Белорусская шляхта вкл. Потомки шляхты: «Мы не «дурны беларус», а мощная нация, не надо считать нас кем-то глупым и слабым Что, так и будем «я мужык, дурны мужык»?»

Каждый десятый белорус сегодня может причислить себя к наследникам благородного сословия. Такого мнения придерживаются члены Минского собрания наследников шляхты и дворянства. В общественном объединении не ограничиваются устной констатацией факта, но даже выдают специальные грамоты. Насколько достоверны эти сведения? TUT.BY отправился в гости к тем, кто в наши дни не стесняется носить шляхетский кунтуш.

Встречают по одежке

Председатель Минского собрания наследников шляхты и дворянства Игорь Чекалов-Шидловский любит встречать журналистов во всей красе. Забавная шляпа и ярко-красная накидка мигом возвращают нас в прошлое. Именно так, считает наш собеседник, одевались шляхтичи много веков назад.

- Я часто выступаю перед публикой и всегда рассказываю людям, что это наш белорусский национальный костюм. Многие удивляются: как же так? Кунтуш - это элемент шляхетской одежды, а шляхтой у нас были 15-20 процентов населения. Но, к сожалению, по ряду обстоятельств нашими поэтами был создан образ белоруса какого-то совсем бедного, пригнутого, в лаптях и портках.

Изучением образа жизни и привычек шляхты Игорь Чекалов-Шидловский занимается уже более 10 лет. В прошлом он преподавал математику в политехническом институте. Потом жизнь занесла в издательское дело. Неподдельный интерес к истории своей фамилии проснулся в нашем собеседнике после печати одного из гербовников. Выяснилось, что по отцовской линии он происходит от русских дворян - Чекаловых. У матери шляхетская фамилия - Шидловская. По обеим "косам"- благородное происхождение! Как тут не создать общественное объединение?

- Я решил: почему бы не показать этот путь другим людям? Если я смог узнать о своем происхождении больше, нужно подсказать, как это сделать, другим!

Еще один наследник шляхты и по совместительству руководитель музыкальных программ объединения Юрий Шеремет щеголяет по рабочему кабинету в нарядной "барме". Это тоже элемент шляхетского костюма.

- На барму вешают все награды, ее цвет соответствует цвету герба. В такой одежде можно приходить на дипломатические приемы.


Сегодня организация насчитывает около 350 действительных членов и порядка двух тысяч так называемых "кандидатов" - тех, кто хотя бы однажды интересовался своей родословной. В 99 процентах случаях, по словам Игоря Чекалова-Шидловского, эти люди получают подтверждение о принадлежности к благородному сословию.

- Дело в том, что к нам редко приходят случайные люди. Это те, кто уже обладает какой-то информацией от родственников, знает свою семейную историю. Очень редко, только на книжных выставках, пишут заявки все подряд, там процентов 30 приходится отбросить. При этом я подчеркиваю, что мы не выдаем каких-то реальных документов. Все грамоты и гербы - это реконструкция.

"Потерянный миллион"

По оценкам Минского собрания наследников шляхты и дворянства, десятая часть белорусов имеют шляхетское или дворянское происхождение. Здесь говорят так: "потерянный миллион". Но лишь около 5 процентов шляхты, рассказывает
Чекалов-Шидловский, могла позволить себе жить на широкую ногу. Остальные были бедны и сами обрабатывали землю. Ходили за конем, но обязательно с саблей.

- Ношение оружия - привилегия шляхетского сословия. Крестьянам это было недоступно. Кроме того, шляхтичи имели право участвовать в выборах, могли покупать, завещать землю и так далее. Еще одна особенность - фамильность. Шляхта держалась за фамилию как за знамя, в отличие от той же России.


Игорь Чекалов-Шидловский часто сталкивается с тем, что люди не видят разницы между шляхтой и дворянством.

- Шляхта - это древнее благородное сословие, когда никакого дворянства еще и в помине не было в Российской империи. В конце 18 века Екатерина Вторая издала указ, чтобы проверить, что это за шляхтич такой, который сам за конем идет. 100 лет шла проверка, примерно четверть шляхты перевели во дворянство, а всех остальных записали в крестьяне и мещане. Но настоящие шляхтичи всегда помнили о своем благородном происхождении, даже в том случае, если им не давали на это подтверждающих документов. Лишь в начале 20 века, когда начался красный террор, от шляхетского звания стали открещиваться. Многие даже меняли несколько букв в фамилии, чтобы не считаться шляхтичами. Сегодня эти люди восстанавливают свою связь с предками, у нас есть такие примеры.


На шляхетское прошлое, говорят наследники, указывает фамилия. Если она заканчивается на -евич, -ович и -ски (Шидловский, Янцевич, Янукович), существует большая вероятность, что ваши предки принадлежали к благородному сословию. По словам членов Минского собрания, это первая ступень. Далее необходимо сверить свое имя с пофамильным гербовником. Эту услугу для желающих здесь предоставляют бесплатно.

Но чтобы подтвердить шляхетское происхождение, нужно продолжать исследовательскую работу. Существуют редкие гербовники, в которых можно найти подробный рассказ обо всех значимых шляхетских родах. Их подробное изучение на многое может пролить свет. Третий этап - детальная проверка информации в Национальном архиве. На этом уровне составляется история рода, это долгая и кропотливая работа. В зависимости от объема дела интерес к истории своей семьи обойдется в 1000-2000 долларов. Некоторые энтузиасты и на этом не останавливаются. Они заказывают публикацию книги об истории своего рода.

- Насколько достоверна информация, которую вы предоставляете белорусам?

- Все, что написано в архиве, достоверно. Иногда фамилия может совпасть случайно. Мы всегда об этом предупреждаем: это история, а не геометрия. Здесь могут быть пробелы, но они ничтожны в процентном соотношении. Ведь за то, что ты "подмазался" к шляхте, наказывали. Это было не просто: безземельного крестьянина можно было определить с первых шагов.

От автослесаря до кандидата наук

Приобщиться к современным наследникам шляхты может любой желающий, даже потомок крестьянина. Но такие люди, по словам председателя Минского собрания наследников шляхты и дворянства, заявок не оставляют. Видимо, никто не хочет вдаваться в подробности своего неблагородного происхождения. Что же касается наследников высших сословий, то сегодня они занимают самое разное социальное положение. Среди членов собрания есть и автослесари, и кандидаты наук. Тем не менее, потомков благородных сословий, считает Чекалов-Шидловский, видно издалека.

- Когда идут собаки породистые или обычные, вы узнаете? С нами все точно так же. Потомка шляхтича можно узнать по фенотипу и манерам. Наши гены сохранились. Есть белорусская внешность, это ни с чем не перепутаешь. Нам постоянно вдалбливают, что мы скромные, "памяркоўные". На самом деле, потомки шляхтичей очень самодостаточные люди.

Чтобы подтвердить свои слова, председатель собрания показывает нам Кодекс шляхетской годности. Составлен он "на мове" и гласит о том, что наследник шляхты обязан любить Отчизну, интересоваться ее историей и уважать ее культуру.

- Это очень широкая платформа. У нас есть монархисты, республиканцы, белорусская шляхта, русское дворянство. За все время только 2 человека были исключены из организации. Один - за недостойное поведение, второй - за неправильное отношение к спиртным напиткам. Из шляхты тоже исключали по тем же причинам.


Балы в 21 веке

Члены организации ведут чрезвычайно насыщенную жизнь. Они регулярно собираются на салонах, балах и других светских мероприятиях. Юрий Шеремет рассказывает, что он - потомок прусского короля. Сюда он привел всю свою семью: жену и дочку, даже внучка интересуется историей.

- У нас совершенно нет социальной жизни для людей, как в Европе. В советское время были какие-то профсоюзные собрания, люди как-то сплачивались, а куда сейчас выйти паненке? Куда наряжаться? И люди очень ценят наши мероприятия как элемент социальной жизни.


Очаровательная дама в не менее очаровательной шляпке подтверждает эти слова. Как истинная дворянка Светлана Шандалова обожает балы.

- Лет пять тому назад я посещала выставку книг. Я шла в красивой шляпе, на высоком каблуке и с прямой спиной. Мне сказали: у вас явно солидные корни. А я знала, что мой дедушка был сыном помещика. Мне рассказали о моем старинном роде и сделали членом организации.

За время нашего разговора современные шляхтичи не раз упомянули, что главная цель для них - поднятие духа белорусов. "Наследник благородного сословия" - это звучит гордо. Но, может быть, только звучит?

О россиянах-рабовладельцах, босой белорусской шляхте, мировом феномене политического устройства Беларуси и исламском городе под Минском мы поговорили с настоящими потомками белорусской шляхты, а также в качестве эксперимента узнали, кем были предки нашего корреспондента.

Небольшой кабинет в Доме ветеранов ничем с первого взгляда не примечателен: девушки обрабатывают фотографии в фотошопе, мужчины, окруженные стопками папок и листов, обсуждают новое издание книги, звонят телефоны, слышится стук каблуков из коридора. В этом небольшом кабинете заседают прямые потомки белорусской шляхты.

Собрание существует уже почти десять лет. За это время белорусы тысячи раз открывали дверь этого кабинета в надежде узнать, кем были их предки. Собирать такую информацию и передавать ее общественности - главная миссия Собрания. Кроме того, они организовывают балы, выставки, встречи, поездки. Чтобы наглядно показать, как происходит процесс поиска корней, председатель Собрания Игорь Владимирович Чекалов-Шидловский «протестировал» фамилию корреспондента KYKY.

Точное происхождение фамилии Мелеховец не известно, но по материнской линии журналист - Шоломицкий. Именно эти корни мы и попытались найти. Игорь Чекалов-Шидловский предлагает на примере Шоломицких провести экспресс-анализ фамилии. Первая его ступень, самая простая, подразумевает поиск фамилии в шляхецких энциклопедиях.

Три этапа в тестировании фамилии

Игорь Владимирович: «Все первоисточники по шляхте на польском языке. Они, естественно, переводятся на белорусский, русский, украинский. Так возникает своеобразный конгломерат: Польша, Беларусь, Литва, Украина и часть России, причем, мы говорим про Смоленщину и Брянщину, где на самом деле было много шляхты.

То, что я сейчас скажу, пока ещё не сильно озвучено - Российское дворянство до 18 века наполовину состояло из шляхтичей, которые переходили в Царство Московское служить.

Приходило туда много иностранцев, четвёртая часть - пруссы и немцы, ещё четвёртая часть - татары и „закавказцы“. Почему они туда приходили? Это была огромная и богатая территория, да еще и с рабами в придачу. Сейчас в ходу эвфемизм „крепостные крестьяне“, но до 1861 крестьяне были в положении рабов. Их продавали, меняли на собак, лошадей, их можно было проиграть в карты. Признаки рабов и формировали национальный характер. Мировоззрение двух слоёв людей (шляхты как элиты, и тех, кто под элитой) формируется в условиях рабовладения. На наших территориях немного другая история, потому что у нас было 20% шляхты (в России - 1%), ещё 20% - свободные люди. Это была демократическая республика, которая выбирала власть от местных до короля, и, естественно, народ вырастал с совершенно другими мозгами. Согласитесь, 20% - это не 1%, но они легко растворялись в крестьянской массе, потому что многие шляхтичи были вынуждены сами обрабатывать землю».

Шляхта вырастала с другим менталитетом, поэтому шляхту Речи Посполитой не стоит сравнивать со шляхтой России.

По словам Игоря Владимировича, два одинаковых слоя общества похожи, и сейчас говорят на одном языке, но у нас разная история. Сегодня к нам приезжают россияне, и мы для них, по мнению членов Собрания, - недосягаемая вершина, сияющие высоты. «Они просто плачут, когда видят, как мы живём. Они знают, что тебя здесь не толкнут, не обзовут, в отличие от Москвы, где спокойно пройти нельзя. А если и толкнут, то извинятся», - отмечает Чекалов-Шидловский. Выдают разницу исторического развития и внешние признаки, и здесь речь идет о так называемой «провинциальной чистоте». Игорь Владимирович вспоминает москвича Григория Якутовского, который пишет про Беларусь, его последнее произведение называется «Беларусь - это круто»: «У него джазовый стёб по стилю и оформлению книги, он больший фанат Беларуси, чем многие у нас тут».

Далее Игорь Владимирович открывает огромный, немного потрепанный талмуд, на вскидку - на две тысячи страниц, не меньше, в котором списком написаны фамилии на польском в алфавитном порядке. Игорь Владимирович называет книгу «одним из последних и самых больших польских гербовников, какие привезли из Варшавы». Буквально через 10 секунд он находит нужную страницу - видимо, знает справочник как свои пять пальцев.

Герб Шоломицких

Игорь Чекалов-Шидловский: «Итак, Шоломицкие? Вот открываем. Первый Шоломицкий упоминается в 1600 году. Кем он был - надо разбираться. Пинский герб - под вопросом. (Корреспондент KYKY Дмитрий Мелеховец действительно родом из Пинска - прим . ред . ) Видите, книга составлена таким образом: фамилия - герб, фамилия - герб. В чём смысл таких списков? Дело в том, что шляхтич одновременно получал звание, фамилию и герб, потому что надо было его прописать в войско. Он становился сразу военнообязанным, у него появлялось право носить оружие, которого не было у простолюдина, и право прописаться в списках выборщиков. Выборы у нас проводились от местного повета до выборов короля. Для того времени они были сумасшедшей вещью, ведь повсюду царил абсолютизм. Попробуй скажи в России: «Выборы»! Да, Шуйский был выборным, но только когда род прекратился, это был нонсенс, и ещё после этого целое столетие была смута. Здесь же были стабильные выборы и военнообязанность.

Часто шляхтичи ехали поле навозом удобрять, но с саблей. Это чтобы показать: «Я шляхтич, вот мой гонор».

В разговор вступает Юрий Леонидович Шеремет, координатор музыкально-эстетических программ Собрания.

Юрий Шеремет: Голландский путешественник, который вместе с голландским посольством ехал в Великую Тартарию (это Москва), проезжая по нашим территориям, знал, что первый признак шляхетности - это сабля. Крестьянин не имел возможности носить эту саблю. Он видел босых шляхтичей, но с саблей. Его поразило: ведь шляхта, аристократия! Эти аристократы имели право участвовать во всех выборах, во всех сеймиках, подсеймиках. Могли участвовать в них босиком, без обуви. И даже магнаты Радзивилы могли обращаться к такой бедной шляхте «пани-братья». Не считалось, что такая шляхта ниже, это был один уровень.

Игорь Чекалов-Шидловский: «Вернемся к Шоломицким. Первое, что мы видим - энциклопедии, где содержится более 20 тысяч фамилий. Второй этап - смотрим на гербовники, где по фамилиям будет всего несколько тысяч шляхтичей, но здесь уже номенклатурно расписано, кто занимал какие посты, кто выбирал короля и был делегатом на съезд. Третий уровень - если дело сохранилось в нашем архиве, тогда мы можем построить ваш родовод от 13 или от 14 века, проследить, кто кого родил. Дело в том, что когда Речь Посполита была разделена между Российской империей, Пруссией и Австрией, на территории Российской империи шляхту начали приводить в порядок. Не надо думать, что её начали уничтожать физически. Нет, просто начали подгонять под структуру государства.

Вы вытащите элиту из любого общества, и там останется толпа. Представьте себе армию без офицеров: это же будет сброд!

В России было принято, чтобы даже самая главная аристократия говорила „Мы твои холопы, батюшка-царь“. Любой высокородный аристократ позиционировал себя как холоп царя. Для шляхты это было немыслимо, даже нищие и босые считали себя ровней королю».

Почему российские дворяне обязали шляхту предоставлять документы

По словам Игоря Чекалова-Шидловского, российских дворян удивляло, что у белорусов есть благородное сословие, которое само обрабатывает землю. Бывало, что в древние времена крестьянин жил лучше шляхтича, потому что последнего могли покалечить на войне или убить, и некому было работать, если не было большой семьи. Поэтому вопросы материального благосостояния шляхты - очень деликатные. Российское дворянство при переводе шляхты в дворянское сословие решило поставить рамки: обязать представить документы, что стоило серьёзных денег. «И вот тут начинается самый интересный момент, который отражен на телевидении и в фильмах - у шляхты не было документов, - говорит Игорь Владимирович. - Были какие-то привилегии, но они идут к старшему сыну, а у младших ничего нет. Ну, а как? Все знают, что это шляхта, они воюют, ходят на выборы. Новая власть не понимала принципов старого устройства, когда шляхтич и не шляхтич живут в одной деревне. Все российские чиновники сходили с ума».

Подложные документы шляхтичей

На территории современной Беларуси были созданы специальные комиссии, которым надо было представлять свидетелей своего благородного происхождения. Шляхта на это откликнулась очень своеобразно. Они начали делать подложные документы. Скажем, Дунин-Марцинкевич возглавлял целый картель по производству поддельных печатей. Кроме того, в Украине была еврейская фабрика, которая была рада поставить любую печать. «Это ещё неотражённый в литературе детектив. Некоторые судились по многу лет, чтобы доказать, что они представители шляхты. В результате это привело к восстаниям, потому что людей понизили в социальном статусе. Ясно, что крестьяне были заняты обработкой земли, им некогда было воевать или заниматься ерундой. Это шляхтич мог себе такое позволить. И все вылилось в восстание 1830-го года, и другое, 1860-го», - говорит Игорь Владимирович.

В результате всех этих споров было принято решение 80% белорусской шляхты не давать дворянский титул, а записать в крестьяне и мещане: конечно, не в рабы, а в свободные хлебопашцы. Шляхта была недовольна, и очень многие уехали в Америку, что стало традицией до начала 20 века. «Даже в нашем собрании широко распространена ситуация, когда прадеды ездили в Америку на заработки фактически через одного! Это тоже показатель, потому что малограмотный крестьянин был не в состоянии подняться с места, не зная языка, и попробовать выбить себе паспорт. Но были и такие ситуации», - говорит Игорь Чекалов-Шидловский.

Игорь Чекалов-Шидловский: «Мы очень аккуратны в названиях, ведь мещанин в шляхетстве - это смешно. В русском языке слова „дворянин“ и „шляхта“ должны быть разделены. Шляхетство - это особый кодекс шляхетской чести и особый менталитет. Главный тезис нашего кодекса: „служу Айчыне и адказваю перад Богам“. Другой вопрос, как это было в реальности. Шляхта дралась между собой, дурили друг друга, но был кодекс чести, и за нарушения можно было вылететь из шляхты.

Не всегда титул передавался по наследству - собирались соседи и решали, можно ли юноше даровать титул. Шляхетское ли у него поведение, воспитание?»

Сколько белорусов приходит в Собрание узнать про свои корни

На самом деле, информация по всем трем этапам принадлежности к шляхте собирается очень долго. Игорь Владимирович говорит, что базу в Собрании готовили десятилетиями. «Конечно, не так уж часто к нам обращаются, в неделю, может, человек», - говорит председатель. Юрий Шеремет уточняет, что самый большой наплыв желающих узнать корни происходит после книжных ярмарок, где участвует Собрание: «После такого к нам много идёт людей. Но мы всегда спрашиваем, есть ли интерес. Если вам это не нужно, то не надо тратить ни своё, ни наше время. Иногда человек отсюда выходит со слезами на глазах. Он плачет, потому что столько найдено и раскрыто! Как правило, приходят люди, которые слышали что-то от дедушек, бабушек, мам, пап, видели старые фотографии, бумаги, письма».

Итак, в выяснении шляхетской истории наш корреспондент Мелеховец прошел три этапа. Первый - списки войска, второй - гербовник, третий - архив. «Если дело есть в нашем архиве, значит, ваш предок подал документы, они могли быть как одобрены Петербургским сенатом, так и не одобрены, но дело зафиксировано в архиве. Но факт таков: у вас все три этапа есть», - говорит Игорь Владимирович. В результате такого исследования можно получить реконструкцию грамоты начала 19 века, которая выдавалась Минским дворянским собранием по проверке. Вторым этапом будет перевод из гербовников с польского языка. Третий - выяснение, сколько потомков рода родилось. Есть плодовитые роды, а есть те, которые угасли. Герб нашего корреспондента тоже указан в хрониках - Гипоцентавр. «Это кентавр, который целится в змею, растущую у него вместо хвоста. Значение его тоже известно - избавление от собственных пороков», - говорит председатель Собрания.

Как в герб белорусской шляхты попали символы ислама

На самом деле, у гербов много несистематизированных названий, которые переводят на белорусский кое-как. Одна из задач Игоря Чекалова-Шидловского - навести порядок и ввести систематику. Он готовит книгу о символике приватных гербов, которые часто видоизменялись и путались. Один из хороших примеров, который приводит председатель - герб фамилии Тышкевич, в виде полумесяца и шестиконечной звезды. Поскольку у населения возникал закономерный вопрос, еврейский ли это род, на гербе Логойска (родине Тышкевичей) впоследствие стали рисовать пятиконечную звезду во время войны.

Но правда в том, что полумесяц с пятиконечной звездой - символ пяти столпов ислама, он изображен на многих мечетях. Вот так Логойск, не желая становиться еврейским городом, стал исламским.

Вообще, символика, по словам Игоря Владимировича - вещь деликатная. Скажем, после Холокоста шестиконечную звезду исключили из геральдики. Но в 18–19 веке на гербах часто встречается шестиконечная звезда, на которой делали рисунки и дополнительные символы.


Игорь Владимирович : «Не догадаетесь никогда, что голубь был запрещён. Почему? Это символ Духа Святаго, и в католическом, и в православном храме голубь, падающий сверху - символ божественного нисшествия на землю. Вообще, тема шляхетства долгое время была под запретом. Это же элита, что противоречило марксизму, который долгое время дурил нам голову. Они это цинично понимали, издевались, уничтожали массы людей. Никогда бы шляхтич или даже помещик не отправил своего крестьянина в Сибирь, даже если бы тот украл дерево. Высек бы, но это другие вещи. Элиту надо уважать, точнее, она должна вести себя так, чтобы вызывать уважение к себе. Любая - творческая, научная, политическая, экономическая.

На самом деле, мы щепетильно подходим к нашей работе. Многие не понимают, начинают валять дурака. Но это же кропотливый труд. Для россиян мы не можем вообще ничего сказать: „Да, в дворянстве прописан, но это не говорит о том, что вы принадлежите к этому роду. Давайте документы, артефакты“. Сегодня очень редко люди приходят с какими-либо документами: всё сжигалось, уничтожалось, потому что шли бесконечные войны. В нашем архиве есть далеко не всё, а только примерно 10% фамилий. Но это больше, чем в Варшаве. Очень много наших архивов в Италии и Турции, а почему - не знаем».

Шеремет Юрий Леонидович: Предоставить документ, подтверждающий, что вы шляхтич, - наша работа. Но основная наша цель совсем другая.

Мы хотим показать, что мы не «дурны беларус», мы настолько сильная и мощная нация, и не надо считать нас кем-то глупым и слабым.

Мы пытаемся поднять самосознание белоруса, который пришёл сюда. Да, он шляхтич, да, ему интересно. Но кем были его предки?

Предки нас ведут по жизни, вся эта аура передаётся из поколения в поколение, что доказано психологами. Не зная своей истории, корней, ты, во-первых, Иван, который не помнит родства. Во-вторых, нельзя научиться любить Родину, не зная истории. Надо любить Родину, за которую твои предки проливали свою кровь.

Игорь Владимирович: Сейчас можно оформить свое происхождение официально. Мы тоже выдаем реконструкцию грамоты. Но это стоит денег. Дело может быть одно, но в роду три или четыре фамилии. Это толстые папки, а их надо скопировать, разобрать, что написано. Это недешевое удовольствие, и результат может стоить до трёх тысяч долларов - максимум.

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Около миллиона белорусов являются потомственными шляхтичами. Слова «шляхта» происходит от двух немецких слов «род» и «сражение», что дословно означает «люди боя». Белорусская шляхта считается благородным сословием, которая сражалась за Отечество во время образования государства.

В предании говориться, что родоначальниками белорусско-литовской шляхты являются древние римляне. Так литовцы подчеркивали благородность и древность своего рода. Шляхтичей могли называть рыцарями.

В Великом Княжестве Литовском (ВКЛ) около 15% населения была шляхтой. Подобная концентрация элитных слоев общества стала уникальной для Европы. Она одновременно представляла собой вид ополчения для защиты границ ВКЛ и руководящая элита общества.

Шляхтичи считали своим богатством достоинство и честь, а принципом – равенство и свобода. Они были единственными носителями национального сознания белорусского народности: они знали и интересовались историей предков, имела собственные политические и духовные идеалы.

Речь Посполитая и ВКЛ не обладали своим институтом регистрации гербов. Многие первоисточники сообщают только о польской шляхте, но это не так. Шляхта была многонациональна и могла проживать за пределами польских земель. Кроме поляков в нее входили литвины или белорусы и жемойтийцы, предки современных татар, русских, украинцев, евреев и литовцев. Люди из Венгрии, Франции, Дании и Швеции приезжали к королю ВКЛ для службы. Отсюда и разнообразие конфессий среди шляхты. Она выполняла неповторимую социально-политическую роль в государстве. Шляхту разделяли по воеводствам: волынская, пинская, виленская и т.д.

Раздел Речи Посполитой привел к перерегистрации шляхты в число русского дворянства. В этот период большая часть белорусской шляхты потеряли свое благородное сословие, оказавшись помещиками или крестьянами. В Росси только 1% населения относились к дворянам. Высокая концентрация элитного сословия на бывшей территории ВКЛ пугало правительство. Четыре века гонора и почестей не прошли даром. Шляхта требовала к себе соответствующего отношения и в составе России.

Октябрьская революция полностью уничтожила шляхту. Многие семьи покидали территорию Беларуси. Оставшиеся представители были убиты, высланы в сибирские регионы. Многие в страхе меняли известные фамилии и уничтожали свои документа, где упоминалось их отношение к высшему сословию.

Шляхта является важной частью белорусской истории и национальным достоянием. Она на несколько веков появилась раньше российского дворянства и обладала уникальными историческими традициями. Геральдика и история Европы неразрывна со шляхетской историей и гербами. В отсутствие объективной концепции белорусской истории история шляхты помогает посмотреть на прошлое по-другому. Беларусь является страной замков и рыцарей, свободолюбивого и гордого народа.

Где же сегодня белорусская шляхта? Тонкими ниточками между прошлым и настоящим могут быть бабушкины предания, редкие и уникальные родословные ювелирные вещи и т.д. Были случаи, когда дворянскую грамоту находили за иконой или картиной. Но все они истлели от сухости и превратились в прах. Кое-где еще можно услышать о шляхетском прошлом – нравах и обычаях, околицах и т.д.

Сегодня составлены шляхетские энциклопедические словари. Они содержат более 200 тысяч фамилий и гербов. Но большая часть литературы издана на территории Польше. Если в гербовниках есть фамилия, то большая вероятность, что потомки высшего белорусского сословия сегодня носят именно ее. Почему вероятность? В XVIII веке начали активно подделывать документы принадлежности к шляхетскому сословию.

Истинные наследники шляхты инстинктивно проявляют шляхетность в поведении, отношению к прошлому, чувстве собственного достоинства и т.д. Они занимают руководящие должности в частных и государственных структурах, культуре и науке. Шляхетские гены видно в умении руководить, сохранении фенотипа, желанию учиться. Идеалом шляхтича был человек с высокими моральными принципами, деятельный и ответственный, жизнь которого основана на шляхетском кодексе чести.

На этот и другие вопросы совместного генеалогического проекта белорусского генеалогического портала Radawod.by и христианского информационного портала Krynica.info отвечает известный белорусский исследователь, специалист по шляхетской генеалогии Витольд Ханецкий.

- Часто можно услышать, что почти у каждого белоруса так или иначе есть шляхетские корни. Насколько правдиво такое утверждение? Действительно ли на наших землях до 10-12% населения составляла шляхта?

Я не исключаю, что доходило до 15%. И если глубоко покопаться в родословных даже крестьянских родов можно найти шляхетных предков. Все это началось с XIX века, когда после присоединения белорусских земель к Российской империи начался «разбор шляхты». Тогда многих шляхтичей перевели в беднейшие сословия, и постепенно, с середины XIX века, шляхетские роды начали мешаться с крестьянскими. Раньше было невозможно, чтобы шляхтич женился на крестьянке. Местами такое положение даже сохранялась до Второй мировой войны, и только война уже перекроила все эти древние традиции.

- А какой примерно процент шляхты не смог доказать свое шляхетское происхождение?

По моим наблюдениям, если брать общее количество родов, то больше половины - точно. Но в каждом роде было несколько десятков представителей. И из этих нескольких десятков также может только половина утвердилась. Остальных записали в однодворцы и мещане. Разное же было и имущественное состояние, а доказательство дворянства требовало огромных денег и много времени. Более того, требовались оригиналы документов. Кроме того, у шляхты должны были быть крепостные крестьяне в собственности. Если их не было - записывали в число дворян второго разряда. Потом такие дворяне становились однодворцами, а из однодворцев их уже переписали в мещане, а бедных - вообще в крестьяне.

Поэтому в одном дворянском роде могли быть представители, утвержденные и неутвержденные в российском дворянстве. Иногда на утверждение в дворянстве уходило до 40 лет. Мои предки по отцу утверждались в дворянстве 35 лет. По матери также - меньшую часть рода утвердили, а остальных разбросали: кого в крестьяне, кого в мещане. И это было обычное дело. И если сегодня у потомков спрашиваешь, кем были их предки, то многие отвечают, что крестьянами. А если немного глубже копнуть - они оказываются из очень древних шляхетских родов.

Так случилось, что Российская империя была заинтересована в меньшем проценте знати. Ведь на их те ориях дворянства было 2-3%, а у нас шляхты было больше, да она еще постоянно бунтовало - им это было невыгодно. Надо было поставить под кон оль. Также знать в Российс й империи не платила налоги, а налоги были нужны.

- Дмитрий Дрозд при исследовании биографии Дунина-Марцинкевича обнаружил, что он активно занимался фальсификацией документов для получения дворянства. Насколько такая деятельность была поставлена ​​на поток? Встречались ли вы с подобными подделками?

Постоянно встречаются фальшивки. В первую очередь это касается Минского дворянского депутатского собрания.

- Как раз там, где и был Дунин-Марцинкевич…

Да, именно. Здесь был целый синдикат, занимавшийся чистым криминалом: подделкой документов, мошенничеством. Если не в каждом втором, то в каждом третьем деле точно можно встретить подобные документы. Причем даже у известных и сильных родов попадаются один-два фальшивых документа. Для специалиста нет особых сложностей это распознать. Но нужно внимательно относиться к документам из Минского ДДС. У тех, кто выводился по Витебщине, Могилевщине, Гродненщине таких подделок гораздо меньше, но и здесь они тоже встречаются.

- А какая главная черта таких фальсифицированных документов?

Главная черта - предоставление не оригиналов документа, а якобы более поздних, повторных выписок из тех актов из Ошмянских и Браславских судов. Если такие выписки подавались, то их невозможно было проверить, так как в тех судах было несколько пожаров и многие документы погорели. Таким образом, чиновники не могли проверить эти документы. Тем более, что использовалась состаренная бумага, подделывались печати и подписи, даже почерк. Но сегодня хороший специалист, на основании специальных знаний в отношении техники и грамматики исполнения, может обнаружить эти сфальсифицированные документы.

- Бывало ли так, что какие-либо ловкие крестьяне или мещане, предки которых никогда были шляхтой, пытались воспользоваться моментом?

Конечно. И крестьяне добивались дворянства, и мещане. Такое встречается все время, когда за уши притягивались какие-то факты. И как ни странно, это очень часто срабатывало, хотя власти постоянно усложняли систему и ставили палки в колеса. Но ловкие, более упорные, доводили дело до конца.

Бывало так, что весь род из-под Минска, а документы подаются из Ошмянского уезда. Они там никогда не жили, но подавали оттуда документы!

- Можно ли таких людей считает шляхтой?

Если принципиально подходить, то нет. Да, у них разработана родословная. Но ей можно доверять только с XIX века, но никак не из глубины. Даже у древней знати, у которой было право на дворянство и соответствующие корни, не у всех приведены правильные родословные. Иногда, не имея возможности довести шляхетное происхождение конкретного человека, его присоединяли к другой известной ветви однофамильного рода, к которой он мог и не принадлежать. Много таких случаев.

- Какие еще есть трудности при составлении шляхетской родословной? Сложнее ли это делать, чем, например, крестьянскую?

У крестьянских родословных есть стандартный базовый комплект, по которому проследить предков можно до начала XVIII века. Если же крестьяне принадлежали Радзивиллам или иезуитам, то можно и до XVII века продолжить. Стандартный комплект - это, прежде всего, инвентари и метрики. Но все также зависит от региона, так как сохранность метрик очень разная. Например, на Могилевщине она очень слаба. Далее - это ревизские сказки, в которых записывались результаты ревизий с 1795 по 1858 годы.

Также сюда входят выкупные дела, которые составлялись после сельскохозяйственной реформы 1861 года, когда государственные и помещичьи крестьяне получали куски земли. Выкупные дела заводились на каждое имение со всеми его деревнями. Они очень хорошо сохранились и содержат сведения до начала ХХ века. Там семейных списков нет, но проходят хозяева крестьянских дворов. В случае, если есть недостаток метрик или ревизских сказок, то выкупными делами можно заполнить это пространство.

Самая большая проблема по всей Беларуси - это конец XIX века-начало ХХ века. За этот период очень плохо сохранились метрики. Это такая черная дыра. И хорошо, если еще теперь кто-то из пожилых помнит те времена. Тогда по именам можно попробовать зацепиться за последние ревизские сказки. Сохраненные же материалы Всероссийской переписи 1897 года затрагивают небольшое количество регионов Беларуси. Поэтому по крестьянским родословным очень важно зацепиться за 1858 год. Если попадаешь в этот предел, то есть шанс очень хорошо составить родословную.

- А как в этом плане со шляхетскими родословными?

Со шляхетскими и проще, и сложнее. Проще, так как в депутатских собраниях при доказательстве дворянства были сформированы готовые родовые дела. Но там только основные свидетельства. Там нет и женских линий - только года рождения. Метрик о браках чрезвычайно мало, метрик о смерти вообще почти нет. Но есть посемейные списки, имущественные акты и много других разных вещей, которые могут оживить родословное древо, чтобы там были не просто математические факты.

Сложнее же восстанавливать родословные потому, что шляхта была свободным сословием и могла переезжать. Поэтому проследить их пути очень сложно. Это сделать, конечно, можно, но поиски осложняются географией. Чтобы находить упоминания, надо самому быть мобильным и искать в разных архивах. Тем более, что архивы по бывшему ВКЛ разбросаны по ближнему зарубежью. Информация по нашим землям находится в Польше, Литве, Латвии, России, Украине. Если человек мобилен и может себе материально позволить такие командировки и долгое сидение в зарубежных архивах, то будет шанс найти довольно полную картину.

- Вы сами очень много работаете в зарубежных архивах. Что там есть таково, чего нет в белорусских?

Нельзя сказать, что там есть что-то такое, чего у нас нет. Там находятся отдельные документы, архивы отдельных учреждений. Например, из Беларуси был вывезен архив униатских митрополитов. Часть его есть и у нас, особенно что касается метрических книг до 1839 года, когда уния была упразднена. Но если брать XVIII век и остальной архив, то много всего находится в Петербурге, а по западным территориям - в Вильнюсе.

Что касается отдельных учреждений, то по Минщине первичные шляхетские документы, составленные для депутатских дворянских собраний, находятся здесь. Но по Витебщине сохранилась небольшая часть. В основном это все можно найти в дубликатах, которые переправлялись в герольдию российского Сената. В Петербурге и сегодня хранятся эти документы. Гродненское ДДС сохранилось очень слабо, и все это тоже надо искать там.

- Как я понимаю, вы начинали свои родословные поиски со своих корней. А как далеко удалось продвинуться?

Конечно, я начинал в первую очередь со своей родословной и сумел продвинуться где-то до конца XVI века.


- И как долго вы искали?

Я до сих пор ищу.

- А как давно начали?

Начал где-то с 1994 года. И продолжаю до сих пор, так как остановить это невозможно. Все время кто-то рождается, женится, умирает, ведь я ищу по всему роду, а не только по своей семье. И хотя кажется, что уже облазил все, что только можно, все равно изредка попадаются какие-то новинки, которые даже не ожидал встретить.

- Могли бы рассказать, кто такие Ханецкие? Насколько это старый и богатый род?

Это небогатый род, белорусская застенковая шляхта. Радзивилловская шляхта. Родовом гнездом можно считать Койдановщину. У них были небольшие наделы земли, естественно, без крестьян. Обрабатывали землю сами. Жили в довольно узком регионе: Столпцовщина (Несвиж, Свержень) и Минский район (Дзержинск, Раков и дальше немножко под Логойск). Еще часть жила в Игуменском уезде. Потом еще были переселенцы на Волынь, и небольшая отрасль в XVIII веке появилась в Мозырском уезде.

- А кто был первым найденным представителем рода?

Первый известный уходит в конец XVI века. По документам, он был подчашим новогрудским. Но я в этом немного сомневаюсь, так как пока не получил конкретных фактических свидетельств по этому поводу. Все надо перепроверять, так как мои предки при выводе шляхетства также представили подложные документы из Ошмянского и Браславского уездов - все, как положено!

- Но сегодня вы занимаетесь не только собственной родословной?

Начинал я со своей, как водится. Потом помогал родственникам, затем - друзьям. В 1996 году вступил в Объединение белорусской шляхты и там тоже помогал с консультированием по генеалогическим поискам для членов организации. И оттуда все пошло-поехало, и в итоге вылилось в соответствующую официальную деятельность. Если раньше я зарабатывал на жизнь другим, а это все было дорогим хобби, то теперь стало профессией.

Составление родословной требует многих знаний, ориентации не только в исторических событиях, но и в юридических моментах. Необходимо знать палеографию и несколько языков, чтобы прочесть рукописные документы по-польски, по-латыни, иногда даже по-немецки. Да и по-русски не каждый почерк можно прочитать.

Можно заниматься самому и следует заниматься самому, но не на все есть время у людей. Есть и очереди в архивах. Надо еще иметь какую-то собственную интуицию, где искать. Когда же дело доходит до зарубежных архивов, то не каждый может потратить несколько месяцев своего времени на это. Разве на пенсии только, и то, если деньги есть.

Да и архивы Беларуси самые закрытые по сравнению со странами-соседями. Они вроде бы и открыты, но на ожидание заказанных документов уходит много времени. Медленно ведется работа по оцифровке. В результате поиски растягиваются на очень долгое время. Очень бы упростило работу в архивах возможность собственного фотографирования, когда можно было бы сфотографировать все, а потом уже изучать это дома. Это бы решило и проблему переполненности архивов (правда, первые годы был бы большой ажиотаж). Уменьшилась бы нагрузка и на сами документы. Это подтолкнуло бы многих людей и на создание баз сфотографированных документов. По такой схеме работают и польские архивы, и литовские. Даже российские архивы такое разрешили, правда, ввели плату за это. Хорошо бы, чтобы передали в публичный доступ и архивы КГБ.

- Вы четверть века занимаетесь родословными, своими и собственными. Потратили много времени, сил, денег. Как считаете, стоит ли этим заниматься? Порекомендовали бы это кому-нибудь другому?

Смотря, какие мотивы у человека. Иногда случаются такие ситуации, что, может, и не стоило бы людям знать какую-то информацию. Иногда бывает так, что людям в семье одно говорили о их предках, а потом все оказывается неправдой. Человек же веками не меняется: в родословных бывают и мошенничества, и кражи, и изнасилования, и внебрачные дети - все, что хочешь. Не каждый хочет получать такую ​​информацию, поэтому надо быть готовым. Были у меня и такие случаи, что я долго думал: открывать правду или нет, так как человек был упрямо уверен в своих иллюзиях о собственной родословную, а оказалось все гораздо хуже.

Но в любом случае, это история, это семья. По таким фактам, по событиям, которые происходили раньше, можно проследить психотип семьи, который повлиял на поведение, характер и даже на болезни. В каждой семье поведение передается в большей или меньшей степени. Иногда люди наступают на одни и те же грабли и не могут осознать, что дело не только в них самих, что нужно разобраться в своих корнях, чтобы порвать этот круг.

В общем, это хобби очень дорогое. Я даже не знаю, сумел отработать все, что вложил сюда. Люди, которые думают, что это дешево стоит, очень ошибаются. При этом важны не деньги, важно время, которое ты вложил. Но есть очень красивое изречение одного из польских деятелей: «Время, потерянное на родословные поиски, нам никто никогда не вернет. Но это своего рода налог нашим предкам на то, чтобы вывести их из небытия».


Шляхта – так называлось привилегированное сословие на территории Речи Посполитой. Речь Посполитая – это государство, существовавшее с XVI по XVIII века и объединившее Королевство Польское и Великое княжество Литовское. В состав Речи Посполитой входили и территории современной .

Януш Радзивилл (1612- 1655)
Гетман Великого княжества Литовского
Портрет около 1654 года

Шляхту можно называть аристократами Речи Посполитой, а также в какой-то мере сравнивать с русским дворянством. Однако, в отличие от дворян Российской Империи, у шляхты были гораздо более широкие права. Так, именно шляхта на территории Речи Посполитой избирала короля. При этом само шляхетское сословие было весьма многочисленным и разнообразным. Среди шляхты встречались и весьма небогатые люди, которые, как и крестьяне, сами работали на земле. Но, все же, в отличие от крестьян, они были свободными людьми – имели шляхетские вольности.

Так как шляхта была многочисленна, сегодня многие белорусы, если начнут изучать свою родословную, смогут найти среди своих предков и представителей шляхетского сословия.


Барбара Радзивилл (1520-1555)

Богатые и влиятельные представители шляхетского сословия назывались магнатами. К примеру, князья Радзивиллы, чей родовой замок находился в Несвиже (город в Минской области Беларуси).


Людвика Каролина Радзивилл (1667 - 1695)
Гравюра

Одежда шляхты по европейской моде


Костюм белорусской шляхты в XVI-XVIII веках ничем не отличался от одежды европейских аристократов. Так, в XVI веке в Европе было Возрождение и, соответственно, представители и представительницы шляхетского сословия носили одежду по моде своего времени. Это могли быть как костюмы в стиле итальянского Возрождения, так и костюмы по немецкой моде - в стиле .


Бона Сфорца
Гравюра

В XVI веке польской королевой являлась итальянка Бона Сфорца. Именно ей и приписывается введение итальянской моды при королевском дворе Речи Посполитой.


Бюст Барбары Радзивилл XVI века

Бона Сфорца славилась своей красотой, а также любовью к ядам. Именно с именем Боны Сфорцы связана история с отравлением Барбары Радзивилл. Сын королевы Боны Сигизмунд Август влюбился в представительницу магнатского рода Радзивиллов Барбару. Его мать, королева Бона Сфорца, была против их брака. Возможно, из-за того, что опасалась усиления влияния князей Радзивиллов на своего сына. В итоге после свадьбы Барбара Радзивилл умерла от странной болезни. Скорее всего, она была отравлена. Сигизмунд Август до последнего оставался со своей возлюбленной. А после смерти Барбары Радзивилл его отношения с матерью были весьма напряженными.


Отравление королевы Боны
Художник Ян Матейко, картина 1859 года

Бона Сфорца в итоге вернулась в Италию, где и умерла. Существует версия, что умерла королева Бона не своей смертью. Ее отравил ее собственный врач Папагоди, которого некоторые историки считают агентом могущественного королевского рода Габсбургов.


Катажина из Потоцких и Мария Лупу, дочь молдавского господаря Василия Лупу. Первая и вторая (с 1645) жёны Януша Радзивилла (1612-1655)
Художник Иоганн Шрётер
Одеты по моде стиля барокко

В XVII веке в Европе господствует очередной . И белорусская шляхта также носит костюм в данном стиле. При этом как по испанской, так, чуть позже, и по французской моде. В XVIII веке приходит время стиля рококо.


Януш Радзвилл (1612-1655)
Портрет 1630-ых гг.
Одет по моде стиля барокко


Альбрехт Станислав Радзивилл
Портрет 1640 года
Одет по моде стиля барокко

Однако костюм белорусской шляхты имел и свой местный колорит. Проявились местные особенности лишь в мужском костюме. Так, белорусский шляхтич XVI-XVIII веков мог одеться как по европейской моде, так и в шляхетский костюм.


Портрет Гризельды Сапеги. 1630-е годы
Одета по испанской моде начала XVII века
Жена Яна Станислава Сапеги –
представителя влиятельного магнатского рода Сапег
Руины дворца Сапег можно увидеть
в белорусском поселке Ружаны (Брестская область)

Жупан


В XVI веке представители шляхты, а также горожане поверх нижней рубахи могли носить жупан – одежда из сукна или шелка, расширяющаяся вниз от линии талии. Застегивался жупан на пуговицы или же крючки. Чаще всего носили жупаны красного, желтого и голубого цветов. Зимой могли носить жупан на меховой подкладке. До XVII века жупан подпоясывался.


Портрет Яна Станислава Сапеги (1589-1635)
Одет в жупан и делию

C XVII века поверх жупана начинают носить кунтуш и пояс перемещается на кунтуш.


Портрет Януша Вишневецкого. XVII век

Кунтуш


Кунтуш – это одежда, которая пришла на территорию Речи Посполитой . Возможно, во второй половине XVI века, в те времена, когда на польском престоле находился король родом из Венгрии - Стефан Баторий.

Венгры же в свою очередь позаимствовали кунтуш у турок. Однако те кунтуши, которые носили в XVII-XVIII веках на территории Речи Посполитой, по своему крою отличались от турецких.


Кунтуш в Речи Посполитой обязательно носили поверх жупана и подпоясывали. Застегивался кунтуш на талии на пуговицы или же крючки. Длинные откидные рукава кунтуша делались разрезными до плеча. Такие рукава могли носить закинутыми за плечи. Иногда кунтуш надевали только на один рукав. Шили кунтуши из сукна, шелка, бархата.

Делия


Еще одним видом одежды, которую носила белорусская шляхта, была делия. Делию чаще всего носили с жупаном в XVI-XVII веках. Делия – это своеобразный плащ, который набрасывался на плечи. Делия была одеждой, которую носили магнаты и король на парадных выездах, посольских приемах, во время заседания сейма. То есть делия – это парадная одежда, отражающая статус того человека, который ее носил. Делия также могла украшаться широким меховым воротником.


Обязательным элементом костюма белорусской шляхты, да и шляхты Речи Посполитой в целом, являлся пояс. Самые известные пояса того времени – слуцкие.

Слуцкие пояса


Производство поясов началось в 1750-е годы на мануфактуре, основанной в белорусском городе Слуцк. Отсюда и название – слуцкие пояса. Мануфактура принадлежала князьям Радзивиллам, а основателем мануфактуры считается князь Михаил Казимир Радзивилл.




Слуцкий пояс XVIII века

Изначально пояса на территорию Речи Посполитой привозились из стран Востока, в том числе из Персии (современный Иран). Поэтому мануфактуры по производству поясов также стали называть «персиарнями». Помимо Слуцка мануфактуры были открыты и в некоторых других городах.

Слуцкие пояса ткались из тонких шелковых, серебряных и золотых нитей. В их рисунке сочетались восточные узоры с местными мотивами. К примеру, на слуцких поясах могли вышивать цветок василька. Ширина поясов была 30-50 см, а длина от 2 до 4,5 метров. Пояса были двухсторонними, то есть с двух сторон лицевыми. Таким образом, слуцкие пояса можно было носить на любую сторону. Концы поясов иногда обшивались бахромой.


Портрет короля Речи Посполитой Августа III (1696-1763)
Кунтуш с откидными рукавами и поясом

Мануфактура в Слуцке просуществовала до 1848 года, то есть до первой половины XIX века. В XIX веке белорусские земли уже входили в состав Российской Империи. В этот период пояса вышли из моды. В прошлом остался и шляхетский костюм, а также и само шляхетское сословие.


Станислав Август Понятовский (1732 - 1789)
Последний король Речи Посполитой

В не могло быть так много дворян, как было шляхты в Речи Посполитой. Присоединив белорусские земли, Екатерина II начала так называемый процесс разбора шляхты. Самые бедные представители шляхетского сословия были приравнены к крестьянам и лишены своих вольностей. Что касается магнатов, то за ними все их права и владения были сохранены.

Похожие публикации