в виду. Поэтому, если комиссия не может обеспечить выпускнику работу по специальности, требуйте справку о свободном трудоустройстве.

В последнее время желание быть направленными на первое рабочее место все чаще высказывают и студенты-«платники». У выпускника, который учился за собственные средства, есть возможность отказаться от направления, но только до того момента, пока он не подпишет с нанимателем контракт. Выпускник может поехать на место распределения, осмотреться, оценить уровень заработной платы, условия труда, наличие социальных гарантий, организацию, нормирование труда и для себя принять решение относительно своего дальнейшего трудоустройства. Если он вообще отказывается от этого места работы, то возвращается в свое учебное заведение и сдает выданное направление. Взамен получает справку о свободном трудоустройстве. В отличие от выпускника-«бюджетника», к нему не могут применить никаких карательных санкций. Возможно, тем, кто окончательно не определился с дальнейшими жизненными планами, есть смысл пойти на компромисс — например, заключить контракт сроком не на два года, а на год. Одним словом, нужно взвесить все «за» и «против», потому что контракт есть контракт.

Лучше всего не делать перерывов между обучением и поступать, например, в учреждение высшего образования — в год окончания среднего специального учебного заведения, а в магистратуру — в год окончания обучения на первой ступени высшего школы.

Поступление на платную форму обучения в магистратуру после бюджетного обучения в вузах сейчас возможно только после отработки распределения по итогам обучения на первой ступени или после возвращения средств соответственно неотработанного срока.

При поступлении в магистратуру должны выполняться три основные условия, чтобы распределенному выпускнику не довелось возвращать в бюджет средства за свое обучение на первой ступени. Во-первых, поступить в магистратуру необходимо в год окончания обучения на первой ступени высшего образования; во-вторых, обучение в магистратуре должна проходить за счет бюджетных средств и, в-третьих, допускается только дневная форма получения образования. При соответствии этим критериям выпускник сможет сдать свое направление в учреждение образования, которая ему его выдала, а вопросы распределения решать после успешного окончания магистратуры.

Выпускник магистратуры может быть распределен заново либо направляется на отработку по месту первого своего распределения. Если после окончания обучения на первой ступени он отработал один год и только затем поступил на дневную форму обучения магистратуры, то, соответственно, ему необходимо будет выбирать: совмещать работу с обучением, что возможно только при условии географической близости места работы и учреждения образования, или возвращать государству средства за один неотработанный год.

Какие меры может принять выпускник, который не согласен с результатами распределения?

Максимум, что комиссия может для него сделать, это отложить рассмотрение дела до итогового заседания. Возможно, за это время он сможет документально оформить свою позицию и добиться другого места распределения или получить возможность свободного трудоустройства. Опротестовать результаты распределения невозможно. Но остается еще перераспределение, основания для которого также еще предстоит комиссии доказывать.

Можно ли «откупиться» от распределения?

Еще на этапе распределения выпускник может заявить о своем нежелании работать по распределению или целевому направлению и обратиться за расчетом суммы средств, затраченных на его обучение. После внесения средств он может получить справку о свободном трудоустройстве.

В том случае, если молодой специалист не приступил к работе или уволился до окончания срока обязательной отработки и не хочет возвращать в бюджет средства в добровольном порядке, деньги будут взиматься с него в судебном порядке.

В Беларуси решено узаконить обязательное распределение выпускников вузов. А как в России?

Споры о плюсах и минусах распределения для выпускников-бюджетников белорусских вузов идут уже не первый год. Одни считают тяжелой ношей обязательную двухлетнюю отработку после университета. Другие, напротив, — шансом получить первое рабочее место и бесценный опыт в профессии.

И все же специальность специальности рознь: где-то дипломированные работники без проблем находят работу по душе, а где-то охотнее получают так называемые свободные дипломы и сами отправляются на поиски. Но этой весной система распределения обещает стать строже: вице-премьер Василий Жарко поручил на 100% обеспечить бюджетников первым рабочим местом. Готовы ли к такому повороту университеты и предприятия?

Молодому специалисту — именно такой статус получает пришедший на работу по распределению — положены дополнительные выплаты и бонусы. Во многих регионах, чтобы закрепить кадры, вчерашним студентам помогают решить еще и жилищный вопрос: предоставляют место в общежитии, предлагают на льготных условиях построить квартиру. Поэтому закономерно, что из года в год немало платников также пользуются правом на получение от вуза первого рабочего места. И все же главная причина нежелания отрабатывать распределение — невысокая зарплата. Впрочем, и здесь есть исключения: в некоторых сферах именно за счет дополнительных выплат доход молодого специалиста может быть на уровне более опытных коллег. В приоритете при распределении, что логично, государственные предприятия, но в некоторых отраслях в последние годы активно стали подтягивать и частников, о необходимости активной работы с которыми говорили уже не раз. Причем не только на примере высших учебных заведений, но и для колледжей и учреждений профтехобразования. В этом году, настаивает белорусский вице-премьер, никаких свободных дипломов ввиду отсутствия мест для трудоустройства быть не может, а за 100-процентное распределение отвечают руководители вузов:

— Уже сейчас нужно начинать работу с заказчиками кадров. Мы кардинально изменим систему прогнозирования потребности в кадрах. Правительством принято соответствующее постановление, и не вузы будут определять, кого и сколько им набирать на обучение, потребность в кадрах будет формировать Министерство труда и социальной защиты совместно с Минэкономики и Минобразования с учетом потребности экономики, демографического прогноза и баланса трудовых ресурсов.

К 1 марта от университетов ждут обоснованные контрольные цифры приема, а Министерству образования к этому времени нужно в каждом вузе проверить целесообразность специальностей и специализаций с учетом их профиля работы. Есть вопросы и к срокам обучения: нелогично, когда один вуз готовит экономистов за 4,5 года, а другой — за 4. В правительстве не сомневаются: нужен один стандарт подготовки для всех, при котором политику будет определять ведущий профильный вуз.

Но готовы ли университеты уже этой весной на все сто обеспечить первым рабочим местом всех, кто учился бесплатно? Для отраслей, где традиционная нехватка кадров, такое поручение не станет проблемой. К примеру, в главном педагогическом вузе страны, БГПУ имени М. Танка, в прошлом году на 946 выпускников дневной формы обучения пришло 959 заявок.

Во многих регионах, чтобы 
закрепить кадры, вчерашним 
студентам помогают реально 
решить и жилищный вопрос.

По некоторым специальностям и вовсе на каждого молодого учителя сразу несколько предложений. Такая ситуация для вуза не новость, ведь на самые востребованные факультеты здесь из года в год увеличивают набор, но специалисты все равно в цене. Особенно острая ситуация на факультете начального образования, где только в последние три года вдвое увеличили цифры приема и на бюджет набирают по 100-120 первокурсников.

Куда сложнее придется выпускникам по специальностям, дефицита которых на рынке нет, особенно в регионах. Но вузы сейчас вовсю работают с потенциальными работодателями и уверены, что места для молодежи найдутся, было бы желание работать. С оптимизмом на ситуацию смотрит и Георгий Вершина, первый проректор Белорусского национального технического университета, который подтверждает, что в прошлом году в вузе и так было 100-процентное распределение. А этой весной, говорит, станет даже проще. Причин на то несколько. Во-первых, наблюдается рост экономики, во-вторых, открываются новые предприятия, которым нужны инженеры. Третья причина — за год заметно лучше удалось отладить работу с заказчиком.

Справка «СОЮЗа»

В 2017 году в Беларуси распределены 24 тысячи выпускников вузов. Это на 5200 больше, чем годом ранее. Такой рост молодых специалистов объясняется тем, что во многих университетах был двойной выпуск из-за сокращения сроков обучения. В итоге первое место работы получили 98,9% выпускников-бюджетников (в 2016 году распределено 96%). Еще 1200 платников дневной формы обучения распределены по их пожеланию.

Как в России

Разговоры о распределении выпускников в последние десять лет шли и в России. Причина в том, что выпускники вузов не возвращались туда, откуда приехали, а оставались в тех городах, где заканчивали вузы. Речь шла в первую очередь о социальной сфере — учителях и врачах, которые получали не очень высокие зарплаты в регионах. Сейчас ситуация поменялась, зарплаты врачей и учителей по так называемым Майским указам президента привязаны к средней зарплате по экономике региона и по факту везде выросли. В Москве, например, учителя могут получать за ставку и 60, и 70 тысяч рублей, в Сочи — 31-32 тысячи, в Новосибирске — 25-30 тысяч. Ставка врача московской поликлиники — от 50 до 75 тысяч. Теперь вопросы о распределении все чаще задает молодежь, которой хочется после окончания вуза иметь гарантированное рабочее место. Тем не менее к распределению в прежнем смысле слова возврата нет. Его заменяют целевые направления от работодателей.

Министр образования и науки России Ольга Васильева не раз подчеркивала: «Можно разговаривать и рассуждать именно о трехстороннем контракте. То есть это контракт между вузом, работодателем и тем студентом, который участвует в этом трехстороннем соглашении».

Ее поддерживают ректоры. «Распределение противоречит Конституции России и закону об образовании. Возврата к крепостному праву у нас не будет. Я не верю в работу «из-под палки», — говорит ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов.

К сожалению, та модель трехстороннего целевого контракта, которая была принята в последние годы, себя не оправдала. Правила таковы, что льготы при поступлении получить можно, а вот заставить студента-целевика вернуться домой на работу не так-то просто. Никакого наказания за невыполнение договора для выпускника нет. Вдобавок договоры были юридически уязвимы и не учитывали житейские обстоятельства: как быть, если студент обзавелся семьей или тяжело заболел и не может менять место жительства? А если он получил целевое направление, но потом отчислился из вуза или перевелся на другую специальность?

По поручению Правительства России Минобрнауки в 2017 году подготовило поправки в законодательство, которые ужесточат требования к выполнению условий договоров. Пока поправки находятся на рассмотрении в Госдуме, но есть надежда, что набор 2018 года пройдет по новым правилам: целевикам придется отработать не менее трех лет, а за невыполнение обязательств заплатить штраф.

Студент будет обязан «освоить образовательную программу», иными словами, отчисление за двойки может являться условием для штрафов. На предприятии, которое направило студента на учебу, придется отработать не менее трех лет, а если работодатель не сможет обеспечить молодого сотрудника работой, то заплатит штраф сам — трехкратный размер среднего заработка в этом регионе.

Беларусь - единственная страна в Европе, где до сих пор существует принудительное трудоустройство молодых специалистов. Правозащитники называют распределение нарушением прав человека, государство - заботой и социальными гарантиями для граждан.
Кто в данной ситуации прав и существуют ли ограничения для распределения выпускников?
Законодательное обоснование распределения
Согласно Конституции , гражданам Республики Беларусь гарантируется право на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека, то есть право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей, а также на здоровые и безопасные условия труда (ст.41). Кроме того, гарантируются доступность и бесплатность общего среднего и профессионально-технического образования. Среднее специальное и высшее образование доступно для всех в соответствии со способностями каждого. Каждый может на конкурсной основе бесплатно получить соответствующее образование в государственных учебных заведениях (ст. 49).

Системе распределения студентов в Беларуси более 80 лет. Пережив разные этапы, вождей и некоторые империи, она доковыляла до нулевых, когда получила вторую жизнь. В ответ на официальные заявления о необходимости и пользе распределения все время летели стрелы критики. В этом году, когда количество рабочих мест резко сократилось, система резко столкнулась с кризисом изнутри. В рамках пятничного «Неформата» мы встретились с острым критиком распределения, который уверен: системы уже нет - есть мираж.

Кто это?

Владимир Дунаев долгое время работал в БГУ, был доцентом кафедры истории философии. Позже стал одним из учредителей Европейского гуманитарного университета. Сегодня представляется прежде всего как член Общественного Болонского комитета - гражданской инициативы, возникшей в 2011 году, когда Беларусь формально впервые подала заявку на вступление в Болонский процесс.

Распределение стало такой крепкой частью студенческой жизни. Можно радостно ждать, хитрить, пользоваться связями или прибегать к коррупции. Но с ним все равно нужно что-то делать. Расскажите, когда все началось и как мы к нему пришли.

Распределение появилось в СССР в 1933 году. Несмотря на разные этапы, его никогда не отменяли. Но более 80 лет назад перед ним стояли другие задачи: нужно было ликвидировать дефицит специалистов, ну и заодно лишить человека права свободного выбора. В тоталитарную систему распределение не только органично вписалось, но и с лихвой пережило ее.

В советское время распределяли всех. Тогда поддерживалась иллюзия равенства и никаких платников не было. Конечно, существовала коррупция и уловки (особенно начиная с восьмидесятых). Можно было выйти замуж или жениться, чтобы остаться в Москве или Минске. Конечно, большинство выпускников оставались в своем регионе, но теоретически ты мог приехать из Гомеля, а распределиться в Челябинск, потому что твой адрес - Советский Союз.

Как благо в виде гарантированных рабочих мест ее не преподносили, потому что официальной безработицы не было. Вот такая гармония.

Первым нормативным актом, регулирующим систему распределения в независимой Беларуси, стал приказ министра образования в 1993 году. Так когда-то жесткая система вяло перетекла в новейшую историю. Студент мог прийти с распределением на работу и получить там эмоциональный отказ и просьбу не мешать. О распределении не было ничего написано в законах - оно регулировалось только постановлениями Совмина. Все было плохо отлажено вплоть до 2006 года.

- Это когда появилось решение Конституционного суда?

Верно. Вполне обоснованы были претензии в неконституционном характере. Везде главный закон запрещает принудительный труд. А также гарантирует бесплатное высшее образование на конкурсной основе. Без отработок, барщины или оброка. Но правовые аргументы уступили политической целесообразности. Судьи признали временную и вынужденную, но необходимость распределения.

О том, что норма является неправовой, свидетельствуют безуспешные попытки ввести распределение в других странах. В России, например, регулярно пытаются запустить белорусскую систему, но наталкиваются на конституционный запрет. В Украине Конституционный суд указал на это в 2011 году. Сейчас там распределяются только медики. Отказался и Казахстан. Беларусь остается единственной моделью для подражания в СНГ.

Тогда никто и не скрывал, что распределение должно решать проблему дефицита кадров в некоторых отраслях или регионах: «в целях улучшения кадрового обеспечения важнейших отраслей хозяйства Республики Беларусь». По крайней мере это было цинично, но честно. В 2011 году институту распределения начали приписывать функцию социального блага, мол, гарантированное первое рабочее место. Позвольте, гарантия первого рабочего места имеет значение, когда есть угроза безработицы и молодой специалист не может выйти на рынок труда. А у нас тогда существовал дефицит кадров во многих отраслях, проблемы найти работу не было. Конечно, так «заботиться» о студентах особенно не стоило.

Во время заботы о первом рабочем месте в фокусе были всегда студенты бюджетной формы обучения. Платники продолжали стоять особняком, в конце учебы находясь в лучах зависти многих бюджетников с направлением на нежелаемую работу в руках.

Вот и парадокс. Со временем платников становилось все больше. Если прислушаться к официальной стороне, которая называет распределение благом, то одни имеют на него право, другие - нет. Платник - это даже не молодой специалист с прилагающимися к этому званию правами, а непонятно кто.

Почему? Это можно рассматривать как логическое завершение вступительной кампании и результат обучения. Бюджетники - первые, как более постаравшиеся, платники - вторые в очереди.

Логику можно любую придумать. Даже слово платник несет негативную коннотацию. А вы посмотрите на проблему с другой стороны - это люди, которые, помимо налогов (которые платят их родители), финансируют образование. Может быть, они заслуживают больше внимания и заботы?

Вы, как покупатель, отдаете немалые деньги. Но взамен даже не можете предъявить претензии к качеству продукта, а наоборот - получаете массу претензий и даже лишаетесь официального социального блага - распределения.

Может ли быть что-то хорошее в том, что молодой человек уезжает работать по распределению в другой город, учится там жить самостоятельно, зарабатывать и тратить деньги? Армию же называют школой для мужчин.

5% участников недавно проведенного исследования тоже так считают: распределение - это форма обучения самостоятельности. Конечно, надо культивировать ответственное отношение в том числе и к своей судьбе. Проблема в том, что как раз система распределения меньше всего для этого подходит, потому что она не формирует ответственность. Да, вас могут забросить в такие условия, которые способны укрепить ваш дух или сломить волю. Можно придумать человеку еще много стрессовых ситуаций. Зачем?

У вас есть данные по поводу закрепления распределенных студентов? Сколько из них срываются с места до окончания отработки?

Официальной статистики по поводу возвращения распределенных нет. Есть ведомственные статистики и мифы. Прежний министр образования Сергей Маскевич в свое время заявил, что лишь 7-8% учителей меняют место работы. Другие эксперты говорят, что меняют в разы большее число. Интуитивно понятно, что, если условия работы являются неблагоприятными, ожидать от людей добровольного страдания, будто они мазохисты, сложно.

- Что делать государству, если учителя или врача ждут в деревне?

Улучшать условия. Как это делалось в дореволюционное время: община думала, как привлечь учителя. Это забота местных сообществ. У нас есть проблема - количество учеников, приходящихся на одного учителя, меньше, чем в Европе. Намного. Для этого умные люди за границей придумали школьные автобусы. Когда я читаю, что родители бьются за сохранение маленькой школы в деревне, то часто ловлю себя на подозрении: возможно, родители пекутся скорее о собственном комфорте, чем о качестве обучения.

- В рамках Болонского процесса или даже в мировой практике - где-нибудь еще распределение есть?

Да, за рубежом распределяются выпускники военных или духовных учебных заведений. Больше нигде. Студенты Оксфорда не бегают в поиске заявок. Тем не менее в рамках Дорожной карты [комплекс мер, необходимых Беларуси для принятия в Болонский процесс. - Прим. Onliner.by] европейцы согласились, что на время в Беларуси можно сохранить систему распределения для некоторых специальностей.

Нам важно принять то, что уже случилось де-факто: при дефиците рабочих мест распределение превращается в механизм наказания для студентов, вузов и работодателей. Это абсурд, когда, чтобы не портить статистику, вузы распределяют студентов к себе на кафедры или делят одну заявку на 4 по 0,25 ставки.

Начинается создание миража. Можно убеждать всех, что это есть реальность. Но зачем?

- Вам кажется, что мы все совсем ничего не потеряем, отказавшись от распределения?

Ну а что мы можем потерять? Подавляющее число студентов искало заявки на работу. Они и продолжат поиск рабочих мест. Нам остается отказаться от фикции. Все, что мы потеряем, - мираж.

Нужно признать, что система не работает, и заняться созданием альтернативной. Надо повышать уровень трудоустраиваемости учащихся - их шансов на получение работы.

Направлений сразу несколько. Все начинается с профориентации, которая не играет сейчас у нас никакой роли. Главные советчики в выборе профессии - родители и друзья, это неправильно.

Когда выпускник приходит к работодателю, то слышит: у тебя нет опыта работа. А как получить опыт, если он только учился? Студенты все больше понимают, что надо работать во время учебы. Даже необязательно по специальности. Но у нас не признается ценность такого опыта, как и ценность самообразования.

- Какой смысл в работе, если студент медицинского вуза пойдет стоять за прилавком?

А такой, что он поймет, как устроен труд, что такое ответственность, взаимоотношения, иерархия, необходимость принятия решений. Любой опыт имеет ценность, и ее надо легализовать. В европейской системе образования для этого есть система сертификации, которая приписывает кредиты.

Но даже если студент сегодня захочет работать по специальности, у него же нет шансов делать это легально. Да, можно пойти договориться с деканом, а можно и не договориться. В Европе есть гарантия - 20 часов любой работы в неделю. А у нас некоторые отвечают: для этого есть вечернее образование. Вузы консервативно не принимают работу как часть образования, для них это пренебрежение учебой в ущерб ей. На самом деле может быть только все наоборот.

Также, чтобы заинтересовать работодателей в приеме молодых специалистов, в некоторых странах им платят деньги - во Франции €4 тыс. в год.

Наверное, нам ближе система квот - когда работодатель должен часть вакансий оставлять для молодых специалистов. Сколько - это задача для законодателей и экономистов. Но это реальная помощь.

Ну и конечно, нужно учиться быть гибче. К сожалению, наши выпускники одни из самых некомпетентных в регионе, поэтому и работодатели не горят желанием работать с ними. Рынок труда не в состоянии повлиять на качество учебы, программы пишутся без участия работодателей. Вузовские программы должны отталкиваться от потребностей рынка и даже конкретных студентов - есть термин студентоцентричность - а не наоборот. Когда человек говорит, что для получения работы он должен учить вот это, а не то, что декан скажет. Вот это настоящая ответственность студента за свою профессиональную судьбу - он сам вместе с работодателем формирует предпосылки для последующих успехов или неудач.

И наконец, необходимо, чтобы работодатель через разработку и обновление профессиональных стандартов участвовал в управлении качеством образования. Для этого нужна совершенно другая национальная система квалификаций, которую Беларусь последняя в регионе только начинает создавать.

Высшее образование из элитарного стало массовым. И кажется, университеты всего мира, оказавшись к этому не очень готовыми, начинают активно реформироваться. Насколько длинный путь и в каком направлении им придется пройти?

У меня даже нет уверенности в том, что из ситуации есть выход. Возможно, кризис настолько глубок, что закончится для университетов катастрофой. Вызовы для традиционного высшего образования очень серьезные. Например, университеты испытают серьезную конкуренцию со стороны MOOC (massive open online course). Таких как Coursera, например. Раньше никто не запрещал там учиться, но и результаты не признавал. А на Лиссабонской конференции в мае уже говорилось, что две трети работодателей принимают сертификаты MOOC. Сегодня все чаще задумываются о том, что для профессиональной подготовки необязательно 4 или 6 лет учиться в вузах (за небольшим исключением специальностей).

Все развитые страны пытаются решить проблему, и для нас имеет смысл подключиться к процессу и учиться вместе со всеми, а не настаивать на самобытности собственной системы. Хорошей или плохой была советская система образования - уже не важно. Это инструмент из прошлого. Сегодня есть возможность использовать опыт Болонского процесса. Но конечно, это не готовый ответ на вызовы времени, а только совместный европейский поиск таких ответов.

Распределение в этом контексте - какой-то легкий путь в никуда.

1. Распределение - процедура определения места работы выпускника, осуществляемая государственным учреждением образования или в случаях, установленных Правительством Республики Беларусь, государственным органом в целях социальной защиты выпускников, удовлетворения потребностей отраслей экономики и социальной сферы в специалистах, рабочих, служащих.

2. Место работы путем распределения предоставляется в соответствии с полученной специальностью (направлением специальности, специализацией) и присвоенной квалификацией выпускникам, получившим:

высшее, среднее специальное, профессионально-техническое образование в дневной форме получения образования за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, за исключением лиц, обучавшихся на условиях целевой подготовки;

среднее специальное или высшее образование I ступени, не менее половины срока обучения которых финансировалось за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов и осуществлялось в дневной форме получения образования, за исключением лиц, на момент распределения обучающихся в вечерней или заочной форме получения образования и работающих по получаемой специальности (направлению специальности, специализации), а также обучавшихся на условиях целевой подготовки.

Место работы путем распределения не предоставляется:

выпускникам, включенным Министерством спорта и туризма Республики Беларусь в списочные составы национальных, сборных команд Республики Беларусь по виду (видам) спорта;

выпускникам профессионально-технических училищ, находящихся на территории исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Республики Беларусь, республиканских унитарных производственных предприятий Департамента исполнения наказаний Министерства внутренних дел Республики Беларусь, лечебно-трудовых профилакториев Министерства внутренних дел Республики Беларусь;

выпускникам государственных учреждений профессионально-технического образования, обучавшимся в их филиалах, находящихся на территории исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Республики Беларусь, республиканских унитарных производственных предприятий Департамента исполнения наказаний Министерства внутренних дел Республики Беларусь, лечебно-трудовых профилакториев Министерства внутренних дел Республики Беларусь;

выпускникам специальных учебно-воспитательных учреждений и специальных лечебно-воспитательных учреждений.

3. Выпускники, которым место работы предоставлено путем распределения, обязаны отработать сроки обязательной работы по распределению, установленные настоящим пунктом.

Срок обязательной работы по распределению два года устанавливается для лиц, получивших:

среднее специальное образование, за исключением лиц, принятых в год получения среднего специального образования в учреждения образования для получения высшего образования I ступени за счет средств республиканского бюджета в дневной форме получения образования и получивших соответствующее образование, и лиц, которые отработали по распределению не менее одного года после получения профессионально-технического образования;

высшее образование I ступени, за исключением лиц, принятых в год получения высшего образования I ступени в учреждения образования для получения высшего образования II ступени за счет средств республиканского бюджета в дневной форме получения образования и получивших соответствующее образование;

высшее образование II ступени, если для получения высшего образования II ступени они были приняты в учреждения образования в год получения высшего образования I ступени за счет средств республиканского бюджета, за исключением лиц, принятых в год получения высшего образования II ступени в учреждения образования Республики Беларусь, организации Республики Беларусь, реализующие образовательные программы послевузовского образования, для получения послевузовского образования I ступени и получивших соответствующее образование.

Срок обязательной работы по распределению один год устанавливается для лиц, получивших:

профессионально-техническое образование, за исключением лиц, принятых в год получения профессионально-технического образования в учреждения образования для получения среднего специального или высшего образования I ступени за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов в дневной форме получения образования и получивших соответствующее образование;

среднее специальное образование, если они отработали по распределению не менее одного года после получения профессионально-технического образования, за исключением лиц, принятых в год получения среднего специального образования в учреждения образования для получения высшего образования I ступени за счет средств республиканского бюджета в дневной форме получения образования и получивших соответствующее образование;

высшее образование II ступени, за исключением лиц, принятых в год получения высшего образования II ступени в учреждения образования Республики Беларусь, организации Республики Беларусь, реализующие образовательные программы послевузовского образования, для получения послевузовского образования I ступени и получивших соответствующее образование, и лиц, которые для получения высшего образования II ступени были приняты в учреждения образования в год получения высшего образования I ступени за счет средств республиканского бюджета.

В срок обязательной работы по распределению по желанию выпускника засчитываются период военной службы по призыву, службы в резерве в Вооруженных Силах Республики Беларусь, других войсках и воинских формированиях Республики Беларусь, период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, иные периоды, определяемые Правительством Республики Беларусь.

4. Указанные в пункте 3 настоящей статьи сроки обязательной работы по распределению исчисляются с даты заключения трудового договора между выпускником и нанимателем. Для лиц, получивших высшее образование по профилю образования «Здравоохранение», срок обязательной работы по распределению исчисляется с даты заключения трудового договора по должности врача-специалиста.

5. Выпускники, работающие по распределению, являются в течение срока обязательной работы по распределению молодыми специалистами или молодыми рабочими (служащими).

6. Место работы для выпускников в ходе распределения определяется учреждением образования или государственным органом самостоятельно с учетом имеющихся заявок и заключенных договоров о взаимодействии, а для выпускников, которые относятся к категории:

6.1. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, место работы предоставляется по месту закрепления за ними жилых помещений, либо по месту включения их в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий, либо по месту первоначального приобретения статуса детей-сирот или статуса детей, оставшихся без попечения родителей, либо с их согласия в ином населенном пункте;

6.2. детей-инвалидов в возрасте до восемнадцати лет, инвалидов I или II группы, место работы предоставляется с учетом состояния их здоровья по месту жительства родителей, мужа (жены) либо с их согласия иное имеющееся в наличии место работы;

6.3. лиц, имеющих одного из родителей, или мужа (жену) инвалида I или II группы, или ребенка-инвалида, место работы предоставляется по их желанию и при наличии возможности по месту жительства этих родителя, мужа (жены), ребенка-инвалида;

6.4. лиц, имеющих медицинские противопоказания к работе по полученной специальности (направлению специальности, специализации) и присвоенной квалификации, место работы предоставляется с учетом состояния их здоровья;

6.5. беременных женщин, матерей (отцов), имеющих ребенка в возрасте до трех лет на дату принятия решения о распределении, место работы предоставляется по их желанию и при наличии возможности по их месту жительства;

6.6. мужа (жены) лица, избранного на выборную должность в государственные органы, либо направленного на работу в дипломатические представительства или консульские учреждения Республики Беларусь, либо из числа военнослужащих Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований Республики Беларусь (за исключением военнослужащих, проходящих срочную военную службу, службу в резерве, курсантов), сотрудников Службы безопасности Президента Республики Беларусь, органов внутренних дел Республики Беларусь, Следственного комитета Республики Беларусь, Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, органов государственной безопасности Республики Беларусь, таможенных органов, прокурорских работников, место работы предоставляется по их желанию и при наличии возможности по месту прохождения службы жены (мужа);

6.7. мужа (жены), жена (муж) которого работает и постоянно проживает на территории Республики Беларусь, место работы предоставляется по их желанию и при наличии возможности по месту жительства и (или) работы жены (мужа);

6.8. мужа и жены, которым место работы путем распределения должно быть предоставлено одновременно, место работы предоставляется по их желанию и при наличии возможности в одном населенном пункте;

6.9. детей лиц, перечисленных в подпунктах 3.2, 3.4 и 3.7 пункта 3, пункте 10 и подпунктах 12.2 и 12.3 пункта 12 статьи 3 Закона Республики Беларусь «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан», место работы при наличии возможности предоставляется по месту жительства родителей, мужа (жены) этих детей или с их согласия иное имеющееся в наличии место работы.

7. Выпускникам, которым место работы предоставлено путем распределения, при выдаче документа об образовании выдается свидетельство о направлении на работу.

8. Порядок распределения, а также трудоустройства выпускников государственных учреждений образования в части, не урегулированной настоящим Кодексом, определяется Правительством Республики Беларусь, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.

Лицам, получившим образование по специальностям (направлениям специальностей, специализациям) для Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований Республики Беларусь, органов внутренних дел Республики Беларусь, Следственного комитета Республики Беларусь, Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, место работы предоставляется в порядке, предусмотренном законодательством о прохождении соответствующей службы.

Похожие публикации