Беда, коль пироги начнет печи сапожник. Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник Беда коль пироги печет сапожник на водах

Беда, коль пироги начнет печи сапожник,
А сапоги тачать пирожник,
И дело не пойдет на лад.
Да и примечено стократ,
Что кто за ремесло чужое браться любит.
Тот завсегда других упрямей и вздорней:
Он лучше дело все погубит,
И рад скорей
Посмешищем стать света,
Чем у честных и знающих людей
Спросить иль выслушать совета.

Эти строки из басни И.А.Крылова, к сожалению, и сегодня не теряют актуальность .

Информация о том, что Никита Михалков и Андрей Кончаловский хотят создать национальную сеть общественного питания под брендом «Едим дома!», бизнес-идею которой режиссеры представляли президенту Владимиру Путину, произвела на меня удручающее впечатление. Чему есть немало причин.

Попытку известных режиссеров придти на пресыщенный по нынешним временам рынок, с которого и так в период кризиса вынуждено было уйти каждое девятое предприятие, никак нельзя назвать спасительной для отечественного общепита. В современных экономических условиях часть населения, которая раньше заходила в заведения фастфуда, уже и так живет по принципу «едим дома».

Несмотря на то, что цель проекта «Едим дома!» заявлена как способствование импортозамещению и созданию альтернативы западным сетям фастфуда перспективы его достаточно сомнительны. Попытка реализации в свое время аналогичного лужковского проекта с треском провалилась, и запомнилась только очередными крупными и неоправданными бюджетными тратами.

К тому, что сумма инвестиций, необходимых для запуска проекта «Едим дома!» составляет почти миллиард рублей, можно было бы относиться спокойно, если бы проект был коммерческим.

Но судя по тому, что вице-премьеру Аркадию Дворковичу предложено проект «рассмотреть и поддержать в контексте решения задач импортозамещения», проработав его регионами, и что к обсуждению проекта подключены Минэкономики, Минпромторг, Минсельхоз, а также администраций Московской и Калужской областей, не вызывает сомнений, что проект «Едим дома» носит бюджетный характер.

Ни о какой окупаемости проекта по созданию альтернативы западным сетям фастфуда за заявленные 4,8 года речи быть не может. Тем более, что фабрики-кухни кулинарии «Едим дома» по замыслу авторов проекта будут снабжать питанием социальные учреждения, в том числе детские дома и интернаты.

При этом режиссеры не скрывают своего стремления представить свой проект как социальный: «Учитывая социально-политический характер проекта», пишут они президенту, «просим поручить осуществление проекта «Едим дома!» правительству РФ». Понятно, что социальная проблема проектом «Едим дома» решена не будет.

Также понятно, что с помощью бюджетных дотаций новые фабрики-кухни кулинарии могут выдавить с рынка часть тех предприятий фастфуда (причем отечественных), которые там уже есть.

А главное, что, именитые режиссеры могли бы сделать гораздо больше в социально-политической сфере, если бы подарили нам не очередной фастфуд, а новые хорошие кинокартины, в том числе патриотической направленности.

Цитата «Беда, коль пироги начнет печи сапожник, А сапоги тачать пирожник» из басни И. А. Крылова «Щука и Кот» (1813). Выражение используется тогда, когда кто-то берется не за свое ремесло не зная дела.

Выражение в других источниках:

«Беда, коль пироги начнет печи сапожник!» - так заключил… г. Евтушевский свой доклад в педагогическом обществе об «Азбуке» и статье «О народном образовании» Толстого. Сапожник, на беду взявшийся печи пироги, есть Л. Н. Толстой, человек, двадцать лет теоретически и практически занимавшийся педагогическим делом. Кто же после этого не сапожник? И где основания для того, чтобы признать самого г. Евтушевского пирожником? (Н. К. Михайловский, Записки профана, Соч., т. III, СПб. 1897, с. 275).

Скрипач играл так не в ладу с остальными, что это было заметно даже Алехину… «Врет же, врет! - чуть не крикнул Алехин, - Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник» (А. Котов, Белые и черные, «Москва», 1965, № 4, с. 78).

«Беда, коль пироги начнет печи сапожник…»

Звонок в редакцию: - Александр Григорьевич, я знаю, вы любите животных, вы должны мне помочь. Я собрала у людей деньги и выпустила народную газету «Будьте милосердны» тиражом в 10000 экземпляров. Представляете, даже по пять рублей жертвовали. Часть газет мы раздали, надеюсь, что вы поможете распространить остальное. Нам нужны средства на выпуск второго номера. Уверена, что вы поможете.

А почему вы не пришли посоветоваться до выпуска газеты? И почему вы называете ее народной? И в чем должна заключаться моя помощь?

Мне было некогда – я собирала материалы. Газета народная потому, что деньги пожертвовал народ. Вашу газету все знают, и я подумала, что вы возьметесь продать и нашу; может быть, вложите наш тираж в ваш.

А вы когда-нибудь занимались газетным делом, журналистикой, полиграфией, торговлей? Представляете ли вы, что тираж вашей, никому не известной газеты, очень большой даже для известного издания? Что по договору никто не позволит мне вкладывать в свою газету чужую? Что вкладка вашего тиража дорого стоит и заняла бы неделю работы всех моих сотрудников? Что рынок периодики давно поделен, и внедриться в него можно с колоссальным трудом? Что издание даже небольшой газеты стоит огромных денег? Что на разовые пожертвования ни один профессионал газету издавать не сможет? Что…

Теперь я знаю, что правильно говорят о вас – вы неправославный человек, жестокий, вы не любите животных, вы никому не помогаете. Зря я вам позвонила… - с тем женщина и положила трубку.

Некоторые, далекие от журналистики, люди почему-то считают, что сделать газету очень просто: пишешь и набираешь материалы, фотографии, располагаешь их на газетной площади, как Бог даст, придумаешь рубрики, названия, подписи, выводишь газету на специальную пленку, отвозишь оригинал-макет в типографию – и получаешь пахнущий свежей типографской краской номер газеты, за которым сразу же выстраивается очередь.

На деле все по-другому. Объявила Александро-Невская Лавра о выпуске городской монастырской газеты с приложениями «Вестник Александро-Невской Лавры», а люди покупать газету не хотят – скучная получается газета. Или епархия стала издавать красочный журнал «Церковный вестник» по 35 рублей за штуку – и опять не берут люди: дорого и скучно. Даже настоятели храмов не желают подписывать по 10 журналов на приход – будут они пылиться на прилавке, пока не потеряют товарного вида. А сколько приходских газет загинуло после первых же неумелых выпусков?..

К чему я это излагаю, братья и сестры? Да вот к чему. Еще гениальный баснописец Иван Андреевич Крылов †1844 учил:

Беда, коль пироги начнет печи сапожник,

А сапоги тачать пирожник,

И дело не пойдет на лад.

Да и примечено стократ,

Что кто за ремесло чужое браться любит,

Тот завсегда других упрямей и вздорней:

Он лучше дело все погубит

И рад скорей

Посмешищем стать света,

Чем у честных и знающих людей

Спросить иль выслушать разумного совета.

«Щука и кот»

А животных я все же люблю, особенно жаль их, бездомных. Пишу о них в своих книжках. Охотников презираю. Никогда не ударю животное. Дома два кота в холе и ласке приближаются к концу своего кошачьего века, да каждое утро выношу знакомой стайке воробышков стакан проса – зимой им каждое зернышко в радость. Но выпускать газету про «братьев наших меньших» на уме нет: пусть выпускают те, кому это по силам…

Собачья выставка в Измайлове

В старом парке, под елкой зеленой, безпороден, забит и несмел, синеглазый щенок потрясенно на собачье собранье глядел. По аллеям овчарки шагали, доги четко печатали шаг и звенели, звенели медали на услужливых шеях собак… Щен зарылся в траву и от скуки представлял крупноблочный уют: он-то знал, что не то что не купят, даже даром его не возьмут. Кто на бедность придумает моду? Разве к нищенству вытравлен страх? В наше время родство и породу ценят выше, чем в прошлых веках. Только вдруг, чей-то окрик-не окрик: «Вылезай-ка, бездомный, сюда!» Словно сбрызнута солнечной охрой клочковатая борода… Задрожала спина от испуга, но сказал этот рыжий чудак: «Если мы не поможем друг другу, кто же нас пожалеет, дворняг?» Он щенка сгреб в охапку неловко. А потом начались чудеса: пахла счастьем мясная похлебка, половик был постелен для пса. Ни болонкой он был, ни терьером, но постиг он все тайны двора: тот, кто делал карьером карьеру, мало ближнему делал добра… Надо быть настоящей собакой, чтобы стать безкорыстным как Бог. И от радости горько заплакал синеглазый вихрастый щенок… Николай Добронравов.

Беда, коль пироги начнет печи сапожник,
А сапоги тачать пирожник:
И дело не пойдет на лад,
Да и примечено стократ,
Что кто за ремесло чужое браться любит,
Тот завсегда других упрямей и вздорней;
Он лучше дело все погубит
И рад скорей
Посмешищем стать света,
Чем у честных и знающих людей
Спросить иль выслушать разумного совета.
__________

Зубастой Щуке в мысль пришло
За кошачье приняться ремесло.
Не знаю: завистью ее лукавый мучил
Иль, может быть, ей рыбный стол наскучил?
Но только вздумала Кота она просить,
Чтоб взял ее с собой он на охоту
Мышей в амбаре половить.
"Да полно, знаешь ли ты эту, свет, работу? -
Стал Щуке Васька говорить. -
Смотри, кума, чтобы не осрамиться:
Недаром говорится,
Что дело мастера боится". -
"И, полно, куманек! Вот невидаль: мышей!
Мы лавливали и ершей". -
"Так в добрый час, пойдем!" Пошли, засели.
Натешился, наелся Кот,
И кумушку проведать он идет;
А Щука, чуть жива, лежит, разинув рот, -
И крысы хвост у ней отъели.
Тут видя, что куме совсем не в силу труд,
Кум замертво стащил ее обратно в пруд.
И дельно! Это, Щука,
Тебе наука:
Вперед умнее быть
И за мышами не ходить.

Беда, коль пироги начнет печи сапожник, / А сапоги тачать пирожник
Из басни «Щука и Кот» (1813) И. А. Крылова (1769-1844), в которой говорится о Щуке, которая вдруг захотела, подобно Коту, ловить мышей. Охота кончилась тем, что сама осталась еле жива и «и крысы хвост у ней отъели».
Мораль басни:
Беда, коль пироги начнет печи сапожник,
А сапоги тачать пирожник,
И дело не пойдет на лад.
Да и примечено стократ,
Что кто за ремесло чужое браться любит,
Тот завсегда других упрямей и вздорней:
Он лучше дело все погубит,
И рад скорей
Посмешищем стать света,
Чем у честных и знающих людей
Спросить иль выслушать совета.

Иносказательно: о непрофессионализме - каждый должен делать только то, что он действительно умеет делать.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


Смотреть что такое "Беда, коль пироги начнет печи сапожник, / А сапоги тачать пирожник" в других словарях:

    Сапоги - получить на Академике актуальный промокод на скидку Boohoo RU или выгодно сапоги купить с дисконтом на распродаже в Boohoo RU

    А сапоги тачать пирожник. Крылов. Щука и Кот. Ср. Wo der Bürgermeister schenket Wein, Der Metzger darf im Rathe sein, Der Seckelmeister backt das Brod, Da leidet die Gemeinde Noth. Надпись на ратуше в г. Готе. Ср. Ein predigender Schuster macht… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    ПИРОЖНИК, пирожника, муж. Человек, изготовляющий пироги или торгующий ими. «Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник.» Крылов. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    ТАЧАТЬ, тачаю, тачаешь, несовер. (к стачать и к вытачать), что (сапож., порт.). Шить сквозной строчкой. «Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник.» Крылов. «Вечером шилом, иголкой что нибудь бойко тачал.» Некрасов.… … Толковый словарь Ушакова

    пирожник - а, м. Тот, кто печет или продает пироги. Беда, коль пироги начнет печи сапожник, А сапоги тачать пирожник. // Крылов. Басни // …

    тачать - аю, аешь, несов., перех. Шить, изготовлять шитьем; в портном и сапожном деле шить сквозной строчкой. Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник. // Крылов. Басни // … Словарь забытых и трудных слов из произведений русской литературы ХVIII-ХIХ веков

    Крылов И.А. Крылов Иван Андреевич (1769 1844) Русский баснописец. Афоризмы, цитаты Крылов И.А. биография Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать. Волк и ягненок (Волк) Что сходит с рук ворам, за то воришек бьют. Вороненок Почти у всех во… …

    Толковый словарь Ушакова

    1. ПЕЧЬ1 (печи обл.), пеку, печёшь, пекут, прош. вр. пёк, пекла, несовер. 1. что. Приготовлять в пищу сухим способом (без жиров и жидкостей), обогревая со всех сторон, прогревая на огне, горячих угольях или с помощью раскаленного воздуха в печи,… … Толковый словарь Ушакова

    А, м. устар. Тот, кто печет или продает пироги. Беда, коль пироги начнет печи сапожник, А сапоги тачать пирожник. И. Крылов, Щука и Кот. Мальчишка пирожник кричит, продавая свой товар: А вот пироги, с пыла, с жара, полгроша пара! А. Н. Толстой,… … Малый академический словарь

    - (1796 1844 гг.) писатель, баснописец Беда, коль пироги начнет печи сапожник, А сапоги тачать пирожник. Быть сильным хорошо, Быть умным лучше вдвое. Если голова пуста, То голове ума не придадут места. И счастье многие находят Лишь тем, что хорошо… … Сводная энциклопедия афоризмов

Похожие публикации