Чем характеризуется малая группа. Малые группы: понятие, признаки, типология

В социальной психологии - основной предмет изучения. Учеными был собран богатый теоретический и экспериментальный материал, который позволил сделать научные обобщения и создать методическую базу дисциплины. Рассмотрим основные положения.

Малая представляет собой объединение личностей, которые имеют непосредственный личный контакт и связаны какой-то деятельностью, родственной или эмоциональной близостью. Ее члены осознают принадлежность к ней и признаны другими.

В такую общность обычно входит небольшое количество индивидов, а состав определяется социальными признаками (возраст, пол, образование, национальность и проч.) и численностью.

Малая социальная группа имеет разную структуру, которая может определяться:

  • во-первых, обязанностями ее членов в совместной деятельности;
  • во-вторых, ролями (ожидаемыми действиями) человека, за которым закреплены конкретные обязанности;
  • в-третьих, нормами (предписаниями, требованиями, пожеланиями социально-одобряемого поведения).

Малая социальная группа может классифицироваться по нескольким параметрам.

Во-первых, по способу формирования выделяются:

  • формальные, которые возникают для исполнения конкретных функций в какой-либо организации, а в группе имеется от трех до пятнадцати человек;
  • неформальные, формирующиеся на основе взаимных симпатий и интересов, в которых может быть от трех до десяти человек.

Во-вторых, по степени формирования межличностных отношений выделяются:

  • дифференциальная малая социальная группа, в которую вступают по собственному желанию;
  • коллектив, формирующийся по необходимости.

В-третьих, следующие группы классифицируются по значимости каждого индивида в них:

  • должны присутствовать обязательно все члены (это, как правило, формальные объединения);
  • референтная малая социальная группа - это условная или реальная общность, с которой каждый индивид будет соотносить себя как с образцом, а на оценки, ценности, мнения и нормы которой будет ориентироваться в поведении.

Такие социальные общности имеют определенные функции:

  • Нормативная и сравнительная. Она подразумевает то, что в ней формируется эталон и нормы поведения, также оценки окружающих и конкретного индивида.
  • Инструментальная связана с тем, что необходима организация совместной деятельности.
  • Поддерживающая и экспрессивная функция связана с обеспечением эмоциональных потребностей каждого индивида.

Внутри малых социальных групп происходят разнообразные процессы, вследствие которых группа меняет свою форму и развивается.

Основным из них является Под ней подразумеваются процессы разобщения или сплочения группы, появление формального и неформального лидерства, формирование норм и правил, развитие неформального объединения внутри формального, а также антипатий и симпатий.

Помимо этого, не менее важным является процесс становления норм существующей группы, то есть складывающихся правил поведения каждого индивида в отдельности. Такие стандарты способствуют эффективному групповому взаимодействию, а малая социальная группа будет более сплоченной. Благодаря имеющимся правилам будет усиливаться давление на каждого индивида. Поэтому группа с их помощью может заставлять каждого следовать нормам, поддерживая интеграцию членов в группе.

Третьим процессом является то, что в малой возникает определенная иерархия. Выделяется лидер, который может быть как формальным, который был назначен официально, так и неформальным, которого выбрала сама группа. Остальные же члены общности должны четко знать свои функции и обязанности.

Малая группа - это группа людей, объединенных совместной деятельностью, общими интересами и целями, находящимися в непосредственных взаимоотношениях друг с другом. Наличие непосредственных контактов между всеми членами является группообразующим признаком, поэтому малую группу называют также контактной.

Известный американский социолог и социальный психолог Чарльз Кули (1864-1929) ввел термин «первичная группа» для обозначения групп, в которых преобладают личные связи между людьми, в отличие от безличных связей, характерных для вторичных групп.

Отличительными признаками малой социальной группы явля­ются:

Небольшое число членов;

Непосредственность общения между ее членами;

Общие интересы, цели и совместная деятельность;

Определенная локализация в пространстве и устойчивость во времени;

Разделение труда, координация и дополнительность деятель­ности;

Внутренняя расчлененность функций и групповых ролей;

Общие нормы, установки, ценностные ориентации и способы поведения;

Определенная структура организации и управления;

Групповая идентичность с точки зрения посторонних.

В зависимости от целей и способов объединения малые соци­альные группы делятся на временные и постоянные, естественные (семья, соседи) и искусственные (рабочая бригада, экипаж), первичные и вторичные, свободные (членство в которых основано на добровольном выборе) и обязательные (основанные на принудительном членстве, например, группа заключенных), открытые и закрытые (например, религиозная секта), формальные, неформальные и референтные.

Формальная группа ~ группа, образованная по заранее заданным параметрам (экипаж самолета, производственная бригада, студенческая группа и т. д.). В такой группе предполагается наличие официальных должностей, конкретных функций и ролей. Формальные отношения между людьми обусловлены должностным положением, а не личными качествами входящих в нее членов. Главным интегрирующим (объединяющим) фактором формальной группы является совместная деятельность для достижения определенной цели (целей), например производство строительных материалов, ремонт машин, передача информации и т. д.

Неформальная группа - группа, которая формируется спонтанно в ходе общения людей (компания друзей, дворовая спортивная команда, любители животных и т. д.). В такой группе отсутствуют фиксированные цели и должности, нет ясно регулируемых правил членства, структура отношений определяется не предписанными функциями и ролями, а личными качествами членов группы. Главным интегрирующим фактором неформальной группы является совместный интерес, например игра в футбол, коллекционирование марок и т. д.

В реальной жизни возможны случаи превращения формальной группы в неформальную и наоборот. Например, бывшие члены расформированной бригады продолжают дружить; группа приятелей создает свою фирму. Возможны также варианты, когда группа одновременно является и формальной, и неформальной, например экипаж самолета во время работы является формальной группой, а вне работы - группой приятелей.

В любой формальной группе (организации), как правило, воз­никают неформальные отношения. Они складываются в результате неформального общения членов группы на основе взаимных интересов, склонностей и симпатий.

Следовательно, индивид в организации одновременно является субъектом формальных и неформальных отношений.

Референтная группа - реальная или воображаемая группа, которую индивид считает эталоном (образцом) для подражания.

Это группа, на которую ориентируется индивид в своих действиях; которая служит мерой для сравнения и оценки личного поведения; группа, в которую индивид стремится вступить.

Референтные группы оказывают существенное влияние на вос­питание и социализацию личности. Среди подростков (и не только) немало поклонников (фанатов) тех или иных спортивных команд, рок- и поп-групп и др. Поклонники охотно подражают своим кумирам, перенимают свойственные им социальные нормы, ценностные ориентации и образцы поведения. Для отдельных индивидов референтной может также быть группа с негативными характеристиками, например экстремистская, криминальная, националистическая и др.

Малая группа, в соответствии со своим названием, предполагает ограниченное число входящих в нее индивидов. Но в этом вопросе среди исследователей проблемы нет единодушия. Одни считают, что число членов в малой группе варьируется от двух до 15 человек, другие полагают, что число членов не должно превышать 10 человек, третьи «расширяют» состав группы до 20 и более членов.

В социометрии имеется так называемое магическое число - 7+2.

Это число было открыто при исследованиях объема оперативной памяти и означает количество предметов, одновременно удер­живаемых в памяти. Суть проблемы заключается в том, что коммуникационные возможности человека имеют свои пределы. Находясь в группе, индивид в ограниченный период времени должен иметь возможность высказать свое мнение по возникающим проблемам и услышать (воспринять, усвоить) мнение других членов. Если же группа слишком велика, то индивид лишается таких возможностей. «Не услышанный», «непонятый» и «не поняв других», он будет искать другую, более подходящую ему группу. Кроме того, чем многочисленнее группа, тем больше разных (порой несовместимых) интересов может возникнуть в ее среде. И тогда группа либо расколется на относительно самостоятельные подгруппы, либо распадется на отдельные самодостаточные группы.

Магическое число используется и при формировании системы управления в формальных группах. Например, если трудовой коллектив организации (подразделения) состоит из 20 и более человек, то для эффективного управления внутренняя структура этого коллектива должна быть организована так, чтобы на одного непосредственного руководителя приходилось не более семи-восьми подчиненных.

Неформальные групповые нормы. Функционирование и развитие неформальной группы невозможно без единых норм и правил внутригруппового общения. Групповые нормы складываются спонтанно в процессе внутригруппового взаимодействия и представляют собой систему социальной регуляции поведения индивидов в группе. Они формируются естественным образом на базе общности взглядов, интересов, целей, ценностей всех членов группы и той социальной среды, в которой происходит образование группы. Сам процесс формирования ценностно-нормативной системы в группе является достаточно сложным и противоречивым. При этом происходит своего рода «естественный отбор» людей, разделяющих групповые нормы, и «отсев» тех, кто эти нормы не признает. Сформировавшаяся группа, как правило, имеет достаточно четкую систему своих групповых норм, соблюдение которых является обязательным для всех членов группы.

Чем более сплоченной является группа, тем строже она контро­лирует исполнение групповых норм и требований, и тем более острым может быть конфликт в случае нарушения этих норм. Но не бывает правил без исключений. Как и в обществе, в группе люди занимают разные статусно-ролевые, структурно­-функциональные и иные позиции. Поэтому одни члены группы имеют больше возможностей уходить от ответственности за нарушение норм, другие же могут стать «козлом отпущения» и отвечать как за свои, так и за чужие «грехи». Вместе с тем чем привлекательнее группа для индивида, чем ближе ему групповые цели, тем больше он считается с ее нормами и требованиями.

Групповые нормы выполняют следующие жизненно важные для группы функции:

Обеспечивают единообразие поведения и способствуют коор­динации деятельности;

Направляют, регулируют, контролируют и оценивают поведе­ние членов группы;

Обеспечивают интеграцию, упорядоченность и стабильность в группе;

Обеспечивают предсказуемость поведения членов группы;

Создают индивидуальное лицо каждой группы. Групповые нормы - не единственный регулятор внутригруппо­вого общения. В процессе функционирования группа вырабатывает также свои традиции, свою систему и иерархию ценностей, свой язык внутригруппового общения. Все это представляет собой определенную субкультуру, характерную только для той или иной конкретной группы.

Лидер в неформальной группе также не назначается и не выби­рается. Он выделяется и выдвигается благодаря своим личностным качествам. Но при этом его роль очень велика. Лидер является главным выразителем групповых интересов, групповой воли, основным хранителем групповых норм, арбитром в конфликтах.

Вопросы для самопроверки

1. Что такое социальная общность?

2. Назовите основные виды социальных общностей.

3. Что такое этническая общность?

4. Что такое малая социальная группа, каковы ее отличительные признаки?

5. Назовите основные виды малых социальных групп.

6. Как возникают неформальные групповые нормы? Какова их роль в функционировании группы?

группа, все члены которой заняты совместной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении; одна из основных классификационных единиц социальной психологии и психологии общения. М. г. представляет собой непосредственное социальное окружение человека - ту социальную среду, в которой он живет и действует. Каждый человек одновременно является членом многих М. г., напр., семьи, производственной бригады, кружка друзей и т. д. Существенным признаком М. г. является контактность, т. е. частые и непосредственные контакты ее членов, потребности в общении. Важнейшим элементом, сплачивающим М. г., является совместный труд. Трудовая деятельность, вырабатывая взаимные требования, общую радость достижения цели, координацию индивидуальных навыков и знаний, осуществляя воспитательное воздействие, превращает М. г. в коллектив. Изучение контактов, возникших в коллективе, предпочтений в общении помогает руководителю проверить, насколько психологически верно организован коллектив, какие эффекты, возникающие на уровне М. г., могут быть использованы в управлении. В современной психологии М. г. рассматривается обычно в качестве системы, поэтому для изучения групповой деятельности весьма перспективным является применение системного подхода. Взаимодействие людей в М. г. может рассматриваться на двух уровнях: официальном, формальном (деловые взаимоотношения) и неформальном (межличностные взаимоотношения). Межличностные взаимоотношения определяются субъективным отношением людей друг к другу. Деловые взаимоотношения определяются характером решаемой задачи и устанавливаются штатным расписанием, должностными инструкциями и другими официальными документами. По своему характеру они могут быть как непосредственными (личное общение), так опосредствованными с помощью других людей или технических устройств. Опосредствованные взаимоотношения в первом случае представляют большой интерес для психологии управления (деятельность руководителя, управляющего, менеджера), во втором случае - для инженерной психологии (деятельность оператора, диспетчера, когда о деятельности других людей они судят не непосредственно, а с помощью приборов и индикаторов; через них же они получают также команды и указания по выполнению тех или иных действий). В соответствии с двумя видами взаимоотношений (деловые и межличностные) различают формальную (официальную) и неформальную структуры М. г. Формальная структура отражает взаимодействие людей по деловому признаку, неформальная структура определяется системой эмоционально направленных связей, взаимными симпатиями и антипатиями. Признаком хорошей организации М. г. является руководящая роль официальной структуры в регулировании межличностных взаимоотношений. Рассмотренные особенности взаимоотношений являются характерными для любой профессиональной группы. Однако в группе операторов они имеют и специфические особенности, суть которых сводится к следующему: 1) операторы зачастую пространственно изолированы друг от друга; 2) в процессе решения групповой задачи большая роль принадлежит взаимоотношениям, опосредствованным различного рода техническими устройствами, что в ряде случаев затрудняет или ослабляет возможность непосредственного общения и наблюдения за действиями других операторов; 3) в процессе решения групповой задачи возрастает роль вероятностного прогнозирования: оператор должен уметь предвидеть действия своих партнеров, причем зачастую это нужно делать при отсутствии непосредственного контакта с ними; 4) результат решения задачи зависит не только от уровня индивидуальной подготовки операторов, но и от их способности к совместному решению задачи в рамках функционально единого, но зачастую пространственно разнесенного сенсомоторного поля. Рассмотренные особенности существенно затрудняют изучение групповой деятельности операторов по сравнению с другими профессиональными группами. Основными методами изучения взаимоотношений в М. г. являются методы социометрии, семантического дифференциала, вопросники, применение приборов типа гомеостат, кибернометр и др.

Группа – это социальная, относительно устойчивая, выделяемая на основе определенных признаков совокупность людей, связанных системой отношений. Традиционно выделяют следующие признаки группы:

– осознание участников своей принадлежности к группе; – установление определенных отношений между ними;

– внутренняя организация, включающая распределение обязанностей, а также такие элементы, как лидерство, иерархия и т. п.;

– потенциальная способность участников включаться в согласованные действия, благодаря которым могут быть удовлетворены их индивидуальные потребности.

По различным основаниям выделяют несколько разновидностей групп:

Большие и малые;

Условные и реальные (контактные);

Постоянные и временные;

Формальные (официальные) и неформальные (неофициальные).

Большие группы – это многочисленные социальные общности, выделяемые по профессиональным, экономическим, национальным, религиозным, половым, культурно-образовательным и другим всевозможным признакам. Например, нации, народности, общественно-политические партии и т. д.

Малая группа – немногочисленная группа людей (до 15–20 человек), которые объединены общей социальной деятельностью, находятся в непосредственном общении, способствуют возникновению эмоциональных отношений, выработке групповых норм и развитию групповых процессов. К таким группам относятся, например, семья, школьный класс, трудовой коллектив и т. д. Малая группа – это всегда реальная (или контактная) группа, ее отличительным признаком является пространственное и временное соприсутствие людей, которое делает возможным общение и взаимодействие членов группы. Малые группы всегда играли исключительно важную роль в жизни людей и всего общества. Они необходимы для полноценной жизни каждого человека, приобретения защищенности, обеспечения условий гармоничного развития человека, усвоения социального и профессионального опыта, его сохранения и обогащения. Малые группы могут быть формальными (официальными) или неформальными (неофициальными). В первом случае группа имеет нормативно закрепленную структуру, назначенного или избранного руководителя, члены группы имеют юридически фиксированные права и обязанности; во втором – группа не имеет юридического статуса и характеризуется в основном своей сложившейся системой межличностных отношений.



Условные группы объединяют людей по определенному признаку (пол, возраст, профессия и пр.); реальные личности, включенные в такую группу, не имеют прямых межличностных отношений, могут ничего не знать друг о друге и даже никогда не встречаться. Как правило, выделение таких групп происходит в исследовательских целях для сравнения результатов, полученных в них, с результатами, полученными в реальных группах. Реальные группы людей характеризуются тем, что их члены связаны между собой объективными взаимоотношениями – это действительно существующие объединения людей.

Малая группа имеет социально-психологические характеристики, которые можно разделить на два класса:

1) формальные, описывающие структуру, способы организации совместной деятельности и общения людей;

К формальным характеристикам относятся число членов группы, каналы коммуникаций, распределение обязанностей между членами группы и другие, к содержательным – групповые интересы, потребности, мнения, ценности, нормы, цели, межличностные отношения, а также сплоченность и психологический климат группы – основные характеристики уровня ее социально-психологического развития.

Средством регуляции поведения членов группы, характера их взаимодействия и общения являются групповые нормы – это совокупность правил, которые вырабатываются группой и способствуют повышению ее устойчивости и стабильности.

Показателем групповой сплоченности является ценностно-ориентационное единство, которое фиксирует степень совпадения позиций и оценок членов группы по отношению к целям и ценностям последней.

Малая группа может быть референтной и нереферентной. Референтная группа выполняет функцию социального сравнения, поскольку является источником как положительных, так и негативных образов, а также нормативную функцию, так как референтная группа – источник норм поведения и правил общения. В ней индивид находит для себя образец для подражания, ее цели, нормы и формы поведения становятся для него значимыми. Нереферентной считается такая малая группа, психология и поведение членов которой чужды, безразличны или неприемлемы для индивида.

Совокупность процессов, которые происходят в малой группе, называют групповой динамикой; они характеризуют весь цикл жизнедеятельности группы:

Образование;

Функционирование;

Развитие;

Стагнация (застой);

Внутри группы разные ее члены занимают разное положение, которое характеризуется понятиями: позиция, статус, внутренняя установка и роль.

Позиция означает официальное положение человека в группе. Статус – это реальное положение в системе внутригрупповых отношений, показатель действительной авторитетности человека для остальных членов группы. Внутренняя установка – это личное, субъективное восприятие человеком своего собственного положения в группе. Роль определяется как нормативно заданный и коллективно одобряемый образец поведения человека, она может определяться официальной должностью, а может избираться самим членом группы, например «шут», «козел отпущения», лидер и т. п.

Лидер – это член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых ситуациях; лидер может являться формально назначенным руководителем, а может и не быть им.

По характеру, содержанию и направлению деятельности лидеры бывают нескольких типов (рис. 17).

Рис. 17. Классификация понятия «лидер»

Лидером всегда является наиболее авторитетная личность, реально играющая центральную роль в организации и регулировании совместной деятельности группы. Выдвижение в лидеры происходит стихийно и зависит от эффективности вклада члена группы в решение групповых задач.

В отличие от лидера руководитель – это официально назначаемое или выбираемое лицо, на которое возложены функции управления группой и организации ее деятельности. Руководитель несет юридическую ответственность за функционирование группы, обладает формально регламентированными правами и обязанностями.

Если лидером невозможно стать до тех пор, пока окружающие не воспримут человека в качестве такового, то руководителя назначают независимо от восприятия подчиненных. Таким образом, руководство – социальный по своей сущности феномен, а лидерство – психологический.

Под стилем лидерства (руководства) понимают совокупность типичных для лидера (руководителя) приемов, средств психологического воздействия, влияния на других членов группы:

♦ демократичный стиль – руководитель считается с мнением членов группы, советуется при выработке и принятии решений;

♦ либеральный стиль – руководитель уклоняется от выполнения своих обязанностей, дела в группе идут сами собой, все вопросы внутригрупповой жизни члены группы решают сами.

На практике самым удачным является не какой-нибудь один из трех перечисленных стилей, а комбинированный, при котором руководитель умеет вести себя по-разному, гибко меняет линию взаимоотношений в зависимости от ситуации и сложившейся в группе обстановки.

Социально-психологичеческую структуру группы характеризует также определенная система межличностных связей, обеспечивающих взаимодействие и передачу информации от одних членов группы к другим, называемая каналами коммуникаций. На практике чаще всего встречаются два вида структур каналов коммуникаций: централизованная (рис. 18) и децентрализованная (рис. 19).

Рис. 18. Централизованная структура каналов коммуникаций

Рис. 19. Децентрализованная структура каналов коммуникаций

Централизованная структура каналов коммуникаций характеризуется тем, что один из членов группы всегда находится на пересечении всех направлений общения, в центре внимания, и играет основную роль в организации групповой деятельности; децентрализованная отличается равенством всех участников, т. е. каждый из членов группы обладает одинаковыми со всеми возможностями принимать, перерабатывать и передавать информацию.

На практике выбор той или иной структуры определяется целями и задачами, стоящими перед группой.

Коллектив

Среди малых групп особое место занимают коллективы. Коллектив – это малая группа, члены которой объединены деловыми, нравственными и личными связями и общими усилиями обеспечивают получение социально-ценностного результата своей деятельности. Именно связи между людьми являются решающим фактором, определяющим сплоченность, активность и жизнеспособность коллектива, членами которого они являются.

Основные признаки коллектива:

– общая деятельность;

– соответствие деятельности социально значимым целям;

– предопределение межличностных отношений целями, ценностями и содержанием совместной деятельности;

– сознательное, устойчивое единство, сплоченность; – наличие определенной организационной формы объединения членов коллектива;

– согласованность и учет основных интересов всех членов коллектива;

– устойчивость и гармоничность отношений, основанных на взаимной ответственности, самоуправляемости, признании социально значимых авторитетов и индивидуальных потребностей каждого члена коллектива.

Функциональные связи между членами коллектива возникают на основе выполнения каждым из них своих профессиональных обязанностей. Служебно-функциональные роли и связи членов персонала образуют профессиональную структуру коллектива. На ее базе формируется социально-психологическая структура, предназначение которой состоит в скреплении, объединении коллектива в единое целое, выступающее целостным субъектом труда. Первая структура ориентирована на профессиональную деятельность коллектива, на достижение поставленных перед ним целей, а вторая – на его внутреннюю жизнь, на социально-психологическую сферу. Обе структуры необходимы – отсутствие или слабость одной отрицательно сказывается на другой и на коллективе в целом.

В коллективе формируется свой тип межличностных отношений; эти отношения характеризуются:

Высокой сплоченностью;

Ценностно-ориентационным единством;

Коллективистским самоопределением;

Социально-ценностным характером мотивации;

Наличием общественного мнения;

Традициями;

Устоявшимися взаимоотношениями.

Для того чтобы успешно регулировать процессы функционирования и развития взаимоотношений в коллективе, руководитель обязан в своей деятельности придерживаться некоторых правил, к которым относятся:

♦ использование благоприятного влияния на взаимоотношения людей хорошо организованной, интересной работы, вовлекающей ее исполнителей в содержательные деловые и личные контакты, сближающей их, позволяющей глубже узнать друг друга и найти привлекательные черты;

♦ заботливое сохранение уже сложившихся здоровых отношений, использование их при распределении заданий, обязанностей и т. д.;

♦ справедливость во всем, попытка избежать противопоставления одних членов коллектива другим, захваливания одних и безосновательного порицания других, бездумного поощрения нездорового соперничества.

Таким образом, управление коллективом – это руководство коллективной и индивидуальной психологией, учитывающее все тонкости и сложности закономерностей внутреннего мира человека и межличностных отношений. Высокая требовательность и демократизм руководителя опираются на понимание им психологических законов жизни коллектива.

Итак, выше мы определили, что главной социальной средой нашей жизнедеятельности несомненно являются малые группы. Часто человек сам выбирает себе эту группу, т. е. действует субъективно. О малых группах сейчас и порассуждаем.

Что же такое малая группа, как ее можно определить?

Малая социальная группа - зто небольшое по численности (от 2 до 20) объединение людей, члены которого находятся в непосредственной пространственной близости, устойчивом личном общении друг с другом, разделяют некоторые нормы, ценности, образцы поведения и осуществляют неформальный непосредственный контроль друг за другом. Разумеется, подобное определение, как и всякое иное, далеко от совершенства.

К сказанному выше можно добавить и то, что малая группа - это первичная организация людей, что она предполагает и добровольность вступления в нее, и относительную длительнось своего существования, и высокую эмоциональность отношений между участниками, нормальную атмосферу общения, общие цели и т.п. Нелишне здесь сказать о том, что не только члены малых групп четко осознают свою принадлежность к ним, но и другие люди, не принадлежащие к этим группам, также это осознают, признают. То есть здесь имеет место единство объективного и субъективного.

Пожалуй, самое важное, о чем целесообразно сказать, - это то, что через малую группу осуществляется взаимосвязь личности с обществом, если даже подобное не всегда заметно. Прежде всего, в малой группе человек осознает себя общественным существом, действующим субъектом, личностью. Через нее индивид социализируется, приобретает необходимые социальные свойства, воспринимает или отвергает те или иные нормы, установки, ценности, реально осознает свою социальную сущность, статус, выполняет многие социальные роли. Малая группа - это своего рода социальное пространство, где реализуется статусно-ролевое положение личности.

В реальной общественной жизни каждый человек функционирует, как правило, во множестве различных малых групп, в силу чего важно разобраться, какие же разновидности этих групп имеют место, в чем их своеобразие, особенности.

Мнения социологов и психологов по этому вопросу весьма разноречивы. К примеру психологи выделяют до 50 разновидностей групп. Отбросив крайности, с некоторыми оговорками, картину классификации малых групп в самом общем плане можно представить следующим образом.

I. Все малые группы можно разделить на формальные и неформальные (подобное деление впервые предпринял американский социолог Э. Мэйо). Определенность подобного деления на практике не всегда очевидна, но она, тем не менее, логична.

А. Под формальной понимается такая группа людей , членство в которой связано с профессиональной деятельностью , регламентируется формальными нормами , правилами , институтами. В формальной группе:

  • отношения строго фиксированы, нейтральны , хотя в отдельных случаях могут быть как напряженными, так и дружественным и;
  • функционирует иерархическая структура власти.

Все члены группы находятся под формальным контролем. Есть формальный лидер;

  • действуют договорные отношения ;
  • имеет место групповое сознание, ясное понимание цели, идентификация;
  • выполняются четкие конкретные задачи. Определены статусы и роли;
  • функции разделены, рационализированы, дифференцированы, предписаны. Главная функция - трудовая , т.е. выполнение тех или иных производственных задач;
  • деятельность членов группы стимулируется и вознаграждается. Имеют место санкции :
  • группа устойчива, стабильна , хотя постоянно обновляется;
  • официальным регулятором отношений в формальной группе является производственный кодекс (рабочий или военный устав). Девиз такой группы: «Не трогай меня и я тебя не трону! Знай свое место и дело»

Примерами формальных групп являются экипажи корабля, самолета, производственная бригада, кафедра, маленькая организация и, с оговорками, - студенческая группа и другие.

Б. Неформальная группа - это такое объединение людей , которое возникает на основе межличностных связен, интересов, ценностей и отношения в котором строго не регламентированы. В неформальной группе:

  • отношения не формализованы, они носят дружеский или приятельский характер. Жестких договоренностей нет, господствует компромисс;
  • каждый член этой группы рассматривается как единомышленник (по большинству вопросов) или даже как свой, родной, близкий, желанный;
  • иерархическая структура власти отсутствует , хотя может иметься неформальный лидер;
  • статусы и роли не предписаны ;
  • функции членов группы схожи, хотя некоторая «специализация» может иметь место. Главная функция группы - эмоционально-развлекательная, досуговая. Не исключены и производственные аспекты. Иногда проявляет себя защитная функция. Само собой обнаруживаются функции общения и социализации ;
  • деятельность членов группы материально не стимулируется; вознаграждения отсутствуют. Однако имеет место поддержка того или иного члена группы в трудной ситуации;
  • регулятор отношений - общественное мнение (похвала, критика, эмоциональная реакция).
  • Группа может носить как устойчивый, так и неустойчивый, временный характер.

Девиз неформальной группы: «Мы все друзья!». Примерами неформальных групп являются: компания друзей, группа по интересам (болельщики, рыболовы, книголюбы). Неформальная группа может составлять ядро формальной группы, формировать атмосферу в ней, задавать тонус жизнедеятельности.

В формальных группах может возникать несколько неформальных групп, отношения между которыми нейтральны, а порой конкурентны. Чаще всего члены формальной группы стремятся войти в ту или иную неформальную группу, тем самым получить надежную опору и поддержку. Разумеется, нс все члены формальной группы, в силу различных причин (высокомерия, неполноценности, излишней критичности) включаются в неформальные связи. Их девиз: «Я сам по себе!».

Нередки случаи одновременного вхождения индивида в несколько неформальных групп - по месту работы (учебы), жительства, занятий спортом, отдыха, причем, он везде способен быть «своим». Однако при этом наблюдается прерывность, эпизодичность контактов, что приводит рано или поздно, к ревности одной из групп, а также интеграции отдельных ipynn в единую, благодаря ярко выраженному лидеру.

Наиболее эффективными неформальными группами являются такие, члены которых взаимодействуют регулярно, т.е. вместе трудятся и отдыхают. Резкие перемены в жизни индивида (женитьба, замужество, смерть близких людей, смена места жительства, работы и другое) приводят к потере связей с неформальной группой, ее возможному распаду.

В. В реальной жизни общества имеет место и промежуточный, формально-неформальный , а точнее делинквентный вид малых групп. Это особый вид группы, имеющий широкое распространение. Речь идет о преступных группировках. Они действительно являются неформальными с точки зрения их статуса и выполняемых их членами ролей. Общество ни юридически, ни морально их нс санкционирует, а наоборот - борется с ними.

Однако в силу объективных причин (трудности в экономике, безработица, отсутствие профессиональной квалификации, несправедливость, коррупция, слабая эффективность правоохранительной системы), а также субъективных факторов (желание разбогатеть любыми средствами, устрашить, отомстить, компенсировать личные неудачи, продемонстрировать мускулы) подобные группы, тем не менее, постоянно возникают и своей сетью опутывают всю территорию едва ли не каждой страны. Будучи неформальными, по своему статусу, они, тем не менее, жесточайшим образом формализованы. Иначе говоря, они представляют собой синтез неформальных и формальных связей. Для делинквентных групп характерны следующие признаки.

  • Вхождение в группу на основе личных связей, протекции, проверки на пригодность, преданность.
  • Строго фиксированные зависимые отношения, которые могут быть как дружественными, так и конкурентными (даже антагонистичными).
  • Четкое распределение функций, определёность внутригрупповых статусов и ролей каждого, строго иерархические структуры, наличие явного лидера и ближайших его помощников.
  • Скрытый (секретный) характер функционирования.
  • Деятельность членов группы стимулируется и хорошо вознаграждается в случае успеха, в случае неудачи - следуют жесткие негативные санкции.
  • Устойчивость группы, ее стабильный состав, выход из состава группы практически невозможен.
  • Высокий уровень исполнительности, ответственности за порученное дело.
  • Антиобщественный, преступный характер деятельности.

Регуляторами отношений являются негласный кодекс, воля лидера, страх, насилие. Девиз такой группы: «Делать все, что прикажут!».

II. В социологии принято также классифицировать группы на первичные и вторичные. Понятие первичной группы введено американским социологом Ч. Кули по отношению к семье. Затем это понятие приобрело у него более широкий смысл и распространялось на дружескую группу детей-сверстников, традиционное соседство, группу друзей, клубы, братства, влюбленных, даже студенческую группу [см. 4, с. 328-333].

Первичной группой является такая , которая характеризуется тесным стабильным общением и сотрудничеством. Она первична тем, что дает индивиду самый ранний , законченный и, пожалуй , самый эффективный опыт социального единства и партнерства.

Главная цель первичной группы - формирование социализированного индивида, общественных идеалов, норм и ценностей, воспитание личности. Именно первичная группа является главным связующим звеном между обществом и отдельным человеком.

Первичной группе свойственны следующие признаки.

  • Малочисленный состав, пространственная близость ее членов , схожесть индивидуальных качеств.
  • Жесткое взаимодействие индивидов, их слияние в единое целое, где «Я» превращается в «Мы». Девиз первичной группы «Мы все - одна семья!».
  • Доминирование общего, целого над индивидуальным, частным; подчиненность дисциплине общего духа, стремление к достижению общего результата.
  • Взаимная помощь, симпатии, сердечная привязанность , честная игра, эмоциональность.
  • Самоуправляемость , неформальный контроль, хотя возможны элементы формального контроля.
  • Чувство социальной справедливости.
  • Статусы и роли могут быть как предписанными, так и не предписанными.
  • Деятельность членов группы может стимулироваться.

Вторичная группа - это такая , в которой индивиды опосредованно связаны своей деятельностью по достижению общей цели . Вторичная группа содержит в себе несколько или множество первичных групп , т.е. ее состав относительно многочисленный.

Во вторичной группе имеются следующие черты.

  • главное - умение выполнять профессиональные функции;
  • межличностные взаимодействия осуществляются эпизодически , либо вовсе отсутствуют;
  • личные качества, особые черты индивида существенного значения не имеют;
  • взаимная помощь, симпатии, привязанность как правило отсутствуют ;
  • статусы и роли членов группы малозаметны, существенного значения не имеют;
  • формальное и неформальное лидерство не существенно , либо вовсе отсутствует.

Регулятор отношений - административный кодекс (приказы, решения руководства). Девиз вторичной группы: «Каждый сам по себе!».

В качестве вторичной группы для рабочего может выступать заводской коллектив, для студентов - коллектив факультета, института.

III. Малые группы социологи и психологи также делят на референтные и проблемные. Понятие референтной группы ввели американские исследователи Г.Хаймен и М.Шериф. Основательно проблемой референтных групп занимался Роберт Мертон [см. 5, 360-561].

Под референтной группой имеется в виду реальная или воображаемая группа , система норм , ценностей и форм поведения которой является для индивида эталоном , своеобразным жизненным образцом и стандартом , критерием самооценки и оценки других людей, относительно господствующих в обществе идеалов и ценностей. В социологии выделяют две разновидности референтных групп.

  • 1. Реальная группа (или группа членства), элементом которой индивид непосредственно является, или был таковым. Скажем, студент перевелся из одной академической группы в другую. Нынешнюю группу он считает образцовой, ни с чем несравнимой. Она для него референтна и выполняет определяющую роль в его жизнедеятельности.
  • 2. Чисто референтная (воображаемая) - т.е. такая группа, членом которой человек не является и никогда не был. Но собственное поведение, взгляды и ценности он соотносит с этой группой. Воображаемая группа существует только в представлениях личности, в ее сознании в виде неких идеалов, персонажей, даже героев. Скажем, любитель музыки идентифицирует себя с группой «Битлз» или с Орфеем; футболист - с мадридским клубом «Реал» или Пеле; студент - с Оксфордским университетом.

Некоторые социологи (например, П. Штомпка) пишут о так называемой негативной референтной группе, которая вызывает у индивида отвращение и от которой он стремится дистанцироваться и пользоваться нормами и правилами поведения, противоположными тем, что приняты в таких группах [см. 10, с. 228-229].

Проблемная (целевая) - это искусственно созданная , формально организованная группа для исследования и решения четко сформулированной проблемы или поиска некоего оптимума. Для нее характерны:

  • кратковременность существования;
  • высокая интенсивность взаимодействий , сильно развитая коммуникация;
  • высокий профессионализм , формализованное™ отношений;
  • заинтересованность в действии, в достижении результата, сильная мотивация, стимулирование ;
  • высокий или достаточный уровень сплоченности ;
  • четкая координация ее деятельности, предписан- ность статусов и ролей ;
  • формальный регулятор отношений - решения, постановления вышестоящих органов.

Девиз такой группы: «Мы делаем важное дело!».

Примерами таких групп являются группы по подготовке законов, важных государственных решений, научно-технических проектов, реформ и т.п. (направленных на создание какого-либо оружия, препарата).

В различных социологических источниках ведут речь о таких группах:

  • - значимые, т.е. которым индивид придаёт наибольшее значение;
  • - инклюзивные, т.е. открытые группы, куда принимаются все желающие;
  • - многофункциональные, т.е. группы, члены которых предпринимают самые разные виды деятельности;
  • - ненасытные - группы требующие от своих членов максимальной отдачи сил и абсолютной лояльности;
  • - однофункциональные - специализированные группы, члены которых занимаются одним видом деятельности;
  • - тоталитарные - группы, которые контролируют всю жизнь своих членов и постоянно вмешиваются в эту жизнь;
  • - эксклюзивные - замкнутые группы, вступление в которые обусловлено очень строгими требованиями;
  • - ингруппа, т.е. такая группа, по отношению к которой личность испытывает чувство идентичности или принадлежности;
  • - ауттрунна - такая группа, по отношению к которой личность не испытывает чувство идентичности или принадлежности;
  • - группа равных - т.е. такой коллектив, члены которого имеют определённые общие характеристики;
  • - когорта - все люди в рамках того или иного относительно замкнутого сообщества, родившиеся в пределах одного года или нескольких лет;
  • - агрегат - скопление людей в общественном месте, не представляющее собой единую сплочённую группу и т.д.

IV. В социологии, например у А. И. Кравченко, можно встретить и такую типологию, как номинальные и реальные группы [см. 2, с. 183-186].

Под номинальными группами понимают такие, которые служат условным обозначением для каких-либо целей, скажем для статистического учета. К таким группам, например, относят:

  • состоящих на учете в психдиспансере;
  • проживающие в коммуналках;
  • пассажиры электричек;
  • любители твиксов, гамбургеров и т.д.

Это условные группы. Профессиональные социологи ими занимаются мало.

К реальным группам относятся те, о которых речь шла выше. Имеются и другие классификации малых групп.

В заключение этого параграфа рассмотрим, какие факторы определяют жизнедеятельность этих групп, их устойчивость, эффективность, функциональность. В качестве определяющих факторов можно выделить следующие.

  • 1. Численный состав малых групп (формальные - до 20, неформальные 3 - 5). Чем малочисленной группа, тем она эффективней.
  • 2. Тип лидерства (имеется явный лидер или его нет. Если есть, то какой он - авторитарист, тоталитарист или демократ).
  • 3.Возраст участников группы (у людей среднего возраста и пожилых группы стабильнее, рациональнее, у молодых - менее стабильны и более эмоциональны.
  • 4. Образование членов группы, их ценностные ориентации. Более высокий уровень образованности способствует стабильной, устойчивой, рациональной жизнедеятельности.
  • 5. Характер осуществляемой работы (где соразмерный ритм труда - проблем меньше, где напряженный - больше).
  • 6. Время существования группы.

Главный критерий проверки устойчивости, эффективности малой группы - экстремальная ситуация, беда. В этот период проявляется подлинная сущность каждого члена группы, его истинная или ложная принадлежность к ней. Экстремальная ситуация - это еще и надежный способ отсеивания случайных, «примазавшихся» к

Похожие публикации