Биография анны ахматовой. Анна Ахматова

1. Известно, что А.А. Ахматова – это псевдоним. Какое настоящее имя поэтессы?

А. Анна Версилова

Б. Анна Снегина

В. Анна Суворина

Г. Анна Горенко

2. Какой известный поэт был мужем А. Ахматовой?

А. Блок
М. Шолохов
Н. Гумилев О. Мандельштам

3. Как назывался первый опубликованный сборник стихов А. Ахматовой?

Четки
Вечер Подорожник
Anno Domini

4. В русле какого литературного направления развивалось поэтическое мастерство А. А. Ахматовой (в молодости)?

футуризм

акмеизм

имажинизм

символизм

5. Укажите первый опубликованный сборник стихов А.А. Ахматовой.

«Лирический пантеон»

«Чётки»

«Вечер»

«Белая стая»

6. Укажите, какова основная тема ранних ахматовских произведений.

любовь

строительство нового общества

к ритика буржуазной морали

природа

7. В какой сборник вошло стихотворение А.А.Ахматовой «Песня последней встречи»:

«Вечер»,

«Четки»,

«Подорожник»,

«Белая стая»

8. Лирика А.А. Ахматовой отличается глубоким психологизмом. Какие поэтические средства помогают автору передать внутреннее состояние героев?

Так беспомощно грудь холодела,

Но шаги мои были легки.

Я на правую руку надела

Перчатку с левой руки.

Показалось, что много ступеней,

А я знала – их только три!

символ

портрет

предметно-бытовая деталь

пейзаж

9. Лирическая героиня А. Ахматовой:

Женщина, окружённая бытом, заботами сердца.

Боец- революционер.

Женщина, погружённая в чувства, интимные переживания персональной судьбы .

10. В какие годы создавалась поэма А.А. Ахматовой «Реквием»?

1917-1930 гг

1935-1940 гг

1959-1961гг

1938-1958 гг

11. Сколько стихотворений вошло в состав поэмы "Реквием"?

15

12. В поэме «Реквием» звучит тема памятника. Кому хочет «установить» памятник А. А. Ахматова?

народу-победителю

народному страданию

себе

новой власти

13. Укажите, какое библейское имя фигурирует в "Реквиеме".

Магдалина

Иосиф

Иов

Суламифь

14. Укажите последний прижизненный сборник стихов А.А. Ахматовой.

«Anno Domini»

«Подорожник»

«Бег времени»

«Тростник».

15. В стихотворении «Мне голос был»(1917) А. Ахматова выступила:

Как страстный гражданский поэт, который выразил голос интеллигенции, сделавшей выбор и оставшейся с родной страной .

Как поэт, понявший и принявший революцию.

16. У А. Ахматовой есть сборник стихов «Anno Domini», что в переводе означает «Лето Господне». У кого из русских писателей есть произведение с таким же названием?

Н. Гумилева
И. Шмелева А. Блока
А. Твардовского

17. Какую поэму А. Ахматова писала 22 года?

«Реквием»
« Поэма без героя» «Бег времени»

Кетова Александра. 10 класс

Цель нашей работы – анализ главных художественных приемов и средств в стихотворениях сборников «Вечер» и «Четки», создающих лирический дневник поэтессы.

Скачать:

Предварительный просмотр:

МАОУ «Технологический лицей»

Ранние сборники Анны Андреевны Ахматовой как лирический дневник поэтессы

Выполнила Кетова Александра,

ученица 10А класса

Научный руководитель –

Микушева Т.А.,

учитель русского языка и литературы

Сыктывкар 2016

Введение…………………………………………………………………….3

Глава I……………………………………………………………………….4

Глава II………………………………………………………………………8

Заключение………………………………………………………………..31

Список литературы………………………………………………………..32

Введение

В последнее время интерес к Серебряному веку значительно возрос, ведь долгие годы российский читатель не имел возможности в полной мере изучать творчество многих великих поэтов: Гумилева и Мандельштама, Цветаевой и Ахматовой. Особенно привлекает творчество Анны Андреевны Ахматовой. В 2012 году исполнилось 100 лет со дня выхода ее первого поэтического сборника «Четки». С этого времени в русской поэзии появилось новое великое имя. Ранние стихи Ахматовой отражают глубокий внутренний мир и индивидуальность поэтессы. Многие исследователи называют первые сборники Анны Андреевны лирическим дневником. В основе ранней лирики Ахматовой лежит акмеизм- литературное течение, противостоящее символизму и возникшее в начале XX века в России. Акмеисты провозглашали материальность, предметность тематики и образов, точность слова. Главным критерием акмеизма стало внимание к слову, к красоте звучащего стиха.

Цель нашей работы – анализ главных художественных приемов и средств в стихотворениях сборников «Вечер» и «Четки», создающих лирический дневник поэтессы.

Для достижения цели нужно было выполнить следующие задачи:

  • изучить биографию поэтессы;
  • ознакомиться с историей создания сборников («Вечер» и «Четки»);
  • рассмотреть темы стихотворений;
  • проанализировать приемы и средства в стихотворениях.

В работе выдвинута следующая гипотеза: Анна Ахматова использует многие поэтические приемы и средства для создания особой интимности и камерности стихотворений, то есть для создания лирического дневника.

В работе использованы следующие методы исследования: анализ, сравнение, сопоставление, интерпретация.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

ГЛАВА I

1.1.Биография

Анна Андреевна Ахматова - русская поэтесса, переводчица и литературовед, одна из наиболее значимых фигур русской литературы XX века.

Весной 1910 года после нескольких отказов Ахматова согласилась стать женой Николая Гумилева, многие ее стихотворения посвящены ему. Поэтесса самого начала семейной жизни отстаивала духовную самостоятельность, она делает попытку напечататься без помощи Гумилева, осенью 1910 отдает стихи в журналы "Gaudeamus", "Всеобщий журнал", "Аполлон", которые их публикуют. Когда Гумилев возвращается из африканской поездки (март 1911),Ахматова читает ему все сочиненное за зиму и впервые получает полное одобрение мужа своим литературным опытам. С этого времени она становится профессиональным литератором. В 1912 участники недавно образованного "Цеха поэтов", секретарем которого избрали Ахматову, объявляют о возникновении поэтической школы акмеизма. В то же время ее сборник "Вечер" обрел весьма скорый успех.

Поэтессу признали отечественным классиком еще в 1920-х годах, однако она была подвергнута репрессиям и травлей как при жизни, так и более двух десятилетий после ее смерти. В то же время имя Ахматовой ещё при жизни окружала слава среди почитателей поэзии как в СССР, так и в эмиграции.

Её судьба была трагична. Репрессиям были подвергнуты трое близких ей людей: первый муж, Николай Гумилёв, был расстрелян в 1921 году; третий муж, Николай Пунин, был трижды арестован и погиб в лагере в 1953 году; единственный сын, Лев Гумилёв, провёл в заключении в 1930-1940-х и в 1940-1950-х годах более 10 лет. Горе жен и матерей «врагов народа» было отражено в одном из наиболее значительных произведений Ахматовой - поэме «Реквием».

Перейдем к истории создания первых сборников поэтессы.

1.2.Сборник «Вечер»

Первая книга Анны Ахматовой «Вечер», содержащая 40 стихотворений, вышла в самом начале марта 1912 года, в Петербурге, в акмеистском издательстве «Цех поэтов». Чтобы издать 300 экземпляров, глава издательства, поэт и критик (и муж поэтессы) Николай Степанович Гумилев выложил из собственного кармана сто рублей.

Случилось непредвиденное: "Вечер", сделался главным событием сезона. Сборник никому еще вчера неизвестной Ахматовой вызвал восторг у читателей настолько, что все было раскуплено. Люди заинтересовались биографией автора. В общем, налицо были все признаки успеха.

Вечер - время суток, следующее за днём и предшествующее ночи. Иногда его начало связывают с достижением солнцем горизонта и началом сумерек. Таким образом, название ассоциируется с концом жизни перед вечной ночью. В сборнике «Вечер» Ахматова вспоминает детство, сравнивает пережитое с настоящим.

1.3.Сборник «Четки»

Рассмотрим второй сборник Анны Андреевны. Он тоже имел необыкновенный успех. Выход «Четок» в издательстве «Гиперборей» в 1914 году сделал имя Ахматовой известным на всю Россию. Первое издание вышло тиражом – 1000 экземпляров. В основной части первого издания «Четок» 52 стихотворения, 28 из которых ранее публиковались. До 1923 года книга переиздавалась восемь раз. Многие стихи «Четок» переведены на иностранные языки. Отзывы печати были одобрительными.

«Четки» – интимные переживания героини. Четки - это бусины, нанизанные на нить или тесьму. Как у большинства молодых поэтов, у Анны Ахматовой часто встречаются слова: боль, тоска, смерть. Этот столь естественный и потому прекрасный юношеский пессимизм до сих пор был достоянием «проб пера» и, кажется, в стихах Ахматовой впервые получил свое место в поэзии. Оба сборника носят интимный характер.

1.4.Работа с терминами

На протяжении всей своей жизни Анна Андреевна вела дневник. Однако известно о нем стало лишь через 7 лет после смерти поэтессы.

Для анализа стихотворений в сборниках Ахматовой необходимо рассмотреть такой жанр литературы, как дневник.

Дневник - совокупность фрагментарных записей, которые делаются для себя, ведутся регулярно и чаще всего сопровождаются указанием даты. Такие записи («записки») организуют индивидуальный опыт и как письменный жанр сопровождают становление индивидуальности в культуре, формирование «я» - параллельно с ними развиваются формы мемуаристики и автобиографии.

Обратимся к дневнику как литературной форме. Он представляет из себя литературные произведения (роман-дневник) или другие публикации, использующие дневниковую форму, стилизующие её.

Особенность дневника как литературного жанра:

  • предельная искренность;
  • достоверность, выражение своих чувств, как правило без оглядки на чьё-либо мнение;
  • хронологическая последовательность изображения событий;
  • отображение бытовых деталей, мира вещей.

Дневник в литературе использует эти черты, чтобы раскрыть душевное состояние героя, показать становление и развитие его личности

Для анализа стихов Ахматовой необходимо еще обратиться к таким понятиям теории литературы, как характер, интимность, деталь.

Характер - художественный образ человека в литературном произведении, очерченный с известной полнотой и индивидуальной определенностью, через который раскрывается как исторически обусловленный тип поведения, так и присущая автору нравственно-эстетическая концепция человеческого существования. Принципы и приемы воссоздания характера различаются в зависимости от трагических, сатирических и других способов изображения жизни, от литературного рода произведения и жанра; они в большой мере определяют лицо литературного направления.

Интимность - близость, задушевность, сокровенность, исповедальность, личность, дружественность, закадычность (Словарь русских синонимов)

Деталь.

Художественная деталь (фр. detail - часть, подробность) - особо значимый, выделенный элемент художественного образа, выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и идейно-эмоциональную нагрузку. Деталь способна с помощью небольшого текстового объема передать максимальное количество информации, с помощью детали одним или несколькими словами можно получить самое яркое представление о персонаже (его внешности или психологии), интерьере, обстановке.

Рассмотрим приемы создания лирического дневника в сборниках Ахматовой во второй главе.

ГЛАВА II

Сборники «Вечер» и «Чётки» отличаются особой интимностью и камерностью, что позволило нам назвать их лирическим дневником. Мы рассмотрим следующие средства его создания: предельная искренность; достоверность, выражение своих чувств; хронологическая последовательность изображения событий; отображение бытовых деталей, мира вещей.

1.Предельная искренность.

В своих произведениях поэтесса откровенна с читателем, она открывает ему потайную дверь в свое сердце, выкладывает все как на духу. Стихотворения зачастую пропитаны криком ее души, в них прослеживается состояние автора.

2.Достоверность, выражение своих чувств.

Настроение лирической героини выражено через глаголы, передающее ее эмоциональное состояние.

Молюсь оконному лучу -

Он бледен, тонок, прям.

Сегодня я с утра молчу ,

А сердце - пополам…

Странно вспомнить : душа тосковала ,

Задыхалась в предсмертном бреду.

А теперь я игрушечной стала ,

Как мой розовый друг какаду.

Задыхаясь, я крикнула : «Шутка

Всё, что было. Уйдёшь , я умру ».

Улыбнулся спокойно и жутко

И сказал мне: « Не стой на ветру».

Было душно от жгучего света,

А взгляды его - как лучи.

Я только вздрогнула : этот

Может меня приручить .

Наклонился - он что-то скажет ...

От лица отхлынула кровь.

Пусть камнем надгробным ляжет

На жизни моей любовь.

Хочешь знать , как всё это было ? -

Три в столовой пробило ,

И, прощаясь, держась за перила,

Она словно с трудом говорила :

«Это всё... Ах, нет, я забыла ,

Я люблю вас, я вас любила

Ещё тогда!» -

«Да».

Молюсь, задыхалась, крикнула, отхлынула, любила - все эти глаголы рассказывают о внутренних переживаниях поэтессы, передают ее боль и страдания, радость и волнение, тоску и смятение.

3. Хронология

Биографические события

Стихотворения

Год

Училась на юридическом отделении Киевских высших женских курсов

Молюсь оконному лучу

1909

Вышла замуж за Николая Степановича Гумелева и жила с ним в Царском селе

Первое возвращение

1910

Первые публикации под именем «Анна Ахматова»

Любовь покоряет обманно

1911

Путешествовала с мужем по Парижу и Италии

  • Помолись нищей, потерянной
  • Мне с тобою пьяным весело

1910-1912

Вышел первый сборник стихов «Вечер» и родился сын Лев Николаевич Гумелев

Сегодня мне письма не принесли

1912

Личная драма поэтессы и поэта(Н.С.Гумелева)

  • Все мы бражники здесь, блудницы
  • Покорно мне воображенье
  • Столько просьб у любимой всегда

1913

Фактически распался брак с Гумелевым; вышел сборник «Чётки»

  • Я не любви твой прошу
  • В последний раз мы встретились тогда
  • Все как раньше: в окна столовой

1914

Переживания о пошатнувшемся браке

Будешь жить, не зная лиха

1915

4. Детали и мир вещей.

Особенностью лирики Ахматовой являются то, что поэтесса обычные вещи, предметы быта превращала в предмет поэзии.

Предмет

Отрывок из стихотворения

Значение

Вывод

Малина

Не любил чая с малиной

И женской истерики.

А я была его женой.

любовь, защита, верность

Гумелеву было не по душе жить в любви и гармонии.

Перчатка

Я на правую руку надела

Перчатку с левой руки.

Свидетельство доброй веры, залог чести, чистота сердца

Ахматова переживала эмоциональное потрясение

Вуаль

Сжала руки под тёмной вуалью...

Символ темноты, как состояния, предшествующего просветлению

Поэтесса выбиралась из тьмы к свету

Трубка

Трубку свою на камине нашёл

И на работу ночную ушёл

Символ быстротечных и неуловимых земных наслаждений

Муж забирает земные наслаждения с собой, оставляя героиню одну

Юбка

Ты куришь черную трубку,

Так странен дымок над ней.

Я надела узкую юбку,

Чтоб казаться еще стройней

Символ женственности

Анна Андреевна старается быть женственнее и элегантнее, пытаясь сохранить отношения с мужем

Вывод: ранние сборники стихотворений «Вечер» и «Четки» Анны Ахматовой действительно являются личным дневником поэтессы, отображающим события ее жизни, личные переживания и мир вещей, в окружении которых она находилась.

Заключение

Судьба Анны Ахматовой была трагична. Репрессиям были подвергнуты трое близких ей людей: первый муж, Николай Гумилёв, был расстрелян в 1921 году; третий муж, Николай Пунин, был трижды арестован и погиб в лагере в 1953 году; единственный сын, Лев Гумилёв, провёл в заключении в 1930-1940-х и в 1940-1950-х годах более 10 лет. Признанная классиком отечественной поэзии ещё в 1920-е годы, Ахматова подвергалась замалчиванию, цензуре и травле (включая постановление ЦК ВКП(б) 1946 года, не отменённое при её жизни), многие произведения не были опубликованы на родине не только при жизни автора, но и в течение более чем двух десятилетий после её смерти. В то же время имя Ахматовой ещё при жизни окружала слава среди почитателей поэзии как в СССР, так и в эмиграции.

В своих самых ранних произведениях поэтесса была откровенна с читателем, она открывает ему потайную дверь в свое сердце, выкладывает все как на духу. Стихотворения зачастую становятся криком ее души, в них прослеживается состояние автора. Настроение лирической героини помогают выразить глаголы, передающее ее эмоциональное состояние.

Мы установили хронологическую последовательность в сборниках. Ахматова делает обычные вещи, бытовые детали предметом высокой поэзии.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что первые сборники Анны Ахматовой действительно являются ее лирическим дневником, т.к. соответствуют таким критериям как предельная искренность, достоверность выражения своих чувств, хронологическая последовательность, отображение бытовых деталей, мира вещей.

Библиографический список

1. А.А.Ахматова. Стихотворения и поэмы. М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2000

2. История русской литературы ХХ века. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х томах. – М.: Мнемозина, 2013

3. http://litved.rsu.ru;

4. http://uchitel-slovesnosti.ru;

5. http://referatwork.ru

6. http://literatura5.narod.ru

7. http://www.stihi-rus.ru/1/Ahmatova/

8. http://anna.ahmatova.com

Какова творческая судьба основных сборников стихов А. Ахматовой?

Первая книга стихотворений Анны Ахматовой «Вечер» вышла в свет в марте 1912 г. в издании «Цеха поэтов» тиражом 300 экз. Предисловие к ней написал поэт М.А. Кузмин. Фронтиспис рабо­ты художника Е.Е. Лансере, заставки А.Я. Белобородова. В книгу вошли 46 стихотворений, написанных, в основном, в 1910-1911 гг., 14 из них были в 1911 г. опубликованы в журналах. Творческая история подготовки Ахматовой своего первого поэтического сбор­ника может быть восстановлена в общих чертах благодаря ее позд­ним автобиографическим записям, а также путем изучения немно­гих сохранившихся автографов стихотворений, вошедших в книгу «Вечер».

В 1950-е гг. Ахматова вспоминала, что стихи она начала пи­сать в 11 лет; писала их «с довольно большими перерывами» в годы учебы в Царскосельской гимназии (1900-1905), в Киевской Фундуклеевской гимназии (1906-1907) и на Киевских высших женских курсах (1908-1910). Однако вплоть до зимы 1910/11 гг. качество стихов, по ее словам, «было столь плачевным, что даже влюбленный без памяти Гумилев не был в силах их хвалить». «Затем, – вспоминает Ахматова, – случилось следующее: я прочла корректуру „Кипарисового ларца” (И.Ф. Анненского) (ког­да приезжала в Петербург в начале 1910 г.) и что-то поняла в по­эзии». «Когда 25 марта 1911 г. Гумилев вернулся из Адисс-Абебы и я прочла ему то, что впоследствии стало называться „Вечер”, он сразу сказал: „Ты – поэт, надо делать книгу”».

Состав первого сборника стихотворений Ахматовой явился результатом очень строгого отбора. С юношеских лет она, тогда еще Анна Горенко (псевдоним Анна Ахматова впервые появля­ется в 1910 г.), записывала в специальные тетради тексты сочи­ненных ею стихотворений, «с неизвестной целью ставя над ними номера». «Как курьез могу сообщить, – писала она полвека спу­стя, – что, судя по сохранившейся рукописи, „Песня последней встречи” – мое двухсотое стихотворение». Эти тетради не дошли до нас. В конце 1940-х гг. Ахматова их сожгла. Однако перед унич­тожением она вырвала по нескольку листков из разных тетрадей и сохранила их в своем архиве. Судя по номерам сохранившихся тек­стов, с Декабря 1910 по сентябрь 1911 г. (от «Сероглазого короля» до «Песни последней встречи») ею было написано около 80 стихот­ворений: в «Вечер» включено из них не более 35.

Книга «Вечер» была встречена одобрительными отзывами в пе­чати (отзывы В.Я. Брюсова, С.М. Городецкого, Г.И. Чулкова и др.) и очень быстро разошлась. Однако впоследствии Ахматова никог­да полностью не переиздавала стихи из этой книги. Избранные «Стихи» из книги «Вечер» вошли отдельным разделом в ее следую­щую книгу «Четки» (1914). В свой последний прижизненный сбор­ник «Бег времени» (1965) Ахматова включила 24 стихотворения из первоначального состава книги «Вечер». Вместе с тем в «Беге времени» книга «Вечер» открывается семью стихотворениями, ко­торых не было в издании 1912 г. Их творческая история довольно сложна. До середины 1940-х годов ни одно из них не было известно. В рабочих тетрадях 1956-1960 гг. содержатся черновые автографы некоторых из этих стихотворений с авторскими датами «1909» и «1910». По-видимому, много десятилетий спустя Ахматова вспоми­нала свои ранние, прежде не публиковавшиеся стихи и, занося их в рабочие тетради, продолжала работу над ними, изменяя отдель­ные слова и целые строки. Некоторые из таких «припомненных» стихотворений она в послевоенные годы опубликовала в журналах, включила в свои сборники 1958 и 1961 гг., а затем и в «Бег време­ни». Как видно из планов изданий, сохранившихся в рабочих те­традях 1959-1961 гг., Ахматова намеревалась объединить эти сти­хотворения в отдельный раздел или цикл «Предвечерие. Из первой (Киевской) тетради», предшествующей «Вечеру», однако в сборни­ке «Бег времени» этот замысел не был реализован, и этими стихами открывается книга «Вечер».

Вторая книга стихотворений – «Четки», появившаяся два года спустя после «Вечера», принесла Ахматовой всероссийскую известность и определила ее место в первых рядах современной русской поэзии. Первое издание «Четок» вышло весной 1914 г. в издательстве «Гиперборей» немалым для того времени тира­жом 1000 экз.; до 1923 г. «Четки» переиздавались еще 8 раз с не­которыми изменениями в составе и расположении стихотворений. Стихи из «Четок» многократно перепечатывались в прижизнен­ных и посмертных изданиях избранных произведений Ахматовой. Многие из них переведены на иностранные языки и прочно вошли в золотой фонд мировой лирической поэзии. Из многочисленных (в большинстве – одобрительных) отзывов печати Ахматова счи­тала наиболее глубокой и проницательной статью критика и поэта Н.В. Недоброво (Русская мысль. 1915. №7), усмотревшего в поэ­зии «Четок» «лирическую душу скорее жесткую, чем слишком мяг­кую, скорее жестокую, чем слезливую, и уж явно господствующую, а не угнетенную».

Третья книга стихотворений Ахматовой – «Белая стая» – вы­шла в свет в сентябре 1917 г. в издательстве «Гиперборей» тиражом 2000 экз. В нее вошли 83 стихотворения и поэма «У самого моря». Большинство стихотворений ранее было опубликовано в журна­лах и альманахах. В 1918-1923 гг. вышли еще 3 издания «Белой стаи», несколько отличающиеся от первого издания по составу и расположению стихотворений. По условиям военного и револю­ционного времени в печати появилось сравнительно немного от­кликов на книгу, но читательский успех ее был не меньшим, чем у «Четок». Внимательные читатели и позднейшие критики отмети­ли усиление классического, пушкинского начала в поэзии «Белой стаи», стремление Ахматовой подняться над мимолетным и по­вседневным, приблизиться к глубоким психологическим и этиче­ским обобщениям. Расширился диапазон ее любовной лирики: на­ряду со стихами о неразделенной и утраченной любви, особенно характерными для «Вечера» и «Четок», зазвучали ликующие стро­ки о любви всепобеждающей, исцеляющей, наполняющей жизнь смыслом и светом. В стихах Ахматовой по-новому раскрывались темы Родины и войны, памяти и совести. Раньше и глубже других это почувствовал поэт О.Э. Мандельштам. В статье 1916 г., остав­шейся в то время неопубликованной, он писал, что «для Ахматовой настала иная пора… В настоящее время ее поэзия близится к тому, чтобы стать одним из символов величия России».

Четвертая книга стихотворений Ахматовой – «Подорожник» – вышла в свет в апреле 1921г. в издательстве «Петрополис» ти­ражом 1000 экз., обложка работы М.В. Добужинского. Книга со­держит 38 стихотворений. «Подорожник» был дважды переиздан в 1922 и 1923 гг. в качестве отдельного раздела в следующей книге стихов Ахматовой – «Anno Domini».

В ноябре 1921 г. в издательстве «Петрополис» вышла в свет пя­тая книга стихотворений Ахматовой – «Anno Domini МСМХХI» («В лето господне 1921»), Книга состояла из трех разделов. Первый, озаглавленный так же, как вся книга, включал стихи, на­писанные в 1921 г.; второй – «Голос памяти» – содержал также более ранние стихотворения; третий представлял собой перепечат­ку книги «Подорожник». Год спустя вышло второе, дополненное издание книги под заглавием «Anno Domini» (в качестве книги 3-й собрания стихотворений Ахматовой, выпускавшегося совместно издательствами «Петрополис» и «Алконост»), Из-за переживаемых тогда Советской Россией типографских трудностей эта книга, как и многие другие, печаталась в Берлине. Второе издание было допол­нено первым разделом, озаглавленным «Новые стихи», три после­дующие раздела перепечатаны из первого издания без изменений. Подготавливая сборник «Бег времени», Ахматова дополнительно включила в книгу «Anno Domini» ряд стихотворений разного вре­мени, ранее не печатавшихся.

Шестая книга стихотворений Ахматовой готовилась к печати накануне Великой Отечественной войны и должна была включать стихотворения, написанные за 17 лет, прошедшие после выхода книги «Anno Domini». Эти годы были трудными в жизни и творче­стве Ахматовой. После творческого подъема 1921-1922 гг.наступил длительный спад. За 12 лет (1923-1934) ею было написано не более 20 стихотворений. В печати в этот период почти не появилось ни ее новых, ни старых стихов. Ахматова в эти годы занималась изуче­нием творчества Пушкина, архитектурой Петербурга, переводами. Новый творческий подъем начался с середины 1930-х гг. В 1940 г. был издан сборник избранных стихотворений Ахматовой «Из ше­сти книг». В нем шестая книга называлась «Ива» и открывалась стихотворением того же названия.

Подготовку седьмой книги стихотворений Ахматова нача­ла в годы Великой Отечественной войны, находясь в эвакуации, в Ташкенте. По первоначальному замыслу книга должна была на­зываться «Нечет». Позднее это название получил один из разделов «Седьмой книги». В начале 60-х гг. Ахматова намеревалась оза­главить новую книгу «Бег времени», однако в дальнейшем это на­звание было ею дано сборнику избранных стихотворений, вышед­шему в 1965 г. и включающему стихи из всех семи книг. «Седьмая книга» составила в нем последний раздел. В архиве Ахматовой сохранилось несколько планов «Седьмой книги» 50-х- начала 60-х гг. с различным расположением включенных в нее стихотво­рений и циклов. В окончательном виде состав и сложная структура «Седьмой книги» оформились в «Беге времени».

Анна Андреевна Ахматова (фамилия при рождении — Горенко; 11 июня 1889, Одесса, Российская империя — 5 марта 1966, Домодедово, Московская область, РСФСР, СССР) — одна из крупнейших русских поэтов XX века, писатель, литературовед, литературный критик, переводчик.
Судьба поэта была трагична. Хотя сама она не была в заключении или изгнании, репрессиям были подвергнуты трое близких ей людей (ее муж в 1910—1918 годы Н. С. Гумилев расстрелян в 1921 году; Николай Пунин, спутник ее жизни в 1930-е годы, трижды был арестован, погиб в лагере в 1953 году; единственный сын Лев Гумилев провел в заключении в 1930—1940-х и в 1940—1950-х годах более 10 лет). Горе вдовы и матери заключенных «врагов народа» отражено в одном из наиболее известных произведений Ахматовой — поэме «Реквием».
Признанная классиком отечественной поэзии еще в 1920-е годы, Ахматова подвергалась замалчиванию, цензуре и травле, многие ее произведения не были опубликованы не только при жизни автора, но и в течение более чем двух десятилетий после ее смерти. Ее имя еще при жизни окружала слава среди широких кругов почитателей поэзии как в СССР, так и в эмиграции.
Биография
Ахматова примыкала к акмеизму (сборники «Вечер», 1912, «Четки», 1914). Верность нравственным основам бытия, психология женского чувства, осмысление общенародных трагедий 20 века, сопряженное с личными переживаниями, тяготение к классическому стилю поэтического языка в сборнике «Бег времени. Стихотворения. 1909-1965». Автобиографический цикл стихов «Реквием» (1935-1940; опубликован 1987) о жертвах репрессий 1930-х годов. В «Поэме без героя» (полностью опубликована 1976) — воссоздание эпохи «серебряного века». Статьи о русском поэте Александре Сергеевиче Пушкине.
Семья. Детство. Учеба . Анна Ахматова родилась 23 июня 1889 года, в Большом Фонтане, близ Одессы. Ее предки по линии матери, по семейному преданию, восходили к татарскому хану Ахмату. Отец — инженер-механик на флоте, эпизодически занимался журналистикой. В детстве Ахматова жила в Царском Селе, где в 1903 познакомилась с Николаем Степановичем Гумилевым и стала постоянным адресатом его стихотворений. В 1905 году после развода родителей переехала в Евпаторию. В 1906-1907 годах Анна Андреевна училась в Фундуклеевской гимназии в Киеве, в 1908-1910 — на юридическом отделении Киевских высших женских курсов. Затем посещала женские историко-литературные курсы Н. П. Раева в Петербурге (начало 1910-х гг.).
Гумилев . Весной 1910 года после нескольких отказов Анна Ахматова согласилась стать женой Гумилева (в 1910-1916 жила у него в Царском Селе); в медовый месяц совершила первое путешествие за границу, в Париж (вторично побывала там весной 1911), познакомилась с Амедео Модильяни, сделавшим с нее карандашные портретные наброски. Весной 1912 Гумилевы путешествовали по Италии; в сентябре родился их сын Лев. В 1918, разведясь с Гумилевым (фактически брак распался в 1914 году), Ахматова вышла замуж за ассириолога и поэта Владимира Казимировича Шилейко (настоящее имя Вольдемар).

Первые публикации Анны Ахматовой. Первые сборники . Сочиняя стихи с 11 лет и печатаясь с 18 лет (первая публикация — в издававшемся Гумилевым в Париже журнале «Сириус», 1907), Ахматова впервые огласила свои опыты перед авторитетной аудиторией летом 1910. Отстаивая с самого начала семейной жизни духовную самостоятельность, Анна сделала попытку напечататься без помощи Гумилева — осенью 1910 послала стихи в «Русскую мысль» В. Я. Брюсову, спрашивая, стоит ли ей заниматься поэзией, затем отдала стихи в журналы «Gaudeamus», «Всеобщий журнал», «Аполлон», которые, в отличие от Брюсова, их опубликовали. По возвращении Гумилева из африканской поездки Ахматова читает ему все сочиненное за зиму и впервые получает полное одобрение своим литературным опытам. С этого времени она становится профессиональным литератором. Вышедший год спустя ее сборник «Вечер» обрел весьма скорый успех. В том же 1912 участники недавно образованного «Цеха поэтов» (Ахматову избрали его секретарем) объявляют о возникновении поэтической школы акмеизма.
Под знаком растущей столичной славы протекала жизнь Ахматовой в 1913 году: Анна выступала перед многолюдной аудиторией на Высших женских курсах, ее портреты писали художники, к ней обращались стихотворные послания поэты. Возникли новые более или менее продолжительные интимные привязанности Ахматовой — к поэту и критику Н. В. Недоброво, к композитору А. С. Лурье и др. В 1914 вышел второй сборник Анны Ахматовой — «Четки» (переиздавался около 10 раз), принесший ей всероссийскую славу, породивший многочисленные подражания, утвердивший в литературном сознании понятие «ахматовской строки». Летом 1914 Ахматова написала поэму «У самого моря», восходящую к детским переживаниям во время летних выездов в Херсонес под Севастополем.
«Белая стая» . С началом Первой мировой войны Анна Ахматова резко ограничила свою публичную жизнь. В это время она страдала от туберкулеза, болезни, долго не отпускавшей ее. Углубленное чтение классики (А. С. Пушкин, Евгений Абрамович Баратынский, Жан Расин и др.) сказывается на ее поэтической манере, остропарадоксальный стиль беглых психологических зарисовок уступает место неоклассицистическим торжественным интонациям. Проницательная критика угадывает в ее сборнике «Белая стая» (1917) нарастающее «ощущение личной жизни как жизни национальной, исторической». Инспирируя в ранних стихах атмосферу «загадки», ауру автобиографического контекста, Анна Андревна ввела в высокую поэзию свободное «самовыражение» как стилевой принцип. Кажущаяся фрагментарность, разъятость, спонтанность лирического переживания все явственнее подчиняется сильному интегрирующему началу, что дало повод Владимиру Владимировичу Маяковскому заметить: «Стихи Ахматовой монолитны и выдержат давление любого голоса, не дав трещины».
Послереволюционные годы . Первые послереволюционные годы в жизни Анны Ахматовой были отмечены лишениями и полным отдалением от литературной среды, но осенью 1921 после смерти Блока, расстрела Гумилева она, расставшись с Шилейко, возвратилась к активной деятельности — участвовала в литературных вечерах, в работе писательских организаций, публиковалась в периодике. В том же году вышли два ее сборника — «Подорожник» и «Anno Domini. MCMXXI». В 1922 на полтора десятка лет Ахматова соединила свою судьбу с искусствоведом Николаем Николаевичем Пуниным.
Годы молчания. «Реквием» . В 1924 году новые стихи Ахматовой были опубликованы в последний раз перед многолетним перерывом, после чего на ее имя был наложен негласный запрет. В печати появлялись только переводы, а также статья о «Сказке о золотом петушке» Пушкина. В 1935 были арестованы ее сын Л. Гумилев и Пунин, но после письменного обращения Ахматовой к Сталину их освобождили. В 1937 НКВД приготовило материалы для обвинения ее в контрреволюционной деятельности; в 1938 снова арестовали сына Анны Андреевны. Облеченные в стихи переживания этих мучительных лет составили цикл «Реквием», который поэтесса два десятилетия не решалась зафиксировать на бумаге. В 1939 после полузаинтересованной реплики Сталина издательские инстанции предложили Анне ряд публикаций. Вышел ее сборник «Из шести книг», включавший наряду с прошедшими строгий цензурный отбор старыми стихами и новые сочинения, возникшие после долгих лет молчания. Вскоре, однако, сборник подвергся идеологическому разносу и изъят из библиотек.
Война. Эвакуация . В первые месяцы Великой Отечественной войны Анна Ахматова написала плакатные стихотворения. По распоряжению властей ее эвакуировали из Ленинграда до первой блокадной зимы, два с половиной года она проводит в Ташкенте. Написала много стихов, работала над «Поэмой без героя» (1940-1965) — барочно-усложненным эпосом о петербургских 1910-х годов.
Постановление ЦК ВКП(б) 1946 года . В 1945-1946 Анна Андреевна навлекла на себя гнев Сталина, узнавшего о визите к ней английского историка Исайя Берлина. Кремлевские власти сделали ее наряду с Михаилом Михайловичем Зощенко главным объектом партийной критики, направленное против них постановление ЦК ВКП(б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград» (1946) ужесточало идеологический диктат и контроль над советской интеллигенцией, введенной в заблуждение раскрепощающим духом всенародного единства во время войны. Снова возник запрет на публикации; исключение было сделано в 1950, когда Ахматова сымитировала верноподданнические чувства в своих стихах, написанных к юбилею Сталина в отчаянной попытке смягчить участь сына, в очередной раз подвергшегося заключению.
Последние годы жизни . В последнее десятилетие жизни А. Ахматовой ее стихи постепенно, преодолевая сопротивление партийных бюрократов, боязливость редакторов, приходят к новому поколению читателей. В 1965 был издан итоговый сборник «Бег времени». На закате дней ей позволили принять итальянскую литературную премию Этна-Таормина (1964) и звание почетного доктора Оксфордского университета (1965).

Творческая деятельность

Одна из самых талантливых поэтесс Серебряного века Анна Ахматова прожила долгую, насыщенную как яркими моментами, так и трагическими событиями жизнь. Она трижды побывала замужем, однако счастья ни в одном браке не испытала. Она была свидетельницей двух мировых войн, в течение каждой из которых испытывала небывалый творческий подъем. У нее были сложные отношения с сыном, который стал политическим репрессантом, и до конца жизни поэтессы считал, что та предпочла творчество любви к нему.
Анна Андреева Горенко родилась 11 июня 1889 года в Одессе. Отец ее, Андрей Антонович Горенко был отставным капитаном второго ранга, после окончания морской службы получившим чин коллежского асессора. Мать поэтессы, Инна Стогова, была интеллигентной, начитанной женщиной, водившей дружбу с представителями творческой элиты Одессы. Впрочем, о «жемчужине у моря» у Ахматовой не останется детских воспоминаний - когда ей исполнился год, семейство Горенко перебралось в Царское Село под Петербургом. С детства Анну обучали французскому языку и светскому этикету, что было привычным для любой девушки из интеллигентной семьи. Образование Анна получила в Царскосельской женской гимназии, там же она познакомилась со своим первым мужем Николаем Гумилевым и написала первые стихи. Встретив Анну на одном из торжественных вечеров в гимназии, Гумилев был очарован ею и с тех пор хрупкая темноволосая девушка стала постоянной музой его творчества.
Первый стих Ахматова сочинила в 11 лет и после этого стала активно совершенствоваться в искусстве стихосложения. Отец поэтессы считал это занятие несерьезным, поэтому запретил ей подписывать свои творения фамилией Горенко. Тогда Анна взяла девичью фамилию своей прабабушки - Ахматова. Впрочем, очень скоро отец совсем перестал влиять на ее творчество - родители развелись, и Анна с матерью переехали сначала в Евпаторию, затем - в Киев, где с 1908 по 1910 год поэтесса училась в Киевской женской гимназии. В 1910 Ахматова вышла замуж за своего давнего поклонника Гумилева. Николай Степанович, который уже тогда был довольно известной личностью в поэтических кругах, поспособствовал публикации поэтических наработок супруги. Первые стихи Ахматовой начали печататься в разных изданиях с 1911 года, а в 1912 вышел ее первый полноценный поэтический сборник - «Вечер». В 1912 году Анна родила сына Льва, а в 1914 к ней пришла известность - сборник «Четки» получил хорошие отзывы критиков, Ахматова стала считаться модной поэтессой. Протекция Гумилева к тому времени перестает быть необходимой, и в отношениях супругов наступает разлад. В 1918 году Ахматова развелась с Гумилевым и вышла замуж за поэта и ученого Владимира Шилейко. Впрочем, и этот брак был недолгим - в 1922 году поэтесса развелась и с ним, чтобы через полгода сочетаться браком с искусствоведом Николаем Пуниным. Парадокс: впоследствии Пунин будет арестован практически в одно время с сыном Ахматовой - Львом, однако Пунина освободят, а Лев пойдет по этапу. Первый муж Ахматовой, Николай Гумилев, к тому времени будет уже мертв: его расстреляют в августе 1921.

Последний опубликованный сборник
Анны Андреевны датируется 1924 годом. После этого ее поэзия попадает в поле зрения НКВД, как «провокационная и антикоммунистическая». Поэтесса тяжело переживает невозможность публиковаться, много пишет «в стол», мотивы ее поэзии меняются с романтических на социальные. После ареста мужа и сына Ахматова начинает работу над поэмой «Реквием». «Топливом» для творческого неистовства стали выматывающие душу переживания за родных людей. Поэтесса прекрасно понимала, что при нынешней власти это творение никогда не увидит свет, и, чтобы хоть как-то напомнить о себе читателям, Ахматова пишет ряд «стерильных» с точки зрения идеологии стихотворений, которые вместе с отцензуренными старыми стихами составляют сборник «Из шести книг», вышедший в 1940 году.
Всю Вторую мировую войну Ахматова провела в тылу, в Ташкенте. Практически сразу после падения Берлина поэтесса вернулась в Москву. Однако там она уже давно не считалась «модной» поэтессой: в 1946 году ее творчество раскритиковали на заседании Союза писателей, и вскоре Ахматова была исключена из ССП. Вскоре на Анну Андреевну обрушивается еще один удар: вторичный арест Льва Гумилева. Во второй раз сыну поэтессы присудили десять лет лагерей. Все это время Ахматова пыталась вытащить его, строчила просьбы в Политбюро, однако никто к ним не прислушался. Сам Лев Гумилев, ничего не зная о стараниях матери, решил, что она не приложила достаточно усилий, чтобы помочь ему, поэтому после освобождения отдалился от нее.
В 1951 году Ахматову восстановили в Союзе советских писателей и она постепенно возвращается к активному творческому труду. В 1964 году ей была присуждена престижная итальянская литературная премия «Этна-Торина» и ей позволяют получить ее, поскольку времена тотальных репрессий прошли, и Ахматова перестала считаться антикоммунистической поэтессой. В 1958 году выходит сборник «Стихотворения», в 1965 - «Бег времени». Тогда же, в 1965 году, за год до своей смерти, Ахматова получает докторскую степень Оксфордского университета. Анна Андреевна Ахматова скончалась 5 марта 1966 года в подмосковном Домодедово.
Основные достижения Ахматовой
1912 - сборник стихов «Вечер»
1914—1923 - серия поэтических сборников «Четки», состоящая из 9 изданий.
1917 - сборник «Белая стая».
1922 - сборник «Anno Domini MCMXXI».
1935-1940 - написание поэмы «Реквием»; первая публикация - 1963, Телль-Авив.
1940 - сборник «Из шести книг».
1961 - сборник избранных стихотворений, 1909—1960.
1965 - последний прижизненный сборник, «Бег времени».
Интересные факты из жизни Ахматовой
На протяжении всей жизни Ахматова вела дневник, отрывки из которого были опубликованы в 1973 году. Накануне своей кончины, ложась спать, поэтесса написала, что ей жаль, что здесь, в кардиологическом санатории, нет ее Библии. По всей видимости, Анна Андреевна предчувствовала, что нить ее земной жизнь вот-вот оборвется.
В «Поэме без героя» Ахматовой есть строки: «чистый голос: я к смерти готов». Эти слова звучали и в жизни: их произнес друг и соратник Ахматовой по Серебряному веку Осип Мандельштам, когда они вместе с поэтессой гуляли по Тверскому бульвару.
После ареста Льва Гумилева Ахматова вместе с сотнями других матерей ходила к печально известной тюрьме «Кресты». Однажды одна из измученных ожиданием женщин, увидев поэтессу и узнав ее, спросила « А это вы сможете описать?». Ахматова ответила утвердительно и именно после этого случая стала работать над «Реквиемом».
Перед смертью Ахматова все-таки сблизилась с сыном Львом, который долгие годы таил на нее незаслуженную обиду. После смерти поэтессы Лев Николаевич принял участие в постройке памятника вместе со своими студентами (Лев Гумилев был доктором Ленинградского университета). Материала не хватало, и седовласый доктор вместе со студентами бродил по улицам в поисках камней.

Одна из самых ярких, самобытных и талантливых поэтесс Серебряного века Анна Горенко, более известная своим почитателям как Ахматова, прожила длинную и насыщенную трагическими событиями жизнь. Эта гордая и одновременно хрупкая женщина была свидетельницей двух революций и двух мировых войн. Её душу опалили репрессии и смерти самых близких людей. Биография Анны Ахматовой достойна романа или экранизации, что неоднократно и предпринимали как её современники, так и более позднее поколение драматургов, режиссёров и литераторов.

Анна Горенко появилась на свет летом 1889 года в семье потомственного дворянина и отставного инженера-механика флота Андрея Андреевича Горенко и Инны Эразмовны Стоговой, принадлежавшей к творческой элите Одессы. Девочка родилась в южной части города, в доме, который располагался в районе Большой Фонтан. Она оказалась третьей по старшинству из шестерых детей.


Едва малышке исполнился год, родители переехали в Санкт-Петербург, где глава семьи получил чин коллежского асессора и стал чиновником Госконтроля для особых поручений. Семья поселилась в Царском Селе, с которым и связаны все детские воспоминания Ахматовой. Няня водила девочку гулять в Царскосельский парк и другие места, которые ещё помнили . Детей обучали светскому этикету. Читать Аня научилась по азбуке , а французский язык выучила ещё в раннем детстве, слушая, как учительница преподаёт его старшим детям.


Образование будущая поэтесса получала в Мариинской женской гимназии. Анна Ахматова стихи начала писать, по её утверждению, в 11 лет. Примечательно, что поэзия для неё открылась не произведениями Александра Пушкина и , которых она полюбила несколько позже, а величественными одами Гавриила Державина и стихотворением «Мороз, Красный нос», которые декламировала мама.

Юная Горенко влюбилась в Петербург навсегда и считала его главным городом своей жизни. Она очень тосковала по его улицам, паркам и Неве, когда пришлось уехать с мамой в Евпаторию, а потом и в Киев. Родители развелись, когда девушке исполнилось 16 лет.


Предпоследний класс она доучивалась на дому, в Евпатории, а последний оканчивала в киевской Фундуклеевской гимназии. После завершения учёбы Горенко становится студенткой Высших женских курсов, выбрав для себя юридический факультет. Но если латынь и история права вызывали в ней живой интерес, то юриспруденция показалась скучной до зевоты, поэтому девушка продолжила образование в любимом Санкт-Петербурге, на историко-литературных женских курсах Н. П. Раева.

Стихи

В семье Горенко поэзией не занимался никто, «сколько видит глаз кругом». Лишь по линии матери Инны Стоговой нашлась дальняя родственница Анна Бунина – переводчица и поэтесса. Отец не одобрил увлечение дочери поэзией и попросил не срамить его фамилию. Поэтому Анна Ахматова стихи свои никогда не подписывала настоящей фамилией. В своём генеалогическом древе она отыскала прабабушку-татарку, которая якобы вела свой род от ордынского хана Ахмата, и таким образом превратилась в Ахматову.

В ранней юности, когда девушка училась в Мариинской гимназии, она познакомилась с талантливым молодым человеком, впоследствии известным поэтом Николаем Гумилёвым. И в Евпатории, и в Киеве девушка переписывалась с ним. Весной 1910 года они обвенчались в Николаевской церкви, которая и сегодня стоит в селе Никольская Слободка под Киевом. На тот момент Гумилёв уже был состоявшимся поэтом, известным в литературных кругах.

Молодожены отправились праздновать свой медовый месяц в Париж. Это была первая встреча Ахматовой с Европой. По возвращении муж ввёл свою талантливую жену в литературно-художественные круги Санкт-Петербурга, и её тут же заметили. Сначала всех поразила её необычная, величественная красота и царственная осанка. Смуглая, с отчётливой горбинкой на носу, «ордынская» внешность Анны Ахматовой покорила литературную богему.


Анна Ахматова и Амадео Модильяни. Художник Наталия Третьякова

Вскоре питерские литераторы оказываются в плену творчества этой самобытной красавицы. Анна Ахматова стихи о любви, а именно это великое чувство она воспевала всю свою жизнь, пишет во времена кризиса символизма. Молодые поэты пробуют себя в других вступивших в моду течениях – футуризме и акмеизме. Гумилёва-Ахматова приобретает известность как акмеистка.

1912-ый становится годом прорыва в её биографии. В этом памятном году не только рождается единственный сын поэтессы – Лев Гумилёв, но и выходит маленьким тиражом её первый сборник под названием «Вечер». На склоне лет женщина, прошедшая все тяготы времени, в котором ей выпало родиться и творить, назовёт эти первые творения «бедными стихами пустейшей девочки». Но тогда стихи Ахматовой нашли первых своих почитателей и принесли ей известность.


Спустя 2 года выходит второй сборник, названный «Чётки». И это уже был настоящий триумф. Поклонники и критики восторженно отзываются о её творчестве, возводя в ранг самой модной поэтессы своего времени. Ахматовой больше не нужна протекция мужа. Её имя звучит даже громче, чем имя Гумилёва. В революционном 1917-ом Анна выпускает свою третью книгу – «Белая стая». Она выходит внушительным тиражом в 2 тысячи экземпляров. Пара расстаётся в неспокойном 1918 году.

А летом 1921-го Николая Гумилёва расстреляли. Ахматова тяжело переживала смерть отца своего сына и человека, который ввёл её в мир поэзии.


Анна Ахматова читает свои стихи студентам

С середины 1920-х для поэтессы наступают тяжёлые времена. Она под пристальным вниманием НКВД. Её не печатают. Стихи Ахматовой пишутся «в стол». Многие из них утеряны при переездах. Последний сборник вышел в 1924 году. «Провокационные», «упаднические», «антикоммунистические» стихотворения – такое клеймо на творчестве стоило Анне Андреевне дорого.

Новый этап её творчества тесно связан с изматывающими душу переживаниями за родных людей. Прежде всего, за сына Лёвушку. Поздней осенью 1935-го для женщины прозвучал первый тревожный звонок: одновременно арестованы второй муж Николай Пунин и сын. Их освобождают через несколько дней, но покоя в жизни поэтессы больше не будет. С этого момента она будет чувствовать, как кольцо преследования вокруг неё сжимается.


Через 3 года сын арестован. Его приговорили к 5 годам исправительно-трудовых лагерей. В этом же страшном году прекратился брак Анны Андреевны и Николая Пунина. Измождённая мать носит передачи сыну в Кресты. В эти же годы выходит знаменитый «Реквием» Анны Ахматовой.

Чтобы облегчить жизнь сыну и вытянуть его из лагерей, поэтесса перед самой войной, в 1940-ом издаёт сборник «Из шести книг». Здесь собраны старые отцензуренные стихотворения и новые, «правильные» с точки зрения правящей идеологии.

Грянувшую Великую Отечественную войну Анна Андреевна провела в эвакуации, в Ташкенте. Сразу же после победы вернулась в освобождённый и разрушенный Ленинград. Оттуда вскоре перебирается в Москву.

Но едва расступившиеся над головой тучи – сына выпустили из лагерей – снова сгущаются. В 1946-ом её творчество разгромлено на очередном заседании Союза писателей, а в 1949-ом Лев Гумилёв арестован снова. На этот раз его осудили на 10 лет. Несчастная женщина сломлена. Она пишет просьбы и покаянные письма в Политбюро, но её никто не слышит.


Пожилая Анна Ахматова

После выхода из очередного заточения отношения между матерью и сыном долгие годы оставались напряженными: Лев считал, что мама на первое место поставила творчество, которое любила больше, чем его. Он отдаляется от неё.

Чёрные тучи над головой этой знаменитой, но глубоко несчастной женщины расходятся лишь под конец её жизни. В 1951-ом её восстановили в Союзе писателей. Стихи Ахматовой печатаются. В середине 1960-х Анна Андреевна получает престижную итальянскую премию и выпускает новый сборник «Бег времени». А ещё известной поэтессе Оксфордский университет присваивает докторскую степень.


Ахматовская "будка" в Комарово

На исходе лет у поэта и литератора с мировым именем наконец появился свой дом. Ленинградский «Литфонд» выделил ей скромную деревянную дачу в Комарово. Это был крошечный домик, который состоял из веранды, коридора и одной комнаты.


Вся «меблировка» – это жесткая кровать, где в качестве ножки были сложены кирпичи, стол, сооруженный из двери, рисунок Модильяни на стене и старинная иконка, когда-то принадлежавшая первому мужу.

Личная жизнь

Эта царственная женщина имела удивительную власть над мужчинами. В юности Анна была фантастически гибкой. Говорят, она могла с лёгкостью перегнуться назад, достав головой пола. Даже балерины Мариинки поражались этой невероятной природной пластике. А ещё у неё были удивительные глаза, менявшие цвет. Одни говорили, что глаза у Ахматовой серые, другие утверждали, что зелёные, а третьи уверяли, что они небесно-голубые.

Николай Гумилёв влюбился в Анну Горенко с первого взгляда. Но девушка была без ума от Владимира Голенищева-Кутузова, студента, который не обращал на неё никакого внимания. Юная гимназистка страдала и даже пыталась повеситься на гвозде. К счастью, он выскользнул из глиняной стены.


Анна Ахматова с мужем и сыном

Кажется, дочь получила в наследство мамины неудачи. Замужество ни с одним из троих официальных мужей не принесло поэтессе счастья. Личная жизнь Анны Ахматовой была сумбурной и какой-то растрёпанной. Изменяли ей, изменяла она. Первый муж пронёс любовь к Анне через всю свою короткую жизнь, но при этом у него появился внебрачный ребёнок, о котором все знали. К тому же Николай Гумилёв не понимал, почему любимая жена, по его мнению, вовсе не гениальная поэтесса, вызывает такой восторг и даже экзальтацию у молодёжи. Стихи Анны Ахматовой о любви казались ему слишком длинными и напыщенными.


В конце-концов они расстались.

После расставания у Анны Андреевны от поклонников не было отбоя. Граф Валентин Зубов дарил ей охапки дорогих роз и трепетал от одного её присутствия, но предпочтение красавица отдала Николаю Недоброво. Впрочем, вскоре его сменил Борис Анрепа.

Второе замужество с Владимиром Шилейко так измучило Анну, что она обронила: «Развод… Какое же это приятное чувство!».


Через год после смерти первого мужа она расстаётся и со вторым. А спустя полгода выходит замуж в третий раз. Николай Пунин – искусствовед. Но личная жизнь Анны Ахматовой не сложилась и с ним.

Заместитель наркома просвещения Луначарского Пунин, приютивший бездомную Ахматову после развода, тоже не сделал её счастливой. Новая жена жила в квартире вместе с бывшей супругой Пунина и его дочерью, сдавая деньги в общий котёл на еду. Приезжавший от бабушки сын Лев помещался на ночь в холодный коридор и чувствовал себя сиротой, вечно обделённым вниманием.

Личная жизнь Анны Ахматовой должна была измениться после встречи с врачом-патологоанатомом Гаршиным, но перед самой свадьбой тому якобы приснилась покойная мать, умолявшая не брать в дом колдунью. Бракосочетание отменили.

Смерть

Смерть Анны Ахматовой 5 марта 1966 года, кажется, потрясла всех. Хотя ей на тот момент уже исполнилось 76 лет. Да и болела она давно и тяжело. Скончалась поэтесса в подмосковном санатории в Домодедово. Накануне смерти она попросила привезти ей Новый Завет, тексты которого хотела сличить с текстами кумранских рукописей.


Тело Ахматовой из Москвы поспешили переправить в Ленинград: власти не желали диссидентских волнений. Похоронили её на Комаровском кладбище. Перед смертью сын и мать так и не смогли помириться: они не общались несколько лет.

На могиле матери Лев Гумилёв выложил каменную стенку с окошком, которая должна была символизировать стену в Крестах, куда она носила ему передачи. Сначала на могиле стоял деревянный крест, как того и просила Анна Андреевна. Но в 1969-ом появился крест.


Памятник Анне Ахматовой и Марине Цветаевой в Одессе

Музей Анны Ахматовой находится в Санкт-Петербурге на улице Автовской. Ещё один открыт в Фонтанном доме, где она прожила 30 лет. Позже музеи, памятные доски и барельефы появились в Москве, Ташкенте, Киеве, Одессе и многих других городах, где жила муза.

Стихи

  • 1912 – «Вечер»
  • 1914 – «Чётки»
  • 1922 – «Белая стая»
  • 1921 – «Подорожник»
  • 1923 – «Anno Domini MCMXXI»
  • 1940 – «Из шести книг»
  • 1943 – «Анна Ахматова. Избранное»
  • 1958 – «Анна Ахматова. Стихотворения»
  • 1963 – «Requiem»
  • 1965 – «Бег времени»
Похожие публикации